«900 блокадных дней»: литературно-музыкальная композиция
классный час (3 класс) на тему

«900 блокадных дней»:

литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия

блокады Ленинграда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dnya_pobedy.docx35.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

900 блокадных дней»:

литературно-музыкальная композиция, посвященная 66-летию снятия

блокады Ленинграда.

Сценарий.

Ведущий 1.     Прошло уже более шестидесяти лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища  вероломно напали на нашу Родину.

Звучит фонограмма сообщения о начале войны  Левитана.

              Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною.

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий 2.      Фашистские войска остервенело рвались к Ленинграду. Первый воздушный налет в город был совершен 18 июля 1942  года.

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

                       Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон.

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердце ленинградское биенье.

В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей

страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Не было топлива.        

Замерло электричество.        

Вышел из строя водопровод.        

Начался голод.        

По Ленинграду ходила смерть.        

Но не сдавался город.        

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха

Бросали на город даже морские мины.

В городе начались пожары.

Рушились дома от обстрелов.

Люди погибали в домах и на улицах.

Но ленинградцы держались.

- Ленинград в блокаде! — набатом неслось по стране.

 Да мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но съев похлебку из ремня,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

 Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Ведущий 2.                   Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла  у девочки родных. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.

«28 декабря 1941 года умер Женя в 12.30 ночи»

«Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа»

«Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра»

«Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа дня»

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра, 1942 года»

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

«Савичевы умерли все»

«Осталась одна Таня».

 

Ведущий 2.     При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Демонстрация слайдов дневника Тани Савичевой.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Только вовеки не будет,

На невском святом берегу

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Ведущий 2.    Вскоре настала зима - блокадная зима 1941-1942 гг. Зима страшная. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы.

Вместо супа - бурда из столярного клея.

Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют.
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал, как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот».

Но были у детей и праздничные обеды

Праздничный обед

Обед был праздничным,  из трёх блюд. О том, что обед будет из трех блюд, ребята детского дома знали заранее. Директор дома Мария Дмитриевна так и сказала:

-        Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе  и третье.

Что же будет ребятам на первое?

- Бульон куриный?

- Борщ украинский?        

- Щи зелёные?        

- Суп гороховый?        

  • Суп молочный?

Нет. Не знали в Ленинграде таких супов. Голод косит ленинградцев. Совсем другие супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав. Нередко травы бывали горькими.  Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. Назывались такие супы из трав — супами-пюре. Вот и сегодня ребятам - такой же суп Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

-        Из сурепки он будет, из сурепки, -  шептал ребятам.

Из сурепки? Так это ж отличный суп. Рады ребята такому супу. Ждут не дождутся, когда их позовут на обед.

Вслед за первым получат сегодня ребята второе. Что же им на второе будет?

  • Макароны по-флотски?
  • Жаркое?
  • Бигус?
  • Рагу?
  • Гуляш?

Нет. Не знали ленинградские дети подобных блюд.

Миша Кашкин и здесь пронюхал.

  • Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! чал мальчишка.
  • Вскоре к этому новую весть принёс:
  • К хвое - - бараньи кишки добавят.
  • Ух ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты.
  • Рады ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед.

Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. Что же будет на третье?

  • Компот из черешни?
  • Запеканка из яблок?
  • Апельсины?

- Желе?

- Суфле?

Нет. Не знали ребята подобных третьих. Кисель им сегодня будет. Кисель - размазня из морских водорослей.

Повезло нам сегодня. Кисель из ламинарии, -- шептал Кашкин. Ламинарии -- это с водорослей.

-- Сахарину туда добавят, -- уточнял Кашкин. -- По пол грамма на каждого

- Сахарину! Вот это да! Так это ж на объеденье кисель получится.

Обед был праздничный, полный из трёх блюд. Вкусный обед. На славу.

Не знали блокадные дети других обедов.

К хлебопекарне до зари

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку брось наземь.

Ведущий 1. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной в город пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

По Ленинграду смерть метёт,

Она теперь везде, как ветер.

Мы не встречаем Новый год –

 Он в Ленинграде не заметен.

Дома - без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

 Спалил Бадаевские склады.

Блокадным бедам нет границ:

Мы глохнем под снарядный гул

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,

Чтобы себя не испугаться.....

 Не новогодние дела

 У осаждённых ленинградцев.....

Ведущий 1.       В суровые дни войны рядом со взрослыми стояли дети. Школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, собирали теплые вещи для фронтовиков.     Участвовали в агитбригадах,  выступали в госпиталях.

Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

Кто прожил только десять лет,

Запомнит навсегда,

Как,  потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.

                              Блокадная ласточка

Весной сорок второго года

 множество ленинградцев носили

 на груди жетон — ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести.

это означало — «жду письма».

Этот знак придумала блокада:

знали мы, что только самолет,

 только птица к нам до Ленинграда

с милой-милой Родины дойдет...

Ведущий .      В то утро Валя проснулась рано. Рядом на сулее лежал букет цветов. Покосившись на соседок – никто не шелохнулся, наверно, спали – Валя исхудавшими пальцами тронула лепесток, яркий и нежный. Потом посмотрела в окно. Там разгорался рассвет, капли только что прошедшего дождя, прилипнув к стеклам, сверкали в первых солнечных лучах.

Она отвернула голову к стене – так привыкла лежать целыми днями. Но тут услышала тихий шепот, смех, и вся палата, как по команде, закричала:

С днем рож-день-я!  С днем рож-день-я!

                                                  ПРАЗДНИК

  Ведущий  .      22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Ленинграда» 1 500 000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15 249 детей.

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке

Одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

Ведущий.    Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого ждали город-фронт и все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!». Все выбежали на улицу, кричали «Ура!», поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

 

 Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало...

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

                                            Звучит фонограмма «День Победы»

Мы здесь с тобой не потому, что дата.

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будим приходи.

 Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Война закончилась.

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие.

Чтоб с нами жить.

 За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам.

Спасибо доблестным солдатам,

что отстояли мир когда-то.

Ведущий 1.    Прошло 66 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

                        Священное место для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.

Ленинградец душой и родом,

Болен я сорок первым годом.

Пискаревка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет.

27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА


За залпом залп.        

Гремит салют.        

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут!.. 

А ленинградцы Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, Но боль

Заговорила и прорвалась :

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось ...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы Плачут...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Летопись блокадного Ленинграда"

Данную разработку можно использовать на мероприятиях, посвященных Блокаде Ленинграда!...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дорога длиною в 1418 дней …» МАЙ 2016 г.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дорога длиною в 1418 дней …» Конкурс прошёл в МБОУ СОШ п.Южный, мой класс принимал участие и был награждён дипломом участника фестиваля "Во имя жизни ...

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Литературно-музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава…» (посвящена памятным дням и годам Великой Отечественной войны).

Стихотворения, песни, фотографии (для презентации) о Великой Отечественной войне с 1941 года до 1945 года (начало войны, битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Победа)....

Блокадный Ленинград. Город жив. Литературно-музыкальная композиция. Сценарий

История жизни блокадного Ленинграда в стихах, чувствах, мыслях, в самоотверженном отношении друг к другу, к животным. Героический пример стойкости и силы человеческого духа....

«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.

формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».

Тема литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия». В годы Великой Отечественной войны жителям города Ленинграда выпала тяжелая доля. В нечелов...