Гендерные проблемы в детском саду
статья на тему

Половко Наталия Маратовна

В работе представлены взгляды  учёных о черезвычайной важности гендерного подхода в воспитании дошкольников,

о причинах низкого уровня полоролевой социализации.Учёные и практики дают рекомендации по решению проблем

гендерного воспитания. В статье также приведены исследования уровня полоролевой социализации, проведённые

мною в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernyy_podkhod.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

 «Гендерные проблемы в детском саду»

        Половко Н. М. воспитатель ГБДОУ

детский сад 96 Московского района

        Санкт-Петербург 2012 г

        


         Как утверждает Т.А.Репина,анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга.

Записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей можно с большей долей вероятностей сказать, какого пола ребенок.Их еще не начали воспитывать,а они уже разные.Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации у мальчиков и девочек различаются.

Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек проявляются в такой сложной деятельности,как игра.

В исследованиях Т.П.Хризман показано,что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга»,их эмоции имеют разную генетическую основу.

          Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку,у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям,гибкость в адаптации к новым условиям.

        Мальчики ( и мужчины ) больше ориентированы на информацию, а девочки ( и женщины) на отношения между людьми.

           У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита

речь , часто они сильнее мальчиков физически,их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают «их в речевом плане.Но их ответы более однообразны,и,видимо, их мышление более однотипно.

      Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности,они нестандартно и интересно мыслят,но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.Они молчат, и нам кажется,что они не думают,не ищут решений,а поиск идет,он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

        Девочки быстрее схватывают новый материал,легче усваивают алгоритмы и правила,любят задание на повторение,чаще используют ближнее зрение,воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее, прагматичнее, лучше обучаются последовательно: от простого  к сложному, новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

         Мальчики труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения, им важно понять принцип,смысл задания и труднее воспринимать  объяснения от простого к сложному.Они не терпят однообразия, лучше выполняют задания при ярком свете.

      У девочек более развиты эстетические способности, более тонкая координация, они более дисциплинированны, более социализированы.

       У мальчиков лучше развита крупная моторика,они более способны к математике,конструированию,изобретательности.

     Мальчики более подвижны, агрессивны(игры в войну,захваты), для их игр и развития требуется больше пространства. В рисунках самолеты, танки, башни и т.д.

     Девочки любят игры «внутри домика». В рисунках больше закругленных линий.

Среди мальчиков больше гиперактивных детей,стрессы снимают подвижностью,чаще идет борьба за лидерство с помощью агрессии ,чаще могут играть в одиночестве.

        Девочки лидерство получают с помощью переговоров.В играх мало телесных контактов( у мальчиков драки,толкание,свалка),более равномерные группировки(без четкой иерархии),меньше игр в одиночестве,преобладают игры ролевые,тематические.

       Эти и другие различия обнаружили ученые в исследованиях последних лет(Г.Ю.Акиншикова,Л.А.Арутюнова,А.И.Захаров,В.С.Мухина,

Н.В.Плисенко,Т.А.Репина,Т.П.Хризман и др.)

     Согласно Б.Г.Ананьеву,возраст и половая принадлежность-важнейшие индивидуальные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

     Дошкольный возраст-период интенсивной полоролевой социализации,формирования представлений ребенка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях.

Л.И.Столярчук определяет полоролевую социализацию как специально организованную педагогическую деятельность,связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками поведения, соответствующего мужской (женской) «самости»,культурой взаимоотношений людей.Социализация осуществляется на основе представлений о поведении,чувствах, эротических свойствах мужчин и женщин,которые изменяются вместе с развитием общества.

      Первичная половая социализация начинается с момента рождения.Уже в 3 года дети знают,что девочкам следует себя вести не так,как мальчикам.К 5 годам, как утверждают В.Е.Коган ,Д.Н.Исаев,ребенок формирует половую идентичность как единство переживаний и ролевого поведения.К этому времени ребенок понимает, что пол- это навсегда, но в восприятии ребенка дистанция между ним и взрослыми людьми значительно больше,чем между ним и сверстниками другого пола.Вот почему так необходимо именно в этом возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне,а на более возвышенном- ценностном отношении к мужчине и женщине.

         Полоролевая социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием на него различных обстоятельств жизни, а также в результате целенаправленной социализации.

        От представления о содержании типичного для пола поведения , от возникновения предпочтений и интересов зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.

Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков- смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е.предпосылки будущих  женственности (феминности ) или мужественности(маскулинности).

        Л.И.Столярчук считает, что если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы,то став взрослым , человек плохо справляется со своими социальными ролями,затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностнй, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе.

       Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрасте является семья.Ценностные ориентации родителей , их социальные ожидания манера обращения с детьми, система наказаний и поощрений сказывается на полоролевой социализации ребенка.В исследованиях Дж.Рубина, М. Комаровски и других показано,что социальные ожидания родителей в отношении их сыновей и дочерей отличаются с момента рождения детей, хотя сами родители этого не замечают и не осознают.В семье формируются присущие полу качества,как бы внешне неуловимы они не были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни семьи.

          К сожалению,сейчас очень много неполных семей.Например, в старшей группе детского сада, где я работаю таких семей 38%.Это негативно сказывается на полоролевой социализации детей.Отцы ,по мнению Л. Маккоби ,больше,чем матери способствуют развитию феминных качеств у девочки( «маленькой принцессы»),больше,чем матери пытаются воспитывать своих сыновей и больше делают различие в воспитании между сыновьями и дочерьми.А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. У нее другой тип мозга и другой тип мышления.Кроме того,родители практически ничего не знают о гендерном подходе в воспитании детей и полагаются только на свою интуицию.

         Учитывая сложившуюся ситуацию в семье,педагоги ДОУ должны были заняться этой проблемой вплотную.Но и здесь пока не все получается. Достаточно полного представления о сущности гендерного подхода нет и у воспитателей .Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.Л.В.Штылева отмечает, что гендерные подходы в педагогике воспринимаются пока как научная экзотика.

        Анализ лицензированных программ(Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.В.Васильевой,программа «Радуга», программа «Развитие») показал,что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается.Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

         Программы, затрагивающие различные аспекты социализации дошкольников («Детство», «Азбука общения», «Я – мальчик,я- девочка») раскрывают лишь отдельные стороны нравственно-полового воспитания.

           Усугубляет ситуацию то, что и в неполной семье и в детском саду происходит вынужденная феминизация мальчиков, т.к. и мама и воспитатель  - женщины и в силу объективных причин им труднее понять мальчика, и способствовать его полоролевой социализации.В этих условиях черезвычайно важна роль компетентного в этой области педагога, который , используя современные знания о гендерном подходе, будет творчески применять их на практике и помогать родителям правильно воспитывать сына и дочь.

         Ученые и педагоги, изучавшие гендерные вопросы педагогики и психологии, предлагают следущие правила воспитания и обучения мальчиков и девочек:

При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать их от влияния ряда гендерных стереотипов, в особенности от влияния ряда гендерных стереотипов, касающихся их эмоциональной сферы.Наиболее травматичным запретом общества являетя отрицание чувств:»Большие мальчики не плачут»и т д.У каждого ребенка независимо от пола есть право на эмоции.Позволяйте мальчику иногда плакать,если ему действительно очень больно или обидно.Только почувствовав весь спектр эмоций- боль,обиду, злость,он сможет вырасти внимательным,заботливым,способным к состраданию мужчиной.

     Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве.Дети,которым не хватает примера взрослого- уверенного в себе мужчины, способного направлять ребенка- вырастая, вынуждены вести суровую борьбу с самим собой, чтобы обрести внутренний стержень и сформировать систему самоконтроля.Однако мальчики, которым предоставлен слишком широкий выбор, впоследствии испытывают большие затруднения при принятии решений.

         Снисходительно относитесь к непоседливости  и шумливости мальчиков, обращая их внимание на то, что мужчина должен быть спокойным и сдержанным. Плохое поведение ребенка лучше игнорировать: обращая на него внимание,взрослые только закрепляют нежелательную модель поведения.

       Воспитателям и родителям необходимо провести четкую границу между личностью ребенка и его плохим поведением.За непослушанием мальчика кроется жажда познания, желание исследовать мир самостоятельно, получая все сведения из первых рук.

       Необходимо как можно чаще предлагать мальчикам участвовать в делах взрослых, играх сверстников, определять их обязанности, организовывать занятия, в том числе и творческие.Попробовав разные занятия, мальчик осознает свою ценность в этом мире, поймет, что у него лучше получается, в чем его талант.Результатом такого воспитания станет высокая самооценка ребенка, его вера в свои силы.

         Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы, и прежде всего над самим собой.Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой ребенок может добиться успеха.

       Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его личные достижения.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

        Мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.Ругая мальчика, изложите кратко и точно,чем вы недовольны, т.к.он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слушать и слышать.

      Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

      Эмоциональный рассказ ребенка лучше слушать не прерывая, дать возможность высказаться: поддержка и сочувствие взрослого помогают девочке переводить выражение эмоций в выражение чувств.

        С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам,подталкивать к поиску собственных решений незнакомых,нетиповых заданий.

     Если в игру девочек никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности,последовательности.Несговорчивость и упрямство обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть.Игра- один из способов решения возрастных задач в дошкольный период девочки, она готовит ее к роли хозяйки дома, заботам о семье.

      Не стоит сомневаться в умственных способностях девочек.Утверждение, что женщины не могут мыслить логично и рационально, давно устарело.

       Мальчишеское поведение девочки редко вызывает тревогу у взрослых, но женственность не возникает в одночасье, она формируется длительно и непрерывно.

     Задача педагогов- развивать у девочек феминные, а у мальчиков- маскулинные признаки.

      Многие педагоги восприняли призыв к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек как призыв к необходимости разделить в образовании мальчиков и девочек, объясняя это тем,что девочки развиваются быстрее и это способствует формированию дискомфорта у мальчиков и их неуверенности. Я согласна с теми педагогами,которые считают эту точку зрения неправомерной. Ведь именно с дошкольного возраста надо учить доброжелательному взаимодействию мальчиков и девочек,с детства укреплять связи между представителями разного пола без сексуальной ориентации.Профессор Д.В.Колосов, говоря о важности воспитания и уважения к сверстнику противоположного пола, пишет,что необходимо организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата.Он считает, что от того,как мы научим ребенка этому взаимодействию, во многом будет определяться благополучие взаимоотношений будущих супругов в семье.Кроме того, совместное обучение и воспитание детей способствует формированию начал качеств мужественности и женственности.

          Какие же средства педагогического воздействия может использовать воспитатель для успешного решения гендерного подхода?

Детская художественная литература представляет богатейшую возможность воспитания нравственного чувства.Доступные по содержанию литературные произведения могут стать важным средством полоролевого воспитания.Как известно, художественный образ воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем скучные объяснения и нравоучения взрослого.Хорошо, если эпизоды из книги можно перенести в игру.

При чтении художественной литературы рекомендуется читать девочкам о том, какими хорошими качествами обладают мальчики и взрослые мужчины (герои, защитники).В то же время мальчикам необходимо читать, какими позитивными качествами обладают девочки и взрослые женщины (заботливые,нежные, терпеливые и т. д.).Это поможет сформировать у детей положительный образ человека противоположного пола.

        В воспитании у дошкольников полоролевого поведения велика роль русской народной сказки.К.Д.Ушинский писал о них: «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики и  я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

Сказка- сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу,супруге, сыну, дочери.Она учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными.Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию.

       Сказка представляет ребенку следущие жизненные полоролевые ситуации:

-  терпение,трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

-  силой, смелостью,служением родной земле мальчик, мужчина, юноша может заслужить любовь и уважение людей;

-  любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

-  проявление ума и смекалки, как мальчикам, так и девочкам обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Так, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный положительный образ девочки: доброй,работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.

    Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок  Иван-дурак, Иван-царевич,Иван- крестьянский сын и другие.Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие.Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста.

Кроме русских народных сказок  можно успешно использовать и другую специально подобранную литературу( стихи и рассказы А.Барто, С.Маршака, З.Александровой,Е.Пермяка, Б.Житкова,сказки Андерсена,С.А.Аксакова и др.).

     Программа И.П.Шелухиной «Мальчики и девочки» предлагает циклы занятий по полоролевому воспитанию:

1.Раздел Мужчины и женщины- какие они?

2.РазделЯ- мальчик, будущий мужчина.Я-девочка, будущая женщина.

3.Раздел Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

Предложены конспекты занятий, педагогические ситуации, сценарии праздников.Это примерная программа и носит рекомендательный характер.

      К сожалению,многие педагоги даже не слышали о существовании такой программы, способствующей благоприятному протеканию прцесса половой социализации.

      Воспитатель Мерзлякова Я.Е. в своей методической разработке предлагает темы бесед , направленные на формирование представлений дошкольников о различиях полов.

Содержание бесед с мальчиками строится вокруг следующих тем:

1.Мальчики-будущие мужчины.

2.Мальчики-защитники слабых(девочек).

3.Мальчики- маленькие рыцари.

4.Мальчики-юные мастера.

5.Мальчики- будущие отцы.

Содержание бесед с девочками строится вокруг тем:

1.Девочки- будущие женщины.

2.Девочки- маленькие утешительницы.

3.Девочки- маленькие принцессы.

4.Девочки- маленькие хозяюшки.

5.Девочки- будущие мамы.

Совместные беседы :

1.Мальчики и девочки- разные и похожие.

2.Защита и сострадание- качества мужчины и женщины.

3.Внешние формы поведения мальчиков и девочек.

4.Мальчики и девочки в совместной деятельности.

5.Мальчики и девочки- будущая семья.

 После проведения бесед можно постепенно ввести новые правила вгруппе.

Для мальчиков:

- не обижать девочек;

- всегда пропускать их вперед;

-более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;

-помогать девочкам надевать и снимать пальто;

- готовить девочкам подарки к 8 Марта.

Для девочек:

-всегда благодарить мальчиков за заботу и внимание;

-замечать непорядок в одежде и прическе мальчико, помогать им его устранять;

- помогать мальчикам более аккуратно застилать постель;

-стараться доставлять им радость,например дарить  ко Дню защитника Отечества подарки.

      Для успешного полоролевого воспитания необходимо развивать,обогащать и направлять игровую деятельность детей,создавая ситуации, закрепляющие полоролевое поведение.

Я работаю воспитателем в старшей логопедической группе детского сада.

Прослушав курсы по гендерному подходу и  изучив литературу по этому вопросу , провела исследование уровня полоролевой социализации детей своей группы.В группе 16 человек. Из них 38% - дети из неполных семей.

Диагностика проводилась только с детьми из полных семей ( 10 человек) и состояла из 2 частей.

      1.Тест по диагностической методике К. Маховер «Нарисуй человека»

      2.Индивидуальные беседы с детьми .(вопросы составили  И.П.Шелухина и В.Е.Каган).

        Цель исследования: выявить уровень полоролевой социализации детей старшей группы из полных семей. Сравнить уровни полоролевой социализации мальчиков и девочек.

        1.На листе А4 простым карандашом предлагалось нарисовать человека

(«Постарайся нарисовать как можно лучше») По ходу рисования воспитатель ничего не комментирует.(«Рисуй как хочешь»)

        Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе,что нарисованная фигура тесно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк и др.

Рисунок человека является его отражением «Я- концепции», содержит бессознательную проекцию образа тела, проекцию половой идентичности.

Образ тела - это представление человека о самом себе.

        По завершении рисования проводилась беседа с ребенком, в которой уточнялись детали рисунка: что за человек нарисован, какого он возраста,пола(если не ясно из рисунка).Затем определяется – совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображенного человека.

      Наличие дополнительных деталей, подробная подробная прорисовка, разукрашивание свидетельствует о позитивном отношении к персонажу,т.е.к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу листа может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о наличии чувства неполноценности к своему полу.

    Ярко выраженная половая идентичность у ребенка наблюдается если в его рисунке прослеживаются признаки пола : маскулатура, плечи, усы, борода , короткие волосы у мужчин,;грудь,талия, бедра у женщин ;

- традиционная женская или мужская одежда;

- аксессуары (сигарета, трость, бусы и т. д.)

2.Индивидуальные беседы:

-Кто ты есть? Кем будешь когда вырастешь?

-Как ты узнал, что ты мальчик(девочка)?

- Что как мальчик(девочка) ты делаешь в семье?

- Мама кто у тебя? А папа?

- Как в семье узнают,что мама- женщина, а папа- мужчина?

- С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?

- Хочешь ли ты быть мамой(папой), когда вырастешь?

- Кто такие мужчины и женщины?

- Почему в мире существуют мужчины и женщины?

- Кем работают мужчины и женщины?

Результаты теста «Нарисуй человека».

Мальчики:

Сергей П. – человек нарисован в виде овала(туловище), круга(голова),палочек(руки,ноги)На лице четко прорисованы рот с большими зубами.На животе пупок .Это папа.Рисунок крупный, расположен в центре листа.

Олег.Х. – человечек маленький, расположен внизу листа.Состоит из палочек, круга и овала.Очень маленькая голова . Это папа.

Алеша В. – человек нарисован в виде палочек и кругов,расположен в центре листа.Волосы нарисованы торчком вокруг головы(как иголки у ежика).Рот в улыбке.На туловище нарисованы пуговицы.Это папа.

Кирилл Р. – человек нарисован в центре листа ,состоит из овала,круга и палочек.Руки подняты вверх.Человек улыбается.Это мальчик Тема(друг Кирилла).

Марат К. – маленький ,схематично изображенный человечек нарисован в центре листа.По словам Марата это девочка.(есть сестренка).

Даня Л.  - схематично нарисованный человечек.Очень большая голова.Волосы торчком.Это маленький мальчик.

Из 6 тестируемых мальчиков двое (Марат и Олег) любят играть с девочками

(особенно Марат).

Тест показал очень низкий уровень полоролевой социализации мальчиков.

Только у Алеши и Дани в рисунке отражен один признак мужчин – короткая прическа(торчащие на голове короткие волосы).

 

Девочки:

Рита Г. – нарисованы мама и дочка.По рисунку видно,что это женщина и девочка.У женщины выделена грудь,видна женская прическа,украшения на одежде.

Вита М. – рисунок раскрашен розовым и красным карандашом(предлагалось простым)По одежде,прическе сразу видно, что это женщина.В ушах серьги, на одежде пуговки, карманы, волосы длинные, распущенные.Мама несет продукты.

Ясмина Я. - девочка Катя идет в школу.По рисунку видно, что это девочка.

Веселое, озорное личико,похожее на саму Ясю,волосы вылезают из-под высокой треугольной шапочки.В ушах сережки.Шапочка украшена пумпоном и узором.

 

Геля П. – рисунок схематичный, не прорисована одежда.Только по косичкам можно определить, что это девочка.По словам Гели это девочка Ксюша играет в футбол.(Геля любит играть с мальчиками)

Тестирование девочек показало высокий уровень полоролевой социализации.

Только у одной Гели он гораздо ниже, чем у других.

2.Индивидуальные беседы.

Ответы детей оценивались в баллах.За каждый верный ответ – 2 балла,за неточный – 1 балл, если ответа не было – 0 баллов.

Мальчики:

Алеша – 11 баллов

Даня, Олег, Марат – 13 баллов

Сергей – 7 баллов

Кирилл – 12 баллов.

Средний балл – 11,5

Девочки:

Геля – 9 баллов

Вита – 19 баллов

Рита – 13 баллов

Ясмина – 16 баллов

Средний балл – 14,25

        Таким образом, оба теста показали , что мальчики отстают от девочек по уровню полоролевой социализации.

Каковы причины такого отставания?

        Как доказано учеными,мальчики позднее взрослеют и еще не догнали девочек.

Идет постоянная феминизация мальчиков.Дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины.

Папы мало времени проводят с детьми,не вовлекают их в «мужские дела по дому»,мальчишеские игры.Это показали беседы с детьми.Почти все дети говорили, что папы дома смотрят телевизор, играют в компьютер,читают газеты.

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям(агрессии, двигательной активности) Кроме того,постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение «мужских проявлений» и на наказание «немужских»(например: «Не плачь,как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское.Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду,затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит легче,т. к. социальные признаки накладываются на генные образования.Однако содержательные компоненты феминности не способствуют развитию самоуважения девочек.Часто их обзывают : ябеда,плакса, трусиха, подлиза и т. д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущению собственной незначительности.

     

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности неимеет аналогов.После пяти-шести лет изменить неправильно сформированное половое самосознание человека практически невозможно.

Поиск истоков духовности человека, представляющий сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.

Дефицит научно обоснованного полоролевого воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости,увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков.

В заключении хочется привести замечательные слова из книги В.Д. Еремеевой и Т.П.Хризман «Мальчики и девочки -  два разных мира»:

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.Но обязательно очень любить.»

 

           

  Список использованной литературы.

1.Еремеева В.Д. Хризман Т.П.Мальчики и девочки – два разных мира. –

СПб.:Тускарора, 2000.

2..Каган В.Г. Когнитивные и эмоцианальные аспекты гендерных установок у детей 3 – 7 лет//Вопросы психологии, 2000.№ 7.

3..Лаптенок Е.Ю., Дегтерева И.А.,КозловаН.А. и др. Раздельное воспитание мальчиков и девочек : за и против//Дошкольная педагогика. 2002.№ 1.

4..Маховер К.Проективный рисунок человека.- М.: Апрель – Пресс ,1996.

5..Методическая разработка. Полоролевая социализация дошкольников. Мерзляева Я.Е.,Ярославль, 2010.

6..Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Старшая группа./Составитель Т.В.Иванова. – Волгоград : ИТД «Корифей»

7..Репина Т.А.Проблемы полоролевой социализации детей. – М.: Изд-во Московского психолого- педагогического института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

8.Столярчук Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания.

//Педагогика .2003.№ 5.

9..Шелухина И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшегодошкольного возраста. М., 2008.        

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...

Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...

Проблемы преемственности между детским садом и школой

Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДУЗ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят пе...

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Выступление на педсовете на актуальную тему, так как в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития обр...

«Образовательные программы для детей дошкольного возраста» Вариант 6 1.Развитие речи в детском саду. 2.Проблема физического воспитания дошкольников.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания...