Методическая разработка в 3 «г» классе коррекционной школы
методическая разработка (3 класс) по теме

Редкоус Нина Павловна


Методическая разработка по теме "Формирование поведенческих и речевых навыков у детей с задержкой психического развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка в 3 «г» классе коррекционной школы

по теме «Формирование поведенческих и речевых навыков у детей с задержкой психического развития».

Подготовила воспитатель ГПД Редкоус Н.П.

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима общекультурная основа- нравственная культура,которая является условием осмысления жизни, душевного здоровья личности. Культура человека- это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается своему ребенку. Далее- школа, где от педагога зависит будущее общества. Правила приличия не всегда едины, но их соблюдение необходимо, т.к. это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Нравственные нормы- своеобразный регулятор поведения. Норма, выработанная в опыте , прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.учитывая особенности и сложности , проявляющиеся в поведении детей с задержкой психического развития, я начала работать по данной теме. Нередко в классе между детьми возникают конфликты, ссоры, и дети используют ненормативную речь, грубые выражения.  Для решения этой проблемы мною были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитание культуры поведения учащихся в школе, в общественных местах и во взаимоотношениях сверстниками между собой и учителями.
  2. Воспитание и развитие умения дружить.
  3. Развитие навыков общения, культуры речи, поведенческих норм.
  4. Помощь в анализе своего поведения.

Решение этих задач предусматривает тесное сотрудничество родителей и школы. В своей работе для получения желаемого результата, я использую разные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

- Создание библиотеки с подборкой литературы по формированию нравственности и культуры поведения детей.

- Создание видеотеки ( см приложение).

- Организация совместной деятельности родителей с детьми в форме специально созданных занятий и мероприятий.

- Использование групповых бесед по вопросам правильной речи и культуры поведения учащихся.

- Использование метода «Книготерапия» с драматизацией, обсуждением, обыгрыванием отдельного произведения.

- Проведение заседания «Круглый стол» с родителями, где обсуждаются полученные результаты и ставятся новые задачи, исходя из особенностей детей.

- Создание совместно с родителями, картотеки памяток для детей с правилами культурного поведения в разных ситуациях (дом, школа, общественные места).

Учитывая общешкольную программу по работе с семьей по данной тебе, я разработала план работы с родителями и детьми на учебный год.

                 

                   План работы.

                                        1 четверть

                                         «Я- ученик».

Цели и задачи.

- обратить внимание учеников на отношения их к учителям и одноклассникам;

- вырабатывать правила поведения в школе и классе;

- помочь учащимся научиться смотреть на себя со стороны, анализировать свое поведение.

Сентябрь.

  1. Беседа «Как я провел лето».
  2. Обыгрывание ситуации «Встреча друзей».
  3. Составление коллажа «Летний отдых» (совместно с родителями).

Октябрь.

  1. Обыгрывание ситуации «Здравствуйте, я пришел» (правила поведения в библиотеке, в столовой, гардеробе).
  2. Обсуждение рассказа, придуманного воспитателем «Как Федя провел свой день в школе».
  3. Просмотр фильма «Витя Малеев в школе и дома».
  4. Совместное рисование «Прогулка в осенний парк».
  5. Памятка о правилах поведения в школе (составленная совместно с родителями) для детей.

                  Памятка №1, составленная родителями

«Правила для детей , регулирующие их отношения между собой и взрослыми»

  1. Умей сдержать свое слово и обещание.
  2. Не обещай, не подумав. Можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, классу, коллективу.
  3. Если пообещал, а потом понял, что не можешь выполнить обещание, сразу честно скажи об этом.
  4. Если не научился держать слово , выполнять обещания и порученные обязанности, то  начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.
  5. Не перекладывай свою вину на другого .
  6. Не будь равнодушен к людям.
  7. Не бойся предлагать свою помощь другим. Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым , больным, пожилым.
  8. Не мешай окружающим тебя людям отдыхать и работать.

              Памятка№ 2, составленная родителями

                «Правила поведения ученика»

  1. Внимательно слушай учителя, старательно решай задачи, делай упражнения. Тогда дома тебе будет легко выполнить домашнее задание.
  2. Не вертись за партой, не отвлекайся. Это мешает ученикам и отвлекает учителя.
  3. Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
  4. Недопустимо во время урока жевать. Для еды существует перемена. Кроме того, ты можешь испачкать тетради и учебники.
  5. Собирай портфель с вечера, на уроке у тебя должно быть все необходимое.
  6. Не забывай: чистота и порядок в классе - это здоровье твое и твоих товарищей. Следи за чистотой в классе, не сори, убирай за собой, не забывай о сменной обуви.
  7. Береги школьную мебель и свои учебники - они послужат другим детям.

                                  2 четверть.

                  «Дружба и товарищество».

Цели и задачи:

- воспитывать и развивать умения учеников дружить;

- развивать навыки общения: обратить внимание на культуру речи, на форму приветствия;

- учить быть корректными в спорте и играх, уметь анализировать свое поведение;

- учить ценить и беречь своих друзей, дорожить дружбой.

Ноябрь.

  1. Беседа «Умеем ли мы дружить?»
  2. Чтение рассказа о дружбе В.Осеевой «Три товарища»
  3. Рисование «Портрет друга».

Декабрь.

  1. Беседа   «Какой я друг» - взгляд со стороны.
  2. Чтение Н.Булгаков  «Анна, не грусти».
  3. Инсценировка (совместно с родителями) р.н.с. «Два жадных медвежонка» .
  4. Выставка работ (выполнена совместно сродителями) «Мой новогодний подарок другу».
  5. Памятка о дружбе и товариществе (составлена совместно с родителями)

        Памятка №3 составленная совместно с родителями для детей.            

                                   «Правила настоящей дружбы».

  1. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать - научи его, если товарищ попал в беду - помоги ему чем можешь.
  2. Делись с товарищем: если у тебя есть интересные книги или игрушки - поделись с другими ребятами или с теми, у кого этого нет.
  3. Играй и работай с товарищами так, чтобы у всех было одинаково, не забирай себе все самое лучшее.
  4. Останови товарища, если он делает что-то плохое.
  5. Хорошо дружить - это значит говорить друг другу правду; если друг в чем-то неправ -  скажи ему об этом.
  6. Не хвастайся! Хвастовством не приобрести новых друзей, но очень легко потерять старых.
  7. Не ссорься с товарищами, старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у ебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - радуйся их успехам; если поступил плохо - не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  8. Умей принять помощь, советы и замечания от других товарищей.

 

                                                3 четверть.

                                          «Мой дом, моя семья»

Цели и задачи:

- воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей семье, к предкам, развивать интерес к семейной родословной;

- прививать детям семейные ценности, повышать культуру быта;

- учить детей заботиться о своих родных, воспитывать желание доставлять им радость.

Январь.

  1. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
  2. Беседа на тему: «Что значит для меня моя семья?» «Мои обязанности в семье».
  3. Выставка рисунков «Моя семья» (выполнена совместно с родителями).

Февраль.

  1. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».- обсуждение. Разыгрывание ситуации «Как бы поступил ты?».
  2. Рисование совместно с родителями «Мое родословное дерево».
  3. Составление рассказов на тему «Папа может…».
  4. Выставка совместных поделок «Умелые руки не знают скуки». (подарки для пап и мам).

Март.

  1. Составление рассказов на тему «Моя мама» с использованием фотографий выставки «Это мамочка моя».
  2. Просмотр фильма «Мама», инсценирование ситуации «Как я поздравил маму».
  3. Чтение В.Осеева «Сыновья»- обсуждение.
  4. Спортвный праздник (совместно с родителями) «Мама, папа, я- спортивная семья!».

            Памятка №4 , составленная родителями для детей.

                  «О правилах поведения дома и в семье».

  1. Проявляй уважение и заботу к своим родителям и близким тебе людям.
  2. Следи за своим поведением и речью, чтобы не обидеть родных тебе людей.
  3. Принимай активное участие в жизни семьи.
  4. Имей и выполняй свои обязанности по дому, всегда будь гоотов оказать помощь своим родным.
  5. Будь вежливым и примерным в отношениеи со старшими.
  6. Не ябедничай на своих братьев и сестер, учись жить в мире и согласиии со своими родными.
  7. Старайся не шуметь дома, не мешай отдыху старших.

                                     4 четверть.

                   «Поведение в общественных местах».

Цели и задачи:

- формировать навык культурного поведения в общественных местах;

- анализировать поведение в транспорте, рассмотреть различные ситуации, сделать выводы о правилах культурного поведения пассажиров общественного транспорта;

- обратить внимание учащихся на поведение в театре, музее; научить их вести себя воспитанно в этих местах;

-раскрыть понятия: культурный, вежливый, галантный человек.

Апрель.

  1. Беседа «Чего нельзя допускать в общении с людьми?»
  2. Чтение В.Осеева «Волшебное слово».
  3. Беседа «Научись смотреть на себя со стороны»- проигрывание ситуации «Я - пассажир».
  4. Ролевая игра «Мы едем, едем, едем…» (совместно с родителями).
  5. Памятка, разработанная совместно с родителями для детей «Поведение в общественном транспорте».

              Памятка №5 (составленная совместно с родителями)

              «Правила  поведения в общественном транспорте».

  1. При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед пожилых людей и женщин.
  2. Не останавливайся у входа, не задерживай проход пассажиров, проходи в середину салона.
  3. Уступай место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.
  4. Не входи в транспорт с едой и напитками.
  5. Не разглядывай пассажиров, не показывай  на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
  6.  Неприлично громко разговаривать, смеяться, жестикулировать и спорить с друзьями.
  7. Входя в транспорт, необходимо снимать портфели и рюкзаки, чтобы не зацепить ими пассажиров.
  8. Не занимай место для пассажиров сумками и пакетами.
  9. Готовься к выходу заранее. Спроси : «Вы выходите на следующей остановке?» ,  «Извините»,  «Спасибо» сделают поездку приятной для всех.

Май .

  1. Беседа «Поведение в общественных местах».
  2. Чтение Н.Носова «Замаска». Игровое задание «Измени конец рассказа».
  3. Чтение стихотворения А.Барто «В театре». Инсценировка совместно с родителями «Я в театре».
  4. Игра «Хорошо - плохо». Просмотр кинофильма Г.Остера «Вредные советы».
  5. Памятка, составленная родителями для детей «Поведение в театре, музее, концертном зале».

                   Памятка №6 составленная родителями для детей.

              «Правила поведения в музее, театре, концертном зале».

  1. Посещение театра, музея, концертного зала можно считать выходом в свет, поэтому одеваться нужно нарядно.
  2. Верхнюю одежду и большие сумки необходимо оставлять в гардеробе.
  3. В музее, театре и концертном зале нельзя разговаривать громко, чтобы не мешать другим посетителям. Нельзя пользоваться мобильным телефоном.
  4. К своему месту в зрительном зале следует проходить лицом к сидящим.
  5. Нельзя заходить в зал музея или концертный зал с едой и напитками, необходимо пользоваться буфетом.
  6. Нельзя мусорить в общественных местах.
  7. Нельзя трогать руками музейные экспонаты и прикасаться к стеклам витрин. Старайся встать так, чтобы и другим посетителям было все видно.

               

 

                                        Круглый стол.

Тема «Взаимосвязь культурного поведения и речевого общения детей».

Цель: обобщить наработанный совместно с родителями материал по формированию у детей правил культурного поведения.

                Подготовка.

  1. Наглядность, выступления детей.
  2. Выбор выступающих .
  3. Выставка детских работ по данной теме.

                Повестка дня.

  1. Выступления детей (инсценировка рассказа) В.Осеевой «Волшебное слово».
  2. Выступление психолога Нечаеовй О.А.

Доклад на тему «Особенности формирования навыков культурного поведения у детей с задержкой психического развития».

  1. Опыт работы педагога Редкоус Н.П. «Формы работы с детьми с девиантным поведением».
  2. Опыт семейного воспитания . Выступление родителей по данной теме.

                          Выводы и задачи для дальнейшей работы.

В результате проведенной работы, была отмечена определенная динамика в поведении детей. Они стали более дружелюбными, менее конфликтными, пытаются самостоятельно решать конфликтные ситуации. У учащихся сформировалось понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим детям.

В дальнейшей работе необходимо закреплять и развивать уже полученные результаты. Так же следует уделить особое внимание тем учащимся, которые переносят пример негативного, неблагоприятного отношения в семье во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. С такими семьями неоходимо работать совместно с психологами, социальным педагогом и классным руководителем.

 В работе была использована следующая литература:

  1. Н.Е.Богуславкая Н.А.Купина «Веселый этикет»
  2. Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности»
  3. О.В.Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе».
  4. Г.Н.Жукова «Нравственные беседы с детьми».
  5. О.Александрова «Уроки вежливости».
  6. З.А.Михайлова «Библиотека программы Детство», РГПУ им.А.И.Герцена
  7. И.В.Бычков «Сказкотерапия».
  8. Н.Пермикова «Как Кис и Тяф стали друзьями, Или простые правила клммуникации».
  9. Е.А.Фисова «Сказкотерапия как метод коррекции аффективного поведения ребенка».
  10. Д.Ю.Соколов «Сказки и сказкотерапия» журнал практического психолога.

Картотека произведений для чтения детям.

  1. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
  2. А.Л.Барто «В театре», «Три очка для старичка», «Сережа учит уроки».
  3. Н.Булгаков «Анна, не грусти».
  4. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков».
  5. Ю.Ермолаев «Два пирожных».
  6. М.Зощенко «Золотые слова».
  7. В.В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
  8. И.Крылов «Лебедь, рак  щука», «Зеркало и обезьяна».
  9. В.Драгунский «Тайное становится явным», «Хитрый способ», «Главные реки».
  10.  Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
  11.  Н.Носов «Телефон»,  «Федина задача», «Замазка», «Огурцы»,  «Затейники», «На горке», «Приключения Незнайки».
  12.  В.Одоевский «Мороз Иванович».
  13.  Г.Остер «Вредные советы».
  14.  В.Осеева «Волшебное слово», «Три товарища», «Сыновья», «На катке», «Бабка».
  15.  Р.Погодин «Кирпичные острова».
  16.  А.Толстой «Приключения Буратино».
  17.  Э.Успенский «Дядя Федор, Кот и Пес».
  18.  К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
  19.  Л.Толстой «Лев и собачка», «Старый дед и внучек».
  20.  Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка».

Фильмотека для просмотра детям.

  1. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  2. Р.Н.Сказка «Аленький цветочек».
  3. «Алеша Попович и Тугарин змей».
  4. «Мама»
  5. «Каштанка».
  6. «Лев и собачка».
  7. «Дядя Степа».
  8. «Простоквашино».
  9. «В стране невыученных уроков».
  10. «Волшебник изумрудного города».
  11. «Приключения Буратино».
  12. «Приключения Незнайки».
  13. «Витя Малеев в школе и дома».
  14. «Вредные советы».
  15. «Мойдодыр».
  16. «Федорино горе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"

В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда....

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 2 класс коррекционной школы VIII вида...

Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»

Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...

Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»

laquo;Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»...

Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....

Методическая разработка. Конспект урока "Насекомые. Пчела" по предмету "Мир природы ", 4 класс коррекционной школы VIII вида.

Цель: ознакомление с известными насекомыми, составление описательного рассказа по плану. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ТЕМА «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО» Для обучающихся 1 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)

Данная разработка предназначена для учащихся коррекционной школы (для 1 класса). Задачи урока  - развитие устной связной речи у учащихся. Развитие слухового восприятия. Пополнять и обогащать пасс...