Методическая разработка туристического мероприятия «Зимний турслет»
методическая разработка (4 класс) по теме

Городские соревнования по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет), проводится с целью пропаганды и популяризации спортивного туризма, ориентирования и краеведения, как важного средства физического, морального и нравственного воспитания среди школьников и молодежи, проверка физической, технико-тактической  подготовки юных туристов,  воспитание патриотизма, отработка приемов и действий жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях, повышение безопасности проведения лыжных походов, выявление сильнейших команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx71.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Методическая разработка

туристического мероприятия

«Зимний турслет»

 ( городские соревнования молодежи и школьников по                                                     технике и  тактике лыжного туризма)

Методист

Каракулькина Юлия Викторовна

1-я кв. категория

г. Арзамас

2013 г.

Цель: Городские соревнования по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет), проводится с целью пропаганды и популяризации спортивного туризма, ориентирования и краеведения, как важного средства физического, морального и нравственного воспитания среди школьников и молодежи, проверка физической, технико-тактической  подготовки юных туристов,  воспитание патриотизма, отработка приемов и действий жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях, повышение безопасности проведения лыжных походов, выявление сильнейших команд.

Задачи:

  • Способствовать развитию туристских навыков среди школьников и молодежи города;
  • формированию навыков группового взаимодействия;
  • содействовать гармоничному физическому развитию ребенка и профилактике правонарушений;
  • выработке умений использовать туристические навыки и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;
  • формированию общественных и личностных представлений о престижности разносторонней физической подготовки;
  • приобретению практического опыта посредством различных туристических навыков и формирование умений применять их в различных по сложности ситуациях;
  • закреплению потребности в регулярных занятиях физической культурой и избранным видом туризма;
  • формированию адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма;
  • развитию навыков ЗОЖ целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

Участники: В мероприятии принимают участие обучающиеся  ОУ г. Арзамаса и учащиеся ГБОУ СПО АКТТ. Состав команды –  6 чел. (не менее 2-х девушек), один представитель и один судья (не моложе 18 лет). Возраст участников: 13 – 17 лет (7-11 классы). К участию в спортивных состязаниях допускаются учащиеся, по состоянию здоровья, допущенные к занятиям по физической культуре, прошедшие инструктаж по ТБ.

Руководство соревнованиями. Подготовку и проведение соревнований осуществляет ОРГКОМИТЕТ в состав, которого входят представители департамента образования, комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Арзамаса,  и других заинтересованных организаций и учреждений. Непосредственное проведение и организация соревнований возлагается на МБОУ ДОД ЦВР г. Арзамаса.

Порядок и срок подачи заявок.  Предварительная заявка подается на судейской коллегии в оргкомитет соревнований. Именная заявка, заверенная директором школы и врачом, подается в мандатную комиссию на месте соревнований.

Время и место проведения.

Городские соревнования по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет), проводятся 21 февраля  на ФОБ «Снежинка».

В связи с постановлением Гл. государственного санитарного врача по Арзамасскому району от 15.02.2013 г. №46 «О введении ограничительных мероприятий по ОРВИ и гриппу в г. Арзамасе», соревнования были перенесены на 06.03.2013 г.

Прибытие на ФОБ «Снежинка» – до 09.30; Старт первой команды в 10.00.

Программа соревнований:

  • Инструктаж по технике безопасности    
  1. Контрольно-туристический маршрут (КТМ) с этапами туристической полосы препятствий, выполнение специальных заданий (коэффициент 1).

С элементами спортивного ориентирования.

Условия прохождения соревнований на дистанции КТМ и перечень возможных этапов.

Состав команды – 6 чел. (не менее двух девушек). Длина дистанции до 3 км. Во время прохождения дистанции КТМ участники команды должны нанести на карту данной местности месторасположение контрольных пунктов (КП), путем прокалывания булавкой предполагаемого нахождения КП на карте и перечеркивания карандашом, находящимся на призме КП, точки прокола. Соревнования проводятся на маркированной дистанции. Каждая команда движется по дистанции согласно стартового протокола (по жеребьевке). При прохождении этапов команда использует любые тактико-технические приемы, не противоречащие правилам техники безопасности. За потерю маршрутных документов команда снимается с данного вида соревнований. За не прохождение этапа дается штраф -100 баллов. На каждом этапе за недостающего участника команда получает 10 баллов штрафа. Прохождение этапов оценивается согласно Правилам соревнований по туристскому многоборью(«Русский турист». 1998 года и приложений к правилам – «Руководство для судей и участников соревнований по «ТЛиПТ». Теплоухов В.В., 2000год) с уточнениями, которые сообщаются участникам перед стартом соревнований. Общий результат команды в КТМ определяется наименьшей суммой штрафных баллов, набранных на этапах дистанции.

  1. Спортивное ориентирование (коэффициент 1).

Штрафы за неточную отметку КП:

Ошибка прокола

-//-           d 2мм – штраф – 0 мин.;

-//-           d 4мм – штраф – 1 мин.;

-//-           d 6мм – штраф – 2 мин.;

-//-           d 8мм – штраф – 3 мин.;

-//-           d более 8мм – штраф – 5 мин.

За каждый лишний прокол на карте – штраф 5 мин Отсчет правильности прокола проводится от расположения КП на карте.

  1.  Краеведческая викторина, посвященная истории родного края, его природе, географии, туризму (коэффициент 0,5).

Оборудование:

  1. Карта полигона для стенда -                             1 шт.;
  2.  Карта полигона    для участников                  20 шт.;
  3. Веревки -                                                             2 шт.;
  4. Рюкзаки -                                                            2 шт.;
  5. Котелок для воды -                                             2шт.;
  6. Газовая горелка -                                                2 шт.;
  7. Карабины -                                                        10 шт.;
  8. Каски -                                                                  6 шт.;
  9. Аптечка -                                                               1 шт.;
  10. Секундомер электронный -                                 2 шт.;
  11. Компас  -                                                               3 шт.;
  12. Топор походный -                                                2 шт.;
  13. Набор посуды (КЛМН) -                                     1 шт.;
  14. Костровое оборудование -                                  1 шт.;
  15. Разделочная доска -                                             2 шт.;
  16. Половник -                                                            2 шт.;
  17. Пленка -                                                                 1 шт.;
  18. Коврики (пенки) -                                                35 шт.;
  19. Стол -                                                                      2 шт.;
  20. Стулья -                                                                 10 шт.;
  21. Фотоаппарат -                                                        1 шт.;
  22. Мегафон -                                                               1 шт.;
  23. Музыкальный центр -                                            1 шт.;
  24. Дрова  
  25. Санки «Волокуши»                                                 1шт.;
  26.  «Следы животных» (раздаточный материал)       1комплект;                                          
  27. Протоколы на этапы (планшеты)                            15 шт.;
  28. Маршрутные листы                                                  20 шт.;
  29. Файлы                                                                         20 шт.;
  30. Карта спортивная                                                         1 шт.;
  31. Грамоты участникам -                                            определяются по предварительной заявке педагогов
  32. Кубки                                                                                3 шт.;
  33. Сувениры и сладкие призы   -                                 по смете.
  34. Журнал по ТБ (инструктажи)

Личное снаряжение.

     Рюкзак, теплая куртка, штаны, теплая обувь, шерстяные и тонкие носки, запасные перчатки (варежки), спички, часы,  КЛМН (команда имеет право укомплектовать один рюкзак на всю команду).

 Групповое снаряжение.

         Медаптечка (бинт, вата, кровоостанавливающие, дезинфицирующие средства); компас, спички герметизированные, фанера 3-х миллиметровая 30х50 см, булавка, файл, ручка.

Оформление информационного стенда:

Оформляется в день соревнований.

Педагог – организатор

Карпов Семен Александрович

  1. Положение
  2. Этапы соревнований
  3. Карта полигона
  4. Правила поведения туристов;
  5. Инструктажи  по т/б.

Подготовительный этап: 

План подготовки городских соревнований по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет).

  1. На Судейской коллегии педагогическим коллективом утверждается план проведения городских соревнований по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет), место и сроки проведения, распределяются обязанности.
  2. По итогам Судейской коллегии директор пишет приказ по МБОУ ДОД ЦВР о проведении городских соревнований по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет), с указанием должностных обязанностей каждого педагога на день проведения мероприятия.
  3. Пишется положение о «Городских соревнованиях по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет)». Рассылается по ОУ г. Арзамаса.
  4. Собирается актив, представители и судья от каждого ОУ, на котором знакомят с положением о  «Городских соревнованиях по технике и тактике лыжного туризма (зимний турслет)». Даются рекомендации по подготовке, назначаются дни тренировок и консультаций.
  5. Педагогом-организатором и педагогами ДО готовится инвентарь и площадка (территория ФОБ «Снежинка»). Педагоги ОУ организуют и подготавливают команды.
  6. В назначенный день дети собираются на ФОБ «Снежинка». Проводится представителем команды  инструктаж по ТБ (с занесением в журнал).
  7. По окончании соревнований проводится торжественное закрытие и награждение победителей (участников), обучающиеся  организованно покидают место соревнований.

Определение результатов и награждение. Результат команды в общем зачете определяется по наименьшей сумме мест зачетных видов соревнований. В случае равенства очков предпочтение отдается команде, имеющей более высокое место в КТМ. Команды-призеры награждаются грамотами и кубками. Команды, занявшие призовые места в отдельных зачетных видах соревнований, награждаются грамотами.

Ход мероприятия:

09.30 -10.00

  1. Встреча участников и их сопровождение  

Педагог-организатор

Карпов С.А.      

Инструктаж по технике безопасности с занесением в журнал.

Зам. по ВР

Морозова Инна Юрьевна

Секретарь

Каракулькина Юлия Викторовна

Представитель команды                                                                                                                                                                                

10.00-10.20

  1. Торжественное открытие

Директор  МБОУ ДОД ЦВР

Андронов Алексей Владимирович

- Особое место занимает туристическая деятельность и традиционный зимний туристический слет детей и молодежи города Арзамаса. Это мероприятие способствуют развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность. Ежегодный зимний туристический слет,  можно назвать культовым мероприятием, его с нетерпением ждут и взрослые и дети. ..

3.  Выступление  гл. судьи соревнований    Родин Ю.В.

       

      Приветствие

Сообщает границы полигона.

Перед стартом капитан каждой команды  сдает рапорт (………).  

«Команда, в одну шеренгу стройся!  

Равняйся! Смирно!  

  1. - Товарищ главный судья! Туристическая команда ОУ  «,,,,,, » , руководитель ,,,,,,,,,,для участия в  городских соревнованиях по технике и тактике лыжного туризма прибыла в количестве 6 человек. Рапорт сдавал капитан команды…..». 
  2. -     ………..

10.20

СТАРТ  КТМ    

СТАРТ Спортивное ориентирование 

Гл. судья

Родин Ю.В.(МБОУ гимназия)

Команда стартует на лыжах со спортивной картой, на которой необходимо отметить 6 контрольных пунктов (КП). КП будут находиться на маркированной дистанции.

  1. этап.  Предстартовая проверка.

Судья

Беззаметнова Юлия Вячеславовна

На  предстартовой  проверке команда предоставляет  к осмотру  личное  и групповое снаряжении, спрашивают:

- границы полигона, на котором проходит дистанция КТМ (участник по выбору судьи);

- действия в случае аварийной ситуации (капитан);

- допуск к соревнованиям от врача;

- инструктаж по ТБ (кто и когда проводил, фиксирование в журнал).

              - неправильный ответ  - 3 балла;

             - некомплект снаряжения  или медаптечки – 1 балл за каждый  отсутствующий предмет из списка;

-  нет медаптечки – 10 баллов

Максимум – 30 баллов.

После этого команде выдается маршрутный лист и карта полигона, по мере прохождения маршрута он будет заполняться судьями на этапах: КТМ, спортивное ориентирование, краеведческая викторина. Заполненный маршрутный лист, свидетельствует о прохождении всей дистанции соревнований.

Сдается на финише секретарю, вместе с картой полигона.

2этап.   Вязка узлов.

Судья

Бурзаев Андрей Игоревич (МБОУ СОШ №1)

Каждый узел вяжется одним из участников команды (булинь, встречный, грейпвайн, академический, схватывающий, проводник-восьмерка). Все узлы должны быть выполнены.

  • неправильно завязанный узел – 3 балла;
  • отсутствие контрольного узла – 1 балл.

Максимум 18 баллов

3 этап. Спуск с торможением.

Судья

Рябов Михаил Михайлович (МБОУ СОШ №15)

Спуск проходят по одному, торможение в определенной зоне, указанной судьями сигнальными флажками.

  • Торможение не в зоне – 3 балла;
  • Неправильное торможение – 3 балла.

Максимум 20 баллов. 

4 этап. Подъем по склону «елочкой».

Судья

Мячков Андрей Геннадьевич

Прохождение по одному, в заданном коридоре – подъем способом «елочка».

  • Падение – 3 балла;
  • Двое на этапе – 5 баллов;
  • Применение другого способа подъема – 5 баллов;

Максимум 20 баллов.

5 этап. Скоростной спуск с поворотами.

Судья

Маврин Петр Евгеньевич (МБОУ СОШ №14)

Поочередный спуск со склона, с поворотом. Проходят командой по одному.

  • Падение – 3 балла;
  • Двое на этапе – 5 баллов;
  • Невыполнение условий этапа – 5 баллов;

Максимум 30 баллов.

6 этап.  Поиск пострадавшего в лавине.

Судья

Малюгин Вадим Евгеньевич (МБОУ СОШ №3)

Работает  вся команда. Зона поиска ограничена «волчатником». Лыжи снимаются. Поиск производится цепью, лыжной палкой, движение снизу вверх.

  • Громкий разговор, крики – 10 баллов;
  • Не выставлен наблюдатель – 10 баллов;
  • Неправильный поиск – 5 баллов;
  • Потеря снаряжения – 3 балла.

Максимум 50 баллов

7 этап. Транспортировка пострадавшего на волокушах.

Судья

Васильев Антон Сергеевич (МБОУ СОШ №2)

Участвует вся команда. Определяется «пострадавший» и 2 «сопровождающих». При помощи команды укладывается в спальный мешок и размещается на волокуше (выдает судья). Направление движения указывается судьей.

  • Отсутствие сопровождающего – 5 баллов;
  • Потеря пострадавшего – 10 баллов;
  • Помощь пострадавшего – 5 баллов.

Максимум – 20 баллов.

8 этап.  Разведение костра и кипячение воды.

Судья

Варганова Татьяна Ивановна (МБОУ СОШ № 13)

Подготовив место под костер: тринога (выдает судья), щепки. Используя минимум 3 спички, без ЛВЖ и бумаги, вскипятить 250 гр. воды за контрольное время (к.в. 10 мин) в котелке (выдает судья).

  • За каждую спичку, свыше трех положенных – 3 балла;
  • Не подготовленное место под костер – 5 баллов;
  • Не вскипела вода – 5 баллов.

Максимум 20 баллов.

9 этап.  Преодоление водной преграды по тонкому льду.

Судья

Ермаков Сергей Викторович МБОУ гимназия

Выставляется наблюдатель, от команды (капитан). Громко говорит:

- Я, наблюдатель!

 Каждый частник, поочередно движется по лыжне, имитируя переправу по тонкому льду. Участник, идущий последним, пройдя дистанцию, назначает себя наблюдателем, дистанцию проходит капитан.

  • Не выставлен наблюдатель – 10 баллов;
  • Тактико-технические ошибки – 5 баллов;
  • Двое на этапе – 5 баллов;
  • Потеря снаряжения – 3 балла.

Максимум – 50 баллов

10этап. Тропление лыжни. 

Судья

Фролов Андрей Александрович (МБОУ СОШ № 58)

Альвинцев Владимир Андреевич (МБОУ СОШ №10)

Производится полная смена ведущего: головной участник через 3 м., смещается в сторону - «вправо», пропуская всю команду и встает замыкающим (каждый участник тропит лыжню).

  • неучастие в троплении  участника команды – 3 балла;
  • движение не по протропленной лыжне – 1 балл за каждого участника.

Максимум 20 баллов.

11этап.  Поляна заданий.

Судья

Колесов Дмитрий Николаевич (МБОУ СОШ №15)

Определение следов животных

  • Неправильный ответ – 1 балл.

Максимум 10 баллов.

Определение расстояния по карте

  • За каждые 25 метров ошибки 2 балла

Максимум 10 баллов.

ВИКТОРИНА

Судья

Зам. по ВР  Морозова Инна Юрьевна

По окончанию спортивной части соревнований участники, всей командой, отвечают на вопросы краеведческой викторины, посвященной истории родного края, его природе, географии, туризму.

  • коэффициент 0,5

Во время соревнований участники обеспечиваются горячим чаем.

  14.00 – Подведение итогов.

Судья сдают протоколы гл. секретарю, с подведенными результатами по своему этапу.

Заполняется сводный протокол соревнований, определяются призеры.

 На следующий день информация о результатах, грамоты и призы направляется по школам.


  «СОГЛАСОВАНО»                       «СОГЛАСОВАНО»                      «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                       Председатель Комитета         Директор МБОУ ДОД ЦВР      Директор департамента                                                                                          по физической культуре, спорту       администрации г. Арзамаса                     образования                                                                                       и молодежной политике                                                                                                              администрации г.Арзамаса        

администрации г. Арзамаса

                                                                                     __________А.В. Андронов                          _________ С.Н.Шевелев  

 __________Л.В. Киселева  

                                                                                                                                                               «СОГЛАСОВАНО»

                                                                                                                                     Директор МУ «ЦФКиС г. Арзамаса

                                                                                                                          Нижегородской области

                                                                                                                  _____________В.В.Румянцев

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении  городских соревнований школьников по  технике и  тактике лыжного туризма (зимний  турслет).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

     Пропаганда и популяризация спортивного туризма, ориентирования и краеведения, как важного средства физического, морального и нравственного воспитания школьников, проверки физической, технико-тактической  подготовки юных туристов,  воспитания патриотизма, отработки приемов и действий жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях, повышения безопасности проведения лыжных походов, выявления сильнейших команд.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.

     Соревнования проводятся 21 февраля 2013 года  на ФОБ «Снежинка». Старт первой команды в 12.00.

РУКОВОДСТВО СОРЕВНОВАНИЯМИ.

     Подготовку и проведение соревнований осуществляет ОРГКОМИТЕТ, в состав которого входят представители департамента образования, комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Арзамаса. Непосредственное проведение соревнований возлагается на МБОУ ДОД ЦВР  г. Арзамаса (директор А.В.Андронов).

УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ.

     В соревнованиях принимают участие команды МБОУ г. Арзамаса. Команда состоит из 6 человек (не менее 2-х девушек).  Обязательное условие - один представитель и один судья (не моложе 18 лет) от ОУ. При отсутствии судьи команда к соревнованиям НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

     Возраст участников: 13 – 17 лет (7 – 11 классы).

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ:

     1. Контрольно-туристический маршрут (КТМ) с элементами спортивного ориентирования и туристической полосы препятствий, выполнение специальных заданий (коэффициент 1).

     2. Краеведческая викторина, посвященная истории родного края, его природе и географии (коэффициент 0,5).

     3. Спортивное ориентирование (в программе КТМ) (коэффициент 1).

ПОРЯДОК И СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК.

     Предварительная заявка подается на судейской в оргкомитет соревнований. Именная заявка, заверенная директором школы и врачом, подается в мандатную комиссию на месте соревнований. Судейская состоится 14.02.2013 г. в 15.00 ч. в МБОУ ДОД ЦВР. Приглашаются представитель и судья от команды (явка строго обязательна).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАГРАЖДЕНИЕ.

     Результат команды в общем зачете определяется по наименьшей сумме мест зачетных видов соревнований. В случае равенства очков предпочтение отдается команде, имеющей более высокое место в КТМ. Команды-призеры, занявшие призовые места в отдельных зачетных видах турслета, награждаются грамотами.

ФИНАНСИРОВАНИЕ.

     Расходы, связанные с организацией и проведением соревнований, награждением призеров, несет МБОУ ДОД ЦВР, оплату судейства осуществляет КФКСиМП. Расходы, связанные с доставкой команд к месту соревнований и обратно, с организацией горячего питания в полевых условиях - за счет администрации ОУ.                                                        

ОРГКОМИТЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия «Зимний калейдоскоп» для 3 класса

В данной работе представлен план мероприятия для 3 класса, цель которого познакомить ребят с историей возникновения зимних увлечений (лыж, санок, коньков)....

Методическая разработка спортивного мероприятия «Зимние старты»

Методическая разработка спортивно – развлекательного мероприятия  «Зимние старты» направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и ·...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прогулка в зимний лес".

Данная методическая разработка будет интересна учителям, работающим в 1 классах....

Методическая разработка "Прогулка-наблюдение "Зимний сквер".

Методическая разработка "Прогулка-наблюдение "Зимний сквер"....