Воспитание толерантности у детей
план-конспект урока (3 класс) по теме

Лупеко Галина Валерьевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теперь, когда мы научились                        слайд 2

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди. ( Бернард Шоу)

Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Спасибо, что, отложив все дела, вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Толерантность детей и взрослых: в чем она проявляется?»

Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Сегодня мы постараемся с вами вырастить дерево толерантности.

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса.

К сожалению некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие  происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства  недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости;  мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

- А сейчас, я бы хотела узнать, что вы знаете о толерантности? (ответы родителей)

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремиться соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает слайд 3 « уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

- А теперь выполним небольшое задание. Запишите на стикерах, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек. Давайте повесим листочки на дерево. К нему мы вернемся чуть позже.

Анализ ситуаций. Слайд 4

А сейчас я предлагаю посмотреть на себя со стороны и понять насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?

- Предлагаю вам посмотреть на себя со стороны. (Дети разыгрывают сценки, читают стихи)

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой:

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться:

По приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять постель.

По команде есть садиться.

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно почему

Начал огрызаться я:

Конец терпенью моему

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ

Папа вазу опрокинул:

Кто его накажет?

- Это к счастью, это к счастью,-

Все семейство скажет.

Ну, а если бы, к несчастью,

Это сделала бы я!

- Ты разиня, ты растяпа!

Сразу скажут про меня.

Сценка «Недотепа»

Мама.

Талантливые дети.

Надежды падают:

Участвуют в концертах –

Танцуют и поют.

У многих есть возможность

Объездить целый мир –

Проводят в разных странах

Где – конкурс, где – турнир.

Лисичкина Наташа

Имеет пять наград,

А Гарик, твой приятель,-

Уже лауреат.

Сын.

И только недотепам

К успеху путь закрыт.

Моя родная мама

Мне это говорит.

Но я не возражаю,

А губы сжав, молчу.

И я на эту тему

С ней спорить не хочу.

Пускай другие дети

Надежды подают:

Картиночки рисуют,

Танцуют и поют.

На скрипочках играют,

Снимаются в кино –

Что одному дается,

Другому не дано!

Сценка «Мать и дочь». Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мать (тычет пальцем в тетрадь и говорит сердито) – Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пмшется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать! (дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не дает ей рта раскрыть)

«Как начинается война?»

Сын. – Папа, а как начинаются войны?

Папа. – Вот так, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.

Мама. – Англия с Америкой поссориться не может.

Папа. – Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоритический пример.

Мама. – Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа.- Ничего бредового я ему не внушал!

Мама. – Если он тебя будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет. (Рассердилась, кинула в папу клубок).

Сын.- Вот теперь я знаю, как начинаются войны.

-Сейчас я вам предлагаю  узнать какой тип воспитания преобладает в вашей семье, от которого напрямую зависит, каким вырастит ваш ребенок.

Тест для родителей слайд 5

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.

  1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

Слайд 6

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в)предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

Слайд 7

4. Ваш ребенок скрыл от вас полученные двойки.Вы:

а)  в гневе из двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребенка.

5. Ваш ребенок гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Слайд8

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. (Это толерантный родитель)

В – тип родителя не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

- Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.

Слайд 9

Толерантность – понятие достаточно новое, это:

Ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Дальше идет обсуждение дерева толерантности. Рву листву и бросаю на пол, если она повторяется или неверная.

- Посмотрите, оказывается у вас мало знаний по данной теме (или, если листочков осталось много на дереве: - Молодцы, уважаемые родители, оказывается вы много знаете о толерантности, но не все…)

- Значит сегодня мы должны с вами узнать, как воспитать толерантного человека и как сделать толерантными отношения в семье, а для этого необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.

Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем –то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным. А это значит, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, отсюда ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:

Слайд 10

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

Слайд 11

В этом случае в ребенке будут черты толерантной личности

- терпение

- умение владеть собой

- доверие

- чуткость

- способность к сопереживанию

- снисходительность

- расположение к другим

- чувство юмора

- терпимость к различиям

- доброжелательность

- гуманизм

- умение слушать

- несклонность осуждать других

- альтруизм

Составление схемы достойного выхода из ситуации

Слайд 12

У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты. Конфликты стары как мир. В семье они происходят из-за

- учебы

- друзей

- вредных привычек

- праздности

- денег

- домашних дел

- отношения в семье

А что является причиной конфликта в вашей семье?

- Я сейчас предлагаю вам в группах рассмотреть ситуации и попробовать найти выход из них, чтобы не остаться обиженным и не обидеть другого.

А) Ваш ребенок изрисовал ручкой книгу, которую вы взяли почитать у своего друга (подруги).

Б) Вы с сыном (дочерью) договорились встретиться на улице возле магазина. Вы прождали его (ее) полчаса, а он (она) так и не пришел(ла).

В) Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Г) Паша (с радостью). Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну что, что обещал. Мне сейсач не до тебя.

Паша (настаивает). Ну, пожалуйста…

Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

-

- Какую ошибку допустил папа? (толкнул ребенка, оскорбил, не сдержал слово.)

- Как нужно поступить? (Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти на каток одному.)

Объяснение с позиции толерантности: Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться, восхищаться ими.

Совет: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

А теперь вернемся к нашему дереву! Запишите качества, присущие толерантному человеку, которые вы узнали на нашем собрании и повесьте свои стикеры на наше дерево. Посмотрите, как много листьев у нашего дерева. А это значит, что теперь мы знаем достаточно о толерантности.

Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять детям и родителям.

Слайд13

Чтобы не ссориться нужно:

- стараться понять друг друга в любой ситуации;

- никогда не повышать голос друг на друга;

- уметь дать совет, выслушать совет другого;

- уметь поддержать в трудную минуту;

-  доверять друг другу;

- уметь слышать и слушать

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону.

Существует понятие КУБИК ТОЛЕРАНТНОСТИ – наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:

ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ПРОСТИ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ

Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.

            Упражнение линейка

Слайд 14

Цель: определение понятия толерантность и правильности понимания этого слова.

Давайте посмотрим, поняли ли мы, что такое толерантность. У дверей класса встаньте, пожалуйста, те. Кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу.

(Родители располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных родителей о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать собственное мнение, но в то же время с уважением относиться к мнению других.

Заключительное слово.

Слайд15

Китайская притча.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
  Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже

- Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:

В моей семье все

  • терпимые и терпеливые
  • здоровые и добрые
  • уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга

окружающие друг друга заботой

  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
  • успешные, независимые, счастливые

5. Рефлексия

- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые   необходимы  человеку и обществу.  Но XXI столетие обнажило дефицит «человеческого» в человеке.Всё начинаетс...

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста

В данной статье описаны методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. А также дано описание основных элементов подготовки учителя  в условиях воспитани...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.

Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....

Воспитание толерантности у детей.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, чт...

Конспект занятия по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста на тему:«Поделись улыбкою своей!»

Толерантность -это то что как никогда в наше время необходимо детям.В современном жестоком мире,где всё больше сфера интересов детей крутится вокруг интернета и телевидения,далеко не всегда пропаганди...