Классный час по теме "Каши разные нужны, каши всякие важны"
классный час (4 класс) по теме

Мадяева Галина Александровна

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши разные важны"  формирует у учащихся представление о значимости и пользе каш, знакомит  с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, воспитывает у детей чувство ответственности за своё здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kashi_raznye_nuzhny_kashi_vsyakie_nuzhny.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, 4 класс

Тема: «Каши разные нужны, каши всякие важны»

Цель: сформировать у учащихся представление о значимости и пользе каш, как обязательном компоненте в ежедневном меню.

Задачи:

познакомить учащихся с историей и происхождением различных каш, с народными традициями;

способствовать в выработке стремлений и предпочтений в правильном питании:

воспитывать у учащихся чувство ответственности за своё здоровье.

Учитель.

- Ребята, наш классный час мы начнём с прослушивания весёлой песни «Обжоры». Слушаем внимательно и вдумываемся в содержание текста.

Звучит песня «Обжоры» (1 куплет).

Ни за что на свете кашу есть не стану.

Ненавижу творог, не люблю сметану.

Дайте нам на завтрак баночку варенья,

Чтоб живот ощущал удовлетворенье!

Припев:

Пусть стану толстым я, как бочка,

Пусть в дверь не буду проходить,

Но шоколад ванильный и молочный

Не перестанем мы любить!

Учитель.

-Какие слова часто от вас слышат мамы, бабушки?

 « Ни за что на свете кашу есть не стану»

- Как вы думаете,  какой теме посвящён наш классный час?

- Итак, тема нашего классного часа «Каши разные нужны, каши всякие важны»

Учитель.

- Что такое каша?

Словарь Ожёгова, толковый словарь русского языка.

Каша – кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Толковый словарь Даля.

Каша – густоватая пища, крупа варёная на воде или молоке.

Ученик.

Одно из любимых российских блюд – каша. Она наравне со щами стала чуть ли не нашим национальным символом: Щи да каша – пища наша! Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово каша означало тоже, что и пир. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Она была обязательным угощением на свадебном пиру. При рождении ребёнка тоже готовилась каша.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей так и говорят «С ним кашу не сваришь»

На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые) ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром,  мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

Учитель.

- Каши содержат питательные вещества и легко усваиваются именно утром, когда человек просыпается. Значит, их полезно есть именно на завтрак.

Все каши меньше всего накапливают вредных веществ.

Учитель.

- Отгадайте, что это за каша.

Черна, мала крошка,

                              А пользы в ней много.

                              В воде поварят,

                              Кто съест -  похвалит. Что это? ( гречка)

- Ну конечно, это гречка! Именно о ней говорили в русском народе: «Гречневая каша- матушка наша»

- Почему ребята так говорили? (ответ детей).

Эта народная пословица восхваляет гречневую кашу, которая и в старину на Руси наравне со щами и ржаным хлебом считалась основой богатырского здоровья.

- Из чего получают гречневую крупу?

Гречневую крупу получают из гречихи.

Ученик.

         Гречневая каша для нас символ повседневности, а во всем мире ее считают, чуть ли не элитным продуктом. Ее очень сложно выращивать и обрабатывать – она относится к продуктам здорового питания.

         Гречиха была излюбленной культурой у славян. Есть русская народная сказка «Крупеничка», в которой описано сказочное происхождение этой культуры. В старину, во время посева гречихи, пели песенку:

                Крупеничка, красная девица,

                Кормилка ты наша, радость сердца.

                Цвети, выцветай, молодейся.

                Мудрее, курчавее завейся.

                Будь всем добрым людям на угоду.

Во время посева,13 июня, в день Гречишницы, всякого странника угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтоб гречи уродилось на полях видимо – невидимо.

Гречневая каша одна из самых полезных, потому что в гречневой крупе много растительных белков, жиров, углеводов, но самое главное то, что в ней много железа, которое необходимо людям, страдающим малокровием.

                                  Витаминами полна,

                                  Гречневая каша – матушка наша,

                                  Если скушаешь ее,

                                  То захочется еще,

                                  Витаминов в ней навалом.

                                  Я их перечислю:

                                  Фосфор, калий и железо и особые белки

                                  Все полезны и важны,

                                  Для здоровья нам нужны.

Учитель.

- Послушайте маленький стишок:

Раз – овсянка,

Два – овсянка,

И овсянка в третий раз.

А на лишнюю овсянку-

Где мне взять крупы для вас!

 (овсяной)

Как еще можно назвать овсяную кашу? ( геркулесовая)

 -Что такое геркулес? (овсяные хлопья)

Овсяная каша варится из овсяной крупы, или геркулеса.

-А из чего получают овсяные хлопья?

Получают крупу из овса.

Ученица.

В овсянке есть все наиважнейшие для нашего здоровья компоненты: калий, магний, фосфор, фтор, железо, хром, йод, витамины А и Е. Овсянка нормализует обмен веществ в организме, помогает выводить не нужные вещества из организма, а ещё её большой плюс – она главная помощница людям, страдающих заболеванием желудка.

Ученица.

Сказка – быль об овсяной каше.

Жил – был на свете один человек. Он очень сильно и долго болел. Однажды, когда ему было очень плохо, этот человек задумался, в чем же причина его болезни. И вдруг вспомнил про лошадей. Они сильные, здоровые, возят тяжелые грузы. Как это они выдерживают и почему? Лошади едят овес, и человек решил узнать все про овес,  взял в библиотеке книжку. Так он узнал, что овес известен свыше 9 тысяч лет назад. И растет он везде: в Африке, Америке, Австралии, Азии. Также человек узнал, что из овса делают овсяную крупу и овсяные хлопья - геркулес. А  в крупе – много белков и жиров, витаминов группы В и Е, много клетчатки и микроэлементов: цинка,  железа, калия, магния, меди. И все это как раз нужно организму. Кроме этого, человек узнал, что овсяную кашу дают тяжелым больным после операции. Узнав все это, человек стал варить овсяную кашу и постоянно ее кушать. Вскоре он почувствовал, что стало легче, появились силы, и он выздоровел.

Учитель.

- О чем говорится в сказке? (о полезных свойствах овсянки).

- Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

-Какая каша не даёт толстеть?

- Конечно, рисовая. Она стоит на 3 месте после гречки и овсянки.

Ученик.

Рисовая каша – первое средство для тех, кто хочет похудеть.

Рис, по сравнению с другими крупами  наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ. Он легко переваривается и усваивается организмом, поскольку в нем мало клетчатки.

Способствует очищению организма, выводит из организма множество вредных веществ, в том числе продукты отравления.

Учитель.

Эта каша хороша
Для любого малыша.
С маслицем, румяная,
Наша каша …манная!

На 4 месте – манная каша; легко усваивается, очень калорийная, особенно полезна перед контрольными работами и перед соревнованиями.

- А кто знает, из чего делают манную кашу?

Отгадайте загадку:

                      В поле – метелкой, в мешке – жемчугом.       (пшеница)

- Конечно же, из пшеницы.

Ученица.   

          Немало полезных растений выращивают на полях. Всем им честь и почет. Но самая высшая похвала нашей главной кормилице – пшенице. Именно ее  в первую очередь называют хлебом, про который в народе говорят, что он «всему голова».

   Еще древние египтяне выращивали пшеницу и высоко ее ценили. Когда умирал их фараон, в гробницу кроме золота ставили чашу с пшеницей.

Пшеница является ведущей зерновой культурой во многих странах.

Учитель.

-Какую крупу еще делают из пшеницы?

Кроме манной крупы, из пшеницы делают еще и пшеничную. Этой кашей кормил  поп своего работника из сказки А.С.Пушкина.

Эта каша была сварена из полбы. Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом, т.е. пшеничная каша.

Ученица.

СТИХИ про манную кашу.
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
 «Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком,
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»

Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили.
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»

Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»

И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»

Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши,
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»
Ароматная каша, густая,

Пять минут -  и тарелка пустая!

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»

Учитель.

- Очень многие потрудились, чтобы каша пришла к нам на стол.

-Угадайте следующую кашу:

До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно -
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено - крупа  …из проса!

Ученик.

Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

Ученица.

Познакомьтесь с кашей новой:
Все зовут её перловой.
Если спросят у меня:
«Каша есть из ячменя?»
У меня ответ готовый:
Да, зовут её перловой!

Учитель.

- Из чего получают перловую крупу?

Ученик.

Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

 Учитель.

-Так чем же каша полезна? Почему ее надо есть?
Ученики.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Каша – это сила

Каша – это рост

Если её не употреблять

Все усилия коту под хвост.

Ешьте больше каши сладкой

И тогда никто на свете

Вас ругать не станет, дети,

Что вы каши мало ели

И растёте еле-еле.

Учитель.

-А о каких людях говорят «он каши не ел»?
(о слабых)

Физкультминутка. Звучит песня «Богатырская наша сила»

Ученики выполняют движения.

Частушки о каше.

Посвятим частушки наши

Мы сегодня славной каше

Пшённой, манной, овсяной,

Крупяной и овощной.

               На Руси поесть любили

             И особо каши чтили

             Пшённые, овсяные,

             Гречневые, манные.

Приходи ко мне обедать-

Щей наваристых отведать,

Когда снова приглашу-

Перловой кашей угощу.

И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полкастрюли каши съел бы,

Если кто-нибудь сварил.

Предпочтенье отдаю

Я молочной каше,

Чтобы с каждым новым днем

Становиться краше.

Дорасти нам до небес

Поможет каша «Геркулес»

А улучшит зрение

Черничное варенье.

Будем каши много кушать

Каша – силы нам придаст

«Роллтон», «чипсы», «кириешки»

Пусть лежат лишь про запас.

Учитель.

 -Что можно добавить в каши, чтобы они стали еще вкуснее и полезнее?

В каши можно добавить варенье, кусочки различных фруктов, целые ягоды и разные орехи.

Д/з: любимый рецепт каши в семье.

ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Горшок каши», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку ?    ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )
2) Сколько детей было у сороки --белобоки ?     ( Пять )
3) Назовите автора сказки «Каша из топора»        (Р. н. с. )
4)Чем угощала Лиса Журавля ?       ( манной кашей )
5) Из чего сварена каша, которой поп из сказки А, С, Пушкина кормил своего работника?
( Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша )
6) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть-чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»
7) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов?  ( ячменной, т.е. перловой.)
8) Знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»?      (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)

Работа в группах.

1 задание. Собрать пословицы.

Каша - матушка наша.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним кашу не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Щи да каша – пища наша.

Хороша кашка,  да мала чашка.

2 задание. «Угадай автора»

 «Маша и медведь» Русская народная сказка

«Каша из топора» Русская народная сказка

«Мишкина каша» Н. Носов

«Горшок каши» Братья Гримм

« Лиса и журавль» Русская народная сказка

3 задание. Загадки.

Что всегда поверх каши лежит? (масло)

Не едят меня одну, и без меня ничего не едят!   (соль )

Жидкое, а не вода, белое, а не снег.  (молоко )

Я бел, как снег, в чести у всех

И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар )

Учитель.

-Мы провели в классе анкету.

Любите ли вы каши? Почему?

Полезная         - 83%        

Нет, не вкусно – 17%

Какую из этих каш вы предпочли бы кушать в школьной столовой?

Гречневую – 36%

Манную – 17%

Рисовую – 14%

Пшённую -33%

Как вы думаете, чем полезны каши?

Много полезных веществ – 28%

Много витаминов – 24%

Даёт энергию – 48%

Когда вы едите кашу?

Утром  - 59%

Днём  - 21%

Вечером  - 20%

Рефлексия.

Синквейн

Каша

Вкусная, полезная

Готовится, варится, едим

Каша даёт силу, энергию

Здоровье

Учитель.

-Давайте, ребята, сегодня решим для себя и запомним, что кашу нужно есть ежедневно,  потому что  она необходима для вашего роста и здоровья.

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

Растите  здоровыми!