Применение ИКТ в группе продлённого дня
методическая разработка на тему

Применение ИКТ в группе продлённого дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня

На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. . Среди важнейших причин неблагополучия учащихся надо назвать следующие «внешкольные» факторы отрицательно влияющие на здоровье : экологические, техногенные , социальные, а также педагогические : стрессовая педагогика, высокая интенсивность учебного процесса, перегруженность учебных программ, неправильное питание, низкая грамотность педагогов в вопросах здоровьесбережения, недостаток физической активности школьников. Большинство этих негативно влияющих факторов связано с образовательной средой. Становится понятно , что учитель может сделать для здоровья школьника , пожалуй , даже больше чем врач.

В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей, грамотность использования.

В первую очередь при организации работы в ГПД   соблюдаются рекомендаций СанПиНа, которые включают в себятребования к освещенности кабинета, требования к мебели, температурный режим помещения, проветривание помещения, уровень шума, место и длительность применения ТСО и др.

 Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся, а также спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования.

В работе с учащимися в ГПД необходимо создать комфортный психологический  климат , чтобы ребенку нравилось заниматься во внеурочное время, чтобы это для него не казалось тягостным, чтобы занятия проходили с удовольствием.  Это бывает временами затруднительно сделать, особенно в старших классах, т.к. учащимся  после школы  хочется погулять самостоятельно. Для этого необходимо учитывать  индивидуальные  особенностей учащихся,темперамент, запросы, интересы учащихся, на занятиях осуществлять дифференцированный подход .

Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

Отдельное внимание при организации работы в ГПД  отводится  гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки .

Ввиду того, что в  группе продленного дня дети вынуждены  опять сидеть за партами во время внеурочной деятельности и т.п., соответственно  детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т.д.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые учитель и воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.

Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время уроков, в группе продленного дня, во время тренингов, внеклассных и спортивных праздников. Подготовка к этим играм нетрудоемкая – книги, ручки, ластики, стулья всегда под рукой. Стаканчики из-под йогурта, вату тоже нетрудно найти. Зато такие нестандартные упражнения подготовят учащихся к усвоению трудного материала, разнообразят школьную жизнь. Вату можно покрасить в разные цвета. Кто-то может посчитать, что карандаш в качестве предмета для игровых разминок – очень опасно. Но это совершенно неверно. Дети должны видеть возможность использовать любой предмет для разминок. При этом дети учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.

Возможность мять вату, бумагу в маленькие комочки незаметно помогают преодолеть детскую агрессию, выплеснуть отрицательные эмоции, активно расслабиться, преодолеть внутреннюю неловкость, тревожность за свои действия, детский страх.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т.д.

Для учащихся организована работа кружков как  в школе, так и в учреждениях дополнительного образования:

- «Общефизическая подготовка» –  ФОК

-«Велоспорт»-ФОК

- «Футбол»-- ФОК

- «Народный танец» - ДДТ

Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся, формируют потребность в ведении здорового образа жизни.

В режим дня ГПД включен комплекс оздоровительных мероприятий:

- клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».

- физкультминутки, гимнастика для глаз;

- подвижные игры: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки» и т.д.

-спортивные часы : «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие».

-Дни здоровья;

-выпуски буклетов;

Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.

Заключение

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия , способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

1.     Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии) [Текст]: Учеб. пособие / Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников. – М.: Воронеж : МОДЭК, 1999. – 112с.

2.     Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа. – 2006. - №8. – С.98-100.

3.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 294с. – ISBN5-94665-124-2.

4.     Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 209 с.

5.     Штрафметова, Е.В. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся [Текст] / Е.В. Штрафметова // Завуч Начальной школы. – 2005. - №4. – С.109-111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

Система здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе продлённого дня....

Конспект занятия (викторины) в группе продлённого дня на тему: "В гостях у сказки" (с применением игровых педагогических технологий)

Цель данного занятия - вызвать интерес детей к чтению русских народных сказок, развивать умение работать в группах, познавательную активность....

Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн

Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....

Практическое применение здоровьесберегающих приёмов и методов в группе продлённого дня

В статье раскрываются основные приёмы и методы, используемые в работе группы продлённого дня с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленные на реализацию здоровьясберегающих задач....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....