Главные вкладки

    Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня
    статья по зож (1 класс) на тему

    Система здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе продлённого дня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_v_gpd.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня.

      Постоянно изменяющийся  высокотехнологичный мир требует перемен и в системе образования.

      И сегодня одной из главных задач образования является адаптация ребёнка к современным условиям, подготовка его к жизни. Значимость приобретают такие образовательные цели, как развитие инициативности, самостоятельности осознания ценности знаний, способности принимать решения и брать ответственность на себя, умения решать нестандартные жизненные задачи.

      Не уменьшая значимости интеллектуального развития, следует признать, что фундаментальной основой для успешности обучения ребёнка и его адаптации к условиям окружающего мира, является здоровье.

      Но лишь около 12% учащихся школ практически здоровы по данным НИИ педиатрии.

      Среди основных факторов, ослабляющих здоровье школьников, можно выделить следующие:

    -малоподвижный образ жизни;

    -умственные и нервно-психические перегрузки в связи с резким возрастанием информационного потока;

    -плохая экология.

      Всё это указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и улучшение здоровья школьников. Поэтому одним из самых актуальных образовательных подходов становится здоровьесберегающая педагогика. Её основой можно признать здоровьесберегающие технологии - совокупность приёмов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников без ущерба для их здоровья.

          Здоровьесберегающие технологии я использую с 2004 года.   Режим полного дня, в котором работает наша гимназия, тоже позволяет применять различные технологии здоровьесбережения, способствуя формированию образовательного пространства, объединяющего внеклассную работу, образовательный и оздоровительный процесс.

      Изучив листок здоровья детей, пришедших в первый класс, я получила следующие данные:

    - 4 учащихся имеют подготовительную медицинскую группу здоровья (наличие хронических заболеваний, серьёзных отклонений в здоровье);

    -у 12 учащихся вторая медицинская группа здоровья;

    - 8 учащихся имеют первую медицинскую группу здоровья.

      И поняла, что для реализации задач сохранения здоровья и оптимизации учебного процесса,  необходимо создание для  учащихся здоровьесберегающей среды.

      А ведь по статистике за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза! Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся, я поставила для себя следующие задачи:

    1.поиск новых  здоровьесберегающих образовательных технологий;

    2.объединение их в целостную систему, охватывающую урочную и внеурочную деятельность, а также работу с родителями.

      Для реализации поставленных задач я, прежде всего, обратилась к трудам современных авторов, изучающих проблемы здоровьесбережения.

       Н. К. Смирнов, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ППРО г. Москвы  определяет здоровьесберегающие образовательные технологии как «совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья».

        Но учащиеся будут принимать педагогику здоровьесбережения, только когда здоровый образ жизни станет нормой жизни для педагога.

       В.В. Колбанов, заведующий кафедрой валеологии АППО г. Санкт – Петербурга,  определяет здоровый образ жизни как «максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно регулируемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода  и достижению активного долголетия».

      Для эффективного внедрения основ здорового образа жизни  в свою педагогическую практику я осознала необходимость следующих перемен в себе:

    1.изменение мировоззрения, отношения к себе, к своему жизненному опыту с  позиции здоровьесбережения;

    2.изменение отношения к учащимся: педагог должен  принимать ребёнка таким, какой он есть;

    3.изменение отношения к задачам учебного процесса, планируя не только достижение дидактических целей, но и оздоровительных.

      Данные изменения определяют пути повышения педагогического мастерства учителя, первоначального осознания  собственных проблем,  их психологическую проработку и освоения на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

      Большую долю внимания я уделила здоровьесберегающим технологиям в работе группы продлённого дня.

      В гимназии группы продлённого дня работают по режиму, в котором сочетаются организация занятий, отдыха, прогулок, работа кружков и секций дополнительного образования, создаются условия для психодинамического, физиологического и личностного развития детей. Но нельзя забывать о роли педагога-воспитателя в формировании здоровьесберегающей среды в каждой  группе.

        Свою работу в группе продлённого дня в рамках педагогики здоровьесбережения определяю так:

    -слежу за охраной жизни и здоровья детей;

    - провожу клубные часы и внеклассные занятия, формируя у учащихся элементарные представления о значении физкультуры для здоровья человека, о закаливании организма, о необходимости выполнения режима дня и правил личной гигиены, правил охраны жизни и здоровья, правил поведения в чрезвычайной ситуации, сочетая практические и теоретические методы работы;

    -провожу с детьми физкультминутки, включающие в себя упражнения различной  направленности во время самоподготовки и коллективных занятий, а также «минутки покоя»;

    -приучаю к сознательному выполнению правил личной гигиены в школе и дома, выполнению физической зарядки, соблюдению правил техники безопасности на уроках, прогулках, во время экскурсий;

    -провожу беседы о предупреждении травматизма в школе, дома и на улице;

    - знакомлю с правилами дорожного движения;

    -слежу за осанкой учащихся во время работы за партой, за соблюдением воздушного режима и правильного освещения;

    -привлекаю к занятиям в спортивных секциях;  

    -ежедневно провожу в группе продлённого дня подвижные игры и совместно с учащимися составляю картотеку подвижных игр, предназначенных для проведения на улице и в помещении;

    -организовываю спортивные эстафеты, поединки, состязания, шахматно-шашечные турниры, а также  спортивные занятия под руководством учителей физической культуры;

    -руковожу работой над социальным проектом «Будьте здоровы!»;

    -анализирую педагогическую ситуацию и моделирую систему взаимоотношений

     в условиях педагогики оздоровления;

    -провожу работу по изучению личности ребёнка;

    -выявляю проблемных детей с точки зрения воспитателя, логопеда, психолога и организую консультации службы сопровождения.

      Среди здоровьесберегающих технологий,  применяемых  в группе продлённого дня, особо хочется отметить прогулку. Для неё оздоровительная задача является определяющей, но реализуется в сочетании  с проявлениями социальной, познавательной, художественной деятельности учеников.

    Работая в группе продлённого дня, я использую следующие виды прогулок: прогулка-наблюдение; спортивная прогулка, творческая прогулка, прогулка, носящая развлекательный характер, прогулка-экскурсия, прогулка –практикум, прогулка-поход, прогулка-задание.

      Прогулка является уникальным средством, позволяющим решать воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи.

        Работая воспитателем в группе продлённого дня, я стремлюсь постоянно повышать свой уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также служить положительным примером для учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

    Статья посвящена  применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...

    Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в Группе продлённого дня".

    Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня"....

    Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

    Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня....

    Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня

    Использование здоровьесберегающих технологий учителем на уроках продленного дня...

    Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня

    На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и при...

    Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

    На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Концепция модернизации Российского образования определила ...