Лекторий для родителей
методическая разработка на тему

Родительский лекторий  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_dlya_roditeley.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Толкачёва И.М.

учитель начальных классов

Сургутский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Примерный план педагогического просвещения родителей

1-й КЛАСС

1. Родительское собрание. Образовательно-развивающие и воспитательные зада-чи обучения в 1-м классе. Организация режима дня младшего школьника. (Ав-густ.)

2. Лекция: «Мотивационная готовность ребенка к школе». Результаты психолого-педагогической диагностики. (Сентябрь.)

3. Лекция: «Психологическая поддержка младших школьников». (Сентябрь, школьный психолог.)

4. Практическое занятие: «Поможем детям учиться». Тесты, деловые игры. (Октябрь.)

5. Беседа: «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятель-ности младших школьников». (Октябрь.)

6. Открытое мероприятие с участием родителей: «Праздник прощальный с букварем». (Конец октября – начало ноября.)

7. Беседа: «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании млад-ших школьников». (Ноябрь, родители.)

8. Лекции: «Причины быстрой утомляемости младших школьников при интен-сивной умственной работе», «Как помочь первокласснику в подготовке домаш-них заданий». (Открытые уроки для родителей, январь.)

9. Лекция: «Воспитание у первоклассников интереса к общественной деятельно-сти». Обсуждение результатов тестирования учащихся. (Февраль.)

10. Педагогический практикум: «Поощрения и наказания в семье. Словесные воз-действия». (Февраль.)

11. Беседа: «Декларация прав ребенка». (Март.)

12. Беседа: «Возможность изучения и развитие внимания и памяти первоклассни-ков». Результаты тестирования учащихся. (Март.)

13. Беседа: «Развитие самостоятельности у детей». (Апрель.)

14. День открытых дверей. Посещение уроков и внеклассных мероприятий. (Ап-рель.)

15. Родительское собрание. Итоги учебного года. Концерт учащихся.

2-й КЛАСС

1. Родительское собрание. Образовательно-развивающие и воспитательные зада-чи обучения во 2-м классе. (Сентябрь.)

2. Беседы: «Роль семейного чтения», «Как совершенствовать технику и вырази-тельность чтения». (Сентябрь.)

3. Лекция: «Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками». (Октябрь.)

4. Беседа: «Развитие логического мышления второклассников на уроках естест-венно-математического цикла». Открытые уроки для родителей. (Октябрь.)

5. Беседа: «Трудовое воспитание в семье». (Ноябрь.)

6. Педагогический практикум. Интеллектуальные игры для детей и родителей. (Декабрь.)

7. Беседа: «Учимся общению». (Январь.)

8. Лекция: «Патриотическое воспитание в школе и семье». (Февраль)

9. Беседа: «Музыка и театр в жизни младших школьников». Организация и про-ведение музыкального лектория, посещение театров. (Март.)

10. Родительское собрание. Жизнь ребенка и его успехи в школе.

􀀹Результаты тестирования.

􀀹Выставки работ, поделок, газет и т.д.

􀀹Концерт учащихся. (Апрель.)

11. Экскурсия учащихся совместно с родителями в парк, в лес, в горы и т.д. (Май.)

12. Родительское собрание. Итоги учебного года. (Май.)

3-й КЛАСС

1. Родительское собрание.

􀀹Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 3-м классе.

􀀹Организация учебного труда и режима дня для третьеклассников.

􀀹Особенности возрастной психологии учащихся 3-х классов. (Сентябрь, психо-лог.)

2. Лекция: «За здоровый образ жизни». (Сентябрь, врач.)

3. Педагогический практикум. Нравственное воспитание в семье. (Октябрь.)

4. Педагогический практикум. Эстетическое воспитание в семье. Посещение му-зеев, картинных галерей, организация экскурсий на природу. (Октябрь.)

5. Лекция: «Развитие творческих способностей младших школьников». Результа-ты психолого-педагогической деятельности учащихся. (Ноябрь.)

6. Лекция: «Воспитание у младших школьников культуры поведения». (Декабрь.)

7. Лекция: «Изучение личности младшего школьника». Результаты психолого-педагогической деятельности. (Январь.)

8. Беседа: «Дифференцированное обучение детей с разными способностями». (Февраль.)

9. Педагогический практикум. Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников. Результаты интеллектуальных игр по предметам. (Март.)

10. Родительское собрание. Преемственность в обучении учащихся начальной школы и среднего звена. (Апрель, завуч.)

11. Открытые уроки для родителей и учителей среднего звена. (апрель, май)

12. Праздник «Прощание с начальной школой». (Май.)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Родительское собрание.

На доску вывешены плакаты:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, пе-реданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С.Тургенев.

«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла». А.И.Герцен.

На стенде выставка книг, рекомендуемых для внеклассного чтения.

Содержание:

1. Вступительная беседа.

Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ре-бенка от книг, предназначенных не для него.

Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием чи-тают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьни-кам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, сле-дят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержа-ние книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская опи-сание природы, характеристики героев, рассуждение автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положи-тельную роль играют незначительные на первый взгляд моменты.

Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книга-ми, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлин-ный интерес детей к книге.

2. Как пробудить интерес к чтению: приемы.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На са-мом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и же-ланием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что те-перь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше?

4 Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»

3. Требования к чтению.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже чи-тал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки ху-дожника-иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, что-бы у детей не появилась эта вредная привычка.

Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.

4. Как развивать речь детей.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью во-просов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сбли-жает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их инте-ресы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность чтения домашнего – не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обра-щения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Вспомним слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть сча-стливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.

5. Игры по обогащению речи детей.

Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, кото-рые легко провести в кругу семьи. (Родители записывают игры, можно обыграть с ними).


Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река (бежит, течет, журчит, льет-ся)? 5  Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?

Узнавания предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?

Работа с антонимами. Карандаш длинный – короткий; пух легкий, а камень тяже-лый; река широкая, а ручей – …

Что бывает широким, узким, зеленым, хмурым, деревянным?

Например, (свежий – хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).

Игра в увеличительные очки. «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…».

Игра «Я – ласка». Все предметы называть только ласково: кошка–кошечка, ложка–ложечка.

Составление парных созвучных слов.

Мишка–шишка и т.д.

Развивать интонацию можно с помощью проговаривания поговорок. Например:

Во дворе трава,

На траве дрова.

И т.п.

6. Итог.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драго-ценные камни излучают таинственный блеск», – писал К.Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых.

Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возни-кают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.

Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям – одна из основных задач воспитания наших детей.

В конце родительского собрания родителям была предложена следующая анкета (к следующему родительскому собранию, чтобы выявить возможные изме-нения):

􀂃Придаете вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами?

􀂃Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?

􀂃Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?

􀂃Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова? Проводите ли профилактическую работу в этом направлении?

􀂃На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?

􀂃Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?

􀂃Какие вопросы хотите узнать на собрании, кого предлагаете пригласить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Детская агрессивность"

Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...

Лекторий для родителей "Семейное чтение"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...

Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"

Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....

Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"

Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...

Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"

Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации  будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....

Лекторий для родителей

Тема: Развитие внимания у младших школьников.Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школ...

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей

Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....