путешествие по жанрам устного народного творчества
классный час на тему

Шахова Любовь Николаевна

Это мероприятие проводилось в 1-2 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_2.docx935.33 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов Шаховой Л.Н.

                   Мероприятие,  проведённое  в 1-2 классах.

                                                         (Проектная деятельность)

Тема: «Путешествие по жанрам устного народного творчества».

На уроках литературного чтения, изучая раздел «устное народное творчество» я заметила, что  дети проявляют особый интерес к жанрам У. Н. Т. Тогда и пришла идея: а что если дать ученикам задание, пусть они сами найдут ответы на свои вопросы.

Класс поделили на 4 группы. Каждая группа выбрала себе задание.

- Проект на тему «Русские народные сказки»

- Проект на тему «Загадки»

- Проект на тему «Русские народные песни»

- Проект на тему «Народные игры»

Цели:

образовательная:

обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в   пословицах; отрабатывать чёткость произношения скороговорок; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, играми, танцами; научить исполнять танец с деревянными ложками;

развивающая:

развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;

воспитательная:                                                                                            

воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству,  воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.

Ход    мероприятия.

1. Организационный момент.  Сообщение темы мероприятия.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Веселья Вам да радости.

- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество». 

2. Подготовительный этап – беседа.

Учитель:

- Что означают слова «Устное народное творчество»?

(На доске прикреплён «цветок» на лепестках названия: сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, шутки, частушки, прибаутки…)

В путешествии помогут  нам лепестки этого волшебного цветка, который называется «Устное народное творчество» (У.Н.Т.)

3.Основная часть.

- Ответьте на вопрос. В каком жанре народного творчества сокрыта народная мудрость? (Пословицы.)

Лепесток «Пословицы»

- О чём бывают пословицы?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

(Делу время, потехе – час.

Терпенье и труд всё перетрут.

Семь раз примерь, один отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

-А какие пословицы о дружбе?

(Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.)

- А вы знаете кого на Руси называли Ярило? (Солнышко.)

 Оно приготовило вам задание.

-К каждой пословице найдите её концовку.

Лесом шёл, … (а дров не видел.)

Под лежачий  камень … (вода не течёт.)

Мороз  невелик, … (да стоять не велит.)

Встать пораньше, … (да шагнуть подальше.)

- Найдите начало пословиц.

… делаешь насмех.  (Делаешь наспех)

… щепки летят.  (Лес рубят)

Каждый раз выясняем почему так говорят.

- А знаете ли вы, как веселился русский народ?

Лепесток «Русские народные песни»

(рассказывают об истории возникновения русских народных песен ученики. Поют русскую народную

песню «В огороде малина…» Играют на народных инструментах.

- Скажите, что помогало русскому народу в труде и в веселье? (Музыка.)

- Какие русские народные инструменты вы знаете? (Рожок, балалайка,  трещотки, свистульки, ложки, гармошка.)

- Догадайтесь, какие русские народные музыкальные инструменты исполняют данную мелодию.

(Звучит музыка в записи.)

 Следующий лепесток под названием «Сказки».

- Вспомните какие русские народные сказки вы читали?

(Сообщение о сказках. Ученики рассказывают о том, какие бывают сказки, как сочинялись сказки в старину. ) «

  Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»

- Если отгадаем загадку, то узнаем название следующего лепестка.

Кто в дом ни идёт,

Меня за руку берёт.      (Дверь.)

 Лепесток «Игра» …  Давайте поиграем в русскую народную игру.

- А что бы выбрать ведущего, надо посчитаться.

- Кто из вас знает народные считалочки?( Разучиваем считалки)

Играем в игру «У медведя во бору…»


 

Лепесток «Загадки»

Ребята, а кто из вас любит отгадывать загадки? А как придумывались загадки?

(Учащиеся  рассказывают  о  загадках  и  загадывают   их всем ребятам)

Рефлексия:

Вспомните, о каких жанрах устного русского народного творчества мы говорили.

Подведение итогов мероприятия. Награждение участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"

Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК  "Школа России"...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"

Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....