Классный час в 1 классе "Что означают наши имена".
классный час (1 класс) по теме

Курносова Любовь Александровна

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_teme_chto_oznach_imena.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Форма проведения: классный час.

Подготовительная работа:

1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.

2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики класса, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места.

3) Учащиеся подготовили "ромашку" со своими именами.

План

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Как возникли личные имена.
  3. Что означают наши имена.
  4. Нравятся ли вам ваши имена?
  5. Итоги классного социологического исследования.
  6. Викторина "Имена".
  7. Подведение итогов.

Содержание часа общения

1. Вступительное слово учителя.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

2. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребляемые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.

Именины: 8 марта, 28 марта, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 26 мая, 2 июня, 22 июня, 23 июня, 25 августа, 12 сентября, 4 ноября, 6 декабря, 25 декабря.

Алексей. Древнегреческое алексиа – "защита, помощь", то есть Алексей – "оберегающий". Другое старославянское значение – "божий человек". Имя русским принесено христианством из Византии. Теперь – одно из самых частых.

Именины: 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 18 октября, 6 декабря.

Владислав. Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.

Именины 7 октября.

Ирина – греческое "мир, покой".

Именины: 29 апреля, 18 мая, 26 мая, 1 октября.

Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.

Именины 8 сентября.

Николай. В переводе с древнегреческого – "победитель народов". К русским принесено христианством из Византии, долго оставалось редким. Со свержением Николая II резко пошло на убыль, но сохранилось в сельских местностях. В конце XX века участилось и в городах.

Именины: 6 января, 16 февраля, 17 февраля, 13 марта, 22 мая, 9 августа, 19 декабря.

Нина – древнейшее из существующих у нас имен. Документировано более трех тысяч лет назад в Двуречье (Месопотамия). В Грузии – имя царицы, которая в IV веке н. э. Ввела там христианство, за что ее занесли в "святцы". Может быть, под влиянием присоединения Грузии к России в конце XVIII века имя стало чаще даваться русскими.

Именины 27 января.

Надежда. Имя появилось благодаря выдумке о римлянке – христианке Софии, трех малолетних детей которой подверг пыткам и казни император – истребитель христиан. Доказано, что вся история о трагической участи Надежды и её сестер вымышленная. Мнимое имя греки приняли не в подлиннике, а заменили греческим словом, то же самое проделали русские, заменив словом надежда. Имена Надежда, Вера и Любовь до середины XVIII века оставались без употребления. Только после того, как из правительства изгнали иноземцев, церковь стала внедрять эти имена. Сначала их давали дворянкам, XIX столетии имя стало общенародным. Теперь оно частоупотребимо.

Именины 30 сентября.

Ольга. Принесенное варягами старинное скандинавскоехельга – "святая". Точнее – женская форма имени Олег. Стало первым церковным именем русских женщин, но не взято из Византии, подобно другим, в "святцы" вошло благодаря княгине Ольге, матери Владимира I, которая первая из русских приняла христианство, за что церковь объявила ее "святой". Не под новым именем, полученным при крещении, – Елена, а под старым, языческим. Имя пользовалось огромной популярностью. За последние десятилетия XX века удерживало третье место по частоте употребления.

Именины 24 июля.

3. В ответах на вопрос анкеты "Нравится ли вам ваше имя?" некоторые из вас ответили отрицательно. Но я знаю, что во время подготовки к нашему разговору кое-кто изменил свое мнение.

Расскажите, пожалуйста, что повлияло на выше отношение к своему имени.

(Учащиеся высказывают свое мнение).

4. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Такая традиция была и у татар.

Мы говорили об имянаречении у русского народа, но на территории нашей республики –Республики Татарстан живут и татары, исповедующие ислам.

В старые времена мулла наугад открывал Коран и предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения.

Кроме того, у нас в республике немало семей национально-смешанных. В основном это семьи, где отец татарин, а мать русская или наоборот. Поэтому родители дают детям, в большинстве, имена интернациональные (Эдуард, Альберт) или новые как Светлана, имя, которое стало употребляться с 20-х годов XX столетия. В некоторых семьях детям дают и русские, и татарские имена.

5. Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашего класса, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.

Результаты социологического исследования класса.

6. Викторина "Имена".

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

2) Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

4) Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть имена.

(Наш Гришка не просит лишка.

Голодному Федоту и щи в охоту.

Рад Епифан, что нажил серый кафтан.

Стоит Антошка на одной ножке.)

7. Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный, 
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных, 
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Нов день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

(А.С. Пушкин, 1830 г.)

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени".

Литература

  1. Мартышин В. С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). – М.: Школьная Пресса, 2000. – 224 с. ("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.12).
  2. Никонов В. А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988. – 128 с.
  3. Пушкин А. С. Поэмы. Драматические произведения. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 384 с. – (Библиотека отечественной классической литературы).
  4. Хигир Б. Ю. Имена и судьбы. – М.: Золотой теленок, 2001. – 272 с.
  5. Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002. – 448 с.
  6. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Что означают наши имена"

Исследовательская работа выполнена учащимися 3Б класса в рамках НИК младших школьников....

Что означают наши имена

Исследовательский проект...

"Здравствуйте! Как Вас зовут?" или "Что означают наши имена"

Это занятие можно проводить как внеклассное мероприятие в классе с разно-национальным составом....

"Что означают наши имена"

Это занятие можно проводить как внеклассное мероприятие в классе с разно-национальным составом....

Внеклассное мероприятие "День именинника. Что означают наши имена?" 4 класс

Внеклассное мероприятие "День именинника. Что означают наши имена?" 4 класс....

Конспект и презентация к занятию внеурочной деятельности "Что означают наши имена"

Конспект и презентация к занятию внеурочной деяткльности курса "Первооткрыватели" на тему "Что означают наши имена"...

Что означают наши имена.

Учебно-исследовательская работа по окружающему миру в 3 классе...