выступление МРО Технология проектной деятельности
опыты и эксперименты по теме

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:

 Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.  Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли  методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные  его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей   идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе  построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
 Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их над предметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий. 
Цели технологии проблемного обучения
Создание условий, при которых учащиеся: 
•    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
•    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 
•    приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 
•    развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:
•    интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
•    интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
•    индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей; 
•    образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению; 
•    индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; 
•    глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
•    необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы. 
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом 
Этапы    Деятельность учащихся    Деятельность учителя
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта,  формирование творческих групп,  определение форм выражения итогов проектной деятельности    Уточняют информацию,  обсуждают задание, принимают общее решение по теме,
формируют творческие групп.    Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности.
организует работу по формированию творческих групп,
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе,  формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы    Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.    Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении
вариантов по реализации проекта.
Принятие решения –
сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.    Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.    Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Выполнение –
выполнение проекта    Работают над проектом и его оформлением.  Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.    Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.    Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.    Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.
Презентация –
защита проекта.    Докладывают о результатах своей работы    Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Проекты могут быть различными по содержанию: 
•    монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
•    межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
•    надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
•    текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
•    итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала; 
По формам организации:
•    индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
•    групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
По срокам выполнения:
•    краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме  (2-6 часов);
•    среднесрочные –  носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
•    долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
•    практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
•    педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.
Современные исследователи  определяют основные требования к использованию метода проектов  в начальной школе

1.    Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
2.    Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
3.    Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
4.    Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  

Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.

1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех.  

2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.    Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.

3.  Создавать группы количеством  не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из под вопросов.

4. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  •  проявить себя,
  •  попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

1. Газета

2. Игра

3. Костюм

4. Альбом

6. Спектакль

7. Урок

8. Публикация

9. Справочник

10. Презентация

11. Учебное пособие

12. Буклет

13. Афиша

14. Устный журнал

15.Тематические выставки рисунков, поделок

16. Диафильм

17. Набор открыток

18. Памятка

19. Реклама

20. Плакат

21. Мероприятие

22. Раскладушка

23. Макет

24. Модель

25. Папка

26. Экскурсия


В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

  • Проектировочные
  • Исследовательские
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Экспериментальные
  • Рефлексивные
  • Презентационные.

Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам  и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц и более.

При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

МКОУ ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                          

                                                    ШКОЛА

                                                                 Подготовила выступление:

                                                                  учитель начальных  классов

                                                                 Суслина  Евгения Викторовна

                 

                                        2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Технология проектной деятельности в начальной школе » Суслина Евгения Викторовна учитель начальных классов МКОУ « Охрозаводская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания. Карл Рэнсом Роджерс

Слайд 3

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Слайд 4

Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.

Слайд 5

задачи Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения. Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе. Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.

Слайд 6

Основная идея организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.

Слайд 7

« Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить…» Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Проектность — определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность — процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей

Слайд 8

Типы учебных проектов: Исследовательские Творческие Информационные Социально значимые Телекоммуникационные

Слайд 9

Типы учебных проектов по затратам времени: краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Слайд 10

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет: проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Слайд 11

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности

Слайд 12

надпредметные умения Проектировочные Исследовательские Информационные Коммуникативные Экспериментальные Рефлексивные Презентационные.

Слайд 13

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"

В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...

Презентация "Технология проектной деятельности".

Презентация содержит этапы работы над проектом, классификацию проектов, структуру деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов....

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди...