Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Моральный долг
план-конспект занятия (4 класс) по теме

      Моральный долг

Создание условий для формирования у  учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

 

            Обучающие 

  • раскрыть значение понятия «моральный долг»;

расширить знания о моральных принципах, применять полученные знания в жизни;

Развивающие

  • развивать стремление осознавать необходимость исполнения человеком моральных норм;
  • создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;

Воспитательные

  • воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностях  во взаимоотношениях с людьми, ценностное отношение  к людям.

 

Комбинированный

 

Компьютер, проектор, экран ,учебник "Основы светской этики", иллюстративный материал,  тетради для записи, языковый материал писателей и поэтов,  словари русского языка; игрушка "Неваляшка" ,

" чёрный ящик".

Регулятивные действия.

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

- совместная постановка учебных целей и задач

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

 

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;  

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

 

Познавательные УУД

анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;  

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные УУД

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orksie_moralnyy_dolg.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение

      МОУ СОШ № 13 им.Ю.А.Гагарина г.Кыштым Челябинская область

Педагог

      Власова Светлана Анатольевна

Предмет

      Основы светской этики

Тема:

      Моральный долг

Цель:

Создание условий для формирования у  учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Задачи урока:

            Обучающие 

  • раскрыть значение понятия «моральный долг»;

расширить знания о моральных принципах, применять полученные знания в жизни;

Развивающие

  • развивать стремление осознавать необходимость исполнения человеком моральных норм;
  • создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;

Воспитательные

  • воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностях  во взаимоотношениях с людьми, ценностное отношение  к людям.

Форма урока:

Комбинированный

Оборудование :

Компьютер, проектор, экран ,учебник "Основы светской этики", иллюстративный материал,  тетради для записи, языковый материал писателей и поэтов,  словари русского языка; игрушка "Неваляшка" ,

" чёрный ящик".

УУД:

Регулятивные действия.

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

- совместная постановка учебных целей и задач

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;        

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

Познавательные УУД

анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;        

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

Планируемые результаты

Усвоение нового понятия;

Умение пользоваться новым понятием;

Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;

Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;

Осознание того, что моральный долг- это сознательное и добровольное выполнение существующих в обществе норм и требований;

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся. УУД

1.Организационный.

Приветствие.

 

Добрый день! Мне очень приятно снова с вами встретиться.

- В жизни по-разному можно жить –  

 Можно в беде, а можно в радости.

 Вовремя есть, вовремя пить,

 Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

С. Островой- автор строк.

- Что вы можете сказать, прослушав эти строки?

-Свяжите свой ответ с темой прошлого урока.

-С какими понятиями мы познакомились?

- А что для вас свобода?

- Дома нужно было составить синквейн на тему "Свобода".

Варианты ответов детей:

-каждый может выбирать свой путь

-нелегко выбрать правильный путь

-помнить, что ты не один, а вокруг есть ещё люди, чтобы им не навредить

-свобода

Синквейн -домашнее задание. Ответы детей.

1.Свобода.

2.Самостоятельная, независимая.

3.Мыслить, делать, думать.

4.Свобода-право каждого человека.

5.Выбор.

2.Актуализация знаний.

-У меня в руках игрушка. Как она называется?

-Почему её так назвали?

-Если её толкнуть, что произойдёт?

- Погладь её, она подставит другую сторону. Обзови - она смолчит. Облей водой, стечёт.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?

-Но ведь в жизни всё по-другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдёт?

-А кто тебя осудит за такое поведение?

- А в обществе есть какие-то правила в  поведении?

-А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?

Неваляшка

-Она вернётся в исходное положение

-Друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением...

-Мама, бабушка, друзья... (нужно вывести на общество)

-Моральный долг.

3. Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока звучит точно так же "Моральный долг".

Нам предстоит обсудит, что такое мораль, моральный долг, моральные обязанности, которые  присущие каждому здравомыслящему человеку и сделать свой выбор.

4.Открытие новых знаний.

Работа с учебником.

-Откройте учебник на с.26 и прочитайте, что такое моральный  долг? Это моральные обязанности человека.

- В обществе принято жить по нормам морали - это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения признанными обязательными для исполнения.

Работа в группах.

Сейчас каждая группа получит листы с текстом. Ваша задача - выяснить, о каких моральных обязанностях  говорится в текстах?

( Приложение № 1)

Группа №1 получает текст басни Л.Н.Толстого "Пожарные собаки".

(Приложение № 2)

Группа № 2 получает статью Б.Чернявского, руководителя клуба " Огромное небо".

(Приложение № 3)

Группа № 3 получает распечатку с правилами

поведения в школе.

(Приложение № 4)

Группа № 4 получает рассказ В.Осеевой "Бабка".

(Приложение № 5)

Группа " 5 получает стать из семейного кодекса.

По ходу обсуждения на доске выстраивается

Кластер  "Моральный долг"

 (Приложение № 6)

Просмотр отрывка из сказки Г.Х Андерсена." Гадкий утёнок".

-Какие чувства вы испытывали при просмотре?

- За что его обижали обитатели? (Он был не похож на них).

 А люди? (Люди тоже бывают разные).

-В чём главная суть сказки?

-О каком моральном долге говорится в этой сказке?

Беседа " Наводнение на Южном Урале.

Из-за проливных дождей, которые начались 6 августа и принесли на Южный Урал двухмесячную норму осадков, пострадали жители нескольких поселений. Самый большой ущерб отмечен в Карталинском, Нагайбакском и Варненском районах, где в зоне затопления оказались сотни домов и тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий. В пункты временного размещения эвакуированы около двух тысяч человек

Среди пострадавших населенных пунктов был и поселок Париж. В Челябинском Париже живут более 1000 человек. Название селу дали казаки, воодушевленные победным шествием русских войск по Европе во время войны 1812 года. Кроме Парижа на Урале есть Кассель, Лейпциг, Арси-Сюр, Берлин и Фершампенуаз.

Подъем воды в местных реках начался 7 августа, 8-9 августа вода дошла до критического уровня и начала подтапливать дома

Самое тяжелое для жителей, это то, что пострадало хозяйство, пропал весь урожай, погибла скотина, птица. А это то, чем они живут. Большой проблемой оказалось отсутствие питьевой воды. Все местные колодцы затоплены, а брать воду прямо из реки опасно, вода грязная, кроме того, есть опасность заражения.

-Мы , жители города Кыштыма, откликнулись на призыв о помощи пострадавшим от рук стихии. На базе центра комплексного обслуживания населения был открыт пункт приёма необходимых вещей для пострадавших. Люди несли средства гигиены, тёплую одежду, канцелярские принадлежности и многое другое.

- Скажите, о каком моральном долге идёт речь?

-Кто из вас, из ваших родителей  принял участие в этой акции?

Дети читают текст учебника стр.26.

В тетради записывают формулировку понятия " Моральный долг".

Работа с текстом.

В той басне говорится о такой моральной обязанности, как благодарность.

В данной статье говорится о высоком патриотическом и профессиональном долге лётчиков.

Прочитав все правила поведения, мы думаем, что соблюдение установленных в обществе правил - это тоже моральная обязанность человека.

Мы прочитали рассказ В Осеевой "Бабка", и считаем, что забота о пожилых людях является моральным долгом каждого человека.

Прочитав статьи из семейного кодекса, мы сделали вывод, что родительский долг также является моральной обязанностью.

Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.

-Уважай права других людей.

О бескорыстной помощи.

Дети рассказывают, чьи семьи приняли участие в данной акции помощи.

Рефлексия.

-Давайте ещё раз перечислим моральные обязанности, которые мы рассмотрели на уроке.

-Важно ли для вас то, о чём шла речь?

-Какой моральный долг вы выполняете ежедневно?

-Что самое главное в исполнении морального долга?

Приём " Чёрный ящик"

У меня в руках чёрный ящик, внутри которого находятся предметы. ( книга, апельсин, открытка).

 С точки зрения понятий  "Мораль, моральный долг" объясните, как помогут вам пригодиться эти предметы.

-заботитесь о младших, о родителях, помогаете товарищам, соблюдаете правила поведения)

Сознательное, добровольное выполнение своих обязанностей и ответственностей.

( книга- можно узнать о   культуре, традициях других народов, чтобы уважать права других людей;

апельсин- принести пожилой бабушке;

открытка- подписать на праздник родителям, бабушке)

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

-Составьте синквейн на тему "Моральный долг".

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

Что годы живёшь ты не зря.

- Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, и я надеюсь, что вы осознанно и добровольно будете выполнять свой моральный долг и моральные обязанности.

1. Моральный долг.

2. Добровольный, сознательный.

3. Выполнять, помогать, защищать.

4. "Чувство долга ко многому обязывает".

5. Обязанность.

Список использованной литературы.

1.А.Я.Данилюк  "Основы светской этики", 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.-        

М. Просвещение, 2012.

2. В.А.Осеева "Бабка".Издательство "Планета детства", М. Просвещение,1987.

3.Л.Н.Толстой "Пожарные собаки".Издательство"Малыш", М. Просвещение, 1986.

4.Семейный кодекс Российской Федерации (статьи 63, 64, 65, 80).

Электронные ресурсы.

5. http://mousosh13.ucoz.ru/- Правила поведения для учащихся МОУ СОШ № 13  (Принято на совете учащихся школы)

6.http://klubogromnoenebo.narod.ru/club/index.html- Сайт Урупского поискового клуба “ОГРОМНОЕ НЕБО”.

7. http://kolesnikova-zvr.narod.ru/-Персональный сайт -ОРКСЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)

На уроке организуется работа в группах, используя технологию приёма "Мозаика". Представлены листы для самооценки....

ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ...

Урок на тему "Моральный долг"

Интегрированный преемственный урок на тему "Моральный долг" в начальной школе....

Разработка урока по теме "Моральный долг"

Конспект урока по теме "Моральный долг" для 4-5 классов и презентация...