Классный час. "Чтобы помнили. Чтобы знали" 2 класс.
материал (2 класс) по теме

Смертина Оксана Григорьевна

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства. Это второй очень важный момент с четкими целями – воспитание гражданина России
Младший школьный возраст – это тот самый период, когда зарождаются первые гражданские позиции.
Поэтому целесообразно включить в систему воспитательных дел классный час, целью которого является возможность : 
 донести до сознания детей понимание необходимости знать и помнить историю своей страны;
расширить знания детей о важных исторических моментах в истории государства;
способствовать формированию интереса к истории нашей страны;
способствовать воспитанию патриотических чувств. Это воспитательное дело рекомендую проводить в конце апреля, наконуне 9 мая. Оно адресовано учителям начальных классов, для работы во 2 классе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1этап. Вступление.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые учёные малой академии наук.

Я приглашаю вас на собрание юных историков.

Тема заседания: «Чтобы знали. Чтобы помнили.»

В конце собрания мы назовём самых активных и самых эрудированных историков. Поэтому работайте активно и получайте за правильные ответы жетоны.         

Познакомьтесь с  участниками нашей необычной встречи.

(Дети открывают заранее подготовленные карточки с надписями и озвучивают увиденное)

  1. Учитель.
  2. Одноклассники.
  3. Рисунки, фотографии.
  4. Музыка.

2этап. Вдохновение.

Ведущий. Музыка удивительный собеседник. Чтобы её понять, нужно научиться  чувствовать. А чтобы научится чувствовать, все способы хороши. С первым музыкальным фрагментом предлагаю поработать в танце.

Звучит музыкальный фрагмент из

 весёлой детской песни,

 под которую дети

танцуют вместе с учителем.

Далее ведущий даёт

 возможность получить

жетоны,

для определения

самого активного

 участника собрания.

 

Ведущий. Назовите признаки для этого музыкального фрагмента:

    « Песня, какая?». Сколько признаков, столько       поощрительных жетонов.

3этап. Творчество.

На доске представлен фрагмент школьной выставки «Рисуют дети». Из предложенных рисунков дети отбирают работы, которые можно было бы отнести к  теме прослушанного музыкального произведения.  Слушая песню, дети оформляют выставку в классной комнате на специально отведённом месте и придумывают для неё название.

Ведущий. Я тоже объединила все эти работы в одну тему. Сложите слово из букв на столе и вы узнаете мой вариант ответа. (инд. работа с карточками, на которых красными буквами написаны буквы к слову М И Р)

Учитель открывает свой вариант ответа на доске и объявляет ещё один вариант темы выставки. Это слово- мир.

4 этап. Рассуждение.

Ведущий. А что это такое –  мир?

(Ответы сопровождаются действием. На стенах классной комнаты закреплены воздушные шары с надписью «МИР». Нужно собрать эти шары в одну большую корзину. Прежде чем ребёнок опустит шар в корзину, ему нужно объяснить как он понимает, что такое мир. Последний шар переносит ведущий.)

Ведущий. Прекрасные ответы. Но, к сожалению, мир очень хрупкий. Он может легко лопнуть, как этот воздушный шар (слова сопровождаются действием, ведущий прокалывает шар иглой  и шар лопается).

5этап.

Ведущий. Так и случилось в 1941 году, 22 июня, в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.(учитель открывает заранее приготовленные надписи на доске: 

1941 год; 

22 июня;

Великая Отечественная война.

Ведущий. Прочитайте на карточке, почему войну назвали

Великая   Отечественная. А теперь возьмите другую карточку и впишите в неё пропущенные слова. (Работа с индивидуальными карточками.)Проверка работы через компьютер.

 Ведущий.На долю нашей  Родины выпало одно из тяжелейших испытаний. (На фоне фонограммы песни «Священная война » подготовленные дети  читают стихотворение.)

От бескрайней равнины сибирской

До Полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий российский народ.

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

 Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Ведущий.Сейчас вы прослушали ещё один музыкальный фрагмент. Характер песни другой. Эта песня какая? Назовите её признаки. (Дети называют признаки для песни «Священная война», зарабатывают поощрительные жетоны).

Ведущий.Это музыка –призыв. 4 долгих года наш народ шагал до дня Победы. Война не щадила ни детей, ни стариков, ни женщин. Сегодня о тех страшных днях нам рассказывают художники, фотокорреспонденты, писатели, ветераны ВОВ.

6этап. Память.

Ведущий.Мы никогда не забудем 1941 год и всегда будем гордиться 1945 годом, годом когда великий народ одержал победу над злейшим , жестоким врагом, фашистской Германией.

Каждый год , 9 мая, моё и ваше поколения несут вахту памяти у обелисков. 69 лет мы храним мир.(По мере того, как произносятся даты и числа, на доске открывается вторая половина карточек, параллельная первой. В итоге получается таблица:

1941 год                                                        1945 год 

22 июня, 4 часа утра                                9 мая

4 года                                                        69 лет

Великая Отечественная война…                Победа!

( Ведущий вносит в класс корзину с шарами, которую наполнили в начале урока дети)

Ведущий.Храним бережно и нежно, для вас , для наших детей. И мы взрослые завещаем и вам пронести этот мир в новый век и помнить , что мир очень хрупкий, его легко разрушить. В каждом селении обязательно есть гранитные, каменные, бронзовые письма из прошлого- обелиски. Это наказ для других поколений, чтобы дорожили миром, охраняли мир, берегли его для будущего.

7этап. Благодарность.

Ведущий.Сегодня вы, юные историки, попытаетесь спланировать макет обелиска для нашего школьного двора. И пусть эта идея будет знаком признательности тем, кто погиб, чтобы жили мы. Проект будущего обелиска  мы сфотографируем и разместим в ваши школьные  Портфолио.  Но для начала надо разобраться, что такое обелиск. (поисковая работа в орфографических словарях После словарной работы дети собирают пазлы из фотографий обелисков, чтобы посмотреть, как они выглядят Потом начинается групповая творческая работа.Из цветных кубиков, большой конструктор «ЛЕГО», дети по очереди подходят в середину классной комнаты, берут по одному фрагменту конструктора и  строят вместе макет обелиска , получается одна групповая работа По окончании работы подготовленный ученик читает стихотворение  про обелиск на фоне презентации о ветеранах)

. Над могилой, в тихом парке,

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат Советский спит.

Мы склонимся низко- низко

У подножья обелиска,

Наш цветок расцвёл на нём

Жарким пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали,

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Ведущий.Вы должны знать, почему наш народ победил.

У вас на столах пословицы. Ими нужно закончить предложение. Мы победили, потому что точно знали………..(Дети подбирают по смыслу подходящую пословицу или поговорку о смелости ,о воинской доблести и заканчивают предложенное высказывание Индивидуальная работа на местах с карточками.)

8этап.

Ведущий.Собрание юных историков подходит к концу. Разговор на тему войны и мира мы теперь продолжим в следующем году, на традиционном собрании юных историков. Прежде чем принять решение, подведём итог. На столе лежат карточки, разложите их на две группы. Это и будет логический вывод всего сегодняшнего вашего труда.

(Самостоятельная работа с карточками. Дети должны догадаться, что в первой группе будут слова, которые говорят о войне, а в другой о мире)

1941 год                                                        1945 год 

22 июня, 4 часа утра                                9 мая

4 года                                                        69 лет

Великая Отечественная война…                Победа!

Ведущий.Какие два главных слова пролегли через всю нашу встречу?(Ответ: «МИР.ВОЙНА.»)

Мир и война были главными словами на нашем собрании. Вы –строители будущего. И вам предстоит строить мир.

9этап. Вывод.

Презентация о Дне Победы.

Ведущий.Вернёмся к теме нашего собрания. «Чтобы помнили. Чтобы знали.» О чём нужно помнить и знать всем людям планеты? (Ответы детей.) Помним о том, что случилось в 1941 году и будем знать, что мир очень хрупкий. Его нужно бережно хранить.

Ведущий. Каким может быть решение нашего собрания? (Ответы детей и предложение от ведущего) Объявляю решение нашего собрания. Сегодняшнюю встречу считать рождением новой  традиции класса «Подарок ветерану». 5 мая организовать конкурсную выставку. Лучшие работы отобрать для подарков ветеранам ВОВ и вручить их  во время традиционной встречи участников ВОВ с учащимися школы.

Самых активных участников собрания можно отметить, а всем участникам мероприятия подарить георгиевские ленточки.



Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитательного дела «Чтобы знали. Чтобы помнили.»

Учителя МБОУ «Общеобразовательная средняя школа №6 г.Томмота» МО «АР»

Смертиной  Оксаны Григорьевны

Актуальность содержания.

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства. Это второй очень важный момент с четкими целями – воспитание гражданина России

Младший школьный возраст – это тот самый период, когда зарождаются первые гражданские позиции.

Поэтому целесообразно включить в систему воспитательных дел классный час по данной тематике.

 

           Цели:

  • донести до сознания детей понимания необходимости знать и помнить историю своей страны;
  • расширить знания детей о важных исторических моментах в истории государства;
  • способствовать формированию интереса к истории нашей страны;
  • способствовать развитию поведенческо - деятельностной и эмоциональной  форме общения ;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств.

          Задача:

  • создать такие условия работы, чтобы воспитанник с интересом и энтузиазмом  внедрился  в процесс познания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       окружающего мира;
  • учить работать с разнообразными объемами и формами информации и восприятия;
  • развивать коммуникативные навыки;

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, презентации.

Использованы методы:

  • «Взгляд из будущего» (авторский метод)
  • демонстраций
  • проблемного изложения
  • эмоционального стимулирования
  • фиксации внимания

Использованы приемы, направленные на формирование активной позиции ученика.

         При этом создавались условия, при которых ученик учился свободно и аргументировано высказать свое мнение.

Средства активизации внимания:

  • поддерживание положительной мотивации
  • способствование созданию внутреннего комфорта

Для выбора темы воспитательного дела учитывались возрастные особенности учеников.

В итоге  сделан вывод о важности проведённого занятия .

Использованные приемы вызвали интерес к общению, а так же позволили мне вовлечь в работу большое количество детей.

Педагогический критерий (показатели)

 

1.. Личностно-ориентированный подход, соответствие возрастным особенностям учащихся.

 

    В ходе проведения классного часа) использован  личностно-ориентированный подход к учащимся, т.к. личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

     В ходе данного мероприятия учащиеся использовали речевые обороты: "я полагаю, что…”, "мне кажется, что…”, "по моему мнению…”, "я думаю…”, "я считаю…”, «я выяснил» и т.д. Учащиеся мыслили, рассуждали, анализировали, видели проблему и находили способы ее решения. Никакой зубрежки, никакого схематизма не наблюдалось. Проводя данное внеучебное занятие участники воспитательного занятия следовали принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки. Ведь только так можно воспитывать активно мыслящую личность, а не очередные "винтик” и "гайку” для государства. Как писала Н.К. Крупская: "Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или игрушку. Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все же человека, притом человека будущего”.

     Тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

 

2. Психологическая готовность учащихся

 

    Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся.

     Выбранная нами тема классного часа, как никакая другая очень тесно связана с той средой, в которой находится современный ребёнок. Дети готовы к восприятию поданной информации, более того – им необходимы подобные мероприятия, где затрагиваются столь актуальные вопросы современного общества. В структуре психологической готовности к восприятию темы у учащихся можно выделить: операциональную готовность (знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы младшего звена школьников, у детей сформированы основные компоненты учебной деятельности), интеллектуальную готовность (психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы новообразования младшего школьного возраста), личностную готовность (ученики уверены в своих силах, готовы к преодолению трудностей, имеют адекватную самооценку личности, имеют четкие представления о качествах личности, необходимых им для успешной учебной деятельности и общения, умеют общаться со сверстниками и учителями на «взрослом» уровне и т.д.).

   Выделенные компоненты можно рассматривать как критерии оценки сформированности психологической готовности учащихся к восприятию материала классного часа по теме «Чтобы помнили. Чтобы знали.». Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей школьника, активизирует его жизнь, способствует овладению новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптации школьников в новых условиях, эффективность учебной деятельности и общения.

 

4. Стиль общения с детьми

 

    В работе с учащимися использован  демократический стиль общения. Учитывались мнения учеников, их потребности и интересы; были использованы совместные поиски решения возникших задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. Стал возможным отказ от тех ролей, принятых школьниками (отличница, старательный ученик, шут, хулиган и т.п.), которые, как правило, очень часто создают у детей привычные "маски", а у учителя – такие же "ярлыки". Ролевые отношения (учитель как руководитель, ученик как подчиненный), разумеется, были сохранены, но не остались главными. Важными являлись собственно межличностные отношения – уважение, принятие, доверие и т.д. Такой стиль общения учителя с классом способствовал созданию на уроке творческой (креативной) атмосферы.

 

Методический критерий (показатели)

 

1. Новизна, оригинальность методических приемов и формы проведения

 

     В настоящее время существует множество самых разнообразных форм проведения классного часа. Мной  выбрана форма «деловой игры» с проблемными вопросами, т.к., на мой взгляд, эта форма наиболее подходила к обсуждению данной темы и способствовала повышению интереса к освещаемой проблеме.

     Выбранная форма проведения классного часа была нацелена на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагались дискуссионные, проблемные вопросы, которые активизировали мыслительную деятельность учащихся, ставили их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

     

     Были использованы различные приемы, что на практике предполагало наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку.

 

2. Полнота содержания воспитательного дела

 

     Проведение классного часа было запланировано заранее. Был составлен план проведения мероприятия: план выступления учителя и план выступления учащихся.

     Учащимся за день до проведения классного часа было дано задание: написать сочинение на тему «Что такое мир?»; подобрать синонимы к слову весёлый и грустный; подготовлены дети для чтения стихотворений наизусть.

    При подготовке к классному часу материал был подобран  и скомпоновать таким образом, чтобы он наиболее ярко раскрыл проблемы внеклассного дела. Материал урока был интересен и доступен учащимся.

     Результативность классного часа состоит в том, что он повлиял на рождение ещё одной традиции классного коллектива «Подарок ветерану».

     По структуре классный час подразделён на вступительную часть, основную, заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

 

3-4. Эмоциональная насыщенность, наличие ситуации успеха

 

     Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение, не боялись ошибиться. Активно принимали участие на разных этапах, отвечали на вопросы. Можно с уверенностью заявить, что в ходе данного мероприятия была создана ситуация успеха для участников обсуждения, т.к. дети с невероятной увлеченностью участвовали в решении поставленных задач, вступали в диалог как с учителем, так и с одноклассниками. В ходе обсуждения возникали и спорные вопросы, на которые дети с удовольствием выдвигали свои аргументированные точки зрения, доводом которых, зачастую, служили примеры жизненных ситуаций.

     В ходе внеклассного дела порадовало то, что дети всегда приходили к верным решениям на поставленные вопросы. Это свидетельствует о том, что им принята тема войны и мира  и они готовы о ней говорить.

 

Организационный критерий (показатели)

 

   Данное внеклассное дело соответствует плану проведения внеклассных мероприятий во 2 классе. В ходе обсуждения темы активно использовалась дополнительная литература, в частности различные словари. Занятие было грамотно и умело выстроено, все дети были задействованы, внеклассное дело прошло в доброжелательной и уважительной обстановке. Учитель  руководил ходом классного часа, приняв позицию скрытого лидера-руководителя, что способствовало яркой работе актива класса, лидеров, дало возможность проявлению индивидуальных умений самоорганизации, самоконтроля.

 

     Данное мероприятие, на мой взгляд, прошло успешно. Поставленные задачи были решены. Классный час ценен в воспитательном значении, т.к. способствовал формированию сплочённого коллектива, развитию творческого мышления. Было занимательно и интересно. В обсуждении с удовольствием участвовали все, у каждого ученика была возможность высказать свою точку зрения и предложить пути решения возникших спорных вопросов. Царила атмосфера доброжелательности, уважения, доверия.

     Дети остались довольны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы поняли, чтобы помнили.

Материал для классного часа, посвященного событиям ВОв....

"Надо, чтобы помнили, мы с тобою помнили имена героев своих"

         Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией. Материал мероприятия можно использовать при работе с учениками...

Программа гражданско - патриотического воспитания " Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана меро...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...

Конспект классного часа "Чтобы достойно жить...", 3 класс

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся ценностей общества: гражданской позиции и здорового образа жизни. Планируемые результаты: Предметные:-знать: о здоровом образе жизни, ...

Внеклассное мероприятие в рамках работы муниципальной площадки «Чтобы помнили… чтобы поняли…»

Внеклассное мероприятие в рамках работы муниципальной площадки «Чтобы помнили… чтобы поняли…»Возраст: начальная школаЦель: воспитание у учащихся чувства патриотизма...

Классный час в 3 классе на тему "Чтобы помнили..." Презентация "Чтобы помнили"

Конспект классного часа и презентация в 3 классе на тему "Чтобы помнили"...