Классный час "МАСЛЕНИЦА"
классный час (1 класс) на тему

В нашем классе прошёл классный час. Дети узнали историю праздника, поиграли в игры.Закончилось  чаепитием с блинами.

Цель: Познакомить со старинным русским праздником «Масленица».

Задачи:

1.    Воспитывать доброе отношение к русским традициям.

2.    Через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.

3.    Развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._ch_maslenitsa.docx290.25 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Праздник Масленицы"

Цель: Познакомить со старинным русским праздником «Масленица».

Задачи:

  1. Воспитывать доброе отношение к русским традициям.
  2. Через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.
  3. Развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.

Учитель:  А как вы думаете, что это такое – МАСЛЕНИЦА. (Ответы детей.) Многие из вас правы, сказав, что это праздник. Но что это за праздник и почему празднуется именно в это время вы - не знаете. Я предлагаю вам познакомиться с его историей.

История праздника

---Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988г., наши предки-язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны – события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это, в общем-то, праздник языческий, не церковный. В нем олицетворяется борьба добра со злом. Празднуется в конце зимы от 3 февраля до 14 марта, это последний зимний праздник в народном календаре.

---  Надо сказать, что каждый день масленой недели имеет свое название:

Понедельник – «встреча»

Вторник – «заигрыш»

Среда – «лакомка»

Четверг – «широки»

Пятница – «тещины вечерки»

Суббота – «золовкины посиделки»

Воскресенье – «прощеный день»

---Язычники считали, что смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить. С давних времен люди были уверены, что весна – начало новой жизни, а Солнце – существо, дающее жизнь всему живому. Призывая Солнце, люди пекли круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну.

---О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

- Блин добро не один.

- Блин брюха не портит.

D:\112NIKON\DSCN2623.JPGD:\112NIKON\DSCN2631.JPG

---Бабушка Кирилла и бабушка Никиты испекли очень вкусные блинчики похожие на Солнышко.

---Вот какое у нас получилось Солнышко, с лучиками. D:\112NIKON\DSCN2617.JPGD:\112NIKON\DSCN2619.JPG

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. Это чучело становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели – сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

Учитель: Веселье продолжалось целую неделю. В дни Масленицы устраивались катания на санях с ледяных гор, гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными.

Игра "Ручеек" со словами: D:\112NIKON\DSCN2632.JPG
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март прошел,

Всех детей провел.                         

                                                                                                                                                         А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как прошел май - 
Сколько хошь теперь гуляй!

---Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я говорю слова, и показываю движения, вы за мной повторяете.

Сыграем, спляшем,
Руками помашем,
Ногами потопаем,
А то и руками похлопаем!
Подходи честной народ,
В Скомороший хоровод!

D:\112NIKON\DSCN2631.JPGD:\112NIKON\DSCN2637.JPG

Игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле 
закружились карусели, 
А потом, потом, потом, потом, 
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
После этого темп движения постепенно замедляется.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.

D:\112NIKON\DSCN2638.JPGD:\112NIKON\DSCN2639.JPG

 Игра "Бояре»  "D:\112NIKON\DSCN2633.JPG

-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

D:\112NIKON\DSCN2634.JPG
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.

D:\112NIKON\DSCN2636.JPG
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она, дурочка, у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

---Ой вы гости – господа,
Вы откуда и куда?
Проходите к нам сюда.
 
Ешьте, пейте, веселитесь.
И блинами угоститесь.
Улыбайтесь, не робейте.
 
Чаю черного испейте.
Вы трудились, Мы старались
Так что все проголодались.
Первый «Б» вас угощает
Еще в гости приглашает!

 D:\112NIKON\DSCN2626.JPGD:\112NIKON\DSCN2628.JPG

---Было очень-очень вкусно. Огромное спасибо за блины бабушкам Никиты и Кирилла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...