Презентация Щуркова Н.Е.
презентация к уроку на тему

Солодкова Наталия Владимировна

«Формирование образа жизни, достойной Человека» Щуркова Н.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchurkova.pptx620.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование образа жизни, достойной Человека» Надежда Егоровна Щуркова д. п. н ,. профессор Московского государственного педагогического университета

Слайд 2

Образ жизни — это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Слайд 3

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Слайд 4

Цель и принципы воспитания. По мнению Н.Е. Щурковой , цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Составляющие: Личность. Лик. Социальное лицо человека. Моральная составляющая Творческая составляющая

Слайд 5

«Цель воспитания, — как считает Н.Е.Щуркова , — должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека».

Слайд 6

Принципы 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности , предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Слайд 7

Содержание воспитательного процесса. философическое диалогическое этическое воспитание

Слайд 8

5 методических направлений. Н.Е. Щуркова называет пятъ методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания. Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями. Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении». Третье направление — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

Слайд 9

Четвертое методическое направление— упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею». Пятое направление— это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Слайд 10

Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Слайд 11

Этическое воспитание 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко — о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили . 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

Слайд 12

Задачи — формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; — формирование ценностных отношений к нормам куль­турной жизни; — формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; — формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; — формирование образа жизни, достойной Человека; — формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Слайд 13

МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 КЛАСС). Восприятие окружающего мира. Общее отношение: земля есть общий дом для жизни растений, животных и человека Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития. Общее отношение: на основе осознаных элементарных норм общежития и понимания их значения признавать их важность и проявлять желание их исполнения в повседневной жизни.

Слайд 14

Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника. Общее отношение: учеба в школе - «маленькая работа» детей в контексте «большой» трудной работы взрослых Правила человеческих взаимоотношений. Общее отношение: «Не посягать на другого человека». Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности). Общее правило: «Нельзя не трудиться – так устроена жизнь человека.».

Слайд 15

Правила игры и развлечений. Общее правило: «Постарайся, чтобы игра доставляла удовольствие каждому участнику ». Гигиенические нормы человеческой жизни. Общее отношение: «В здоровом теле - здоровый дух » Культура пользования предметами и вещами. Общее правило: «Все вещи и предметы, созданные трудом человека, имеют своего хозяина». Правила поведения в общественных местах. Общее правило: «Вокруг тебя люди – учитывай их интересы!»

Слайд 16

МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 КЛАСС ) Человек в принципиальном отличии от животного. Общее отношение: осознанная удовлетворенность своей принадлежности к человечеству Человек как homo sapiens («человек разумный»). Общее отношение: чувство восторженного удивления перед разумом человека , дарованного природой.

Слайд 17

Человек как homo moralis («человек моральный»). Общее отношение: желания блага каждому человеку в его многотрудной жизни . Человек как homo faber («человек созидательный»). Общее отношение: эмоциональное прочувствование благодарности всем людям, созидающим материальные и духовные ценности. Школьная учебная деятельность есть радость познания мира для человека, живущего в этом мире. Общее отношение: интерес к научным тайнам устройства мира и благодарность школе за возможность познания мира.

Слайд 18

Человек как homo ludens («человек играющий»). Общее отношение: признание ценности игры как упражнениия свободных творческих сил человека . Другой человек - это другой. мир. Общее отношение: привычная ориентированность на Другого и приветливость как готовность к добрым взаимоотношениям Группы людей с их отличительными свойствами и чертами. Общее отношение к людям разных свойств и качеств – безусловное уважение как утруждение себя ради самочувствия и жизни Другого

Слайд 19

Люди – это мужчины и женщины. Общее отношение: признание отличительных достоинств мужчин и отличительных достоинств женщин как основание для взаимного уважения Человек как созидатель и потребитель средств жизни. Общее оотношение : признание приоритета созидания над потреблением для развития жизни, человека и проживания счастливой жизни. Человек как житель планеты Общее отношение: интерес к жизни человечества. Человек великий и человек ничтожный. Общее отношение к великому человеку – признательность и благодарность за привнесение в человеческую жизнь ценностного вклада.

Слайд 20

СТАРШИЙ ПОДРОСТОК ( 7-8 КЛАСС ) РАННЯЯ ЮНОСТЬ (9-10 КЛАСС ) ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ (11 КЛАСС)

Слайд 21

Книги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час . Игры по методике Н.Щурковой.

Специфика классного часа в том , что он составлен по методике Н. Щурковой. Для учащихся 2 или 3 класса предлагаются игры " Путешествие в детство" и " Теремок"....

Щуркова Н.Е "Собрание пестрых дел"

Щуркова Надежда Егоровна, автор методического материала для педагогов "Собрание пестрых дел". 30 форм групповой работы с детьми  помогают педагогу проводить разнообразные уроки по ОРКСЭ. Групповы...

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников

Программа "Первоклассник"и "Младшеклассник"...

«Программа воспитания школьника Н.Е.Щурковой»

В статье раскрыты цели, Задачи, ценностные принципы, а так же специфика и планирование работы в соответствии с авторской программой воспитания шуольника Н.Е.Щурковой...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Щуркова Н.Е «Технология групповой деятельности»

Щуркова Надежда Егоровна. Известный в России ученый и педагог. Автор многих исследований и монографий по проблемам педагогической технологии, ведущих принципов воспитания....