Технология развития ученического самоуправления в начальных классах
статья по теме

Казанцева Марина  Николаевна

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети  учатся, а завтра станут  взрослыми и начнут самостоятельно жить.  Ученики приходят в школу не только  за знаниями, а для того, чтобы  готовиться к жизни. И важную роль  в этом играет  ученическое самоуправление.

  Школа должна  меняться, идти в ногу со временем, соответствовать  потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Так, согласно статье 22 закона, основной  целью  общего  среднего образования  является  обеспечение духовного и физического становления  личности, подготовка молодого поколения  к полноценной жизни в обществе, воспитание достойного гражданина  России.

  Концепция модернизации российского  образования в развитии российского общества. В этом документе  отмечается, что: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…», «..обществу нужны люди, которые способны  самостоятельно принимать решения в ситуации   выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают  чувством  ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казанцева Марина Николаевна

ГБОУ СОШ с. Чувашское   Урметьево

Учитель начальных классов, первой категории

Технология развития ученического самоуправления  

в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

   Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети  учатся, а завтра станут  взрослыми и начнут самостоятельно жить.  Ученики приходят в школу не только  за знаниями, а для того, чтобы  готовиться к жизни. И важную роль  в этом играет  ученическое самоуправление.

  Школа должна  меняться, идти в ногу со временем, соответствовать  потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Так, согласно статье 22 закона, основной  целью  общего  среднего образования  является  обеспечение духовного и физического становления  личности, подготовка молодого поколения  к полноценной жизни в обществе, воспитание достойного гражданина  России.

  Концепция модернизации российского  образования в развитии российского общества. В этом документе  отмечается, что: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности…», «..обществу нужны люди, которые способны  самостоятельно принимать решения в ситуации   выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают  чувством  ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание…»

  Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при  самоуправлении. Развитие ученического  самоуправления является  одним из основных направлений воспитательной  системы школы. Самоуправление способствует формированию  саморазвивающейся личности, воспитывает  у школьников гражданственность, стимулирует ребёнка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.

   Самоуправление невозможно внедрить административным путём, также оно не возникает стихийно. Необходимо  стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании.

  Ситуация  осложняется  в данный момент тем, в сельских школах зачастую  приходится работать с несколькими классами, так как наполняемость  классов в последнее время сильно уменьшилась. Такая же сложная ситуация сложилась и в нашей, ГБОУ СОШ с.Чувашское Урметьево. Работая более 30  лет в начальной школе с двумя классами-комплектами, где 2-3 ученика в классе, очень сложно организовать  творческие дела, мероприятия. Я убедилась, что нужно объединиться в один  коллектив, который называется городок «Солнечный». Встал вопрос об организации ученического самоуправления нового вида, так как старая  структура стала неинтересной для учащихся и для нас учителей начальных классов. В ходе познавательной деятельности  и практической деятельности дети постигают смысл формулы  самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть  свою цель, планировать её достижение, выполнять  задуманное, делать выводы и оценивать  результат. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем научу кого-нибудь тому, что умею сам».

  В 2012-2013 учебном году в начальных классах с 1 по 4 класс обучаются 9 учеников. Я свои усилия направляю на создание такой  воспитательной системы, целью которой  является  развитие самодеятельных и самоуправленческих  начал в коллективе, способствующих  становлению самостоятельной и творческой  личности младшего школьника. Воплощение  данной цели  предполагает  планомерное освоение  первоклассником  азбуки организаторского мастерства, формирование  реально действующего  самоуправления в классе  на примере более старшего, 4 класса, т.е. работают под девизом «Делай как я». На следующий год  работа продолжается уже  на более высоком уровне самостоятельности,  уже под девизом «Вместе лучше». Так жители  городка «Солнечный» живут и занимаются  определённым видом деятельности. В городке  действует система  чередования  поручений, чтобы каждый  ребёнок попробовал  себя. Свои силы  и возможности в различных ролях и видах  деятельности. Смена поручений  с обязательным  подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на коллективном  классном собрании, которое проводится один раз в четверть. Здесь дети учатся  анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную. Вся деятельность жителей городка «Солнечный» отражается на стендах. Каждый житель, в зависимости  от того, какое  участие  принимал он в жизни городка, получает поощрительные значки: «Самый активный», «Книголюб», «Спортсмен-рекордсмен», «Друг Мойдодыра» и т.д. В конце года  определяется  «Ученик года», составляется «Книга рекордов нашего класса». Все ученики начальных классов ведут портфолио.

    Работая  с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления  коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нём. Детей  объединяет их отношения, которые  возникают  именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (Дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.

  Самоуправление в коллективе  возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем  воспитать  детей своей собственной  жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

   Главной целью нашего образовательного учреждения является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования в рамках ФГОС второго поколения, и формирование творческой индивидуальности личности школьника в условиях развивающейся новой образовательной среды. Школьная жизнь наших воспитанников освещается на Интернет-порталах http://www.odnoklassniki.ru/www.chuvschool.ucoz.ru/albums, на сайте Про школу http://www.proshkolu.ru/org/124-039/  по этим ссылкам можно посмотреть образовательно-воспитательную среду нашей сельской малокомплектной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить  ребёнка  быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...

Презентация "Технология развития критического мышления в начальных классах".

В презентации представлены некоторые методические приёмы технологии развития критического мышления в начальных классах: кластер («гроздь»), чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы, «обложка...

Ученическое самоуправление в начальных классах

В статье дается определение ученического самоуправления. Подробно рассматриваются цели: содействие развитию ребенка, формирование детского коллектива как команды, формирование у учащихся готовности к ...

Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе

Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....

Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами

Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...

Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"

В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты....