Акция "Защитим жизнь!"
методическая разработка (1 класс) по теме

Швечикова Ирина Николаевна

Акция "Защитим жизнь!" в рамках проведения недели начальных классов по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitim_zhizn_aktsiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

  Сценарий мероприятия «Защитим жизнь!»

 Цель:  воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: 

  • познакомить с Красной книгой, расширить и углубить знания о животных и растениях, занесённых в Красную книгу;
  • раскрыть основные причины сокращения численности животных и растений;
  • прививать  навыки агитационной работы, воспитывать   экологическую культуру у подрастающего поколения.

Оборудование: компьютер, экран, презентация,  запись песни «Россия», слайды  растений и животных России.

Ход мероприятия:

1.Звучит композиция «Берегите землю!»

(показ слайдов)

2.Звучит фонограмма «Вальс цветов».

3.На сцене появляются девочки в костюмах цветов: колокольчика, ромашки, ландыша и бабочки. Все танцуют.

Затем появляются 3 мальчика: один с папкой для гербария нюхает «цветок» и пытается его сорвать, другой с сачком, он ловит «бабочку», третий (в очках) – делает жест рукой! «Остановитесь!» -

Цветы поникли, «упала» бабочка.

1 чтец: Я сорвал цветок – и он завял.

2 чтец: Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

3 чтец: И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

4 чтец: О, человек! Природа – мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых небес.

Цени это доверие природы,

Не обмани ее! О, человек!

5 чтец: Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни.

6 чтец: Однако порой и взрослые, и дети бездумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озера.

7 чтец: А список уничтоженных видов животных и растений пополняется на протяжении всей истории человечества.

1 чтец: Палим во что попало – жаден глаз.

            И рубим, и взрываем, и корежим.

            Природа – мать ждет милостей от нас,

            Взять их у нас она, увы, не может!

2 чтец: Ведь – вдумайтесь! – каждую минуту на Земле исчезает один вид живых организмов!

3 чтец: Только за последние три столетия с лица Земле навсегда исчезли 36 видов млекопитающих.

4 чтец: 94 вида птиц и несколько сот видов беспозвоночных. Среди них – сумчатый волк, тур, странствующий голубь.

5 чтец: Все больше и больше исчезнувших и оказавшихся на грани исчезновения животных и растений попадаются на тревожные страницы «Красной книги».

6 чтец: Огромное количество бабочек внесено в список самых «горячих» точек на карте жизни!

7 чтец: Несколько сот видов растений. Среди наших близких знакомых это ландыш майский, большинство орхидей, подснежник белоснежный, колокольчик.

1 чтец: Каждую минуту в мире под топором лесоруба гибнет около 20 гектаров леса!

2 чтец: Лес рубить нужно с умом. Уничтожая лес, мы буквально рубим сук, на котором сидим: дышать – то завтра, чем будем?

3 чтец: Есть просто храм,

            Есть храм науки.

            А есть еще природы храм –

            С лесами тянущими руки

            Навстречу солнцу и ветрам

            Входи сюда, будь сердцем чуток,

            Не оскверняй ее!

4 чтец: Из–за того, что лесов становится все меньше, страдают растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным бывает трудно и из-за

Того, что люди часто рвут красивые растения.

5 чтец: Животных истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, развлечения ради. Многие растения и животные занесены в Красную книгу.

6 чтец: Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году.

                           Показ слайда с изображением Красной книги.

                                 На сцену выходят учащиеся.

1 ведущий. Тревожные сведения поступают из различных районов нашей планеты: исчезают насекомые. Это может показаться невероятным, но это так.  

2 ведущий. Погибли некоторые виды бабочек, обитавших на нашей планете. В тропических лесах исчезают многие виды насекомых, сокращается численность крупных жуков, некоторых видов бабочек и других насекомых.

1 ведущий. Почему же это происходит? Одна из основных причин исчезновения насекомых – разрушение среды их обитания. Вырубаются леса, распахиваются степи. На их месте возникают города и дороги. А ведь многим видам нужна для жизни нетронутая, не изменённая человеком природа.

2 ведущий. Часто бывает, что дети ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей. Без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон  уже стала редкостью. Она занесена в Красную книгу.  

                         Учащиеся исполняют стихотворение «Красная книга»

Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

1.«Красная книга» – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно.
«Красная книга», Красная книга»

2.И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле:
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на Земле.

3.Мы леса и поля обижаем.
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

4.Охранять от опасности нужно,
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие и доброту.

5.И скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас.

1 ведущий. Далеко-далеко среди вековых деревьев, в густом дремучем лесу есть одно поляна. На этой поляне собирались лесные жители, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание называлось (как и в старину у людей) вечем. Посреди поляны, где собиралось вече, висел на четырёх столбах большой вечевой колокол, по звону которого и собрались лесные жители, и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от лесных жителей сильно достанется. Однажды колокол зазвонил так сильно, что все птицы и звери поспешили на поляну, желая знать, кто так громко требует их суда и защиты…

                      Звенит колокол (фонограмма. Из-за кулис на лесную поляну выходит  Лев – “царь зверей”. Вокруг него лесные жители

Лев. Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил вечевой колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты?

Птицы (выходя вперёд). Мы, птицы, взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов; ежегодно мы теряем один вид своих крылатых братьев. И это всё по вине Человека.

Лев. Разве Человек может так поступать с вами? Я не могу поверить. Этого не может быть, ведь все мы часть Природы.

У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты, -
Поля, луга, леса, моря и реки.

Гагарка. Но это так. Я, бескрылая гагарка, как и почти 20 видов птиц уничтожена человеком в результате неумеренного промысла. А погубила нас привлекательность оперения! Из наших шкурок шили одежду и даже изготавливали деньги. Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.

Голубь. Я – странствующий голубь. Ещё в 19 веке наш род насчитывал миллиарды особей. Но человек уничтожал нас с небывалым размахом: нас били палками, травили, по стаям палили даже из пушек. Ещё недавно слышались повсюду крики радости и жизни.  

Лев. Неужели это так? Неужели Человек не понимает, что, истребляя вас, он готовит такую же участь и себе? Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно – научиться достойно жить на Земле.

1-я чайка. Мы водоплавающие птицы. Ежегодно от нефтяного загрязнения нас погибает много тысяч.

2-я чайка. Нам, кормящимся в море птицам, угрожают не только нефтепродукты, но и различные вещества, выбрасываемые в море.

1-я чайка.

Моя планета – человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»

2-я чайка. Человек! К нашей гибели ведёт и загрязнение атмосферы  из труб твоих фабрик и заводов.

1-я чайка.

Что же натворил ты с природой?
Как теперь ей смотреть в глаза?
В тёмные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса…

Лев.

Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по-царски.
Я последний из львов,
Но пускай за меня говорят –
Муравейник сожжённый,
Разрытые норы барсучьи
Дрожащий от страха жираф,
И подстреленный лебедь,
И чайки – по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты – хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас ты представь!
Разве будет землёю земля?
Но без нас – ты пойми!
Разве море останется морем?
Человечьи детёныши вспомнят о нас и заплачут…
Мы – пушистые глыбы тепла.
Мы – живое зверьё.
Всё твоё на планете, а нашего – не ничего!

Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа. Мало – не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен.   .

Ведущий.

Довелось мне как-то раз
Услышать вот такой рассказ…
(Такое бывает, уж ты мне поверь.)
на поляне под сосной
заседал народ лесной.
Под сосною той сидели:
Лесовик, Лесная Фея,
Водяной с сестрой своею.
Только бабушка Яга
Почему-то не пришла.
Собранье это Леший вёл,
Там шёл серьёзный разговор.

Леший.

Собрались мы на совет –
Как избавиться от бед?!
В лес, друзья, пришла беда,
Помощь срочная нужна.

Лесовик.

Леса здесь стояли когда-то густые,
Шумели липы молодые,
Берёзки нежно всем кивали,
В своих серёжках щеголяли,
Осины протяжно скрипели,
А птицы так радостно пели.

Фея.

А сосны, как стражи, в бору здесь стояли,
Дубы вековые как старцы ворчали.
И ёлок пушистых зелёный народ.
Водил на поляне свой хоровод.

Кикимора. В болотах такая была благодать!
                   Во мху так приятно было лежать.
                   И мягко, и влажно, и ягод не счесть –
                   Бывало, что за день устанешь их есть.
                  (Обращается к Водяному.)
                  А ты, братец мой, отчего не речист?
                  Ведь каждый ручей был прозрачен и чист.

Водяной. Да что говорить загрязнили озёра и реки.
                А виною тому всё они – человеки!

Леший.   Верно ты, дружок, сказал:
               Человек не тот уж стал.
               Обогатиться всё хотят,
               Вот и рубят всё подряд.
               Весёлые липки пошли на кули,
                За них заплатили большие рубли.
Берёзы на ложки срубили,
Дубовую мебель куда-то спустили,
И сосны, и ёлки опять продают,
Их рубят и пилят – куда-то везут,
А люди-то не понимают,
Что сами край свой разрушают.
А ну, все мигом поднялись
И на охрану разошлись!

Лесные жители расходятся в разные стороны.
Слышится песня, на поляну выходят “туристы” (с гитарой, рюкзаками, топорами),
у одного из них в руках коробка с надписью “Динамит”

1-й турист.

Вот хороший водоём,
Давайте здесь
Давайте здесь сейчас рванём.

2-й турист.

Рыбку будем тут глушить
И косточек разводить.

3-й турист.

Здесь прекрасно отдохнём,
Выходные проведём.

4-й турист. Готовьтесь рыбу брать, друзья, Динамит бросаю я!

Зажигает привязанный к коробке  шнур. В это время на поляну выходит Водяной

Водяной. 

Я – водяной, я – Водяной.
Мне реки, море – дом родной.
Вы осквернить мой дом хотели,
Да, слава богу, не успели!

(Тушит запал)

Надо вас бы проучить:
На дно, вас, что ли утащить?

Туристы.

Только в сказках так бывает,
Нечисть разна выползает.

Водяной.

Но я не сказка и не миф.
Проси прощенья, пока жив!
Туристы (на коленях).
Ты прости нас Водяной,
Отпусти ты нас домой,
Про динамит мы позабудем
И даже рыбу есть не будем.

Водяной.

На сей раз я отпущу,
Но вас я всюду отыщу.
Коль нарушите запрет,
Вам пощады, знайте, нет!
Поселюсь я в ванне, в бане,
Буду жить я даже в кране.
Вас везде я отыщу
И на дно всех утащу.

Появляется Кикимора

Кикимора.

Эй, мой братец Водяной,
Ты что, их отпустил домой?
Ну ты, братец, и простак…
Я бы сделала не так.

Кикимора (туристам). 

Вот уж я вас не прощу,
Всех сейчас я проучу!
Вы и на болоте были?
Всё болото загрязнили,
Голубику растоптали,
Клюкву с корнем вырвали!
Вас за это не прощу,
С собой в болото утащу!

Кикимора старается поймать туристов, те разбегаются в разные стороны, моля о пощаде

Туристы.

Госпожа Кикимора!
Нам домой уже пора!
Нас в болото не тащи,
Других виновников ищи!
Мы на болоте не бывали,
Клюкву мы не вырывали.
А коль по ягоды пойдём,
То ни ветки не сорвём!

Кикимора.

Ну ежели не вы, то
То отпустить мы вас должны.

(Водяному)

Ну что, брат Водяной.
Отпускаем их домой?
Мы, кажись, их напугали
Да кое-что им втолковали

Водяной.

Да только поняли ль оне,
Сумлеваюсь я вполне.

Кикимора (туристам).

А мы проверим их сейчас!
Вы что усвоили у нас?

1-й турист.

Не будем речку загрязнять,
Динамитом баловать.

2-й турист. 

Будем ягоды умело брать,
Зря болото не топтать.

Водяной и Кикимора (вместе).

И тишину не нарушать!

Туристы. 

Мы это тоже будем знать,
И строго будем соблюдать
Мы все правила лесные –
Станем мы совсем другие!

Водяной. 

Ну что ж, усвоили все так.
На дно тащить нельзя никак.
Вы восвояси отправляйтесь,
Да больше нам не попадайтесь.

Рассказчик. 

Все собрав, туристы спешно
Враз оставили то место
И подальше от реки
Молча по лесу пошли,
Думая, соображая,
Что за напасть вдруг такая.
Решили, что болотный газ
Им вскружил мозги сейчас.
Сразу все повеселели,
Даже песенку запели.
Шли да шли, и вдруг нашли
Поляну солнечного света.

(Зрителям)

Вам интересно слушать это?
На полянке они сели,
Костер устроить захотели,
Тут же музыку врубили
И все правила забыли.
И пошла у них работа:
Там березку рубит кто-то,
Кто-то хворост собирает
Да в костер его таскает.
Девоньки цветы срывают
Да букеты составляют.
Ну, а музыка орет –
Всех зверей испуг берет.
Вот на этот шум и гам
Леший к ним явился сам.

Леший (выключая магнитофон).

Это что за тарарам?
На вас глядеть-то стыд и срам!
Захламили всю поляну!
Лесовик, ты только глянь!

Лесовик. 

Все-то вы здесь истоптали,
Растений сколько изломали!

Леший. 

Вас разве в школе не учили?
И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать,
Беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы,
И вам, друзья, они знакомы.

Лесовик. 

Позвольте дать один совет:
Всегда любите этикет,
А музыка у нас не хуже –
Да только слушать ее нужно.

Звучит фонограмма шума леса, пения птиц

Леший. 

Что притихли обормоты?
Вряд ли поняли вы что-то!
Вы нарушили запрет,
Вам теперь пощады нет.
А ну-ка, братец Лесовик,
Неси сюда мой шишковик.

Рассказчик. 

Услышав грозный приговор,
Друзья не поднимая взор,
Забыв про удаль и кураж,
Решили это не мираж,
И кинув свой магнитофон,
Из лесу бросилися вон.

Леший.

Ну, этих вроде проучили –
Дорогу в лес они забыли.
Запомнят наш с тобой урок
И другим накажут впрок.
Лесовик, бери трофеи,
Да пойдём отсель скорее.

                         Лесные жители уходят с лесной полянки.

На сцену выходят все ученики класса и представители от каждого класса, которые рассказывают правила поведения в лесу и защищают свои экологические знаки.

1 «а»- Лес – наше богатство! Не разжигайте костры в лесу!

1 «б»-  Лес –наше богатство! Не оставляйте мусор в лесу!

1 «в» - Лес –наше богатство!  Не обижайте его обитателей!

 Ученица:

Взгляни на глобус – Шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
“ Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“ Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“ Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!”

  Учащиеся исполняют песню «Раненая Птица (Просьба)»
Музыка: А. Пахмутова Слова: Р. Рождественский


Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Красный сигнал – это сигнал смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого: не повторим роковых ошибок во имя наживы, слепого охотничьего азарта. Не обездолим человечество истреблением того, что невозобновимо !!!

   Все (хором):

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"

В эссе отражена моя педагогическая позиция....

Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"

Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...

Жизнь виртуальная и жизнь реальная.

1) Сформировать понятие реальной и виртуальной жизни.2) Помочь разобраться, какая жизнь помогает стать настоящими людьми.2) Выяснить пользу или вред приносят компьютерные игры?...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...