Программа кружка "Люби и знай свой город"
рабочая программа по теме
Знакомство с историей и культурой Санкт - Петербурга. Программа кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_svoy_gorod.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
пояснительная записка.
Краеведение – это важнейший компонент образования и воспитания подрастающей личности. В условиях падения подлинно патриотического отношения к своему Отечеству бытует недооценка принижения ценности наследия России. Краеведение по образному выражению Д.С.Лихачева, формирует «чувство Родины». Кроме этого изучение культурных богатств Санкт-Петербурга приобщает учащихся к многообразию мировой художественной культуры, которая отразилась в культуре нашего города, стала неотъемлемой частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Знакомя ребенка с миром родного города, мы одновременно приобщаем его к достижениям всего человечества.
Познание города, края, в котором живет ребенок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и умения.
Велик развивающий потенциал краеведения. Анализ знакомых объектов как источников новых знаний, сопоставление, сравнение способствует формированию аналитических навыков у детей. Крайне важны при этом такие формы занятий как учебные прогулки, экскурсии, в которых и сами учащиеся выступают в роли экскурсоводов.
цель:
Формирование базовой культуры юного петербуржца.
задачи:
Образовательные
- Дать начальные знания и навыки в профессии экскурсовода.
- Дать представление о Петербурге как центре мировой и отечественной науки и культуры.
- Научать ориентироваться в городской среде.
- Дать представление об архитектуре и архитекторах.
Развивающие
- Сформировать навыки самостоятельной работы с книгой, умения работать с фондами районных детских библиотек.
- Развивать навыки устной речи.
- Расширить кругозор детей в области краеведения.
- Сформировать умение использовать свой познавательный творческий потенциал в среде сверстников, близких по интересам.
Воспитательные
- Воспитать чувство уважения к родному городу как к крупнейшему культурному центру мира.
- Пробудить интерес к изучению города.
- Создать творческий коллектив.
условия реализации программы.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на детей 9 – 12 лет.
В объединение принимаются все желающие. Набор детей на 1 год обучения проводится в августе месяце. Комплектование групп 1 года обучения проводится до 10 сентября. Данная программа может быть использована для работы с детьми 7-9 лет при условии создания определенных форм и режима занятий.
формы и режим занятий.
Группы комплектуются в количестве не менее 15 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю(144 часа в год).
Для детей 7-9 лет занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу, т.е. 4 часа в неделю(144 часа в год).
ожидаемые результаты.
В начале обучения с детьми проводится собеседование. Собеседование и анализ первых выполненных работ учащихся позволяет педагогу выявить исходный уровень подготовки и индивидуальные особенности каждого учащегося. На основе полученных данных определяются направление и формы индивидуальной работы с ребенком.
К концу обучения дети:
- Научатся грамотному произношению, написанию и использованию терминов и понятий.
- Научатся распознавать изученные памятники архитектуры по изображению, в реальности и в музейной экспозиции.
- Научатся ориентироваться в городской среде.
- Будут уметь соотносить памятники культуры и фамилии их создателей, а также эпохи, в которые они были созданы.
формы подведения итогов. Результаты контроля являются основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
Объектами контроля являются: знания, умения, навыки по краеведению;
Основными формами контроля являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и творческих способностей.
Для выявления уровня знаний теоретических вопросов используются обсуждение проведенных экскурсий. В первые дни осуществляется входной контроль, который проводится в виде беседы с учащимися и оценки их знаний по краеведению.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года путем наблюдения за работой учащихся. Текущий контроль позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повышает ответственность и заинтересованность детей в обучении. Выявление отстающих и опережающих обучение учеников позволяет своевременно подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение и получение сведений для совершенствования программы объединения и методов обучения. Итоговый контроль проводится в форме конкурсов творческих работ.
учебно-тематический план.
1 год обучения
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Река Нева | 3 | 5 | 8 |
3 | Заячий остров | 3 | 5 | 8 |
4 | Васильевский остров | 3 | 5 | 8 |
5 | Адмиралтейство | 2 | 6 | 8 |
6 | Летний сад | 8 | 4 | 12 |
7 | Невский проспект | 3 | 5 | 8 |
8 | Дворцовая площадь | 2 | 4 | 6 |
9 | Площадь Искусств | 3 | 5 | 8 |
10 | Реки Санкт-Петербурга | 6 | 8 | 14 |
11 | Храмы города | 6 | 6 | 12 |
12 | Дворцы города | 6 | 6 | 12 |
13 | Музеи города | 4 | 6 | 10 |
14 | Театры города | 4 | 6 | 10 |
15 | Экскурсии | 2 | 14 | 16 |
16 | Итоговое занятие | 0 | 2 | 2 |
ИТОГО | 56 | 88 | 144 |
содержание программы.
1 год обучения
Вводное занятие
Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
Река Нева
Теория. Нева – происхождение ее названия. Главная река – труженица, кормилица, красавица. Исток, устье реки (Ладожское озеро, Балтийское море, Финский залив).
Практика. Игры на запоминание, ребусы, загадки, чистоговорки и скороговорки о Неве
Заячий остров
Теория. Город на островах. Петербургские острова. Крепость на острове. Петропавловская крепость. Архитектор Трезини. Флюгер на шпиле (ангел).
Практика. Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки о Неве, стихи русских поэтов о городе.
Васильевский остров.
Теория. Местонахождение Васильевского острова. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны. Биржа – внешний облик здания. Причал и набережная Стрелки Васильевского острова.
Практика. Конкурс стихов о Санкт-Петербурге. Творческие задания, ребусы, рисование по теме Стрелка Васильевского острова.
Адмиралтейство.
Теория. Местонахождения Адмиралтейства. Происхождение названия. Шпиль Адмиралтейства – один из главных городских ориентиров. Внешний облик Адмиралтейства. Кораблик Адмиралтейства. Адмиралтейская набережная. Дворцовый причал. Сторожевые львы дворцового причала.
Практика. Поэтические произведения, посвященные Адмиралтейству. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов.
Летний сад.
Теория. Местонахождение Летнего сада, его возраст. Происхождение названий: Летний сад, Лебяжья канавка, Карпеев пруд, Фонтанка. Растения Летнего сада. Памятник Крылову И. А. Летний дворец его внешний вид. Кофейный и чайный домики. Решетка Летнего сада.
Практика. Конкурс рисунков «Летний сад». Чтение басен Крылова И. А., стихов русских поэтов. Ребусы, занимательные задания.
Невский проспект.
Теория. Местонахождение Невского проспекта. Тротуар, мостовая, проезжая часть. Транспорт. Фонари. Магазины Невского проспекта (Гостиный двор, Дом книги, Елисеевский магазин). 3 храма, 3моста и 3 дворца Невского проспекта
Практика. Беседы по живописным полотнам, посвященным Невскому проспекту.
Дворцовая площадь.
Теория. Местонахождение Дворцовой площади. Происхождение названия и ансамбль Дворцовой площади. Назначение Дворцовой площади. Здание Зимнего дворца, внешний облик. Архитектор Растрелли Б. Ф. Александрийская колонна. Здание Главного штаба (скульптурная группа арки).
Практика. Прослушивание музыкальных и поэтических произведений посвященных ансамблю Дворцовой площади.
Площадь Искусств.
Теория. Местонахождение площади Искусств. Происхождение названия площади Искусств. Русский музей. Памятник Пушкину А.С.. Малый театр оперы и балета им. Мусорского М. П. Большой зал филармонии им. Шостаковича Д. Д.
Практика. Чтение стихов Пушкина А. С., прослушивание отрывков музыкальных произведений. Занимательные упражнения и задания.
Реки Санкт-Петербурга.
Теория. Водные магистрали Невского проспекта. Канал Грибоедова (Дом Книги, Храм Спас-на-крови, Казанский собор, Банковский мост). Река Фонтанка (мосты Аничков, Ломоносова, Египетский; Летний сад, Михайловский замок, Шереметьевский дворец). Река Мойка (ограда, Мариинский дворец, Исаакиевский собор, Синий мост, наб. Мойки 12)
Практика. Игра-путешествие «Мы идем по Петербургу». Занимательные задания.
Храмы города.
Теория. Исаакиевский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Монферан. Казанский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Воронихин. Петропавловский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Трезини. Смольный собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Растрелли. Чесменская церковь, знакомство с внешним видом. Архитектор Фельтен.
Практика. Игра-лото «Храмы Петербурга», викторина «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?», ребусы, загадки.
Дворцы города.
Теория. Дворец – понятие. Знакомство с внешним видом, местонахождением, происхождением названия, архитекторами Зимнего дворца. Знакомство с внешним видом, местонахождением, происхождением названия, архитекторами Аничкова дворца. Знакомство с внешним видом, местонахождением, происхождением названия, архитекторами Строгановского дворца. Знакомство с внешним видом, местонахождением, происхождением названия, архитекторами Меньшиковского дворца. Знакомство с внешним видом, местонахождением, происхождением названия, архитекторами Юсуповского дворца.
Практика. Задания, направленные на запоминание внешнего вида дворца. Игра-лото. Ребусы. Конкурс рисунков «Мой дворец».
Музеи города.
Теория. Понятие музей. Знакомство с Зоологическим музеем и его знаменитыми экспонатами. Знакомство с Военно-морским музеем и его знаменитыми экспонатами. Знакомство с Артиллерийским музеем и его знаменитыми экспонатами. Знакомство с Железнодорожным музеем и его знаменитыми экспонатами. Знакомство с Музеем кукол и его знаменитыми экспонатами. Знакомство с Русским музеем и его знаменитыми экспонатами. Знакомство с Кунсткамерой и её знаменитыми экспонатами.
Практика. Игра-путешествие «Мы идем в музей». Этическая игра «Поведение в музее». Викторины, конкурсы, загадки.
Театры города.
Теория. Понятие театр. Роль театров в жизни Санкт-Петербурга. Классификация театров по жанрам. Внешний вид, местонахождение и основные жанры Большого театра кукол. Внешний вид, местонахождение и основные жанры Цирка. Внешний вид, местонахождение и основные жанры ТЮЗа. Внешний вид, местонахождение и основные жанры Мариинского театра оперы и балета. Внешний вид, местонахождение и основные жанры Александрийского театра.
Практика. Ролевая игра «Я иду в театр». Правила поведения в театре. Посещение одного из театров Санкт-Петербурга.
Экскурсии.
Экскурсия «Город на воде». Экскурсия «Знай и люби свой город». Посещение музеев города. Прогулка по каналу Грибоедова.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Игра по станциям «Я – петербуржец». Награждение победителей игры.
методическое обеспечение программы.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, творческая деятельность.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность глубже осваивать учебный материал
и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствует создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная форма).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени.
Теоретический материал готовится с таким расчетом, чтобы его время занимало не более 20 мин. Изучение теоретических вопросов должно быть основано на принципе систематичности и последовательности.
Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:
- индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
- доступности и наглядности;
- прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
- сознательности и активности;
- взаимопомощи.
Лекции, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить. Игры, праздники, конкурсы помогают учащимся приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать ответственность на себя, демонстрировать свои достижения и достойно воспринимать достижения других людей.
Планируемые и проводимые педагогами экскурсии в музеи, театры и на выставки способствуют развитию кругозора учащихся в области краеведения вырабатывают стремление к познавательной деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса:
В основу программы легли определенные педагогические принципы:
принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентациям на реальную свободу развивающейся личности.
принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.
принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.
принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению, условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.
принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.
принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.
принцип наглядности обеспечивается применением в процессе обучения естественной, изобразительной и словесно-образной наглядности. Наглядность в обучении способствует обогащению чувственного опыта учащихся.
принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".
Обеспечение программы методической продукцией
- Теоретические материалы - разработки :
- Реферат «Роль театров в жизни Санкт-Петербурга.»
- Дидактические материалы:
Видеозаписи:
- « Сказочный Эрмитаж. Главный мастер»
- « Сказочный Эрмитаж. Храбрые рыцари»
- « Сказочный Эрмитаж. Каменная страна»
- « Сказочный Эрмитаж. Часы «Павлин»
- « Сказочный Эрмитаж. Как откапывают сказки»
- « Сказочный Эрмитаж. Свирепые кентавры»
- « Сказочный Эрмитаж. Самая большая ваза»
- «Я петербуржец»
- «Город нашей любви»
Слайды «Путешествие по Санкт-Петербургу.»
- Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации викторины «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?».
- Рекомендации по организации экскурсии «Знай и люби свой город».
Материально - техническое обеспечение.
Для реализации данной программы необходимо:
- Видеомагнитофон и телевизор.
- Стулья.
- Столы.
- Видеокассеты
Каждый учащийся должен иметь:
- Рабочую тетрадь.
- Альбом для творческих работ
- Письменные принадлежности.
список литературы.
для педагога.
- Зимина М.С. Санкт-Петербург. Музеи.-СПб.: Корона принт, 2005
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи. - СПб.: Корона принт, 2005
- Сфимовский Е. Петербург в загадках. – СПб. Норинт, 2004
- Нестеров В. Львы стерегут город. – Л., 1973
- Добринская Л. Там у Невы наш первый сад. – СПб., 1992
- Шапиро Ю.Г. «По Эрмитажу без экскурсовода. Очерк -путеводитель.» Л., Аврора, 1970.
- Суслов В.А. «Русский музей. По залам музея.» Л., Сов.художник, 1967
- Русский музей. Путеводитель. Л.-М., Искусство, 1958
- Деменая А.А. «Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина» М., Искусство, 1979
для детей.
- Никонова Е.А. «Первые прогулки по Петербургу.» СПб, Паритет, 2007
- Добринская Л. Там у Невы наш первый сад. – СПб., 1992
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи. - СПб.: Корона принт, 2005
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №346
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Адрес: 193231, Санкт-Петербург, ул. Подвойского, дом 18, корпус 3. Тел.: 588-96-00
СОГЛАСОВАНО __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ школы №346 _____________/В.В. Головчанская/ Протокол педсовета №__________ от «____» ______________200__г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Люби и знай свой город.
Возраст обучающихся: 9-12 лет
(срок реализации: 1 год)
Педагог дополнительного образования |
Васильева Т.Ф. |
Санкт-Петербург
2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по станциям "Знай и люби свой город"
Вопросы и задания для проведения игры по станциям....
Что мы знаем о своем городе (селе), стране и своей планете? Презентация
Презентация урока окружающего мира в 1 классе...
Методическая разработка сценария конкурсной программы "Знаешь ли ты свой город?"
Это конкурсная (в виде КВН) программа, посвященная дню рождения Санкт-Петербурга. Для параллели 4 классов. Позволяет проверить знания учащихся о своем городе, проявить выдумку и фантазию при вып...
Презентация инновационного продукта для внеурочных занятий по программе "Знай и люби свой город".
Материал для трансляции опыта работы....
Викторина "Люби и знай свой город"
Викторина для учащихся начальной школы....
Знай и люби свой город. Рабочая программа.
Внеклассная и внеурочная деятельность младших школьников организуется в рамках основной общеобразовательной программы начального общего образования. Мы живём в сложном и мн...
Викторина "Я знаю свой город!"
Викторина, посвященная истории города Снежинска....