классный час "Что посеешь, то и пожнешь"
классный час по теме

Малышева Елена Фаридовна

классный час в технологии этического диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия)

Конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

«Моё лучшее воспитательное мероприятие»

Номинация

Формирование у обучающихся личностной культуры.

Классный час «Что посеешь, то и пожнёшь»

Технология этического диалога А.И. Шемшуриной

1-4 классы

Автор: Малышева Елена Фаридовна,

учитель начальных классов I категории,

стаж работы 11лет,

Сыктывкар 2012

Пояснительная записка

«Школа-это мастерская человечности»

Я.А.Каменский

Классный час в технологии этического диалога А.И.Шемшуриной «Что посеешь, то и пожнёшь»

Педагогическая идея: способствовать развитию желания прогнозировать результат своего поступка и поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Задачи: создавать условия для формирования у учащихся культуры общения в системе «ученик-ученик», «учитель -ученик», «взрослый-ребёнок».

    Воспитательную работу с классом я строю по программе развития «Любознайки», срок реализации этой программы 4 года. Приоритетные направления данной программы параллельны приоритетным направлениям школьной воспитательной программы «Поколение»: воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, обязанностям и свободам человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, учению, жизни; экологическое воспитание; эстетическое воспитание. Представленный классный час — звено в цепочке уроков нравственности  в воспитательной программе развития класса. Классные часы — это одна из главных форм внеклассной работы, способствующая формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Актуальность уроков нравственности именно в технологии этического диалога в том, что они способствуют приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем, создают условия для развития у учащихся самооценки, самоконтроля, оставляя за детьми право выбора, лишь корректируя и направляя детей в поиске правильного решения. Структурные компоненты этического диалога: вывод школьников на проблему, построение логической цепочки развития мысли, обращение к личности ребёнка, кульминация, резюме.

Принцип диалога во взаимодействии с детьми способствует осмыслению нравственности, этических проблем жизни и задаёт, условия эффективного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми. Такой диалог рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, содействует взаимодействию с другими, при котором каждый ученик — равный участник данного процесса и может проявить как свои индивидуальные возможности и творчество.

 

Свойство мудрого состоит в трёх вещах:

Первое – самому делать то, что он советует делать другим,

Второе – никогда не поступать против справедливости,

Третье -  терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Лев Толстой

Классный час «Что посеешь, то и пожнёшь»

этапы

содержание

Энергизатор

Ввод в тему

Обыгрывание стихотворения учителем, кукольный театр.

Этот этап позволяет затронуть чувства, переживания и сформировать оценочные суждения учащегося.

Построение логической цепочки развития мысли.

Учитель рассказывает сказку.

Литературный материал очень важен в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственных.

Обращение к личности.

Поворот «на себя» создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного «я» в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ. Самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

Кульминация

обращение к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

Резюме «открытый финал», побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие

Поздороваемся глазами, плечами, локтями.

Какие чувства вы испытывайте сейчас?

Как ещё можно приветствовать друг друга?

Как вы считайте, вежливые и добрые слова важны в общении между людьми?

Послушайте стихотворение. Л.Кузьмин «Дом с колокольчиком»

Стоит небольшой старинный дом,

Дом над зелёным бугром.

У дома висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь.

Что в доме проснётся старушка,

Седая такая старушка,

И сразу откроет дверь.

И будет с тобою вместе

Чаёк распивать дотемна

И старую добрую сказку

 Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если,

Ты в этот уютный дом

Начнёшь кулаком стучаться,

Поднимая трезвон и гром,

То выйдет Баба – Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Ребята, как вы думайте, почему в первом случае выходит добрая старушка, а во втором появляется Баба-Яга?

Приходилось ли вам бывать в роли доброй старушки?

А в роли Бабы-Яги?

Давайте и мы тихонько позвоним в колокольчик, чтобы сказка началась.

     Жила-была в тундре маленькая лисичка. Вот такая!(иллюстрация Приложение1) Захотелось ей как — то погулять, на белый свет посмотреть да себя показать. Пришла на берег моря. Глядит, из моря высунула голову маленькая рыбка. Её ещё бычком называют. Хотя бычок этот от головы до хвоста чуть больше пальца.(иллюстрация Приложение1) Увидел бычок лисичку, заулыбался от радости. А улыбка у бычка, как говорится, до ушей... покажите такую улыбку. Вздумалось лисичке бычка подразнить. Встала, руки в боки, язык подлиннее высунула и давай дразниться: «Лупоглазый бычок, криворотый дурачок!» Услышал это бычок, и так ему стало обидно. Ни за что ни про что обозвали и обидели. Но плакать он не стал. А сам лисичке сказал: «А ты..ты..вредная лисица, и хвост твой тощий как косица!» заревела лиса на весь лес. Побежала маме жаловаться.

-Мама, мама, меня бычок обидел, съешь его, мамочка!

-Да чем же он тебя обидел, - спрашивает мать.

- Он сказал, что я вредная, и хвостик мой как косица. А ведь мой хвостик самый красивый и пушистый! Он дразнится, съешь его!

Как вы думаете, что ответит мама-лиса?

А что бы вы ответили лисичке?

-Знаю я бычков, они и мухи не обидят. А вот если кто их обит, тогда они могут за себя постоять. Уж не обидела ли ты его чем-то? Молчит лисичка, глаза от стыда прячет. Да и что тут говорить, и так ясно. Что заслужила, то и получила. Что посеешь, то и пожнёшь!   Вот так- то!

Как вы понимаете эти слова?

Почему лисичке стало стыдно?

Что вы ей посоветуете?

А мог ли бычок поступить иначе? Как?

Случались ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите.

Как вы считаете, какой вырастет лисичка?

Кто поможет ей стать доброй?

А чья доброта помогает расти вам?

Предлагаю вам поработать в группах: прочитать рассказ В.Осеевой «Сыновья» и обсудить, чей герой вам ближе.

      Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок присел на камушек отдохнуть. Вот говорит одна женщина другой:

-Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

-А мой поёт как соловей. Ни  у кого такого голоса нет.- говорит другая.

А третья молчит.

-что же ты ничего про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

-Что сказать?- говорит женщина, -Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра воды и пошли. А старичок-то за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу им три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит- любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается- заслушались женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

-Ну, что, каковы наши сыновья?

-А где же они?- отвечает старик.- я только одного сына вижу.

Какой герой рассказа вам ближе?

Почему?

Как бы вы поступили?

Почему старичок так ответил?

Как вы помогаете своим близким?

Уверена, что ваши родные могут вами гордиться.

  Ребята, своё добро дарят вам родители, друзья, бабушки, учителя. Все будут очень рады, когда вы вырастете  добрыми людьми. Так и вы своей добротой можете помочь окружающим стать добрее и лучше. В нашей жизни часто встречаются трудности и проблемы, мы начинаем злиться и, сами того не замечая, сеем вокруг себя  семена обид и злости. В народе говорят, хотите получить добро -сейте добро,. Я принесла вам семена. Вы можете оставить их на память о сегодняшней встрече, а можете посадить и ухаживать за ростками и показать друг- другу, что у вас вырастет. Спасибо вам за наш сегодняшний разговор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Что посеешь, то и пожнешь"

Родительское обрание направленное на то, чтобы обратить внимание родителей на проблемы детей в семье, показать возможные стили взаимодействия....

Классный час "Посеешь привычку - пожнёшь характер"

Классный час в 3 классе о вреде курения. Включены опыты, форма групповой работы....

Что посеешь, то и пожнешь

родительское собрание...

Классный час : "Посеешь привычку – пожнешь характер".

Расскать детям о негативном влиянии вредных привычек на организм человека....

Конспект беседы "Что посеешь, то и пожнешь" (Закон воздаяния)

Как объяснить детям Закон воздаяния? Используйте беседу о добре  с чтением и обсуждением сказки, которая поможет сформировать у младших школьников  представления о нем и понятия смысла посло...

Классный час «Посеешь привычку – пожнёшь характер»

Цель:Распространить информацию о том, к каким последствиям может привести табакокурение.Помочь сформировать неприязнь к вредным привычкам.                ...