Главные вкладки

    Внеурочная деятельность"Клуб исследователей"
    методическая разработка по теме

    Николаева Наталия Николаевна

    Программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _klub_issledovateley.doc114 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности .

    « Клуб исследователей»

    Пояснительная записка

            Цель программы « Клуб исследователей» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

    Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области,учить видеть проблему, выдвигать гипотезы,задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, составлять план исследовательской работы.

    Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

    Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

    Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

    Программа «Клуб исследователей» экологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

    В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

    Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

    Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

    Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы   внеурочной  деятельности

    Ожидаемые результаты

    Предметные результаты:

    - интерес к познанию мира природы;

    - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

    - осознание места и роли человека в биосфере;

    - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

    Личностные результаты:

    - принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

    - развитие морально-этического сознания;

    - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

    ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Метапредметные результаты:

    - овладение начальными формами исследовательской деятельности;

    - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

    - опыт социальной и межкультурной коммуникации;

    - формирование коммуникативных навыков.

     

    Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

    Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

    Лист наблюдения

    1-я ступень

    Ставит цель исследования с помощью учителя

    Следует плану, предложенному учителем

    Использует источники информации, рекомендованные учителем

    2-я ступень

    Ставит цель исследования самостоятельно

    В целом представляет, как достичь цели

    Пытается обнаружить способы получения информации

    3-я ступень

    Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

    Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

    Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

    Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

    Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

    Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

    Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

    Я думаю, это потому, что ________________________________________________

    Самым интересным было _________________________________________________

    Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

    Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

    Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

     Тематический план

    1-й год обучения

    № раз-

    дела

    занятия

                             Тема

    Теория

    Практика

    1

    Что такое экология?

    1

    2

    Что такое природа?Какая бывает природа?

    1

    3

    Почему происходит смена времен года?

    Чем отличается одно время года от другого?

    2

    4

    Что такое круговорот веществ в природе?

    1

    5

    А Человек – это природа?Человек – это хозяин или гость природы?

    1

    1

    6

    Как влияет человек на природу?

    1

    7

    Откуда берется бытовой мусор.

    Зависимость жизни человека от природы и её состояния.

     

    1

    8

     Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.

    1

    9

    Викторина «Знатоки природы».

    Способы познания окружающего мира: наблюдение

    1

    10

    Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

    1

    11

    Почему надо охранять природу?

    Почему книга красная?

    1

    12

     Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

    1

    1

    13

    Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

    1

    1

    14

    «В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений.

    1

    15

    Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    1

     

    16

    Знакомство с дикорастущими растениями.

      Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.

    1

    17

    Занятие- практикум

    1

    18

     «Чудо-растение». Проектная деятельность.

    Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

    1

    1

    19

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

    1

    20

    «Что вырастет из семечка?».

    Проектная деятельность.

    Соцветие. Виды семян и плодов

    1

    21

    Экологическая сказка по теме «Грибы»

    1

    22

    «Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов.

    1

    23

     «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах.

    1

    1

    24

    Просмотр фильма из серии ВВС.

    Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

    1

    25

    «Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту.

    1

    26

    Викторина «Знатоки природы».

    Способы познания окружающего мира: наблюдение

    1

    27

    «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты.

    Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

    1

    Итого: 33 часа

    Учебно-тематический план

    2 –й год обучения

    1

    Человек и природа

    1

    Вода и здоровье человека

    1

    2

    Личная гигиена

    1

    3

    Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

    1

    4

    Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

    2

    5

     Воздух и здоровье человека

    1

    6

     Практическое занятие «Уборка в помещении»

    1

    7

     «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

    1

    1

    8

     Зеленая аптека. Лекарственные растения.

    1

    1

    9

    Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах.

    1

    1

    10

     «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария.

    2

    1

    11-12

     Солнце и свет в нашей жизни

    2

    13

    Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

    1

    14

    Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

    1

    15

     Отношение к свету и теплу человека

    1

    16

    Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

    1

    17

     Растения – сорняки и вредители здоровья человека

    1

    18

    Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

    1

    19

    «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

    1

    20

    Насекомые – вредители

    1

    21

    Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

    1

    22

     Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

    1

    1

    23

    «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

    1

    24

     Промысловые рыбы. Рациональное их использование

    1

    25

    Охрана рыбных богатств. Красная книга

    1

    26

    Конкурс-игра «Золотая рыбка»

    1

    27

    Защита экологических  проектов

    1

    Итого: 34 часа

                                       

    Учебно – тематический план

    3-й год обучения

    № раз-

    дела

    № за-

    нятия

                              Тема          

    Теория

    Практика

    1

     Что такое экология?

    1

    2-3

    Простейшая классификация экологических связей

    1

    1

    4

    Простейшая классификация экологических связей

    1

    5-6

    Как  распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?

    2

    2

    7-8

    Кому  угрожает исчезновение? (гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.)

    1

    1

    9-11

    Как охранять природу? Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира

    1

    2

    12

    Есть ли жизнь в почве?Роль   червей и кротов в поддержании почвенного плодородия.

    2

    13

    Что такое экологическая пирамида?

    2

    1

    14

    Учимся передавать свои знания другим ребятам .

    2

    15-16

    КВН, беседы

    2

    17

    Влияет ли  состояние природы на здоровье человека?

    3

    1

    18

    Как уберечь человечество от  экологической катастрофы?

    3

    1

    19

    Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

    2

    20

    Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Чтение научно-познавательной литературы.

    2

    Учебно – тематический план

    4-й год обучения

    № раз-

    дела

    № занятия

                       Тема

    Теория

    Практика

    1

    Я – юный исследователь.

    1

    2

    Выбираем направление исследования( тематика, основные науки,виды деятельности).

    1

    3

    Виды исследований( теоретические,фантастические,эмпирические, экспресс).

    1

    4

    Выбор темы и вида исследования.

    1

    5

    Культура мышления при исследовании

    1

    6

    Методы исследования

    1

    7

    Научная теория

    1

    8

    Научное прогнозирование

    1

    9

     Ассоциации

    1

    10

    Учимся правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

    1

    11

    Учимся выявлять проблемы

    1

    12

    Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельного исследования

    3

    13

    Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

    3

    14-15

    Семинар

    2

    16

    Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

    3

    17

    Подготовка собственных работ к защите

    3

    18

    Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

    3

    19

    Самоанализ проектов

    3

    20

    Подведение итогов.

    3

    Итого: 34 часа

                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

    Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

    Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

    Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

    Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

    Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

    рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

    Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

    Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

    Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

    Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

    В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....