Внеурочная деятельность"Клуб исследователей"
методическая разработка по теме

Николаева Наталия Николаевна

Программа по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _klub_issledovateley.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности .

« Клуб исследователей»

Пояснительная записка

        Цель программы « Клуб исследователей» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области,учить видеть проблему, выдвигать гипотезы,задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, составлять план исследовательской работы.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Клуб исследователей» экологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы   внеурочной  деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

 

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 Тематический план

1-й год обучения

№ раз-

дела

занятия

                         Тема

Теория

Практика

1

Что такое экология?

1

2

Что такое природа?Какая бывает природа?

1

3

Почему происходит смена времен года?

Чем отличается одно время года от другого?

2

4

Что такое круговорот веществ в природе?

1

5

А Человек – это природа?Человек – это хозяин или гость природы?

1

1

6

Как влияет человек на природу?

1

7

Откуда берется бытовой мусор.

Зависимость жизни человека от природы и её состояния.

 

1

8

 Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе.

1

9

Викторина «Знатоки природы».

Способы познания окружающего мира: наблюдение

1

10

Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

1

11

Почему надо охранять природу?

Почему книга красная?

1

12

 Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

1

1

13

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.

1

1

14

«В мире растений». Игра-ознакомление с многообразием растений.

1

15

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

1

 

16

Знакомство с дикорастущими растениями.

  Уход за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.

1

17

Занятие- практикум

1

18

 «Чудо-растение». Проектная деятельность.

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

1

1

19

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

1

20

«Что вырастет из семечка?».

Проектная деятельность.

Соцветие. Виды семян и плодов

1

21

Экологическая сказка по теме «Грибы»

1

22

«Что в корзине?». Игра-ознакомление с царством грибов.

1

23

 «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». Рисунки и рассказы о домашних питомцах.

1

1

24

Просмотр фильма из серии ВВС.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

1

25

«Все друг другу мы нужны». Сказка. Выполнение зарисовок к тексту.

1

26

Викторина «Знатоки природы».

Способы познания окружающего мира: наблюдение

1

27

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты.

Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

1

Итого: 33 часа

Учебно-тематический план

2 –й год обучения

1

Человек и природа

1

Вода и здоровье человека

1

2

Личная гигиена

1

3

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1

4

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

2

5

 Воздух и здоровье человека

1

6

 Практическое занятие «Уборка в помещении»

1

7

 «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

1

1

8

 Зеленая аптека. Лекарственные растения.

1

1

9

Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах.

1

1

10

 «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария.

2

1

11-12

 Солнце и свет в нашей жизни

2

13

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

14

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

15

 Отношение к свету и теплу человека

1

16

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

17

 Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1

18

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

1

19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1

20

Насекомые – вредители

1

21

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

22

 Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1

1

23

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

1

24

 Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

25

Охрана рыбных богатств. Красная книга

1

26

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

1

27

Защита экологических  проектов

1

Итого: 34 часа

                                   

Учебно – тематический план

3-й год обучения

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

1

 Что такое экология?

1

2-3

Простейшая классификация экологических связей

1

1

4

Простейшая классификация экологических связей

1

5-6

Как  распознавать растения и животных ближайшего природного окружения?

2

2

7-8

Кому  угрожает исчезновение? (гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.)

1

1

9-11

Как охранять природу? Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира

1

2

12

Есть ли жизнь в почве?Роль   червей и кротов в поддержании почвенного плодородия.

2

13

Что такое экологическая пирамида?

2

1

14

Учимся передавать свои знания другим ребятам .

2

15-16

КВН, беседы

2

17

Влияет ли  состояние природы на здоровье человека?

3

1

18

Как уберечь человечество от  экологической катастрофы?

3

1

19

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

2

20

Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Чтение научно-познавательной литературы.

2

Учебно – тематический план

4-й год обучения

№ раз-

дела

№ занятия

                   Тема

Теория

Практика

1

Я – юный исследователь.

1

2

Выбираем направление исследования( тематика, основные науки,виды деятельности).

1

3

Виды исследований( теоретические,фантастические,эмпирические, экспресс).

1

4

Выбор темы и вида исследования.

1

5

Культура мышления при исследовании

1

6

Методы исследования

1

7

Научная теория

1

8

Научное прогнозирование

1

9

 Ассоциации

1

10

Учимся правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

1

11

Учимся выявлять проблемы

1

12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельного исследования

3

13

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

3

14-15

Семинар

2

16

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

3

17

Подготовка собственных работ к защите

3

18

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

3

19

Самоанализ проектов

3

20

Подведение итогов.

3

Итого: 34 часа

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....