Программа внеурочной деятельности на основе ИКТ "Чудесный мир театра".
рабочая программа (4 класс) по теме

Калачев Евгений Юрьевич

Данная программа представляет уникальную возможность соединить ИКТ технологии с театральной деятельностью. Это не только мультмедийное сопровождение спектакля, но и использование программ и сервисов для составление афиш, программок, коллажей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvd_chudesnyy_mir_teatra_1-4_klassy.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 91

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа внеурочной деятельности

«Чудесный мир театра»

(на основе информационно-коммуникативных технологий)

Программа рассчитана на обучающихся от 6-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

                                                                       Автор программы:

                                                                       учитель начальных классов

                                                                       высшей категории

                                                                       МБОУ СОШ № 91 с углубленным

                                                                       изучением отдельных предметов

                                                                       Калачев Евгений Юрьевич,

                                                                       Заслуженный учитель РФ

                                                                       

                                                                       

             

Нижний Новгород

2013

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время состояние общества характеризуется глобальными изменениями в экономике, в политике, в образовании, в социальной и культурной сферах. Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано, прежде всего с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основными ценностями становятся информация и умение работать с ней.

Обучение и воспитание – два неразрывно связанных процесса. Анализируя новые возможности, привносимые в образовательную систему в процессе компьютеризации, важно отметить роль ИКТ в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся. Применение ИКТ во внеурочной деятельности продиктовано социальным заказом, необходимостью поиска эффективных средств для становления личностных характеристик выпускника, для подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях информационного общества.

 Театральное искусство - одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы развивающего обучения и воспитания в школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников.

В современном обществе отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это пусть через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Театр, как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы  и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Известно, что театр – искусство коллективное, а спектакль – итог общих усилий всего коллектива. Поэтому вся творческая деятельность направлена на обучение искусству сотворчества, взаимной терпимости, бережного отношения друг к другу, на воспитание личной ответственности за общее дело.                  

Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д.Б. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становиться самостоятельно и активнодействующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.

Современный театр не обходится без информационных технологий. Это не только связано с созданием театральных программок, афиш, буклетов, но и оформлением спектаклей: декорации, анимации, аудио и видеозаписи. А применение ИКТ дает возможность полнее воздействовать на зрителя. Главное, что учащиеся сами учатся творить, создавая собственный продукт, отличающийся от других.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.        

            2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

   Цель программы заключается в том, чтобы, обучая театральному искусству, высвободить творческие способности детей, привить художественный вкус, научить навыкам театрального мастерства, развить чувство коллективизма и культуру общения через приобщение к ИКТ.

          Задачи:

  1. При помощи ИКТ познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
  • о рождении театра
  • что такое театр и его разновидности
  • связь театра с жизнью
  • кто работает в театре
  • отличие театра от других видов искусств
  1. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
  2. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
  • концентрировать внимание
  • управлять фантазией
  • обладать образным видением
  • научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
  1. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
  • о технике сцены
  • об оформлении сцены
  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
  • об этюде и его разновидностях
  • о структуре этюда
  • о сценарии и форме его написания
  • о выразительных средствах и их разновидностях
  • что такое событие и событийный ряд
  • что такое второй план и внутренний монолог
  • что такое сюжет и его структура
  • что такое фрагмент
  1. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
  • логическое мышление
  • способность выстраивания событийного ряда
  • развивать умения пользоваться информацией из Интернета
  • способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
  • способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
  • способность выражения мысли через сопутствующее событие
  • способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
  • образное видение
  1. Через постановочную работу развить:
  • чувство ответственности
  • чувство коллективизма
  • коммуникабельность
  • адекватность мышления
  • дисциплинированность
  • организаторские способности
  • умение преподнести и обосновать свою мысль
  • художественный вкус
  • трудолюбие
  • активность.
  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

  1. Личностный подход в обучении и воспитании, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.
  2. Художественно-эстетический принцип – развитие художественного вкуса и эстетических категорий.
  3. Концентрический принцип – возвращение к одному и тому же на более высоком уровне.
  4. Принцип усложнения заданий: каждое задание имеет смысл до тех пор, пока в нем остается запас сложности, позволяющий держать детей в постоянном творческом напряжении.
  5. Принцип контрастности в подборе упражнений позволяет развивать гибкость, подвижность психики, эмоциональность и чувство темпо-ритма.
  6. Принцип комплексности позволяет в каждом отдельном задании решать несколько различных задач.

Предложенная программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей от 6 до 11 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.

Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу или 68 ч в год.

В условиях самодеятельного театрального коллектива руководителю сложно распределить учебное время так, чтобы проводить отдельно занятия по «актерскому мастерству», «сценической речи»,  пластике, ИКТ. В реальной педагогической практике, в условиях занятий, элементы различных разделов этих предметов переплетаются. Чаще всего учебное занятие – это единый (комплексный)  тренинг.

Содержание программы

                                                № стр.

  1. Пояснительная записка ……………………………..  3                                                                  
  2. Цели и задачи программы …………………………..  6  
  3. Основные принципы программы …………………..  7
  4. Программные задачи и предполагаемые умения

     и навыки ……………………………………………... 6

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения                            

  1. Учебно-тематический план …………………………  13

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

  1. Содержание изучаемого курса……………………….. 23

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

  1. Методические аспекты освоения программы ………  33
  2. Прогнозируемые результаты ………………………..   33
  3. Список литературы …………………………………..   36
  4.  Приложения …………………………………………..   37

Программа состоит из 5 разделов.

1 раздел. «Актерское мастерство»

Раздел направлен на то, чтобы через игровые и тренинговые

          упражнения

научить:

-концентрировать и переключать внимание,

-включать воображение,

-управлять фантазией,

-овладевать элементами взаимодействия,

-анализировать и владеть психофизиологическим состоянием.

2 раздел «Пластика»

Задачи:

-развивать образное мышление и спонтанность,

-развивать пластическую выразительность,

-научить слушать себя и партнера,

-научить размещать себя в пространстве (навыки композиции),

-развивать чувство ритма и координацию движений.

        

3 раздел. «Сценическая речь»

Задачи:

-развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию и резонаторы,

-дать понятие о логике речи,

-научить правильно интонировать,

-прививать культуру речи,

-дать понятие о словесном действии.

4 раздел. «Постановочная работа»

Задачи:

-научить пользоваться словесным действием,

-научить искать мотивировки поступков персонажей,

-дать понятие о драматургической основе пьесы (тема, идея, конфликт,  

 события),

-осваивать метод работы этюдом,

-научить применять навыки, полученные в тренинговой работе,

-воспитывать чувство ансамбля,

-воспитывать чувство ответственности и дисциплинированность.

5 раздел. «Основы театральной культуры»

Задачи:

-ознакомить с базовыми понятиями (второй план, внутренний монолог, события, структура этюда, сюжет и т.д.),

-знакомить со спецификой театрального искусства (синтетическое, коллективное),

-прививать зрительскую культуру,

-прививать правила поведения на сцене и за кулисами.

Формы обучения

беседы,

тренинги,

репетиции,

экскурсии,

открытые уроки,

спектакли.

творческие мастерские

  1. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

1 год обучения

(68 часов в год, 2 раза в неделю по 1 часу)

Главная цель занятий первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к сверстникам, к самому предмету, создание условий для запуска творческого потенциала.

Актерское мастерство

-Пробудить и развить интерес к театральным играм.

-Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

-Развивать навыки и действия с воображаемыми предметами.

-Сочинять этюды по сказам и парные этюды.

Пластика

-Развивать чувство ритма и координацию движений.

-Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

-Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом.

-Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Сценическая речь

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

-Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

-Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.

-Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Основы театральной культуры

-Знакомить детей с театральной терминологией.

-Знакомить детей с видами театрального искусства.

-Воспитывать культуру поведения в театре.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Предполагаемые умения и навыки

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

Создавать индивидуально мини-образы

Управлять своим вниманием

Уметь видеть, слышать, воспринимать, реагировать.

Пользоваться словесным действием на основе скороговорок, стихов и этюдов.

Импровизировать по сюжетам сказок

Тренинги, открытые уроки, маленькие спектакли

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

(68 часов в год, 2 раза в неделю по 1 часу)

Главная цель занятий второго года обучения – развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества. Тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии, «чувства правды и веры» и других элементов действия.

Данная цель требует решения ряда задач:

Актерское мастерство

-Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.

-Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

-Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

-Развивать коммуникабельность.

Пластика

-Развивать умение владеть своим телом.

-Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.

Сценическая речь

-Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

-Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида дыхания.

-Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

Основы театральной культуры

-Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

-Познакомить детей с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.

-Воспитывать зрительскую культуру.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Предполагаемые умения и навыки

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

Владеть комплексом упражнений по сцен. речи

Пользоваться словесным действием на более осознанном уровне

Создавать пластические индивидуальные и парные импровизации.

Взаимодействовать в отрывках

Играть этюды

Тренинги, репетиции, открытые уроки, спектакли

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

(136 часов в год, 2 раза в неделю по 2 часа)

Главная цель занятий третьего года обучения – дать представление о том, что пьеса является основой спектакля.

Драматургия – особый вид искусства. Освоение понятий: тема, конфликт, завязка, развязка, кульминация, событие.

Действенный анализ роли – овладение логикой поведения «действующего лица». Характер действующего лица.

Данная цель преследует решение следующих задач:

Актерское мастерство

-Активизировать ассоциативное и образное мышление.

-Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

-Развивать умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре, превращать и превращаться.

-Учиться действовать на сценической площадке естественно.

-Развивать способность оправдать свои действия нафантазированными причинами.

-Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.

-Учить  реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное.

-Учить применять полученные знания при создании  сценического образа.

Пластика

-Развивать способности создавать образы с помощью пластики  и жеста.

-Развивать воображение, музыкальность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

Сценическая речь

-Расширить диапазон и силу звучания голоса.

-Учить пользоваться интонациями, выражающими разные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно…).

-Формировать четкую, грамотную речь.

Основы театральной культуры

-Знакомить детей с видами театрального искусства.

-Воспитывать зрительскую культуру.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Предполагаемые умения и навыки

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

Искать словесное действие при разработке роли

Искать мотивировки поступков героев

Пользоваться пластической выразительностью своего тела

Применять речевые упражнения для исправления недостатков

Соблюдать законы коллективного творчества (ответственность за взятую роль, взаимоподдержка)

Тренинги,  репетиции, спектакли

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

(136 часов в год, 2 раза в неделю по 2 часа)

Главная цель занятий четвертого года обучения – дать представление о том, что пьеса является основой спектакля.

Драматургия – особый вид искусства. Освоение понятий: тема, конфликт, завязка, развязка, кульминация, событие.

Действенный анализ роли – овладение логикой поведения «действующего лица». Характер действующего лица.

Данная цель преследует решение следующих задач:

Актерское мастерство

-Активизировать ассоциативное и образное мышление.

-Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

-Развивать умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре, превращать и превращаться.

-Учиться действовать на сценической площадке естественно.

-Развивать способность оправдать свои действия нафантазированными причинами.

-Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.

-Учить  реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное.

-Учить применять полученные знания при создании  сценического образа.

Пластика

-Развивать способности создавать образы с помощью пластики  и жеста.

-Развивать воображение, музыкальность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

Сценическая речь

-Расширить диапазон и силу звучания голоса.

-Учить пользоваться интонациями, выражающими разные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно…).

-Формировать четкую, грамотную речь.

Основы театральной культуры

-Знакомить детей с видами театрального искусства.

-Воспитывать зрительскую культуру.

                                               4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Предполагаемые умения и навыки

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

Искать словесное действие при разработке роли

Искать мотивировки поступков героев

Пользоваться пластической выразительностью своего тела

Применять речевые упражнения для исправления недостатков

Соблюдать законы коллективного творчества (ответственность за взятую роль, взаимоподдержка)

Тренинги,  репетиции, спектакли

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

театральной студии «КОТ»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Автор программы: педагог дополнительного образования

Калачев Евгений Юрьевич

Количество часов:

В год: 68 часов

В неделю: 2 часа

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу

Разделы программы

п/п

                                   Тема занятий

Количество часов

                                       I четверть

1.

Знакомство со спецификой театрального искусства

(Что такое театр? Его история. Жанры театрального искусства)

1 час

2.

Сценическая речь (тренажные упражнения, техника, дикция. Скороговорки.)

4 часа

3.

Сценическое движение (тренажные упражнения. Походка. Осанка. Координация.)

4 часа

4.

Актёрское мастерство (этюды и игры на внимание, фантазию, память и т.д.)

4 часа

5.

«Уроки прекрасного»

- всё о театре – путешествие по программке

- музыка в театре

- художник в театре

- викторина (всё о театре – термины и т.д.)

4 часа

6.

«Уроки этики» (правила поведения в театре и на улице)

2 часа

7.

Уроки эрудиции (викторина или игра на развитие интеллекта)

2 часа

8.

Практическое занятие (постановка спектакля)

9 часов

9.

Практическое занятие (чтение стихов)

4 часа

                                                      Итого:  

34 часа

                                     II четверть

1.

Сценическая речь (тренажные упражнения, техника дикция. Скороговорки.)

4 часа

2.

Сценическое движение (тренажные упражнения. Походка. Осанка. Координация.)

4 часа

3.

Актёрское мастерство (этюды и игры на внимание, фантазию, память и т.д.)

4 часа

4.

«Уроки прекрасного»

- виды искусства – поэзия,

- живопись,

- музыка,

- рисуем под музыку

4 часа

5.

«Уроки этики» (правила поведения дома. Культура спорта.)

2 часа

6.

Практическое занятие (постановка спектакля, посещение театров).

10 часов

7.

Практическое занятие по речи (чтение стихов)

4 часа

                                                      Итого:  

32 часа

III четверть

1.

Сценическая речь (тренажные упражнения, техника, дикция. Скороговорки.)

4 часа

2.

Сценическое движение (тренажные упражнения. Походка. Осанка. Координация.)

4 часа

3.

Актёрское мастерство (этюды и игры на внимание, фантазию, память и т.д.)

8 часа

4.

«Уроки прекрасного»

- сказка в музыке,

- времена года в поэзии,

- театральный костюм,

- балет как вид искусства.

4 часа

5.

«Уроки этики» (правила «высокого тона», «ложь» и «правда»)

2 часа

6.

Практическое занятие (постановка спектакля, посещение театров).

16 часов

7.

Практическое занятие по речи (чтение стихов)

6 часов

8.

Уроки эрудиции (викторина или игра на развитие интеллекта)

2 часа

                                                      Итого:  

46 часа

IV четверть

1.

Сценическая речь (тренажные упражнения, техника, дикция. Скороговорки.)

4 часа

2.

Сценическое движение (тренажные упражнения. Походка. Осанка. Координация.)

4 часа

3.

Актёрское мастерство (этюды и игры на внимание, фантазию, память и т.д.)

4 часа

4.

«Уроки прекрасного»

- опера как вид искусства,

- рисуем под музыку

2 часа

5.

Практическое занятие по речи (чтение стихов)

4 часа

6.

Практическое занятие (постановка и показ спектакля)

14 часов

                                                      Итого:  

32 часа

                                                      Итого за год:  

144 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности на основе авторской программы Дзятковской

Цель: формировать у пятиклассника стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни,  первичный опыт творческого применения универсальных учебных действий, формируемых на разных ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Сказочный театр"

   Программа внеурочной деятельности для занятий  с обучающимися 1 классов по общеинтеллектуальному направлению познавательной деятельности. Программа включает в себя различные о...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"

Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр"

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления "Кукольный театр" реализуется в начальной школе с целью приобщения младших школьников к творчеству, выявление...

Программа внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия школы с Этнографическим музеем.

Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использ...