Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию "В целом мире торжество - наступило Рождество" для учащихся 1-4 классов
план-конспект занятия на тему

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_dukhovno.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное основная общеобразовательная школа № 5 г.Шатуры

Внеклассное мероприятие  (праздник) по духовно-нравственному воспитанию

«В целом мире торжество,

наступило Рождество»

для учащихся 1-4 классов

и их родителей

Разработала: учитель начальных классов

Столчнева М.Д.

октябрь

 2013г.

Пояснительная записка.

Цель: формирование исторического самосознания школьников путем создания представления у детей, касающихся  христианской истории (празднике Рождество Христово), православных обрядов и традиций русского народа.

Задачи.

  1. Познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;
  2. Пробудить в детях милосердие и сострадание;
  3. Совершенствовать навык выразительного чтения.
  4. Развитие художественных наклонностей и задатков учащихся.
  5. Приобщение к духовной культуре, привлечь внимание учащихся к христианским традициям.
  6. Воспитание патриотизма, нравственности.
  7. Воспитание любви к творческому наследию нашего народа.

Область применения: 

-внеклассное мероприятие по направлению духовно-нравственного воспитания учащихся на ряду с другими мероприятиями («Святки», «Масленица», «Пасха»);

- классное мероприятие для одного класса;

- общешкольное мероприятие для нескольких классов.

Формы и методы: 

- конкурс рисунков (с целью поиска и выделения необходимой информации из различных источников, ее анализа).

-инсценирование сказки (с целью использования речи для регуляции своего действия, выполнения учебных действий в громкоречевой форме),

-игры (с целью ознакомить через игры с традициями русского народа, его культурой и религией, понаблюдать за личностными отношениями учащихся, их родителей),

-загадки  (с целью узнавания  объектов, явлений окружающей действительности, не называя их),

-викторина (с целью проверки знаний учащихся).

Возрастная группа учащихся: 1-4 класс (7-10) лет.

Ожидаемые результаты.

Предметные: получат возможность узнать о традициях русского народа, православного христианства, евангельскую историю Рождества Христова.

Метапредметные.

Познавательные: осознанно строить речевый высказывания творческого характера, выбирать вид чтения (наизусть) в зависимости от цели, поиск и выделение информации из различных источников, сбор информации и ее обобщение.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко-речевой форме, определять качество и уровень усвоения, использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные:  договариваться о распределении функций и  ролей в совместной деятельности, вести устный диалог, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные результаты: чувства сопричастности и гордости за свой народ, историю; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии  народов, культур и религии. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, ИКТ-презентация, карточки со скороговорками, «снежные» комки из бумаги, 2 корзины, стулья.

Оформление:иллюстрации на библейскую тематику, рисунки, старинные рождественские открытки, Библия, книги о Рождестве, презентация.
оформлены декорации пещеры (вертеп), рождественской елки.    

Праздник проводится вместе с родителями.

Ход занятия.

  1. Подготовительный этап.
  1. Чтение библии,  библейских рассказов, рассказов С.Лагерлеф  о рождении Иисуса Христа на классном часу.
  2. Просмотр фильмов о Рождестве Христовом.
  3. Конкурс рисунков «Мы рисуем Рождество»

(серия иллюстраций к рождественским стихам)

Главная задача педагога: объединить в работе учащихся разного возраста и разного уровня подготовки и их родителей.

Участники – учащиеся 1 - 4 классов  и их родители.  В роли ведущих выступают родители.

Учащиеся заранее вместе с родителями выполняют рисунки на рождественскую тему, готовят декорации, костюмы.

  1. Вступительное слово. 
    Учитель:
    «Милостивые государыни и государи! Дорогие гости, дети и взрослые! Мы собрались здесь, чтобы радостно встретить светлый праздник Рождества Христова. Рождество – праздник ожидания чуда: более двух тысяч лет назад в иудейском городе Вифлееме родился Младенец Иисус, спаситель Человечества (и человек, и Бог. И каждый год  все с нетерпением ждут прихода этого святого дня.

Рождество Христово – это единственный религиозный праздник, который стал в России государственным.

Он празднуется 7 января.

В этот замечательный праздник происходит невероятное переплетение христианских и народных традиций – ожидание в Сочельник появления первой звезды на небе, елка, ряженые, подарки.

(Звучит хор): «Днесь благодать Святого Духа нас собрала» ( «Сегодня благодать Святого Духа нас собрала») – этими словами начинаются церковные песни, поющиеся в особо важных торжественных случаях. (слайд №2)


«Днесь Христово Рождество!»- скажем мы сейчас. (слайд №3)

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Татьяна Бокова

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!
Ведущий 1: Этот праздник самый длинный, (слайд №4)
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели,
От рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Вспомним мы его у нас.

Ведущий 2: Открываем календарь (слайд №4)
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
                                                         ( С.Маршак).
Ведущий 1: Главный месяц года – самый холодный, самый суровый. Название «январь» дано по имени Януса – у древних римлян покровителя всякого «входа и начала».  Двуликое изображение Януса показывало, что январь стоит на рубеже двух лет и как бы смотрит одновременно вперед – в будущее, и назад в прошедшее. (слайд №5)
Ведущий 2: Январь люди проживают в ощущении праздников, понимая – важна не дата, а томление души, дрожь в коленках и ожидание чуда. Рождество Христово ждет нас, и мы идем к нему, как через пургу, через проблемы в учении, в жизни, надеясь, что все будет по – другому – лучше.

Ведущий 1: Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
…Пусто, одиноко 
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.
Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых.
                                                            (И.Никитин).

Ведущий 2: День перед Рождеством Христовым называют сочельником, или сочевником, из-за того, что в это время постятся и едят сочиво, то есть постную кашу, овощи.  В рождественский  праздник пекли сочни с ягодами, блины, медовые оладьи и постные пироги с горохом, картофелем. В старой Руси в сочельник зажиточные люди старались ознаменовать наступление праздника делами благотворения. Стол устилался сеном или соломой, на который и становилось угощение взвар[1] и кутья[2](слайд №  6)

Ведущий: Взвар и кутья соединяли собою воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Сено или солома на столе напоминало собою те ясли, в которые был положен при рождении Иисус Христос.
         Праздник Рождества наполнен подробностями, которые отражают события, связанные с рождением Христа. В сочельник до первой вечерней звезды (как в память о той звезде, которая возвестила библейским волхвам – трем королям – о рождении Христа) никто ничего не ест и не садится за стол.

Учитель : Попытаемся вспомнить, как всё это было. (слайд № 7). Учащиеся декламируют стихи о Рождестве.

1.Есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов...

2.Цветы там душистее, звезды - крупнее,

Светлей и нарядней весна,

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна...

3.В такой-то стране ароматною ночью,

При шепоте лавров и роз

Свершилось желанное чудо воочию:

Родился Младенец - Христос.

(С. Надсон)

4.То были времена чудес;

Сбылись слова пророка;

Сходили ангелы с небес;

Звезда катилася с востока.

3. Рождественская сказка «Рождественский вертеп».  Инсценирование.  

(Костюмированное представление в исполнении детей)

Действующие лица:

Ведущий,

Мария,

Иосиф,

3 пастуха,

4 ангела,

3 волхва (мудреца).

Звезда.

Сцена 1.

1-ый ангел:                    В далёкой чудесной восточной стране

                                       Случилось всё это когда-то.

                                       Но снова и снова к нам в дом в январе

                                       Приходит легенда, ребята.

2-ой ангел:                     Прошло уже больше двухсот январей,

                                        Но ровно 6 числа

 В честь светлого праздника, в честь Рождества

 Сияет святая звезда (слайд 8).

(музыка, выходят Мария и Иосиф)

3-ий ангел:                      В далёкий город Вифлеем

                                         Дорога вдаль идёт,

                                         А серый ослик вдоль полей

                                         Двух путников ведёт

(музыка, идут Мария и Иосиф)

4 –ый  ангел:                    Дорога долгая трудна,

 Но вот уже вдали

 Видны и храмы и дома,

 И в хижинах огни.

(музыка,  идут Мария и Иосиф обратно. Акт 2. Когда идут Мария и Иосиф)

1 –ый ангел :                    Устали путники идти,

                                           Спустилась ночи тьма.

                                           Но им ночлега не найти,

                                           Закрыты все дома.

2 –ой ангел:                      Но вот пещера на пути

                                           В ней сухо и тепло.

                                           Решили путники войти,

                                           Пока не рассвело.

(садятся в «пещере»)

Сцена 2. Звучит песнь «Слава Тебе Господи» глас 4  (слайд 9).

Ведущий:                         Овцы, спавшие на горном склоне,

                                          Пробудившись, увидали там:

                                          Кто-то светлый, в огненном хитоне

                                          Подошел к дрожащим пастухам (слайд 10).

3 – ий ангел:                    А в это время пастухи

                                          В полях зажгли костёр.

4-ый ангел :                     Вдруг ангел с неба к ним слетел

                                         И руку распростёр.

Пастух 1:                         Ангел сияющий с неба спустился!

Ведущий:                         Мир искупленья ожидал –

И в бедных яслях Вифлеема,

Под песнь хвалебную Эдема,

Младенец дивный воссиял...

(Л. Мей)

1-й Ангел :                      С радостной вестью к вам я явился!

                                         Дева Мария Христа принесла!

                                         Путь вам к младенцу укажет звезда.

Ведущий:                         В эту ночь земля была в волненьи:

Блеск большой диковинной звезды

                                          Ослепил вдруг горы и селенья,

                                          Города, пустыни и сады (слайд 11).

(Танец звезды. Музыка «Танец крылатых звезд»)

Звезда :                             В ночь Рождества,

                                          В святую ночь

                                          На небе я зажглась!

                                          Пусть все невзгоды мчатся прочь,

                                          Жизнь снова началась.

Ведущий:                        А в пещере, где всю ночь не гасли

                                         Факелы, мигая и чадя,

                                          Белые ягнята увидали в яслях

                                          Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненьи:

Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благословенье,

Наступленье мира на земле.  (слайд 12).

Ведущий:

                                         Исчезло чудное виденье,

                                         И пастухи в немом смущенье,

                                         В душе счастливы во сто крат

                                         Пошли толпой в Давидов град.

(Пастухи поднимаются и под слова ведущего уходят).

Ведущий:                        А в пустыне наблюдали львицы,

                                         Как дарами дивными полны

                                         Двигались бесшумно колесницы,

                                         Важно шли верблюды и слоны (слайд 13).

Тихо полночь плывет над уснувшей землей,

                                         Ночь безмолвна, пустыня тиха.

                                         В эту ночь на земле нет греха...

                                         И горит, и сияет на небе звезда,

                                         И к звезде воссиявшей вдали

Днем и ночью спешат, позабывши покой,

                                         От востока волхвы-короли... (слайд 14).

Волхвы входят с дарами.

1 – й ангел :                   В странах востока, в дальней земле

                                        Знали волхвы о чудесной звезде (слайд 15).

1-й волхв :                       Вслед за звездою должны мы шагать,

                                       Чтобы младенца могли увидать.

2 – й ангел :                   И вот в святую эту ночь

                                        В пещеру у горы

                                        Вошли волхвы и пастухи

                                        И принесли дары.

(музыка, выход волхвов с дарами)

Пастухи в пещере. 1-й пастух:

Ныне совершилось

Чудо из чудес,

Ныне плоть сроднилась

С благостью Небес.

2-й пастух:

Ныне человеком

Стал Предвечный Бог

И в вертепе, в яслях,

Кроток сердцем, лег.

1-й пастух:

Прими, младенец, этот дар от бедных пастухов (слайд 16) .

(вынимают и показывают дары)

2-й пастух:

Тут чёрный хлеб, и свежий сыр, и козье молоко

Волхвы. 2-й волхв: 

И звездой ведомы

К свету на поклон,

Мудрецы явились

Из чужих сторон.

3-й волхв:   (Слайд 17).

                                       Издалека к тебе пришли,

      Был долг тяжкий путь.

      Ты злато, смирну с ладаном прими 

(кладут дары в ларце)

      И нас не позабудь.

3-й ангел :                     Младенец родился на свет!

Его зовут Христос!

И вместе с ним весь мир воскрес.

Он счастье нам принёс!

4–й ангел :                     И с той поры для детворы

                                       Зимой на Рождество

                                       Лежат под ёлкою дары

                                       От сказочных волхвов.

 (Слайд 18). (Танец ангелов)

Все кланяются и уходят.

Ведущий 1: Поклонившись Христу и принеся  в дары – золото, как Царю, ладан, как Богу, смирну, как смертному, получив во сне от Ангела повеление не возвращаться к Ироду, волхвы тайно покинули Вифлеем.

4. Декламация стихов (читают учащиеся 4-х классов).

1-й ребенок:

Во тьму веков та ночь уж отступила,

Когда, устав от злобы и тревог,

Земля в объятьях неба опочила,

И в тишине родился "С-нами-Бог"...

Да! С нами Бог - не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, средь суеты случайной,

В потоке мутном жизненных тревог. Владеешь

ты все радостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

(В. Соловьев)

2-й ребенок:

Давно погасла в зимней мгле

Восточная звезда,

Но не забыли на земле

Рождение Христа.

Как пастухи к Нему пришли

До утренней поры,

Как мудрецы преподнесли

Ему свои дары.

Как царь младенцев убивал,

Убийцу наградя,

Как ангел посланный спасал

Священное Дитя.

Как, проповедуя любовь

И правду Божества,

Он каждый год рождался вновь

На праздник Рождества.

Давно погасла в зимней мгле

Восточная звезда,

Но не забыто на земле

Рождение Христа.

(Р. Янин)

3-й ребенок (слайд 19):

Под покровом ночи звездной

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело...

Кое-где огни по окнам,

Словно звездочки горят;

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят.

Под оконцами стучатся,

"Рождество Твое" поют.

Христославы! Христославы!

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственно чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа...

(А. Коринфский)

Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Ведущий 2:

В домах люди наряжают рождественские елочки.

Ребята, а вы знаете, как появилась традиция Рождественскую елочку наряжать? (выслушиваются ответы учащихся).

Рождественская елка выбрана у христиан  символ жизни и бессмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об источнике жизни и бессмертия, который рожден Пресвятой Девой Марией.

Игрушки на елке – это тоже неспроста. Например, вешать на елку  яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях и осыпать их спелыми плодами в грядущем году.

А вот и наша Рождественская елочка. Рождественскую елку уже много лет люди приносят в дом, зажигают на ней огни и веселятся на Рождество.

Эта традиция также пришла к нам из далекого прошлого. Древние люди испытывали страх – вдруг зимой солнце исчезнет навсегда и воцарятся стужа и мрак? Чтобы помочь солнцу, ему светили в ночи.
Ну-ка, елка,
Раз, два, три,
Светом радости гори!

Все дети исполняют песенку «Яркая звездочка» (слайд 20):

Яркая звездочка

(Рождественская песенка)

Яркая звездочка на небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

"В целом мире торжество,

Наступило Рождество!" (2 раза)

С праздником, с праздником взрослых и ребят,

Всем поздравления нынче говорят,

Потому что торжество,

Потому что Рождество! (2 раза)

Спать нам не хочется

В эту ночь совсем,

Хочется, хочется в город Вифлеем,

Посмотреть на торжество,

Там, где было Рождество! (2 раза)

5. Викторина на тему «Рождество Христово».

Ведущий 1: - А сейчас мы проверим, что вы нового узнали о Рождении Христа.

Вопросы для викторины: За правильный ответ дети награждаются сладостями или недорогими праздничными сувенирами.

1. Сколько лет назад родился Христос? (Слайд 21, рис. 1)

2. В каком городе  родился Иисус Христос? (Слайд 21, рис. 2)

3. Кто правил в то время Римской империей? (Слайд 21, рис. 3)

4. А кто правил страной, где родился Христос? (Слайд 21, рис. 4)

5. Как звали приемного отца Иисуса Христа? (Слайд 21, рис. 5)

6. Что такое вертеп? (Слайд 21, рис. 6)

7. Почему Христос родился там, а не в доме?

8. Кто первый узнал о Рождении младенца Христа? (Слайд 21, рис. 7)

9. Кто сообщил им об этом и что сказал? (Слайд 21, рис. 8)

10. Кто такие волхвы? (Слайд 21, рис. 9)

11. Откуда и зачем они пришли?

12. Как они узнали, что должен родиться Христос? (Слайд 21, рис. 10)

13. Что принесли они в дар младенцу Христу? (Слайд 21, рис. 11)

14. Что означали эти дары?

18. Что приказал царь Ирод своим воинам, чтобы избавиться от младенца Христа?

19. Кто и как предупредил Иосифа, что Ирод хочет убить младенца Христа?

20. Куда бежали Мария с младенцем и Иосиф из Вифлеема?

21. Когда царь Ирод умер, где поселились Иосиф, Мария и Иисус?

22. От чего Христос спас людей?

Ведущий 1:

- Молодцы, ребята, запомнили.
Ведущий 2: В День Рождества на столе было много блюд, в том числе мясных, что неудивительно, поскольку накануне кончался продолжительный  (Филиппов) пост, который длился 40 дней. Было и много веселья -  с плясками, с катаниями на санях.

 В деревнях  в сочельник посреди улиц жгли костры. Это называлось «Греть Христа», который именно этой ночью родился в яслях.

 К концу XIX  века в городах Рождество становится семейным праздником. Его отмечают дома, у рождественской ёлки.

С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения.

По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания.

Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

В некоторые рождественские игры мы сейчас и поиграем.

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними наши прабабушки!

Ведущий 2:

Участники делятся на две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы».

- Вот мы и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный – фант.

6. Игры.

(СЛАЙД 22)

1 ИГРА. «Рождественские загадки».

1. Среди зимы – большое торжество: великий праздник – Иисуса… (Рождество)! 

2. Сейчас имена их известны всем в мире: плотник Иосиф и дева (Мария)

3. Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу в… (в храм)

4. И, распушив зеленые иголочки, красуются везде рождественские… (елочки).

5. «В гору деревяшка, под гору – коняшка» (Сани)

6. «Упрятались голышки во мохнатые мешки,

      Четверо вместе, один на шесте» (Рука в рукавичке)

7. «Я вода, да по воде же и плаваю» (Лед)

8. «Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)

9. «Трескучий ядрен

      Намостил мостен.

      По дворам пробежал,

      Все окна расписал» (Мороз)

2 ИГРА «Дедкины потешки»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

СКОРОГОВОРКИ.

«Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»

1. «Вязку сушек сушил Сашка на суше»

2. «У Сережки в сапожки попали сережки»

3. «Галка-копалка, куда-то подевалка»

4. «У дороги крутороги повалили сена стоги»

ПОСЛОВИЦЫ.

«Я начну пословицу, а вы закончите» Хором, дружно отвечайте и ответ не забывайте!

1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»

2. «Делу время… - потехе час»

3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»

4. «Труд человека кормит…, а лень портит»

5. «Терпенье и труд… все перетрут»

6. «Друга ищи, а найдешь…-  береги»

7. «Других не суди… на себя погляди»

8. «Играть играй, да дело… знай»

9. «Красота приглядится, а ум… пригодится»

10. «Кто много говорит, тот мало… делает»

3 ИГРА «Рождественский пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Хватай его, да ешь!

Во время пения, при словах «высокинрький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Хватай его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

(СЛАЙД 23)

4 ИГРА «Петушиный бой»

Ведущий 2:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

5 ИГРА «Снежная забава»

Ведущий 2: Предлагаем вам поиграть снежки (дети делятся на две команды и поочередно бросают снежки в две корзины)

6 ИГРА «Раз, два, три – вокруг ёлочки беги»

Ведущий 2: Два игрока бегут вокруг елочки (в разных направлениях), побеждает тот, кто вперед прибежит обратно и сядет на стул.

 (Слайд 24. )

Ведущий 1:

 

7. Заключение.

- Ну вот и закончился наш праздник. А на память о нашем празднике предлагаем вам вот такие сувениры (ангелочки из  бумаги). Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

Завершает праздник праздничное чаепитие, общение с детьми, родителями, вручение подарков (подарки вручаются всем, кто пришел на праздник, в том числе родителям, учителям, гостям). Вручение идет под пение-величание "Благодатный дом", в процессе которого называются по очереди имена всех присутствующих.

Литература:

  1. Библейские рассказы. /Пересказ  Шалаевой Г.П.– М.: АСТ: СЛОВО, 2009г.
  2. Зимний цикл народно-православных праздников. /В.Н. Шанский // Начальная школа.: М. - 2004 г.№ 1.

3) С. Лагерлеф. В Назарете.

4) С. Лагерлеф. Святая ночь.

5) Рождественское чудо. /О.Ю. Христева // Завуч начальной школы.: М. -  2006 г., № 5.

6) Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси.: М. - 1991 г.

7) У Рождественской елки: (интерактивная игра для детей младшего школьного возраста). /Н. Дубровская  // Воспитание школьников. - М.- 2006 г. № 10.

Интернет-ресурсы.

  1. Фильм. Закон Божий. Рождество Христово. http://www.youtube.com/watch?v=179EQv9hxPI
  2.  Рождество Христово.  История появления праздника. Елисеева И.А. http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/rozhdestvo-hristovo-kak-ego-prazdnuyut
  3. Праздник Рождества. Дремина Т.В. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/prazdnik-rozhdestva

Приложение 1. Сельма Лагерлеф. Святая ночь

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.

У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.
Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:
“И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня”.

Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:
“Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю”.

Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.

О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это—маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.

Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.

Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.

Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.

Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

* * *

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала.

Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:
„Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался;
— Добрые люди, помогите мне — говорил он.— Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.
Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.
Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины. Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него. Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась”.

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:
— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.
— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ: 
„Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле”.

В этом месте я снова перебила бабушку:
— Бабушка, почему палка не ударила человека?— спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.
„Человек подошел к пастуху и сказал ему:
— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.

Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.
— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:
— Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки”.

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:
— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ? 
— Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.
„Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.
— Что это за ночь, —спрашивал он сам себя,— в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?
Он окликнул незнакомца и спросил его:
— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?
- Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.
Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.
Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.
Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.
Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога”.

Тут бабушка вздохнула и сказала:
— То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого. 
И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:
— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Сельма Лагерлеф. «В Назарете»

Как-то  раз,  когда Иисусу было  всего пять  лет,  он сидел на крылечке

мастерской своего отца в Назарете и из комка  мягкой глины, которую дал  ему

гончар, живший на  другой стороне улицы, лепил птиц. Он был  очень счастлив:

все дети в округе говорили ему, что гончар - человек суровый, что его нельзя

тронуть  ни нежными взглядами, ни сладкими  речами,  поэтому  он  никогда не

решался  просить  у него  чего-нибудь. Но  вот - Иисус сам  не знал, как это

случилось.  -  Он только  стоял  на ступеньках  своего крыльца и внимательно

смотрел  на работавшего соседа, - и гончар вышел вдруг из своей мастерской и

дал ему огромный кусок глины.

     На приступочке соседнего дома сидел Иуда, рыжий и безобразный мальчик с

лицом в синяках. Его одежда висела клочьями из-за постоянных драк с уличными

мальчишками. В эту  минуту он сидел  совсем  спокойно и никого не задирал, а

так же, как Иисус, работал над кусочком  глины.  Эту глину он не сам достал:

он и на глаза не посмел  бы показаться гончару,  потому что частенько бросал

камнями  в  его хрупкий товар. Если  бы  Иуда попросил у  гончара глины, тот

прогнал бы его от себя палкой. Это Иисус поделился с ним своим запасом.

 Дети лепили своих птичек  и ставили их перед  собой  в  кружок.  Птички

имели обычный  вид: вместо  ног  -  большой,  круглый  комочек,  коротенькие

хвостики, полное отсутствие шейки и едва заметные крылышки.

 Но все-таки  работа  двух друзей очень отличалась. Птицы Иуды  были так

плохо сделаны, что не могли стоять и беспрестанно опрокидывались,  и, как он

ни старался, его маленькие, жесткие пальчики не могли сделать их чистенькими

и  красивыми. По временам он посматривал  украдкой на  Иисуса, чтобы понять,

как  ему  удается сделать своих птичек таким гладкими и ровными, как дубовые

листья в лесах Фавора.

 Каждый раз, как  Иисус заканчивал  еще одну птичку,  он чувствовал себя

все счастливей  и  счастливей. Каждая новая  птичка  казалась ему прекрасней

других,  и он оглядывал их с гордостью и любовью. Они  будут товарищами  его

игр, его маленькими  братьями  и  сестрами,  будут  спать в  его  постельке,

проводить с ним время, петь ему песенки, когда мать  будет уходить из  дома. Никогда уже теперь он не будет чувствовать себя одиноким.

Мимо  мальчиков прошел  рослый  водонос, сгибаясь под  тяжелым мехом, и

следом за ним проехал  верхом на осле  торговец  зеленью, окруженный пустыми

корзинами. Водонос положил  руку на  светлокудрую головку Иисуса и  стал его

расспрашивать об его птичках.

 И Иисус  рассказал  ему, что у каждой  из  них  есть свое имя и что они

умеют петь.

 Все его птички прилетели к нему из чужих стран и рассказывают ему вещи,

о которых  знают  только они  да он. И так интересно  говорил  Иисус, что  и

водонос, и зеленщик забыли о своих делах  и долго слушали его, не двигаясь с места.

Когда они, наконец, собрались уходить, Иисус показал на Иуду.

 - Посмотрите, каких хорошеньких птичек сделал Иуда! - сказал он.

Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду, есть ли

у  каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь. Но Иуда упрямо молчал,

не отрывая глаз от работы, и зеленщик  сердито  отбросил  ногой  одну из его

птичек и поехал дальше.

 Так  прошел день. Солнце так  низко опустилось, что  его лучи проходили

теперь  сквозь  украшенные  римским  орлом низкие городские  ворота  в конце

улицы. Кроваво - красные  лучи  заходящего  солнца,  скользя по узкой улице,

окрашивали в  яркий пурпур  все вокруг. Посуда горшечника, доска, скрипевшая

под пилою плотника, и  белое покрывало,  обрамлявшее лицо Марии -  все стало

огненно - багровым.

 Но всего прекрасней сверкали лучи солнца в двух маленьких лужицах между

большими, неровными каменными плитами мостовой.

 И вдруг  Иисус окунул ручку в ту лужицу, которая была к нему ближе. Ему

пришла мысль  окрасить  своих  серых птичек этим  ярким  солнечным  сиянием,

придававшим такой красивый цвет воде, стенам домов, всему, что его окружало.

Солнечные лучи радостно дали себя поймать, и, когда Иисус  провел рукой

по маленьким глиняным птичкам, они покрыли их алмазным блеском.

Иуда, время от времени поглядывал на Иисуса, чтобы посмотреть, много ли

еще  он  сделал  птичек и красивее ли  они,  чем  у  него.  Он вскрикнул  от

восхищения,  когда  увидел,  как  Иисус  раскрашивает  своих  глиняных  птиц

солнечным светом, играющим  в  лужицах  на мостовой. Иуда тоже окунул руку в

светящуюся воду и тоже хотел поймать солнечный луч.

         Но луч  не дался  ему.  Он ускользал из его пальцев. И как ни  старался

Иуда, лучи убегали от него, и ни одной  капли краски  не мог достать мальчик

для своих птичек.

- Постой,  Иуда!  -  сказал  Иисус, - я сейчас  помогу раскрасить твоих птичек.

 - Нет! -  сказал Иуда. -  Не трогай их! Они хороши  и так.  - Он встал,

закусив  губы и нахмурив лоб. И вдруг он стал с яростью топтать своих птичек

и одну за другой превратил он их в маленькие комки глины.

Уничтожив всех своих птиц, Иуда подошел к Иисусу, который сидел, лаская

своих  птичек, сверкавших, как  драгоценные камни.  С минуту рассматривал их

Иуда, потом поднял ногу и раздавил одну из них.

 Когда он  увидел, что маленькая птичка превратилась  в комок глины, его

охватила радость, он  начал хохотать и снова поднял ногу, чтоб раздавить еще

одну.

- Иуда, - воскликнул Иисус, - что ты  делаешь?  Ты разве не знаешь, что

эти птички живые и что они поют?

         Но Иуда продолжал хохотать и топтать его птичек. У Иисуса не хватило бы

сил удержать его. Он стал искать глазами мать. Она  была недалеко, но прежде

чем  она могла  подойти.  Иуда  успел  бы уничтожить  всех  его птиц.  Слезы

выступили  на  глазах  Иисуса.  Иуда  уже   растоптал  четырех  его  птичек.

Оставалось только три!

        Иисусу  было горько, что  птицы лежали так  и не пытались  спастись. Он

захлопал в ладоши, чтобы спугнуть их, и крикнул:

- Улетайте! Улетайте!

     И три оставшиеся птички замахали своими маленькими  крылышками и, робко вспорхнув, взлетели на край крыши, где были уже в безопасности.

     Когда Иуда  увидел, что птички  по приказу  Иисуса расправили крылья  и

полетели, он зарыдал. Он рвал на себе волосы,  как старые люди, которых  ему

приходилось видеть в великом горе и сокрушении, и бросился к ногам Иисуса.

     Он валялся в пыли пред Иисусом,  целовал его ножки и просил, чтоб Иисус

растоптал его, как он, Иуда, растоптал его глиняных птичек.

     Ибо Иуда любил Иисуса, восхищался им, боготворил и ненавидел его в одно и то же время.

     Но  Мария, все время следившая  за  игрой детей, встала, подняла Иуду с

земли, посадила к себе на колени и приласкала его.

     - Бедный ребенок!  - сказала она ему. - Ты не понимаешь, что дерзнул на

то,  на  что не может дерзнуть ни одно  из живых существ. Никогда  больше не

делай этого,  если  не хочешь стать  несчастнейшим  из людей! Горе человеку,

который хотел бы сравняться с тем, кому солнечный свет служит красками и кто

может в мертвую глину вдохнуть дыхание жизни.


  • Взвар — гарнир к жаркому. Традиционен для русской кухни. Взвары имеют растительную основу — овощную или ягодную. Дополнительными компонентами в них часто бывают уксус и мёд. Самые традиционные взвары — луковый, капустный, клюквенный.
  • Взвар — Настой, приготовленный кипячением (обл.)
  • Взвар — Отвар с варившимися в нем сухими фруктами, ягодами.[1]

[2] Кутья́коли́во[1][2]кану́н[3] (укр. кутя́белор. куцця́, куця́болг. коливо, варено житомолд. colivăсерб. кољиво) — ритуальное поминальное блюдо славянкаша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюмаорехов, молока и даже варенья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности Твори добро.

Разгадывая ребус, выразительно читая стихи, исполняя песни, работая с пословицами и литературными произведениями, знакомясь с жизнью знаменитых людей, слушая притчу и разбирая жизненные ситуации с пол...

презентация и внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию

презентация и сценарий мероприятия по духовно-нравственному воспитантю "Добро и зло"...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой»

Формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков через пословицы, песни, стихи, инсценирование, акции.Развитие индивидуальности каждого школьника....

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе "Учись творить добро"

Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе "Учись творить добро"...

Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию учащихся "Жизнь дана на добрые дела".

Основная цель мероприятия- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро- духовная радость.В ходе мероприят...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...