Познавательные игры.
учебно-методический материал по теме

Эдилян Нарине Юриковна

Мое выступление на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznovatelnye_igry.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Познавательные  игры :сущность, виды, условия

                              эффективности в начальных классах

Познавательная деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой форме. Во- первых ,потому ,что дети этого возраста -недавние дошкольники и игра занимает существенное место в их жизни .Во- вторых ,небольшой объем знаний не способствует серьезной познавательной деятельности и она требует яркого игрового оформления.

Грамотно организованные  познавательные игры активизируют процесс познания школьников ,создают положительную эмоциональную атмосферу

в группе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать игры

вновь и вновь ,не боясь трудностей преодолевая препятствия. .Кроме того,

в играх дети незаметно для себя ,без особых усилий овладевают очень важ-

ными  умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать ,распределять роли  координировать общие усилия.

Не менее важны и умения работать с книгой :ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию ,выделять   существенное ,ориенти-

роваться  в книжном мире.

 Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного

общения в большей степени способствуют   возникновению и проявлению

активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся  ,что особенно важно для слабо успевающих детей.(М.А.Матюшкин)

Игра-способ сделать учение ,познание делом  непринужденным, увлекатель-

ным, интересным. Играя, ребенок радостно и счастливо проживает значи-

тельный момент жизни. Не готовится к жизни, а живет "здесь и сейчас",в

каждый момент своего бытия.      

Познавательная  игра – это активное познание мира, облеченное в яркую

игровую форму. В организационном плане познавательная игра- коллективное творческое дело игрового, занимательного характера, имеющее в своей структуре коллективное планирование ,подготовку,  осуществление, коллективный анализ и оценку.

По содержанию ,методике и технологии проведения можно выделить несколько групп познавательных игр: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей ,почемучкины  игры и игры-обзоры(игры истории).

Игры-конкурсы, состязания основаны на ярко проявляющейся особенности

ребят - желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать ,что заложено в детской природе.

Игры – конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности , состязательности в области познания .Они требуют от ребят проявления

смекалки разносторонних знаний.

По своему характеру это интеллектуальные состязания по различным  отрас-

лям знаний, выходящих за пределы содержания учебных программ и учебников . В них всегда есть победители и проигравшие. Победители

-это те, кто больше знает, много читает, многим интересуется  . Выигрыш

и  проигрыш в игре стимулирует познавательную активность детей,

желание читать , узнавать новое ,расширять круг чтения.

Успех в таких играх зависит от :

          - интересных , занимательных и в то же время заставляющих думать

            вопросах    

          - быстро ориентирующегося в ситуации и обладающего широким

            кругозором ведущего

          - награждения победителей.

Перед каждой игрой обязательно продумывается вместе с детьми система

оценок. Их можно фиксировать на доске, на табло ,на плакате. Совсем необъя

зательно  каждый раз использовать цифровые показатели .Их с успехом мо-

гут заменить  предметные: по-разному окрашенные листья деревьев ( "Знато-

ки  природы"), геометрические фигуры("Математический турнир"), лепестки цветов("На цветочной поляне","На балу у Флоры"),снежинки ,желуди, ягоды,

рябина и.т.д.

Не стоит и забывать о том ,что игра –это не урок ,и поэтому во время ее про-

ведения возможны и шум, и смех, и передвижение детей по классу .Ценность

игр-состязаний состоит в том, что ребята все вместе в составе команд  думают, обсуждают вопросы, находят ответы.

Надо учесть и то, что младшие школьники ,как правило ,не умеют работать в группе(команде),стараются отвечать или задавать вопросы индивидуально

(часто им просто не хватает терпения ,и они выкрикивают с места то ,о чем

догадались ,о чем знают).Их надо учить совместной умственной работе ,ес-

ли не делать этого, то в познавательных играх будут участвовать только самые эрудированные , сообразительные ученики ,а другим станет не инте-

ресно  , и игра не даст того воспитательного результата ,ради которого и

задумывалась педагогом.

Победителей в игре можно награждать и призами : книгами , игрушками,

играми  и. т  . д. Вполне подойдут самодельные медали(их можно изготовить

вместе с детьми), дипломы и.т.д.

К играм- соревнованиям можно отнести такие игры, как "Умники и умницы",

" Зездный час", "Ау  , знатоки" и.т.д.

Игры – путешествия  , реальные и воображаемые ,отличаются ,во-первых ,ин-

тересным  сюжетом  ,  который разворачивается перед детьми  героями  кото-

 рого они становятся  .  Во – вторых, игры ,как правило ,построены на одной тематике, например:,

"Природа"," Море и корабли","Космос" и.т.д.

Игры – путешествия -это исследование какого-либо объекта ,явления области, знаний .В них нет соревновательности, как в конкурсах и турнирах.

Они требуют от детей большей самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех  .  Готовясь к играм-путешествиям,

дети больше работают с книгами ; словарями, энциклопедиями ,ищут нужный материал , формируют по нему вопросы.

Таким образом , они развивают творчество ,воображение.

Сформулируем некоторые условия и требования к организации игр -путе-

шествий:

         -темы игр должны отвечать потребностям ,интересам, запросам детей;

         -необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно

         -участвовать в игре.

         -организовать игры предпочтительно по микрогруппам  , чтобы ,во -   .     .        первых охватить всех детей  , а во-вторых, осветить разные стороны    .  .        избранной темы;

         -главное в игре- путешествии – познание  , а не соревнование ,поэтому

         элементы  состязательности не должны выступать на первый план и яв-

         ляться определяющими;

 Почемучкины игры побуждают детей к задаванию вопросов и поискам  отве-

 тов на них. Психологи отмечают  ,что младшие школьники меньше задают ,

 вопросов  ,чем дошкольники.

Задачи почемучкиных игр - развивают любознательность детей, иницииро-                      вать их вопросы побуждать к наблюдению ,анализа окружающего мира.

Почемучкины игры построены на вопросах детей, организуя данную группу игр, учитель не вправе отмахиваться ни от каких, даже "глупых" на взгляд взрослого ,вопросов. В организации почемучкиных игр весьма важен стиль

обучения учителя с детьми  .Чем они демократичнее ,тем более активны дети

в постановке вопросов  .Дети глубже развивают свои подлинные возможности в исследовании проблемной ситуации с помощью вопросов.(исследование Н.Б.Шумаковой. ) Педагогические  требования к организации     познавательных игр  :

  1. внимательно относиться  к детским вопросам, накапливать их  ;
  2. учить детей задавать вопросы ,открывать новые стороны в исследуемом

объекте  , проблеме, явлении.

  1. не оценивать детские вопросы как "плохие - хорошие", "умные - глупые","правильные – неправильные "  , а радоваться любым  вопросам и рассматривать их как положительный факт; это помогает не снижать

самооценку ребенка;  

  1. предпочтителен демократический стиль общения с детьми, когда они не

     боятся  задавать вопросы  , не боятся выглядеть глупыми.

  К почемучкиным играм можно отнести: " Шкатулка по кругу",  "Хочу все        

  знать", "Отчего и почему?" и д.р.

  Следующая игра это Игры-читателей  .Чтобы вырабатывать у детей интерес

  к чтению и привычку читать, обращаться к книге, развивать читательскую

  активность и самостоятельность.

  Основное назначение данной группы игр сделать детей активными  читате-

лями. Поэтому важно  , чтобы в них принимали участие все дети: и те, кто много и охотно читают, и те, кто читают мало и без особого желания.

 Своеобразие игр читателей в том, что они содержат в себе элементы

 других групп игр. В них могут присутствовать конкурсы и состязания

 ("Эстафета сказок", "Листая энциклопедии"), и.т.д.

 В организации игр читателей учителю поможет знание и соблюдение

 ниже перечисленных требований:

  1. у детей должна быть свобода выбора содержания игры, собственной

роли , формы воздействия с другими участниками;

  1. следовательно, учителю нужно предоставить эту возможность  через

разнообразие литературы, игровых сюжетов, наличие возможных  ролей.

     3.  содержание игр должно выходить за рамки того , что   дети знают что

          уже читали   , то есть находиться в "зоне ближайшего развития".

          (Л.С. Выготский").

          В этом  случае у детей  возникает интерес к новому   , а главное-                      .        - происходит их развитие.

     4.  у детей должен быть доступ к хорошей литературе, как к худо-

          жественной  , так и к познавательной .Это необходимо для воз-

          буждения интереса к чтению , для развития читательского вкуса,

          для раскрытия разнообразия окружающего мира.

   Игры-обзоры    , игры-истории дают возможность окунуться в историю

   и познакомиться с происхождением самых  простых и хорошо известных

   детям вещей   , явлений, событий: как и когда  люди начали измерять ,когда

   появились первые печатные источники, как и  где дети раньше учились,

   какова история иголки и нитки, ложки и тарелки  . -  обо  всем этом дети

   узнают в процессе проведения подобных игр.

   Игры- обзоры отличаются, прежде всего  , своим содержанием .Его  сос-

   тавляют  различные  истории происхождения и существования знакомых

   детям вещей  и явлений – от истории зеркала до истории школьного  обу-

   чения. Однако не исключено , что интересы детей могут выйти за пределы

   обычных вещей  ,и тогда мы расширяем  содержание игр.

   Подготавливая игры, дети вместе с учителем выбирают какую- либо  об-

   ласть интересующих их объектов и предметов окружающего мира. Ими

   могут быть домашние вещи  ,школьные принадлежности и все ,что связано

   со школой  , одежда  и обувь, меры измерения, изобретения игры и  игруш-

   ки , книги и библиотеки и многое другое.

   Таким образом  ,расширяется кругозор детей ,читательский диапазон ,раз-

   развивается их самостоятельность  ,познавательная активность.

   При проведении игр-обзоров можно  посоветовать учителю следующее:

  1. Опираться на интересы детей и развивать их дальше;
  2. приучать их более самостоятельно работать со справочной и научно-познавательной литературой;
  3. постепенно приобщать всех  к активному участию в подобных через

постановку вопросов  ,через работу с литературой, через предоставление

каждому возможности поговорить о том  ,что его интересует, о чем он знает.

     Технология организации всех игр базируется на методике и технологии

      коллективной творческой деятельности. В ее основе - активное  участие

      детей  во всех этапах и элементах игр: от замысла до анализа результатов.

      Педагогические  (воспитательные) возможности  познавательных игр

      могут  быть реализованы при  соблюдении следующих методических

      условий.

  1. Ребенок должен  быть субъектом деятельности, занимать активную позицию в организации игр : в их планировании, поиске  информации, осуществлении  ,анализе и оценке.
  2. Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, чтобы  игровой мотив менялся на познавательный  ,необходимо по-

     степенно увеличивать объем информации и степень участия детей

     в ее поиске.

  1. Чтобы игры приобретали развивающий характер  , их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников.
  2. Необходимо учесть и психологические особенности младших школьников  , придавая играм познавательного характера занимательную форму, используя увлекательный сюжет, красочное

оформление  , новизну и необычность информации.

  1. Весьма важно при организации познавательных игр опираться на

           интересы детей  . Преимущество внеклассной  работы  , в отличие

     от учебной, заключается в том , что в ней  мы не ограничиваемся

     строгими  требованиями программы и можем учитывать потребнос-

     ти ,жизненные ориентиры, увлечения детей ,идти за  их насущны-

     ми  интересами . В этом случае деятельность детей приобретает

     для  них личностный   смысл,   становится    личностно    значимой.

6.  Сила влияния  игры в ее   привлекательности ,     необъязательности,

      поэтому -  никокого  принуждения,    насилия,    авторитарности.

      Позиция учителя в игре – позиция  советчика  ,старшего товарища,

      координатора. Направленность его воздействий  :не    принудить ,а

      увлечь, не убедить (хотя и это неплохо ) а заинтересовать  ,восхитить;

      не разъяснить  ,а открыть ,инициировать активность    самих детей.

      Проводя познавательные игры, учитель ориентируется на уровень

      общего умственного и социального развития детей, внося в них

      конкретные коррективы в соответствии с  его  педагогическими

      задачами.

     

     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно-познавательной игры: « Весёлый экспресс «01».

Цель: 1.предупреждение шалости детей с огнём; 2. повторение правил пожарной безопасности; 3. развитие творческой и познавательной активности детей. Игру можно провести между детьми в летних озд...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА ИГРА

Интеллектуально-познавательная игра "Задача нашего века - сохранить здоровье человека" для 4 класса. Задачи этого мероприятия: повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в бы...

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»

Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...

Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)

Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...