Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие Толерантность. Давайте поспорим"
    план-конспект занятия (4 класс) на тему

    Благодер Виктория Гариевна

    Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему. Но чтобы общаться и ни кого не обижать напрасно, люди придумали особый порядок поведения, удобный для всех и назвали его – этикет.

    Человек, соблюдающий этикет, толерантен, приятен окружающим, с ним хотят общаться, у него много друзей.  

    Спор — это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.

    Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.

    Искусство ведения спора называется эристикой, а людей вступающих в спор - оппонентами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по теме: «Толерантность. Давайте поспорим»

    Категория участников: учащиеся 4 классов

    Цели: 

    Образовательная: 

    • Закрепить понятие «толерантность», ознакомить с понятием «жанра спора»;
    • Hаучить употреблять некоторые речевые формы общения во время спора.

    Развивающая:

    • Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

    Воспитательная:

    • Воспитывать навыки культуры спора, толерантность.

    Оборудование: классная доска, мультимедийный проектор, тетрадь одного занятия.

    Ход занятия

    1. Эмоциональный настрой, мотивация учащихся.

    -Сегодня я приглашаю вас к разговору «Существует ли культура спора?»

    -Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

    -Кто любит сладкое – дотроньтесь до носа.

    -Кто любит читать – кивните головой.

    -Кто любит игру в шахматы – хлопните в ладоши.

    -Кто любит макароны – поставьте палец к губам.

    -Кто любит море - улыбнитесь.

    -Кто любит сложные задачки решать – поднимите руки.

    Вот мы какие разные.

    Давайте вернемся к теме предыдущего классного часа.  Какова была его тема? Правильно, толерантность. Напомните, что же означает это понятие?

    Толерантность – это способность признавать отличные от своего собственного мнения. Мы допускаем, что кто-то может думать иначе, или действовать иначе, нежели мы сами.

    Назовите уже известные правила толерантности.

    • Я - Человек и ценен прежде всего этим;
    • Вижу в Другом Человека в любом его проявлении;
    • Помогаю Другому оставаться Человеком в любых ситуациях;
    • Слышу, принимаю, понимаю Другого;
    • Всегда со всеми я учтив, внимателен, любезен, сдержан;
    • Умею осознать свои достоинства и недостатки;
    • Сужу о человеке по его поступкам;
    • Уважаю ошибки и заблуждения ближнего, как свои.

    Спасибо. (Карточки «правила толерантности» располагаются на классной доске, что даёт возможность ученикам на протяжении всего урока пользоваться данной информацией.)

    2. Знакомство с жанром спора.

    Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему. Но чтобы общаться и ни кого не обижать напрасно, люди придумали особый порядок поведения, удобный для всех и назвали его – этикет.

    Человек, соблюдающий этикет, толерантен, приятен окружающим, с ним хотят общаться, у него много друзей.  Кто-то сегодня признался уже, что любит решать сложные задачи. Тогда скажите, может ли в природе лев встретиться с белым медведем? (обсуждение вопроса)

    -Что мы сейчас делали? (спорили) 

    -Это хорошо или плохо? Что такое «спор»?

    Работа в тетради одного занятия.

    Прочитайте, каково лексическое значение слова «спор»  (см. Приложение 1)

    Что общего вы заметили в лексическом значении слов?  

    Конечно, общим для всех значений слова «спор» является  наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

       В современной научной, методической, справочной  литературе  слово  спор служит для обозначения процесса  обмена  противоположными  мнениями.  Однако единого определения данного понятия нет.

    Спор — это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.

    Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.

    Искусство ведения спора называется эристикой, а людей вступающих в спор - оппонентами.

    Вступая в спор, каждый ставит перед собой определённую цель. Ознакомьтесь с текстом, предложенным в  Приложении 3 и приведите примеры споров, различающихся по своим целям. (Обсуждение вариантов, предложенных учащимися)

    Как победить в споре?

    Инсценировка. Участники – 6 мудрецов из Индостана (ученики одеты в символические костюмы: на голове тюрбаны, в руках трости)

    Шесть мудрецов из Индостана, любовь к познанию питая, отправились
    к слону
    (хоть были все слепыми), чтобы свои теории проверить.
    Один лицом уткнулся в шершавый бок слона и, падая, воскликнул:

    «О, Господи, меня ты вразумил, воистину, слон — прочная стена
    Второй, нащупав бивень, закричал: «Мне совершенно ясно! Чудесный
    слон в моей руке — не что иное, как
    гладкое и острое копье
    А третий, подойдя к слону, за хобот ухватился, отбросил в сторону и молвил:
    «Несомненно,
    слон и змея — одно и то же».
    Четвертый, подбежал к слону, колено руками обхватив, сказал:

    «Ну, что тут спорить, таким прямым и ровным быть может только дерево».
    Тут пятый, он сумел до уха допрыгнуть, закричал: «Любой слепец вам
    скажет — нет никаких сомнений: на
    веер слон похож».
    Шестой неспешно добрался до хвоста и вымолвил: «
    Веревка, да и только.
    Не может слон быть чем-нибудь еще».
    Так мудрецы из Индостана в горячих спорах стояли твердо на своем.
    Был каждый в чем-то прав, но ошибались все.
    Какова же мораль?
    Конечно, часто в спорах люди, истину свою пытаясь доказать, не слушают
    друг друга. И притча о слоне — лишь небольшой пример всеобщего непониманья.

    В этом споре победителей не оказалось. А ведь вступая в спор, каждый пытается одержать победу. Давайте устроим мозговой штурм и подумаем, какие знания и умения  помогут нам выигрывать в спорах.

     (Учащиеся предлагают свои варианты. Каждый из которых подвергается коллективному анализу)

    В результате получаем:

    1. Толерантное поведение;
    2. Умение убеждать;
    3. Умение слушать;
    4. Остроумие, знание специальных приёмов спора;

    Давайте разделимся на 4 группы, каждая глубже ознакомится  с одним из направлений и по окончании работы, поделится вновь полученными знаниями. (Ученики группируются и далее работают в группах.  Каждая группа получает информационный лист, ознакомившись с содержанием, обсудив его, группа выбирает выступающего, который озвучит основные моменты.) (Приложения 4-7).

     Итак, мы стали знатоками правил ведения споров. Предлагаю поэкспериментировать и попробовать применить свое умения на практике.

    3. Практическая работа. Спор.

    Я прошу вас ответить на вопрос: всегда ли нужно говорить правду? Вы правы, это очень спорный вопрос. Поспорим? (Учащиеся класса условно делятся на 2 группы: тех, кто «согласен», и не «согласен»

             В течение 2-3 минут каждый заполняет  таблицу доводов «за» и опровержений (Приложение 8). По окончании работы у учащихся есть возможность обменяться мнениями. (Заслушиваются доказательства)

    Ребята, в ходе вашего спора я услышала такие выражения:

    -Я думаю, что ты прав…

    -Ты говоришь чепуху…

    - Мне кажется, ты ошибаешься…

    -Ты думаешь, когда говоришь?

    -Я согласен с тобой.

    -Ты что с приветом?

    -Извини, я не могу с тобой согласиться.

    -Давай подумаем вместе.

    -Это каждый дурак знает.

    - Значит, по-твоему…

    - Какие из них на ваш взгляд использует вежливый, толерантный  человек?

     Спор- это «горячее» общение между говорящими . Как кипяток! Тронешь одного – он начинает бурлить и выкрикивать грубые, непонятные слова. А ведь только минуту назад был таким ласковым и вежливым.

    Оказывается надо уметь спорить. Убеждать в своей правоте культурно не так-то просто.

    4. Закрепление полученных знаний.

    Правила спора:

    1. Уважай собеседника, относись к нему доброжелательно и внимательно.

    2. Относись терпимо к его мнению. Помни о толерантости!

    3. Всегда настаивай на своей точке зрения.

    4. Не обижай собеседника насмешливым тоном.

    5. Не оскорбляй оппонента, даже если ты на 100% уверен в своей правоте, а собеседник не сдаётся.

    6. Не прибегай к физическим способам доказательства своей правоты. Сильнейший физически не является победителем в споре.

    7……………………………………………………………………

    8……………………………………………………………………

    У кого есть дополнение к правилам этой группы?

    Спорить можно без конца. Спор может закончиться ссорой – размолвкой, перебранкой и драже дракой.

    Культурно закончить спор помогут следующие фразы:

    - С вами было интересно говорить, но я останусь при своем мнении.

    - Вы привели убедительные доказательства. Я подумаю.

    - Вы так убедительно доказывали свое мнение, что я соглашусь с вами.

    5. Релаксация.

    Мы много с вами говорили, спорили  пора отдохнуть. Положите руки на стол, голову на ладони (звучит музыка для релаксации)

    У кого хорошее настроение? Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Хорошего настроения стало больше. Спрячьте свое хорошее настроение в ладошки и подарите его тому, кому захотите, ведь когда человек дарит радость другим, вокруг становится больше добра и счастья.

     Будьте толерантны, друзья!

                           



    Предварительный просмотр:

    Тетрадь одного занятия по теме:

     «Толерантность. Давайте поспорим»

    учени___  4 «__» МБОУ СОШ № 5

    _______________________

    _______________________

                           

    Приложение 1

    Определение понятия «спор»

            В  «Словаре современного  русского  литературного  языка»     зафиксированы   все значения и оттенки значений слова спор:

    1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между  двумя  или  несколькими лицами, при  котором  каждая  из  сторон  отстаивает  свое  мнение,  свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати)  по  различным  вопросам  науки, литературы,  политики  и  т.  п.;  полемика.  Разг.  Разногласия,  ссора, препирательство. Перен. Противоречие, несогласие.

    1. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.

    3. Перен.  Поединок,  битва,  единоборство  (преимущественно  в  поэтической речи). Состязание, соперничество.

     

     

                                     

    Приложение 2

    Синонимы слова «спор»

        Какими еще словами можно заменить слово «спор»? В русском языке есть и другие слова для  обозначения  данного  явления:

    дискуссия,  диспут,   полемика,   дебаты,   прения.   Довольно   часто   они

    употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают  толковые  словари русского литературного языка и словари синонимов. В  научных  исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова  нередко  служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.

       Например,  дискуссией  (лат.  discussio  –  исследование,  рассмотрение,

    разбор) называют такой публичный спор, целью которого является  выяснение  и сопоставление  разных  точек  зрения,  поиск,  выявление  истинного  мнения, нахождения  правильного  решения  спорного  вопроса.   Дискуссия   считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами  приходят  к  тому или иному выводу.

       Слово  диспут  тоже  пришло  к  нам  из  латинского  языка  (disputar  –

    рассуждать, disputatio – прение) и первоначально означало  публичную  защиту научного сочинения, написанного для  получения  учёной  степени.  Сегодня  в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют  публичный спор на научную и общественно важную тему.

       Другой  характер  носит  слово  полемика.  Об  этом  свидетельствует   и

    этимология (т. е.  происхождение)  данного  термина.  Древнегреческое  слово polemikos означает «воинственный, враждебный».  Полемика  –  это  не  просто спор,  а  такой,   при   котором   имеется   конфронтация,   противостояние, противоборство сторон,  идей  и  речей.  Исходя  из  этого,  полемику  можно определить как борьбу  принципиально  противоположных  мнений  по  тому  или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою  точку  зрения и опровергнуть мнение оппонента.

       Слово дебаты французского происхождения (debat – спор, прения). Прения – русское слово,  зафиксированное  в  лексиконе  ХVП  века.  Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты –  прения,  обмен  мнениями  по  каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор  по каким-либо вопросам.

       Словами дебаты, прения, как правила, именуют  споры,  которые  возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений  на  собраниях,  заседаниях, конференциях и т. п.

    Приложение 3

    Виды споров по цели

    Вид

    Характеристика

    Спор из-за истины

       Спор может служить средством для поиска истины, для проверки  какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное  решение,  полемисты сопоставляют самые  разные  точки  зрения  на  ту  или  иную  проблему.  Они защищают какую-либо мысль от  нападений,  чтобы  узнать,  какие  могут  быть

    возражения  против  этой  мысли,  или,  напротив,  нападают  на   положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в  его  пользу. В таком  споре  тщательно  подбираются  и  анализируются  доводы,  взвешенно оцениваются  позиции  и  взгляды  противоположной  стороны,  то   есть,   по существу, ведется совместное расследование истины.

    Для убеждения кого-либо

         Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника  в  том,  в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому,  что  так  «надо»  по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе  не  верит  в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

    Для  

    победы  

           Целью спора бывает не  исследование,  не  убеждение,  а  победа.  Причем полемисты добиваются её по разным  мотивам.  Одни  считают,  что  отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте  и до конца остаются  на  принципиальных  позициях.  Другим  победа  нужна  для самоутверждения. Поэтому им  очень  важны  успех  в  споре,  высокая  оценка окружающих,  признание  своих  интеллектуальных   способностей,   ораторских данных, слава непобедимого полемиста.  Третьи  просто  любят  побеждать.  Им хочется эффектной победы. В приёмах и средствах для одержания победы они  не стесняются.

    Спор

     ради  

    спора

          Довольно часто встречаются и спор ради спора.  Это  своего  рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично,  о  чём спорить, с кем спорить,  зачем  спорить.  Им  важно  блеснуть  красноречием, доказать, что белое – чёрное, а чёрное –  белое.  Если  вы  будете  отрицать какое-либо  положение,  они  обязательно  начнут  его   защищать.   Подобных полемистов можно нередко встретить среди молодёжи.

            Приведённая классификация видов спора по цели носит условный характер. В жизни их не всегда удаётся  чётко  разграничить.  Так,  добиваясь  победы  в споре, полемист стремится убедить оппонента в правильности своей позиции.  А убеждение  противника  в  чём-либо  способствует  поиску  истины,  уточнению выдвинутых положений, принятию более правильных решений.

    Приложение 4

    Толерантное поведение

                Приступая  к  обсуждению  спорной  проблемы,  установите,  что  является предметом разногласий с вашим оппонентом, чётко  определите  предмет  спора. Не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете  спора.  Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение  и, конечно, влияют на успех обсуждения. Этого  нельзя  не  учитывать  в  споре.

            Поведение спорщиков в  значительной  степени  определяется  теми  целями  и задачами, которые они преследуют в споре, их личными интересами.  Им далеко не безразлично, кто наблюдает за спором, кто является  свидетелем  их победы или поражения. Поэтому в  присутствии  одних  они  ведут  себя  более сдержанно, корректно, с  другими  они  раскованны  и  свободны,  на  третьих просто  не  обращают  внимания.  Нередко  поведение  спорщиков  меняется   в зависимости  от  реакции   присутствующих.   На   поведение   полемистов   в определенной мере влияют также национальные  обычаи  и  культурные  традиции народа, страны.

            Не смотря на многообразие образцов поведения  в  споре,  на  различия  в манере отдельных  полемистов,  необходимо  знать  некоторые  общие  правила, соблюдение  которых   повышает   эффективность   и   плодотворность   спора, способствует  успеху  в  дискуссии  и  полемике.  Они  выработаны  практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых  риториках,  приводятся  в книгах по искусству спора и многочисленной методической литературе.

               Важное  условие  настоящего,  хорошего  и  честного  спора  уважение   к убеждениям и  верованиям  противника,  если  мы  видим,  что  они  искренни. Опровергать  можно  самым  решительным  образом,  но  не   оскорбляя   чужих убеждений  насмешками,  резкими  словами,  издевательством;  особенно  –  не глумясь над  ними  перед  сочувствующей  нам  толпой.  –  Уважение  к  чужим убеждениям не только  признак  уважения  к  чужой  личности,  но  и  признак широкого и  развитого  ума.  К  сожалению,  это  правило  часто  нарушается.

    Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к  людям,  которые придерживаются иных взглядов,  стоят  на  других  позициях.  Таким  образом, уважительное отношение оппонентов друг к другу, стремление понять взгляды  и убеждения противника, вникнуть в суть  его  позиции  –  необходимые  условия продуктивности спора, плодотворного обсуждения проблем.

               Остановимся ещё  на  некоторых  требованиях  культуры  спора.  Психологи установили, что если  делается  попытка  навязать  оппоненту  мнение,  резко отличающееся от его взглядов, то он по контрасту  воспринимает  предлагаемую ему противоположную точку зрения как неприемлемую. Поэтому не  рекомендуется обязательно во всём противоречить противнику. Иногда полезно  согласиться  с предлагаемыми доводами оппонента, прежде чем  сказать  нет,  произнести  да.

            Это продемонстрирует всем присутствующим ваше беспристрастие,  стремление  к объективному рассмотрению вопроса. Но, согласившись с доводами,  надо  уметь показать, что  они  не  имеют  прямого  отношения  к  предмету  спора  и  не доказывают правоты оппонента. Другими словами, надо найти удачное  сочетание понимающей и атакующей интонаций.

               Не рекомендуется горячиться в споре. Наблюдения показывают, что из  двух полемистов,  равных  друг  другу  во  всех  прочих  отношениях,  победителем оказывается тот, у кого больше выдержки и самообладания. Да это  и  понятно. У хладнокровного человека явные преимущества:  его  мысль  работает  ясно  и спокойно. В возбуждённом состоянии трудно анализировать  позицию  оппонента, подбирать  веские  доводы,  не  нарушать  логической  последовательности   в изложении материала.

    Приложение 5

    Умение убеждать.

           Эффективность спора во многом зависит от опоры на  логику,  от  владения

    искусством аргументации. Умение доказывать свою точку зрения  –  необходимое

    условие  культуры  спора.  Что  же  представляет  собой  доказательство  как

    логическая операция?

           Доказательство, как  правило,  состоит  не  из  одного,  а  целого  ряда

    умозаключений, поэтому полемисту необходимо  иметь  чёткое  представление  о

    структуре доказательства.  

    Всякое  логическое  доказательство  включает  три взаимосвязанных элемента:

    1. Тезис (мысль или  положение,  истинность  которого требуется доказать);
    2. Аргументы, или основания, доводы (положения, с  помощью которых   обосновывается   тезис);
    3. Демонстрация,   или    форма,    способ доказательства (логическое рассуждение, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).

             

              Какие средства  используют  полемисты,  стремясь  доказать  правильность

    выдвинутых утверждений и убедить  в  этом  оппонентов?  Достаточно  весомыми

    доводами считаются фактические данные. Они вызывают  доверие   участников

    полемического  обсуждения.  Не  менее  убедительными  доводами,  чем  цифры,

    считаются примеры из жизни, которые приводят полемисты  для  подкрепления

    своей точки зрения. Чтобы  убедить  аудиторию  в  правильности  выдвигаемого

    тезиса, можно сослаться на мнения  и  суждения  авторитетных  лиц,  привести

    цитаты из произведений видных  политических,  государственных,  общественных деятелей, известных учёных, писателей.

               Подбирая те или  иные  доводы,  нужно  позаботиться  о  том,  чтобы  они

    воздействовали не только на  разум  слушателей,  но  и  на  их  чувства.  На процесс  убеждения  сильное  влияние   оказывает   эмоциональное   состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Если оратор  в  своём выступлении затронет какие-либо чувства – чувство  долга  и  чести,  чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества и др., то его  речь больше воздействует на нас, мы её лучше запоминаем.

                Подобрать сильные и убедительные доводы – дело далеко не простое.  Здесь нет специальных правил, которые можно заучить. Многое  зависит  от  хорошего знания предмета спора, от  общей  эрудиции  полемиста,  его  находчивости  и сообразительности, от быстроты реакции,  от  выдержки  и  самообладания,  от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать  единственно  верные  слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке.

    Приложение 6

    Умение слушать

             Слышать и слушать – не совсем одно и то же. Слышать  означает  физически воспринимать звук, а слушать – это  не просто направлять слух  на  что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой речи, понимать  значение  воспринимаемых звуков.

       Нетрудно заметить, что когда мы мысленно не  соглашаемся  с  говорящими, то, как правило,  прекращаем  слушать  и  ждём  своей  очереди  высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим  достойный  ответ.  А  когда  начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки  зрения  и  тоже  не  слышим собеседника, который вынужден подчас прерывать нас  фразой:  «Да  выслушайте же вы меня, наконец!».

           Между тем умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной  оценки  существующих  с  ним  разногласий,  залог успешного  ведения  спора,  существенный  элемент  культуры  дискуссии.   Не случайно теоретики искусства спора называют  его  фундаментом  полемического мастерства. Без  умения  слушать,  утверждают  они,  никакие  способности  и знания, острота ума и быстрота реакции не помогут.

             Слушание  - это процесс восприятия, осмысления  и  понимания речи  говорящего.  Это  возможность  сосредоточиться   на   речи   партнёра, способность  выделить  из  его  сообщения  идеи,  мысли,  эмоции,  отношение говорящего,  умение   понять   своего   собеседника.  

          Эффективность слушания определяется не только  степенью  понимания  слов собеседника, но и умением правильно оценить  поведение  участников  общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность  взгляда,  интонацию,  темп речи, то есть понять язык невербального  (вербальный  –  словесный,  устный) общения. Этот  язык  позволяет  говорящему  полнее  выразить  свои  чувства, показывает,  насколько  участники  диалога  владеют   собой,   как   они   в действительности относятся друг к другу.  Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие  чувства

    он испытывает (Опущенные  вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые  губы,  сжатые зубы выражают гнев).

       Умеющий слушать должен, верно, понимать и интонацию говорящего человека. Интонация представляет собой очень сложное явление. Её составляют  изменение тона голоса,  длительность  звучания  предложений,  наличие  или  отсутствие паузы внутри фразы. Тембр и темп  речи,  а  также  ударение.  Без  интонации устная речь невозможна. От неё   во  многом  зависит  эмоциональная  окраска речи. С помощью  интонации  можно  выразить  сомнение,  негодование,  страх, отвращение, радость, ликование и другие  чувства.  Поэтому  важно  правильно пользоваться интонацией во время выступления и уметь  по  интонации  оценить отношение оппонента к обсуждаемым проблемам. Необходимоё условие эффективного слушания  –  зрительный  контакт  между собеседниками. Приходилось ли вам анализировать, куда вы смотрите  во  время разговора, в какую сторону направлен взгляд  других  участников  обсуждения? Нормы русского этикета требуют, чтобы  говорящие  смотрели  друг  на  друга, причем не  «пустыми  глазами»,  а  внимательно  и  заинтересованно.  Если  у собеседника «бегают глаза», создается впечатление, что он говорит  неправду, если отводит глаза, кажется что он  неискренен,  что-то  утаивает  и  т.  п.

            Целесообразно  обращать внимание и на позу участников общения.  Она  может  выражать  желание  и  не желание   слушать   оппонента.   (Собеседник   откинулся   назад,   отвернулся, малоподвижен, не смотрит на говорящего человека, то есть  всем  своим  видом подчеркивает нежелание обсуждать выдвинутые проблемы.)

       Таким образом, мимика, жесты, интонация, взгляд,  поза  оппонента  могут дать дополнительные сведения о его  внутреннем  состоянии,  об  отношении  к предмету обсуждения, о его реакции на наши слова, реплики других  участников спора. Все это повышает эффективность слушания и,  следовательно,  позволяет лучше понять суть позиции оппонента. Поэтому  неслучайно  один  из  основных принципов хорошего слушания  звучит  так:  «Старайся  сконцентрироваться  на человеке, который говорит с тобой; обращай внимание не только на  слова,  но и на звук голоса, мимику, жесты и позу».

                 

    Приложение 7

    Остроумие, знание специальных приёмов спора

           Искусство спора состоит не  только  в  умении доказать  истинности своих  суждений,  но  и  в  умении  опровергать  точку   зрения   оппонента, разоблачать  неверные  утверждения  противника.  Поэтому  необходимо   уметь пользоваться  и  такой   логической   операцией,   как   опровержение.   Она заключается  в  установлении  ложности,  либо   необоснованности   положения, выдвинутого  в  оппонентом, и направлена  на   разрушение   ранее состоявшегося  доказательства.  

            В  споре нередко бывает такая ситуация: мысль сама по  себе  правильная,  но  человек, выдвинувший  её,  не  может  подобрать  для    доказательства   истинные доводы. Иногда он просто не располагает нужной информацией.

               Чтобы защитить  свою  точку  зрения  и  опровергнуть  мнение  оппонента,

    участники спора используют различные полемические приёмы.

       Эффективным средством считается применение юмора, иронии. Они являются обязательными психологическими элементами  публичного  выступления. Эти средства усиливают полемический тон речи, её  эмоциональное  воздействие на  слушателей,   помогают   разрядить   напряжённую   обстановку,   создают определённый настрой при обсуждении  острых  вопросов,  помогают  полемистам добиться успеха в споре.

          Ироническое или шутливое замечание может  смутить  оппонента,  поставить

    его  в  затруднительное  положение,  а  порой   даже   разрушить   тщательно построенное доказательство, хотя  само  по  себе  это  замечание  далеко  не всегда имеет прямое отношение к предмету спора. Поэтому  не  надо  теряться. Лучше всего вести себя естественным образом. Если смешно,  можно  посмеяться

    со всеми, а затем обязательно вернуться к обсуждению существа проблемы.

          Довольно часто в дискуссиях и полемиках применяется так называемый  приём  бумеранга.  Английское  слово  «бумеранг»  означает метательное орудие, при искусном броске развращающееся к тому месту,  откуда было пущено. Полемический приём заключается в том, что  тезис  или  аргумент обращается против тех, кто их высказал. При этом сила  удара  во  много  раз увеличивается.  Поражение   противника   становится   очевидным   для   всех присутствующих.

       Существует ещё один полемический приём – атака вопросами. В споре  важно

    задавать вопросы, уметь  перехватывать  инициативу  в  их  постановке.  Цель этого метода – сделать положение оппонента  затруднительным,  заставить  его защищаться, оправдываться, создать себе наиболее благоприятные  условия  для

    спора.

       Иногда вместо обсуждения по существу того или иного  положения  начинают

    оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.  Он  оказывает сильное психологическое воздействие.    Его разновидностью   является  приём, который называется «обращение к публике». Цель приёма – повлиять на  чувства слушателей, их мнения, интересы, склонить аудиторию на сторону говорящего.

       Таковы основные полемические приёмы. Использование этих приёмов помогает

    вести дискуссию, полемику и спор более плодотворно.

     

    Приложение 8

    Всегда ли нужно говорит правду?

    Доводы «за»

    Доводы «против»

    Приложение 9

    Правила спора:

    1. Уважай собеседника, будь с ним доброжелательным и внимательным.

    2. Относись терпимо к его мнению. Помни о толерантности!

    3. Всегда настаивай на своей точке зрения.

    4. Не обижай собеседника насмешливым тоном.

    5. Не оскорбляй оппонента, даже если ты на 100% уверен в своей правоте, а собеседник не сдаётся.

    6. Не прибегай к физическим способам доказательства своей правоты.    Сильнейший физически не является победителем в споре.

    7.

    8.

    9.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности

    Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...

    Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности

    Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...

    Внеклассное мероприятие: «Толерантность – путь к миру!»

       На свете живут разноцветные дети,    Живут на одной разноцветной планете.    И эта планета на все времена    У всех разноцветных всего лишь одна!...