Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
методическая разработка (4 класс) по теме

Ковтун Нина Петровна

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_znatokov_russkogo_yazyka.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конкурс знатоков русского языка

Форма проведения: познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку

Цель:

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на уроках;

- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное  время;

- расширить словарный запас детей;

Задачи:

-  формирование интереса к нему как к учебному предмету,

- повышение общей языковой культуры

                              Ход  конкурса

1-й ведущий:

Великий, могучий, правдивый, свободный,

 Народной живительной силы родник!

 Тебе посвящаем игру мы сегодня,

 Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Русский язык для человека – примерно то-же, что воздух для его тела. На нем мы думаем, общаемся, творим.

Ученик: Слова – это одежда наших мыслей, и нашим мыслям хочется иметь красивую одежду. А красивая одежда для мыслей – это красивые слова. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином, живет в его доме.

1-й ведущий:

Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести!

 Словом можно продать и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

1-й ведущий: Мы рады вас приветствовать на сегодняшнем конкурсе знатоков русского языка.

2-й ведущий: Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А состязаться будут две команды

1-й ведущий: А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…. (представляет членов жюри).

2-й ведущий:

Наподобие начинки,

 Смысл запрятан в серединке,

 Сходным лицам вопреки

 Мы по смыслу – далеки.

Учитель: Среди слов, как и среди людей много однофамильцев.. Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому такие слова нередко служат материалом для загадок – шуток.

Конкурс называется «Загадки-шутки»

В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке)

Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана)

В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах)

Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим)

Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле человека)

Время выполнения задания – 2 минуты. Высшая оценка – 5баллов.

2-й ведущий: Пока команды работают над первым заданием будет проходитьконкурс для болельщиков . Ребята, вы сегодня не просто зрители, но и полноправные участники нашей игры. Пока команды выполняют задания, а вы в это время будете отвечать на вопросы. За правильные ответы вы будете получать баллы. На столе у каждой команды вы видите ящики. В конце игры вы можете отдать жетоны – голоса той команде, за которую вы болеете. Болейте за свою команду, помогайте своими ответами.

(Ответы команд на первое  задание. Слово  жюри)

1-й ведущий:

И нам пришел теперь черед

 Сыграть в игру «Наоборот».

 Скажу я слово высоко,

 А ты ответишь: (низко)

 Скажу я слово далеко,

 А ты ответишь: (близко)

 Скажу я слово потолок,

 А ты ответишь: (пол)

 Скажу я слово: потерял,

 И скажешь ты: (нашел)

2-й ведущий:  Конкурс №2  Вот такую игру подарил нам американский поэт Джон Чиарди! Следующее задание – «Антонимы». К предлагаемому слову нужно подобрать антоним. Например, большой– маленький.

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

 Толстый – тонкий,

Чёрный – белый.

 Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа.

Чистить – пачкать,

День – ночь,

 Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

 Здравствуйте… и до свиданья!

Время выполнения задания – 2 минуты. Высшая оценка – 7баллов.

(Команды выполняют задание,  со зрителями проводится викторина. )

1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?

 2. Сколько гласных букв  в слове «учебная»?

 3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.

 4. Сколько слогов в слове «ягода»?

 5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.

 6. Какое слово спряталось в «угроза»?

 7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?

 8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?

 9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.

 10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?

Ответы:1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.

1-й ведущий:

Язык наш прекрасный –

 Богатый и звучный,

 То мощный и страстный,

 То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка, и меткость, и ласка.

2-й ведущий: Богат наш русский язык. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор остаются в обиходе.

1-й ведущий:

Пословицы недаром молвятся,

 Без них прожить нельзя!

 Они великие помощницы

 И в жизни верные друзья.

 Порой они нас наставляют,

 Советы мудрые дают,

2-й ведущий:

Порой чему-то поучают

 И от беды нас берегут.

 Пословица вовек не сломится –

 Ведь с ней и горе не беда.

 И наша речь красна пословицей!

 Ну что ж, приступим, господа?

1-й ведущий: Какая же русская речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Поэтому следующий наш конкурс называется «Знатоки народной мудрости». Он будет состоять из двух этапов. Первый этап – «Разгадайте перевертыши». Ответом будет служить пословица.

У честного человека ботинки промокают.         (На воре шапка горит)

Отдых – ягненок, на поля побежит.                     (Работа не волк, в лес не убежит)

Мужик на телегу – коню тяжелее.                       (Баба с возу – коню легче)

Брезгливость пропадает, когда голодают.           (Аппетит приходит во время еды)

Ближе к полю – меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров)

2-й ведущий: Следующий этап – «Что это? Кто это?» Сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их. В задании вы можете встретиться и с фразеологическими оборотами, которые приближаются к поговоркам.

Она пуще неволи (Охота. Охота пуще неволи)

Ненужная вещь в чужом монастыре (Устав. Со своим уставом в чужой монастырь)

Он здоровый в здоровом теле. (Дух. В здоровом теле здоровый дух.)

Часть одежды которую рекомендуют держать шире. (Карман. Держи карман шире)

У него глаза велики. (Страх. У страха глаза велики.)

Когда она своя, она владыка. (Рука. Своя рука владыка.)

Она стоит свеч. (Игра. Игра стоит свеч.)

Носитель горящей шапки. (Вор. На воре шапка горит.)

Там с милым рай. (Шалаш. С милым рай и в шалаше.)

Только там бывает бесплатный сыр. (Мышеловка. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.)

Второе лицо привычки. (Натура. Привычка вторая натура.)

Ее ждут сидя у моря. (Погода. Ждать у моря погоды.)

(Вопросы задаются командам по очереди. Отвечать нужно сразу. Жюри оценивает конкурс по количеству правильных ответов)

(Зрители отвечают на те вопросы, на которые не смогли ответить участники. Слово жюри.)

1-й ведущий:

Люди стали жить богаче,

 Но беднее стала речь.

 Гаснет устная словесность,

 Разговорная краса;

 Отступают в неизвестность

 Речи русской чудеса.

2-й ведущий: Язык – отражение культуры человека. Этого не понимают те, кто пренебрежительно относятся к языку своих высказываний, думая, что, мол, все равно поймут. А находятся некоторые, кто нарочно искажает язык, чтобы быть «оригинальным».

1-й ведущий: Жаргонизмы, сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат везде, беспримерно засоряя и обедняя речь современников, особенно молодежи, подростков: «Я хотел типа слинять…»; «За штуку ништяк оттопыримся…»; «Да мы чисто посмотреть…»

2-й ведущий: А сейчас – слушайте и трепещите!

Пиплы в умат, ринги заглохли,

 Джинсы, дринки, батлы и проч.

 И на флетах мэны умолкли,

 Экстаз не в силах превозмочь.

1-й ведущий: Наш следующий конкурс называется «Переводчик». От каждой команды вызываются по одному человеку. Я буду говорить слово на сленге, а вам нужно перевести его на нормальный русский язык. Если участник не справляется сам, то команда может помочь ему. Оценка – 5 баллов.

Локаторы – уши.

Клешни – руки.

Базар – разговор.

Приколоться – посмеяться над чем-либо.

Шнобель – нос.

Костыли – ноги.

Шнурки – родители.

Бабки – деньги.

Зависнуть – а) остаться где-то на долгое время; б) бездельничать.

Шмотки – одежда.

Круто – хорошо.

Шланг – бездельник, лодырь.

Прибабах – странная привычка.

Откосить – уклониться от чего-либо.

Пофигу – безразлично.

Фиолетово – безразлично.

Вьехать – понять, уяснить что-либо.

Прикид – одежда.

Тормоз – а) глуповатый человек; б) человек без чувства юмора.

Улет – а) восторг; б) что-либо отличное.

Облом – неудача

Тусовка – а) вечеринка; б) компания людей с общими интересами; в) толпа, большое скопление.

Фишка – особенность, специфическая черта.

Ништяк – хорошо, отлично.

Для конкурса можно брать не все слова, остальные слова объясняют болельщики.

2-й ведущий: Наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри огласить итоги последнего конкурса и общий итог встречи.

(Жюри подводит итоги и награждает победителей).

1-й ведущий: Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в мире слов. Но возможно эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

2-й ведущий: Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.

1-й ведущий:

Много слов на земле. Есть дневные слова, –

 В них весеннего неба сквозит синева.

 Есть ночные слова, о которых мы днем

 Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

 Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести….

2-й ведущий:

Когда ты хочешь молвить слово,

 Мой друг, подумай, не спеши:

 Оно бывает то свинцово,

 То рождено теплом души.

 Оно то жаворонком в выси,

 То медью траурной поет.

 Покуда слово сам не взвесил,

 Не выпускай его в полет.

 Им можно радости прибавить

 И слово ядом отравить.

 Им можно лед зимой расплавить

 И камень в крошку раздробить.

 Оно ограбит иль одарит,

 Пусть ненароком, пусть любя,

 Подумай, как бы не ударить

 Того, кто слушает тебя.

1-й ведущий: Всегда помните о том, что «… По-настоящему интеллигентный человек отвечает за каждое слово, независимо от того, написано оно, сказано вслух или про себя," – писал он в своих "Письмах о добром и прекрасном" [Лихачев, 1989, с.122-123].

2-й ведущий: В финале нашей встречи я предлагаю провести игру «Только хорошее». Вокруг человека, говорящего хорошие, чистые слова всегда сияние и красота. Давайте вместе попробуем увидеть эту красоту.

(Выносят воздушные шары, все по очереди называют красивые слова и перебрасывают друг другу шары, как бы передавая окружающим эстафету добра и красоты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и  логическое мышление, умение анализи...

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике "Своя игра"...

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»

Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...

Внеклассное мероприятие во 2 классе « Знатоки русского языка».

Цели проведения мероприятия:привитие любви к великому русскому языку,формирование интереса к нему как к учебному предмету,повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка...

Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"

Цели:- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку...