Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова
методическая разработка (2 класс) по теме

Персидская Инна Викторовна

Игра - викторина проводилась со второклассниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова                                                   18.04.2014


Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.

Задачи:

  • В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
  • Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
  • Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  • Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование:

  • Презентация «Н. Н. Носов»
  • Презентация «Эрудит»
  • Выставка книг писателя
  •  предметы для конкурса «Бюро находок»
  • Распечатка теста (ключей для жюри) к конкурсу «Эрудит».

Ход игры:

- Добрый день, дорогие мальчики и девочки и все, кто пришёл к нам. Мы рады видеть вас. На районную викторину пришли команды из трёх школ. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри:

– Ребята, а вы когда- нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были? Нет? Так вы просто не фантазёры! Обратите внимание на выставку. Это книги Николая Николаевича Носова.

(Слайд 2)

Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

Люблю я Носова давно.

За что? Читать его смешно!

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.

(Слайд 3)Носов-детских книг творец.
             Ну, какой он молодец
             Сколько книг смешных, чудесных
             Написать он нам успел.
             Доброту, и смех, и юмор,
             Показать всем нам хотел.

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка,

И Костя с Витей.

Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?

Дружка везли однажды в чемодане-

Пришлось стихи читать и песни петь!

А как замазку потеряли?

Я думаю, что стоит посмотреть!

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит.

А каша из кастрюли

Всё лезет и бежит.

Советую всем Носова

Скорее прочитать,

Чтоб добрыми, весёлыми

И умными вам стать!

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

(Слайд 4)      Николай Носов – один из самых известных детских писателей, рассказы его читали в детстве наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Родился Николай Николаевич Носов  в   Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера. (23.11.1908-26.07.1976)

(Слайд 5)      Коля Носов был таким же, как и все мальчики его возраста, но его отличала неистощимая любознательность и богатая фантазия. Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на кресла, окна в темной комнате казались ему таинственными, пугающими лицами. Коля подмечал не только то, что веселит и пробуждает фантазию. Он умел разглядеть в людях их лучшие качества и бывал так рад встрече с очередным хорошим человеком. В детстве Н. Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.

(Слайд 6)

В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками.

(Слайд 7)  В 19 лет Носов поступил в Киевский художественный институт, а через два года перевелся в Московский государственный институт кинематографии.

Если вы читали книжки о Незнайке, то, наверное, помните, с какими подробностями рассказывает Носов о великом множестве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал. Сначала он увлекался музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом, а позднее увлекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого. Впоследствии ему довелось поработать землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода; он увлекался радиолюбительством и фотографией, электротехникой, учился играть на мандолине, торговал газетами и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы. Больше двадцати лет Н. Н. Носов проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором.

(Слайд 8)          О том, чтобы стать писателем он не думал. Подрастал его сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

 (Слайд 9)

Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. В 1954 году вышла его книжка – сказка «Приключения Незнайки  и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. В 1952году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, поучительные, забавные, интересные.) 

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Работаем мы командой, обсуждаем вопросы, ищем ответы, поэтому помните

ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:- работать сообща;

- Уметь выслушать друг друга;

-  Слушать других не перебивая, внимательно.

- Уметь распределять обязанности между членами команды;

- Уметь договориться и помочь друг другу.

- За нарушение дисциплины жюри снимает балл.

  1. КОНКУРС «Презентация экспонатов музея Н. Носова»

- Сегодня  мы с вами отправимся на экскурсию в необычный  музей Николая Носова. Ребята, кто из вас знает, что такое музей?

Музей (от греч. museion — храм муз),учреждение, осуществляющее хранение и изучение памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеи бывают исторические, технические, краеведческие и литературные. Мы с вами отправимся в виртуальный музей.  В этом музее есть выставочные залы. В нашем музее  будем сами создавать некоторые экспонаты. Отправляемся в путешествие по залам музея. Какие экспонаты представят ребята?

Высшая оценка – 5 балла.

Время выступления – 3 минуты.

2  КОНКУРС «РАЗМИНКА». 

Условия  игры: команды по очереди отвечают на задания в презентации. По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает, отвечает другая команда.  За каждый верный ответ- 1 балл.

1. Электричка, чемодан, письмо, объявление. («Дружок») (Слайд 10)

2. Цирк, арифметика, Лобзик, стекло.(«Витя Малеев в школе и дома») (Слайд11)

3. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры» (Слайд 12)

4.Три поросёнка, одеяло, стол. («Затейники») (Слайд13)

5. Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») (Слайд 14)

6. Трубка, звонок, морзе, патефон. («Телефон») (Слайд 15)

7. Знамя, пень, участок, пугало. («Огородники») (Слайд 16)

8. Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») (Слайд 17)

9. Химия, кастрюля, ёлка, Дружок. («Бенгальские огни») (Слайд 18)

10.Концерт, задачник, алмазы, мешки муки. («Федина задача») (Слайд 19)

11. Топор, рябина, самовар. («Тук – тук – тук») (Слайд 20)

12. Бампер, капот, письмо, штаны. («Автомобиль») ( Слайд   )

3  КОНКУРС  «БЮРО НАХОДОК».

- На столе лежат предметы, упомянутые в книгах Н.Носова. Вы должны  определить, из какого рассказа эти вещи. Верный ответ- 2 балла.

 (Вещи лежат на столе накрыты)

  1. Шляпа (“Живая шляпа”)
  2. Игрушечная машина (“Автомобиль”)
  3. Кастрюля («Мишкина каша»)
  4. Пугало («Огородники»)
  5. Книга  «Три поросенка» (" Затейники")
  6. Веточка рябины («Тук-тук-тук»)
  7. Детский телефон («Телефон»)
  8. Собачка – «Дружок»;
  9. Учебник по математике (Носов Н. «Федина задача»)

4  КОНКУРС  «ВАМ ПИСЬМО»

 (Называть автора письма и  произведение.) Верный ответ- 2 балла.

  1. “Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно.(«Автомобиль»)

2."Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака".(Мишка «Дружок»)

3."Кто нашёл в чемодане щенка, очень просим вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, № 8, кв.3". (Мишка «Дружок»)

  1. КОНКУРС  «ЛИТЕРАТУРА И МАТЕМАТИКА». 

Верный ответ- 2 балла.

 Решите задачу:  

В костюме Пончика куртка состояла из: двух карманов на груди, двух косых карманов на животе, двух карманов по бокам, трёх карманов внутри и одного потайного кармана на спине. На брюках было: два кармана спереди, два кармана сзади, два кармана по бокам и один карман внизу, на колене. В обычной жизни Пончик кладёт  по 2 пирожка в карман про запас, кроме кармана на колене.

Сколько пирожков припасено у Пончика?

Ответ: (16 х 2 = 32 пирожка)

Реши задачу:  

   За завтраком Пончик съедает 5 пончиков, за обедом – вдвое больше, за ужином – ещё 3 пончика, а когда укладывается спать, то чтобы ночью не хотелось есть, съедает ещё столько же, сколько на завтрак, обед и ужин вместе.

Сколько пончиков съедает Пончик за одни сутки?

Ответ: 5 х 2 = 10 – за обедом

            5+ 10 + 3 = 18 – на ночь.

            18+ 18 = 36  - всего

   Реши задачу:

   На свой день рождения Пончик пригласил Незнайку, Кнопочку, Знайку,   Торопыжку,   Растеряйку,   механиков  Винтика  и  Шпунтика,  музыканта  Гуслю,  художника  Тюбика,  доктора Пилюлькина.  

 На сколько частей разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько кусков, сколько все гости вместе?

Ответ: 10 + 10 = 20 кусков.

6  КОНКУРС  «ПОЕДИНОК КАПИТАНОВ». За каждый верный ответ- 1 балл.

(Презентация 2)

  1. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
  2. Кто стучал по крыше и пугал ребят в рассказе «Тук – тук»? (Ворона)
  3. В какой повести мальчики сооружают инкубатор и выводят цыплят? (Весёлая семейка)
  4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
  5. Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» поддевали воду из колодца. ( Ведро, чайник, кружка)
  6. Какой номер участка был у героев рассказа «Огородники»?

(№ 12)

  1. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
  2. Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения? («Автомобиль»)
  3. Из какого произведения данная иллюстрация? («Федина задача»)
  4. Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? (Котёнок)
  5. Что сначала утопил в колодце Мишка в рассказе «Мишкина каша»? ( Ведро)
  6. Кто был другом Вити Малеева? ( Костя Шишкин)
  7. Что сделал Мишка  из сломанного   телефона в рассказе «Телефон»?  (Электрический  звонок)
  8. На чём Стасик  летал  нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
  9. Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
  10. В каком рассказе Мишка превратил алюминиевую кастрюлю в сковородку? («Бенгальские огни»)

6 Конкурс «ЭРУДИТ»  Тест с вопросами по рассказам Н. Носова.  К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственный правильный и выделить букву ответа. За каждый верный ответ- 1 балл.          

 

                                          Конкурс «ЭРУДИТ»                         КЛЮЧ

1.  Кто испугался волка под кроватью? Укажите имя героя и рассказ.

а) Валя «Затейники»   б) Ира «Фантазёры»   в)Мишка «Тук – тук – тук»

2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

а) клюшкой               б) игрушкой                       в) картошкой

3.Как звали героев в рассказе « Весёлая семейка»?

а) Костя и Мишка             б) Мишка и Бобка                 в) Котька и Павлик

4. Что смастерил Мишка, разобрав телефон?

а) звонок            б) станок                в) батарею

5. За что главные герои рассказа «Огородники» получили знамя?

а)  за пугало         б)  за урожай              в) за пень

 6. Какой прибор, излучающий волны, мешал Феде из рассказа «Федина задача» учить уроки?

а)   радио                б)   компьютер             в) телефон

7. В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»?

а) «Волк и семеро козлят»         б) «Три поросенка»       в) «Три охотника»

 8. « Как и все живые существа, яйца дышат - понял. Мы с тобой дышим, и яйца дышат.» Из какого рассказа эти строки?

а) «Затейники»        б) «Мишкина каша»             в) «Весёлая семейка»

                   Заполните таблицу, впишите верную букву ответа.

1

2

3

4

5

6

7

8

а

в

а

а

б

а

б

в

                         

                                             Конкурс «ЭРУДИТ»                         МОУ СОШ № 100

1.  Кто испугался волка под кроватью? Укажите  имя героя и рассказ.

а) Валя «Затейники»   б) Ира «Фантазёры»   в) Мишка «Тук – тук – тук»

2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

а) клюшкой               б) игрушкой                       в) картошкой

3.Как звали героев в рассказе « Весёлая семейка»?

а) Костя и Мишка             б) Мишка и Бобка                 в) Котька и Павлик

4. Что смастерил Мишка, разобрав телефон?

а) звонок            б) станок                в) батарею

5. За что главные герои рассказа «Огородники» получили знамя?

а)  за пугало         б)  за урожай              в) за пень

 6. Какой прибор, излучающий волны, мешал Феде из рассказа «Федина задача» учить уроки?

а)   радио                б)   компьютер             в) телефон

7. В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»?

а) «Волк и семеро козлят»         б) «Три поросенка»       в) «Три охотника»

 8. « Как и все живые существа, яйца дышат - понял. Мы с тобой дышим, и яйца дышат.»   Из какого рассказа эти строки?

а) «Затейники»        б) «Мишкина каша»             в) «Весёлая семейка»

                        Заполните таблицу, впишите верную букву ответа.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ученик: Я советую, друзья:
             «Книги Носова берите!
             Не пожадничайте дня - 
             Озорной рассказ прочтите.
             Отдохнете от хлопот,
             Вдоволь посмеетесь,
             И подальше от забот,
             В детство унесетесь

- Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.

«Все  герои Николая Носова « как живые », а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал  С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н.Носова у вас только начались. Интересно, что внук Носова продолжил писать приключения Незнайки.

Носов Игорь Петрович  написал « Как Незнайка дрессировал лягушек»,  « Как  Незнайка  землянику  собирал», « Незнайка и говорящий гриб», «Незнайка и карнавальный костюмчик», «Незнайка и фокус-покус», «Остров Незнайки». 

               Конкурс наш  прошёл удачно,

             Мы довольны им, друзья.

             Все вы поняли: сегодня

             Жить без книг никак нельзя.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Попросим жюри огласить результаты конкурса.

- Благодарим всех, кто принимал участие  в конкурсной программе.

             

 

Протокол районного конкурса «Литературный калейдоскоп»

среди учащихся 2 –х классов

УМК «Перспективная начальная школа»  18.04.2014г

Итоговое количество баллов

Д/з «Музей»

Разминка

Бюро находок

Вам письмо

Литература и математика

Эрудит

Поединок капитанов

Рифма

Итог

Сш100

сш56

2 «А»

сш56

2 «Б»

Подпись членов жюри:

Протокол районного конкурса «Литературный калейдоскоп»

среди учащихся 2 –х классов

УМК «Перспективная начальная школа»  18.04.2014г

команда

Количество баллов

итог

Сш100

           

Сш 56

      2«А»

Сш 56

2 «Б»

Подпись членов жюри:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина "Литературная шкатулка" по произведениям Э.Н. Успенского.

Участниками литературной игры - викторины  являются обучающиеся 2 классов. Формируются и соревнуются  команды. Этапы игры выстроены в форме путешествий по станциям. Каждый этап оценивает выб...

литературная игра-викторина по творчеству Н. Н. Носова для 3 класса

Целью данной литературной игры является закрепить полученные знания на уроках литературного чтения...

Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова к 105- летию писателя « Веселые фантазии»

Цель:·         Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.ЗАДАЧИ:·         Развивать навыки выразительног...

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

Данное мероприятие проводится во внеурочное время во 2 классе после прочтения книг, рекомендованных учителем для дополнительного чтения....

Литературная викторина по произведениям Н. Носова.

Литературная викторина по произведениям Н. Носова....