Материалы к проекту «Мастерская хороших манер»
классный час (2 класс) на тему

Материалы включают разработки классных часов к проекту "Мастерская хороших манер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_proekta_masterskaya_khoroshikh_maner.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к проекту «Мастерская хороших манер»

                                             Составитель Коровина Т.В

Город Сургут

2010 год

Материалы включают разработки классных часов проекта «Мастерская хороших манер».

Содержание:

- Классный час, посвящённый открытию проекта «Мастерская хороших манер».

- Классный час по теме «Волшебные слова».

- Классный час по теме: «Мы в гостях. У нас гости».

- Классный час, посвящённый окончанию 2-го класса и завершению проекта «Мастерская хороших манер».

Открытие проекта «Мастерская хороших манер».

Цели. Выяснить знания учащихся об общепринятых нормах поведения; формировать умение работать в команде, способствовать сплочению коллектива.

Подготовка к запуску:

Детям даётся задание узнать значение слов «мастер», «мастерская», «манера», «воспитанный человек», «этикет».

Оборудование. 

Таблички со словами «Мастерская хороших манер», «мастера художественного слова», «мастера волшебных слов», «мастера поздравлений», «мастера этикета». Толковый словарь.

Ход классного часа.

Слово учителя.

Сегодня мы запускаем в нашем классе новый проект «Мастерская хороших манер».

О чём он?

Вы поймёте из толкования слов.

- Ребята, вам было дано домашнее задание узнать значение слов «мастер», «мастерская», «манера», «воспитанный человек», «этикет».

- Что вы узнали?

Мастер – специалист, достигший высокого искусства в своём деле. Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь.

Мастерская – небольшое производственное или ремонтное предприятие.

Помещение, в котором работает живописец, скульптор.

Манера – способ, что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия.

Культура – высокий уровень развития, умения в духовных, общественных достижениях людей.

Воспитанный человек – умеющий хорошо себя вести.  Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

 

Мы открываем мастерскую, в ней будут работать:

 - мастера художественного слова;

- Как выдумаете, чему будем учиться в этой мастерской?

(дети высказывают предположения)

Дети читают стихотворение «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы.                                                С.Я.Маршак

Ежели вы Вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду,

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы Вежливы, то в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы Вежливы, тому, кто послабее

Вы будете защитником

 Пред сильным не робея!

Разыгрывают сценку.

Приятная встреча.                                                                И.Токмакова

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака -

Молчали Бяка и Бука.

И Бука со скукой:

«Чего он так смотрит - букой»

И Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный Бяка...»

- О чём будут стихи, рассказы, сценки?

- мастера волшебных слов;

- Чему будем учиться в этой мастерской?

(дети высказывают предположения)

Вы можете приготовить сообщения откуда к нам пришли волшебные слова и правила, как народ отражает это в своих пословицах, поговорках.

Вопросы викторины «Немного истории»

- Почему мужчины снимают перчатку перед пожатием руки?

- Почему мужчины снимают головной убор, когда заходят в помещение?

- Почему спутница мужчины идёт всегда слева?

Сегодня вы получили список литературы к проекту. Вы можете его продолжить и предложить для чтения ребятам.

- Мастера поздравлений;

 

Выясняется представление детей о работе в этой части проекта.

( Как отмечаются праздники? Как дарить подарки?)

- Мастера этикета.

Выясняется представление детей о работе в этой части проекта.

( Как себя вести в общественных местах? Дома с родными? В гостях?)

Проект продлится до конца третьей четверти и я, думаю, что вы……

- Чему научит вас проект?

- Только ли мы будем узнавать что-то новое?

- Зачем?

- Станет ли лучше наш класс?

Нам помогут новые игры.  Игра «Вежливые жмурки».

ПРАВИЛА: С помощью считалки выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Остальные игроки бегают в не очень большой комнате. Водящий старается кого-нибудь поймать и тот, кого он поймает, должен назвать любое вежливое слово. После этого водящим становится пойманный игрок. Игра продолжается.

Работа в группах.

- Перед вами черты характера человека.

Какими мы хотим быть?

Отзывчивый, равнодушный, внимательный, чуткий, злой, сдержанный, ленивый.

Доброжелательный, жадный, грубый, деликатный, заносчивый, вспыльчивый.

Тактичный, честный, лживый, жестокий, ехидный, гостеприимный.

Добросовестный, скромный, настойчивый, ехидный, развязный, упрямый.

Аккуратный, трудолюбивый, неряшливый, злопамятный, капризный, остроумный.  

Заключение.

Ученики читают стихотворение Н.Голь «Главные признаки».

Человек бывает разный:

средний, маленький, большой,

и не так - то просто сразу разобраться,

кто - какой.

Это - брови, это уши,

это - рот и две ноздри

Очень важно, что снаружи,

но важнее - что внутри.

Не любой прямоходящий человеком может быть.

Ведь и древний звероящер

мог на двух ногах ходить!

Так что дело не в обличье,

суть совсем не так проста.

Наши главные отличья -сердце, разум, доброта!

Острый взгляд для сердца нужен,

повнимательней смотри –

очень важно что снаружи,

но важнее - что внутри!

Детям выдаётся список литературы.

Список литературы для учащихся.

Бушелева Б.В. «О культуре поведения»

Дорохов А.А. «Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения».

Дорохов А.А. «Это стоит запомнить». Васильева - Гангус Л. Азбука вежливости. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. «Этикет за столом» Ягодинский В.Н Как себя вести: Практический курс культурного

поведения

Байбурин А.К., Топорков А.Л. «У истоков этикета». Формановская Н.И., Шевцова СВ. «Речевой этикет» Асамаа И. «Как себя вести»

Толстой Л.Н. «Два товарища».

В. Осеева « До первого дождя», «Долг»

Раскин А. «Как папа дружил с девочкой», «Как папа делил пирожные»

Маршак С. «Друзья - товарищи», «Кот и лодыри»

Барто А. «По дороге в класс», «Требуется друг», «Докладчик», «Звонки», «Сильное кино», «В театре».

Носов «Огурцы», «Замазка».

Андерсен Г.-Х «Снежная королева»

 С. Михалков «Мелочи жизни»

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» Л.Пантелеев «Честное слово»

Классный час по теме «Волшебные слова».

Цели:

Воспитывать уважение к окружающим, привести в систему имеющиеся у детей знания о правилах культурного поведения и дополнить их; сплочение ученического коллектива.

Подготовка.

Дети  готовят стихи, выступления на тему «Волшебные слова».  В классе проводится анкетирование с подведением итогов.

Ход классного часа.

1. Тему нашего классного часа вы узнаете, когда соберёте слово.

( вежливость)

- Что это такое?

-Какого человека можно назвать вежливым?

Вежливость это доброе поведение, почтительность. Слово это произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое означало учтивость, учёность.

2. Давайте представим, что к нам пришли  гости: мушкетёр, дама, военный, жители острова Новая Гвинея.

Как бы они поздоровались?

( мушкетёр снимает шляпу и кланяется, дама делает реверанс, военный отдаёт честь, жители острова Гвинеи трутся носами)

- А что вы узнали нового о волшебных словах?

Проверим домашнее задание.

Выступления ребят.

3. Многие поэты написали о вежливости стихи.

Давайте послушаем их.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза

И робко и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже.»

Простите! – казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Солнышко ясное встало,

«Доброе утро», - сказало.

«Доброе утро!» - кричу я прохожим,

Весёлым прохожим, на утро похожим.

Но если проснёшься,

 А дождик в окно стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро, друзья, всё равно…

Придумано мудро: «Доброе утро!»

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём:

«Настя ходит в первый класс,

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова…….(здравствуйте)

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова …..(извините)

А слово-то какое -

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

«Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы….(спасибо)

Слово-то какое -

Очень дорогое!

 «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он приятелям:

Алёша, Петя, Ваня.

Своих друзей зовёт он:

Алёшка, Петька, Ванька.

4. Итоги анкетирования в классе.

Анкета «Вежливые слова»

1. Какие слова при встрече ты говоришь своему другу?

2. Какими словами ты приветствуешь своего учителя, взрослого знакомого?

3. Как ты прощаешься со знакомыми тебе людьми?

4. Если тебе необходимо обратиться к окружающим с просьбой, какие слова при этом ты скажешь?

5. Как ты поблагодаришь человека за выполненную просьбу?

6. Если тебе необходимо извиниться, какие слова для этого ты используешь?

7. Какие слова - пожелания ты говоришь своим родным и знакомым каждый день?

Выступление ученика.

5. Работа в группах.

Правила вежливости.

1. Пользуйся словами вежливого обращения: …………………………………..

2. Будь приветлив и вежлив со всеми…………………………………………….

3. Не …………………………….взрослых, не вмешивайся в их раговор.

4. Слушай старших ………………….. , стой при этом спокойно, смотри в

……………… собеседнику.

5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай …………….

Не шуми, не капризничай.        

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Доскажи словечко».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте ….(любезны)

Будьте ….(добры)

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну ….(извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:   (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:

..(благодарю)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:

..(Спасибо)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице- маме понурый пришёл:

….(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Как вы понимаете смысл пословицы.

Не дорого ничто – дорого вежество.

Завершите предложения.

Вежливые слова люди произносят тогда, когда ……………………………

Вежливые слова выражают …………………………………………………..

Классный час по теме: «Мы в гостях. У нас гости».

Цель. Знакомить учащихся с общепринятыми нормами поведения в гостях, за столом. Вырабатывать умение анализировать, оценивать поведение других, предвидеть собственный поступок, принимать правильные решения.

Предварительные задания учащимся.

Инсценировки.

Сообщения, как вести себя в гостях; как вести себя за столом; как надо принимать гостей.

Ход классного часа.

Ведущий. Ты не один на свете. В вежливости, предупредительности, тактичности проявляется доброжелательное отношение к людям. Надо знать определённые нормы поведения в гостях, уметь принимать гостей. Этому мы будем сегодня учиться.

1. Инсценировка «Виктор пришёл в гости»

Игорь. Знаешь, Витя, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.

Виктор. Ладно, приду.

Игорь. (смотрит на часы) Видимо, Виктор не придёт, что-то задержало.

( в 7 часов резко и сильно зазвенел звонок. Игорь пошёл к двери. )

Виктор. Привет. Это я.

Игорь. Добрый вечер, заходи. Уже 7 часов, я перестал ждать тебя.

( Виктор отправился бродить по квартире, трогая то одну, то другую вещь)

Виктор. Сколько стоит? А это где покупал?

Игорь. Витя, садись пить чай.

Витя. Ты колбасы нарежь, Игорь. А там селёдка, что ли? И селёдку давай. Я, знаешь, как солёное люблю.

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Правильно ли вёл себя Виктор?

Какие ошибки в его поведении вы заметили?

Хотели ли вы иметь такого гостя?

2. Инсценировка «Саша встречает гостя».

( Утро. В квартиру Саши кто-то позвонил. Он открыл дверь и увидел одноклассника Сергея).

Саша. А, это ты. Заходи и подожди меня. Мне ещё нужно закончить завтрак и положить учебники в портфель.

Сашин отец. Что же ты заставляешь гостя стоять? Предложил бы ему войти и присесть.

Саша. Да, что с ним случится. И так постоит.

Чьё поведение вам не понравилось? Почему?

Как следовало поступить Саше?

Вам не нравится, когда другие нарушают правила поведения?

Чтобы подобное не случилось с вами, послушайте, как надо принимать гостей, как вести себя в гостях.

3. Выступления ребят.

4. Заключение.

Правила хозяина.

Встречай гостей приветливо, с улыбкой.

Гости должны почувствовать, что ты рад их приходу.

Если у тебя плохое настроение, постарайся это скрыть.

Помоги пришедшему снять и повесить на вешалку пальто.

Затем проводи его в свою комнату, пропустив вперёд.

Если в комнате уже кто-нибудь есть, познакомь их со вновь пришедшим.

Если в комнату войдёт, кто-нибудь из старших, представь ему своего друга.

Принимая гостей, старайся вести себя так, чтобы им было у тебя весело и приятно.

За стол хозяин садится первым, но он не должен начинать есть.

Не кончай есть и не вставай из-за стола, если видишь, что гости ещё едят.

Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

Правила гостя.

Если сам пришёл в гости:

Веди себя так, чтобы твой приход был приятен для хозяев.

Сам поддерживай разговор.

За столом не тянись первым за самым вкусным.

Если то, чем занимают тебя хозяева, покажется скучным, не показывай этого.

Если тебе не понравилось в гостях, не рассказывай об этом товарищам.

 Классный час, посвящённый окончанию 2-го класса и завершению проекта «Мастерская хороших манер».

Цели. 

Воспитывать потребность совершать добрые поступки; воспитывать уважение к окружающим; систематизировать правила вежливого поведения.

Подготовка к празднику.

Разучивание стихотворений, сценок, песен. Дети пишут мини-сочинение о классе.

Оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Таблички со словами «Жизнь дана на добрые дела», «Мастерская хороших манер», «мастера художественного слова», «мастера волшебных слов», «мастера поздравлений», «мастера этикета».

Ход праздника.

-Здравствуй, медвежонок !

-Медвежонок.

Здравствуйте…

-Какой ты сегодня задумчивый! Что случилось?

-М. Я мечтаю.

- И о чём? Ты расскажи нам.

- М. Вот иду я по дороге. Вижу дерево. И пчёлы улетели. Далеко-далеко летают. Достал я мёд. Лёг под дерево и ел целый день, даже живот заболел. А вокруг цветы растут. Хорошо!

- Интересная у тебя мечта! Но мечтаешь ты только о себе.

-М. А что, надо разве о других мечтать?

- Не только мечтать, но и делать добрые дела нужно не только для себя, но и для других.

Мы сегодня с ребятами на нашем празднике, окончания 2-го класса, завершаем проект «Мастерская хороших манер». Провести завершение проекта мы решили в форме устного журнала, эпиграфом, которого решили взять слова «Жизнь дана на добрые дела».

Страница 1. Мастера художественного слова.

Стихи о лете.

- Ведущий. Скоро каникулы. Впереди три месяца отдыха. Но в это время мне не будет хватать моих друзей-одноклассников.

- Ведущий. На уроках литературного чтения мы прочитали много произведений о дружбе.

Написали мини-сочинения о нашем классе. Вот строчки из них.

Дети зачитывают сочинения.

- Ведущий. А на уроках музыки мы пели песни о Родине, о маме, и, конечно же о дружбе.

Ведь у каждого воспитанного человека должно быть много друзей.

Песня «Ты да я да мы с тобой»

Дружба помогла нам победить и в школьном конкурсе «Ученик 2009 года»

Представления учеников, вышедших в финал.

 

Страница 2.  Мастера волшебных слов.

Ведущий. После открытия проекта «Мастерская хороших манер» многих заинтересовала именно эта страница.

Выступление ученика с проектом «Вежливые слова».

Ведущий. Интересные сообщения приготовили ученики нашего класса, а один ученик написал  сказку.

Выступление ученика.

Ведущий. Наш одноклассник приготовил интересный кроссворд по теме «Волшебные слова»

Давайте ответим на его вопросы.

Страница 3. Мастера этикета.

Ведущий. Ребята нашли интересное определение слова этикет.

Ведущий. В будущем, мы не сомневаемся, что ученицы будут отличными хозяйками, ведь не зря темой их проектной работы стала «Сервировка стола»

Выступление

Ведущий. Как быть приветливыми хозяевами и воспитанными гостями учились мы с ребятами ……

У……получилась целая книга. А …….   оформил книгу-малышку.

Как нельзя поступать ребята разыграли нам в сценках.

Ученица приготовила Мудрые советы, которые сегодня вам подарит.

Как правильно ходить в гости

1. Не приходи в гости без приглашения

2. Не опаздывай к назначенному часу

3. Не приходить раньше назначенного срока

4. Если ты пришел в гости, разуйся

5. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали

6. В гостях не критикуй угощение

7. Береги вещи хозяев

8. Помоги хозяйке убрать со стола

9. Не засиживайся в гостях слишком долго

10. Не сравнивай дом хозяев с другими

11. Не упрямься в гостях

12. Не мусори в гостях

13. Не груби окружающим

14. Не скандаль и не капризничай

15. Не проси у хозяина что-нибудь в подарок

16. Не привлекай к себе внимания окружающих

17. Не порти чужие вещи

18. Уходя, поблагодари хозяев

Ведущий .

Воспитанный человек не может быть лентяем. И вы видите, что мы много трудились. Нам не хотелось быть похожими на героев стихотворения.

Стихотворение. «Кот и лодыри».

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

 А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: из ворот

Хмурый и ободранный кот идет.

Спрашивают лодыри у него:

 "Ты чего нахмурился отчего!"

 Замяукал жалобно серый кот:

"Мне, коту усатому, скоро год.

 И красив я, лодыри, и умен.

А письму и грамоте не учен.

Школа не построена для котят.

 Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадешь,

Далеко без грамоты не уйдешь.

 Не попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!"

 Отвечают лодыри: - Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый скоро год.

Учат нас и грамоте и письму',

А не могут выучить ничему.

Нам учиться, лодырям, что-то лень,

На коньках катаемся целый день.

 Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот:

- Мне, коту усатому, Скоро год.

Много знал я лодырей Вроде вас,

А с такими встретился в первый раз.

Страница 4. Мастера поздравлений.

Ведущий. Приятно дарить подарки, сделанные своими руками, наши учителя их бережно хранят.

А сейчас настал момент и вас ребята поздравить с окончанием 2-го класса и наградить за ваш труд.

 

Награждение грамотами.

Слова учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о хороших манерах».

План внеклассного мероприятия«Поговорим о хороших манерах».Цели: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком.План. 1. Какой ...

Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

Творческий проект "Школа хороших манер"

На уроках ознакомления с окружающим миром дети знакомились с основами экологии, значением и ролью растений в поддержании жизни на Земле. На занятиях по культуре поведения дети познакомились...

Инновационный проект "Хорошие манеры"

Цель проекта·             Формировать у детей представление о этикете.·            ...

Инновационный проект "Хорошие манеры"

Цель проекта·             Формировать у детей представление о этикете.·            ...

Инновационный проект "Хорошие манеры"

Цель проекта·             Формировать у детей представление о этикете.·            ...