Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Федонина Ольга Александровна

Создание индивидуального облика школы имени  Б.Ш. Окуджавы. «Чтобы имя наше зазвучало"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Создание индивидуального облика школы имени  Б.Ш. Окуджавы.

 «Чтобы имя наше зазвучало ...» 

Из опыта работы Федониной Ольги Александровны, учителя высшей категории, Почетного работника общего образования Российской Федерации ГБОУ СОШ №69 имени Б.Ш.Окуджавы. г. Москва, e-mail: Fedoninva@yandex.ru

Каждая школа имеет свою программу духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа создана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, на основе традиций 69 Арбатской школы, запросов семей.

Целью этой программы является социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Создание такой атмосферы в школе, чтобы учащиеся испытывали чувство гордости и уважения к своей школе, носящее имя Окуджавы.

Раздел 1 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального  общего образования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, создание такой атмосферы в школе, чтобы учащиеся чувствовали себя как дома; а также, испытывали чувство гордости и уважения к своей школе, носящей гордое и известное во всем мире имя Окуджавы; воспитание бережного отношения к тому, что создано другими людьми и своими руками.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека  - «Дом Окуджавы».

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания – «Домашний мир Окуджавы».

Ценности:  нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – «Сад Окуджавы», «Фасад дома Окуджавы».

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) – «Сад Окуджавы».

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) – «Наследники Окуджавы», «Соседи Окуджавы».

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Основные направления деятельности в рамках программы.

направления деятельности

формы работы

предполагаемый результат

«Дом Окуджавы»

Школа 69 – «семья Окуджавы»

Выявление в сознании учащихся ценностного тренда «Школа – семья Окуджавы».

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Социологические опросы;
  • Конкурсы по выявлению лидеров;
  • Формирование общественного мнения;
  • Привлечение ресурсов: музея Окуджавы в Переделкино, встречи с семьей Окуджавы, с одноклассниками Окуджавы, с коллегами учителями  и учениками Окуджавы школы №5 г. Калуги;
  • Декларация прав учащихся;
  • Создание летописи класса;
  • Создание сообщества «Учащиеся-учителя-родители».
  • Участие в мероприятиях по празднованию Дня города.
  • День Защитника Отечества «Кто, если не Я?»
  • Уроки мира, толерантности.
  • Проект «Моя семья» 3-4 классы;
  • Создание нового уклада школы, нового типа общения.
  • План-программа

«Имя Окуджавы в Москве»

1-2 классы – посещение Арбата;

3 классы посещение театра «Современник»;

  • 4 классы – посещение музея в Переделкино

«Домашний мир Окуджавы»

Формирование организационной культуры школьников: ценности, принципы, законы, символика, традиции, история школы.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Создание герба, флага класса;
  • Знакомство с Уставом ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 69 имени Б.Ш. Окуджавы.

Классные часы: «Мы стали школьниками»,(1 класс);  «Как надо разговаривать  со  взрослыми»

  (в игровой форме -1 класс);

«Что такое правила  хорошего тона» (учебная игра – 1 класс).

Декада добрых дел (1-4 класс);

- Беседы об истине,  доброте и красоте  1-4 класс); Уроки этики: «Учимся быть вежливыми и   благодарными»; «Соблюдаем этикет»   (викторина с  инсценировками  2-4 класс).

«Кто я, откуда мои корни?»  

 ( 1-4 класс);  «Уважаем старших»  (сюжетно-ролевая игра 1-4 класс);  «Учимся правильно жить и  дружить»

(практическая   игра 1-4 класс); «Секреты волшебницы  речи» (творческая игра  - 3-4 класс)

  • Творческий проект «Я ученик школы имени Б.Ш. Окуджавы»;

Творческие проекты  «Память поколений»,  «Выдающиеся выпускники Арбатской 69 школы », «История школы».

Новый тип организационной культуры

Портфолио и портрет выпускника начальной школы.

Участие в конкурсе проектных и исследовательских работ на Северо-Западе.

Фасад  и соседи дома Окуджавы.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

Организация рекламы школы Окуджавы.

Организация взаимодействия со школами, внешкольными организациями, учебным округом, городом.

  • Рекламные акции
  • Взаимодействие с ДОУ (1199, 1482).
  • Олимпийские игры знаний;
  • школьная научно-практическая конференция учащихся;
  • Проекты:

 «Москва – это мой дом»

«Россия – это мой дом»

«Юные таланты Московии»

«Великая Отечественная война в названиях улиц Северо-Запада»

     Проект «Труд наших родителей»  

 (2-4 класс).

    Беседы (обязанности по дому, в классе, вопросы    

самообслуживания);

     Декада дорожной безопасности «Внимание, дети!» - март, апрель, май  (1-4 класс);

- Декада противопожарной безопасности – сентябрь, октябрь, ноябрь  (1-4 класс);

Неделя детской книги (март) – посещение районных библиотек.  (1-4 классы)

  • Совершенствование  модели рекламы школы Окуджавы;
  • Рекомендации к модели индивидуальной политики школы.
  • Создание модели взаимодействия

Сад Окуджавы.

Формирование в сознании учащихся школы Окуджавы ценностного отношения к природе, развитие трудолюбия

  • Программы: «Школьный двор. Парадная зона школьного двора»;  «Клумба нашего классы», «Аллея дружбы».
  •     Беседы о родной природе (1-4 класс);                                                     - Прогулки на лоно природы  во все времена года (1-4 класс);                 - Изготовление кормушек для птиц (1-4 класс);                                           - Участие в празднике осени «Осень – рыжая подружка» (1-4 класс);       -

- Участие в различных конкурсах (1-4 класс)                                              - Экологические акции:                                                                                    «Береги все живое»                                                                                      «Зеленый патруль»,                                                                                        «За чистоту родного края» (1 – 4 класс).                                    - Исследовательская деятельность, связанная с исторической памятью, природоохранной деятельностью (3-4 класс).

Создание индивидуального облика территории вокруг школы.

Создание  проектных и  исследовательских работ.

Наследники Окуджавы.

Воспитание достойного подрастающего поколения, воспитание чувства гордости быть членом семьи Окуджавы

  • Месячник семьи (ноябрь):
  1. Конкурс «Семейный альбом»;
  2. «Папа, мама и я – спортивная семья»;
  3. «Папа, мама и я – театральная семья»
  4. «Папа, мама и я – читающая семья»

    Празднование дня рождения Окуджавы (9мая);

     Празднование дня   рождения школы (14 апреля);

     Празднование дней рождения учащихся

    Участие в делах самоуправления  школы (создание пространства совместной деятельности) 4 класс

Пополнение экспозиций музея Б.Ш. Окуджавы, создание фотоархива, летописи школы - семьи Окуджавы.

Разработка направлений работы с будущими членами самоуправления

Раздел 2. Виды деятельности и формы занятий с участниками образовательного процесса на ступени начального общего образования

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию    обучающихся представлена в таблицах.

Виды совместной деятельности

1.

 

День открытых дверей для родителей (консультация педагогов, психолога)

2

Изучение образовательных запросов родителей и их детей

3.

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

4.

Проведение интерактивной формы заседания педсовета с приглашением родителей «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника».

5.

Организация, подготовка и проведение коллективно-творческих проектов:

- День класса

- Родитель года

- Самый классный  

- День благодарения родителей

- Родительские встречи

- Подведём итог

- Мама, папа, я – читающая семья

-  Мама, папа, я – спортивная  семья

- Мама, папа, я – театральная  семья

6.

Презентация новых изданий для родителей

7.

Презентация «Наши родители», традиционный калейдоскоп об активном участии родителей в жизни школы

Формы работы с родителями

1.

Анкетирование

2.

Беседа

3.

Консультация

4.

Родительское собрание

5.

Родительская конференция

6.

Родительский лекторий

7.

Совместные классные часы, клубные вечера, экскурсии, праздники

8.

Психологические тренинги

Программа мероприятий  по основным направлениям деятельности в рамках программы Духовно-нравственного развития и воспитания по классам

направления деятельности

1 класс

«Дом Окуджавы»

Школа 69 – «семья Окуджавы»

Выявление в сознании учащихся ценностного тренда «Школа – семья Окуджавы»

Знакомство с личностью Б.Ш. Окуджавы, его творчеством;

Посещение школьного музея.

Создание сообщества «Учащиеся-учителя-родители».

«Домашний мир Окуджавы»

Формирование организационной культуры школьников: ценности, принципы, законы, символика, традиции, история школы.

Знакомство с  гербом, школы;

Знакомство с гимном школы (Андрей Эшпай);

Создание герба, флага класса;

Знакомство с Уставом ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 69 имени Б.Ш. Окуджавы.

Фасад дома Окуджавы. Организация рекламы школы Окуджавы

Моя школа – самая лучшая.

 Олимпийские игры знаний;

Соседи дома Окуджавы.

Организация взаимодействия со школами, внешкольными организациями, учебным округом, городом.

Взаимодействие с ДОУ (1199, 1482).

«Ах, Арбат, мой Арбат...»

Сад Окуджавы.

Формирование в сознании учащихся школы Окуджавы ценностного отношения к природе, развитие трудолюбия

 «Клумба первоклассника»

Не ломайте веточку (беседа).

Изготовление и развешивание кормушек для птиц (материал: пакеты,       картон ).

Старичок – лесовичок (ролевая игра).

Вопросы деда Всеведа (конкурс загадок).

В царстве Снежной Королевы (выставка детского творчества).

Наследники Окуджавы.

Воспитание достойного подрастающего поколения, воспитание чувства гордости быть членом семьи Окуджавы

Празднование дня рождения Окуджавы (9мая);

Празднование дня рождения школы (14 апреля);

Празднование дней рождения учащихся

Я, моя семья, мои друзья

Воспитывать в детях чувство уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.

Моя любимая мамочка (беседа).

Мамины руки не знают скуки (беседа).

Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).

Почему меня так назвали (рассказ детей).

Как я появился на свет (беседа).

Мои бабушка и дедушка (беседа).

Путешествие Незнайки в магазин (ролевая игра).

Данила – мастер (конкурс поделок из природного материала)

Мой край родной

Расширить представления ребят о нашем городе, научить любить Москву как свою Родину.

Экскурсия на почту.

Где сидит Айболит (беседа о скорой помощи).

Три чудесных цвета (ролевая игра по ПДД).

Кто двор убирает, как чистоту соблюдать (беседа).

Изучаем названия улиц и микрорайонов.

Операция “Чистюлька” (субботник по уборке класса).

направления деятельности

4 класс

«Дом Окуджавы»

Школа 69 – «семья Окуджавы»

Выявление в сознании учащихся ценностного тренда «Школа – семья Окуджавы»

    Привлечение ресурсов: музея Окуджавы в    Переделкино.

«Домашний мир Окуджавы»

Формирование организационной культуры школьников: ценности, принципы, законы, символика, традиции, история школы.

ВОВ в жизни выпускников школы №69 им. Б.Ш. Окуджавы

Фасад дома Окуджавы. Организация рекламы школы Окуджавы

Сайт школы

  Олимпийские игры знаний;

Соседи дома Окуджавы.

Организация взаимодействия со школами, внешкольными организациями, учебным округом, городом.

Предприятия Северо-Западного округа во время ВОВ на примере Тушинского аэродрома и Тушинской чулочной фабрики

Сад Окуджавы.

Формирование в сознании учащихся школы Окуджавы ценностного отношения к природе, развитие трудолюбия

 Наша клумба

Костер – лесу враг (беседа).

Связь человека с природными сообществами (дискуссия).

День Земли (пресс-конференция).

Растения под охраной (конкурс тематических кроссвордов).

Конкурс тематических плакатов “Планета заболела”.

Игра “Поле чудес” (растения и животные нашего края).

Поберегите тишину (диспут).

Экскурсия в краеведческий музей.

Наследники Окуджавы.

Воспитание достойного подрастающего поколения, воспитание чувства гордости быть членом семьи Окуджавы

Празднование дня рождения Окуджавы (9мая);

Празднование дня рождения школы (14 апреля);

Празднование дней рождения учащихся

      Изучение       родословной семей учащихся

Я, моя семья, мои друзья

Воспитывать в детях чувство уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.

Труд родителей вливается в труд моей Родины (диспут).

Я маме дорогой дам подарок трудовой (поделки к 8 Марта).

Что умеют бабушкины руки (рассказ детей).

Старость – это всегда слабость (диспут).

У кого будет мое отчество (беседа).

Я – будущая надежда семьи (диспут).

Мой край родной

Расширить представления ребят о нашем городе, научить любить Москву как свою Родину.

Экскурсия в краеведческий музей “Природа нашего края”.

В честь кого названы улицы нашего города (беседа).

Кто ночью не спит (дискуссия).

У меня зазвонил телефон (беседа о работе АТС).

Знакомимся с рекой Москвой.

Посещение театра.

Раздел 3  Планируемые и ожидаемые  результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования

  Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.  Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.  Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Список используемой литературы:

  1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И.«Паритеты, приоритеты в теории и практике образования», – М.: «Педагогика», 2002 г, №2
  2. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». – М.: «Просвещение», 1991
  3.  Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
  4. Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2005 гг.)
  5. Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии в начальной школе», – «Феникс», 2004 г.
  6. Подласый И.П. «Педагогика», – М.: «Высшее образование», 2006 г.
  7. Щуркова Е.Н. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии», – М.: «Новая школа», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...