звездный час в 4 классе
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Звездный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цели:

- способствовать сплочению родительского коллектива, повышения внимания родителей к переживаниям ребенка в школьный период жизни

-укрепление взаимосвязи в построении отношений «учитель-ученик-родитель-психолог»

-развитие лингвистических способностей, самостоятельности в приобретении знаний

-воспитание чувства уважения к родному языку.

Оборудование:

Компьютер, экран, карточки с цифрами от1 до 6 для всех участников, проектор, рисунки детей с первыми славянскими буквами, листы бумаги, ручки, таблички с пословицами и вариантами ответов для игры со зрителями, подарки для участников, зрителей, грамоты или дипломы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnyy_chas_den_slavyanskoy_pismennosti.docx30.17 КБ
Файл zvezdnyy_chas_pismennost.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Звездный час, посвященный Дню славянской письменности и культуры

Цели:

- способствовать сплочению родительского коллектива, повышения внимания родителей к переживаниям ребенка в школьный период жизни

-укрепление взаимосвязи в построении отношений «учитель-ученик-родитель-психолог»

-развитие лингвистических способностей, самостоятельности в приобретении знаний

-воспитание чувства уважения к родному языку.

Оборудование:

Компьютер, экран, карточки с цифрами от1 до 6 для всех участников, проектор, рисунки детей с первыми славянскими буквами, листы бумаги, ручки, таблички с пословицами и вариантами ответов для игры со зрителями, подарки для участников, зрителей, грамоты или дипломы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Дамы и господа!

-Юные повелители мысли! Знатоки всего и всея! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитой 4 класса. Сегодня в этом зале состоится «Звездный час». Звезды сегодня смогут получить не только участники, но и зрители. За правильный ответ вы будете получать звезду и по окончанию игры сможете получить приз.

Представление участников.

-Я с удовольствием представляю наших участников, которые будут пытаться завоевать звание «победителя» нашей игры. Встречаем (дети с родителями выходят и представляют себя в стихотворной форме).

За первым игровым столом играют:

Шеп Евгений и его мама Елена Леонидовна

Я как брат готов учиться,

Может даже без проказ.

Скажет вам любой учитель

Шеп – фамилия у нас.

Мама:

С виду, все как и обычно,

Но особенность видна:

Три мужчины – это слишком,

Потому что я одна!

За вторым игровым столом играют:

Куприковы Анастасия и ее бабушка Валентина Николаевна

В жизни стать хочу юристом,

Не получится -= артисткой.

Покорять начну Москву,

А сейчас в Андреевском живу.

Бабушка:

Внучку с детства я учила

Делать добрые дела:

Чтобы шила, скот кормила

И подольше не спала.

За третьим игровым столом играют:

Широковы Кирилл и его мама Ольга Николаевна.

В классе я – очаровашка,

На мне новая рубашка.

А глаза мои сияют

Всех девчонок завлекают.

Мама:

У Широковых семья:

Дед, бабуля, папа, я.

Да еще ребеночек –

Растим его с пеленочек.

За четвертым игровым столом играют:

Сафоновы Дмитрий и его мама Ольга Вячеславовна.

Стать хотел бы я министром,

Может иностранных дел.

И уже в начальной школе

Знаниями я овладел.

Мама:

У меня надежда:

Перейдя из класса в класс,

Мой сыночек, несомненно,

Будет парень высший класс!

За пятым  игровым столом играют:

Чудайкины Наталья и ее мама Виталия Федоровна.

Я – Чудайкина Наташа,

Хороша я, но не ваша.

Кто меня обидеть рад?

Уж в седьмом мой старший брат!

Мама:

Есть дочурка – в косах ленты,

Губки – алая заря…

Вот такую-то «картинку»

Обожает вся семья.

За шестым  игровым столом играют:

Варанович Максим и его мама Людмила Александровна.

Я мальчишка, хоть куда!

Посмотрите на меня.

Пиджачок, рубашка

Я –очаровашка!

Мама:надежный сын – всегда опора:

В учебе, отдыхе, во всем.

Скажу вам честно (по секрету):

Уже и внуков вижу в нем!

Представление жюри:

-Хочу представить вам наше жюри, которое сегодня будет оценивать ответы участников и ваши ответы. Звезды будут получать не только участники, но и вы зрители, если будете давать правильные ответы.

Итак, наше жюри:

Ломовцева Ирина Васильевна – воспитатель ГПД

Кильдишова Елена Викторовна- библиотекарь

Пупкова Татьяна Ивановна - классный руководитель 2а класса

Начинаем нашу игру с вопроса к зрителям:

-Какие весенние праздники вы знаете?

-Как и любого праздника есть тема, так и у нашего она есть. Тема нашего «Звездного часа»  - «День славянской письменности и культуры»

2.Первый тур.

-Я хочу вас познакомить с правилами игры. Я задаю вопрос, а вы, посмотрев на экран, поднимаете карточку с соответствующей цифрой. За правильный ответ вы получаете звезду. Правильный ответ считается, если вы один или с родителем ответили правильно, если только мама ответила правильно, звезда не дается. Карточку поднимать после прослушивания всего вопроса. Жюри оглашает результаты после каждого тура и участникам на столы прикрепляются звезды. Понятно? Тогда поехали!

-Объявляю начало первого тура.

Было такое время, когда наши предки не имели письменности, не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались – рисуночные письма. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Вопросы первого тура будут связаны с вопросом : «А на чем писали раньше?»

-Перед вами шесть картинок:

1.Его делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не станет белой или желтой. На нем писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился (№5 – пергамент)

2.Свернутая длинная-предлинная рукопись (№3 – свиток)

3.Верхний слой березовой коры, на которой палочкой продавливали буквы ( №1 –береста)

4.Полученная из тростника и склеенная в один свиток полосы, на которых можно писать (№2 – папирус)

-Прежде, чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Следующие шесть картинок помогут вам ответить на вопросы: (портреты великих людей)

1.Кто придумал славянскую азбуку, кириллицу? (№4 – Кирилл и Мефодий)

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных равноапостальских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей

Этим людям поставлены памятники.

Вопрос для зрителей:

-В каком веке жили Кирилл и Мефодий? ( в 9 веке)

-Какую первую книгу они перевели? (Евангелие)

2. Первый книгопечатник на Руси (№2 – Иван Федоров)

Вопрос для зрителей:

-Первая печатная книга, напечатанная Иваном Федоровым? (Апостол)

-Особенность оформления этой книги? (переплет из досок, обтянутых кожей)

-Иван Федоров напечатал первый русский букварь. В чем заключалась особенность составления букваря? (обучение грамоте было быстрым и легким, от изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в букваре и изречения, начинающие на каждую букву и тексты для чтения)

3.Русский царь, который помог Ивану Федорову открыть первую типографию (№5 – Иван Грозный)

4.На девственном листе, под узеньким окном,

Не спешно буковки я вывожу пером

И между ярко-красными рядами

Вставляю я строку; веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных –фантазией своей

Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –

Украшу я заставки и концовки

И заголовки все, - ведь некуда спешить!

Порою труд прерву, чтоб лучше заострить

Перо гусиное… и гляну: радость – солнце

Столпами падает на стол через оконце;

И чудится: в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым невиданных кадил!

-О ком идет речь? (№3 – Летописец)

Вопрос для зрителей:

-Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор)

-А что вы о нем знаете? (монах Киево-Печерской Лавры)

-Какую летопись он написал? («Повесть временных лет»)

-Я упомянула о памятниках, которые были поставлены людям. На памятники ставили и самым обычным птицам, которые считались в древности священными. Названия их идут из древности.

-Посмотрите на следующие шесть картинок: ( изображения птиц)

1.Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии. Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки, уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если бы не эти птицы. Назовите их . (№2 Гуси)

Не успел враг появиться на стенах крепости, как гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварного врага и разбили его войско! Вот и говорят с тех пор: «Гуси спасли Рим!». За это благодарные римляне объявили  гусей священными птицами и возвели им большой памятник.

2.Название этой птицы произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Старинная легенда  гласит, что, когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетали эти  птицы и стали своими клювами вынимать терновые колючки из венца. Пытались вытащить гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это эту птицу в некоторых странах зовут «Христовыми птицами». Что это за птица? (№4 – клест)

3.Бывает, услышишь в лесу чудесный голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносились мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого «музыканта», который всегда прячется в густой листве. А когда посмотришь на него, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень яркое и заметное оперение: желто-золотистая грудка, головка и спинка, а крылья и хвост – бархатно-черные . (№6 – иволга).

Ее называют «лесной флейтой» или «лесной кошкой».

- На этом первый тур окончен. Пока жюри обрабатывает результаты, и помощники раскладывают звезды, у нас музыкальная пауза. В исполнении девочек прозвучат частушки, в которых они расскажут об одноклассниках – мальчишках.

Частушки.

Про мальчишек мы споем

Имена их назовем

Пусть не обижаются:

Они нам очень нравятся.

Мы мальчишек уважаем,

Мы их силу признаем,

Но кой-какие недостатки

Мы в них все-таки найдем.

У Егора как всегда

Пропала ручка без следа.

Как контрольная пройдет,

Сразу он ее найдет.

Вовка, к радости всеобщей,

Учится – не тужит.

Только вот с предлогом что-то

До сих пор не дружит.

Заболел Кирюша наш,

Не приходит долго в класс.

Ты, Кирюша, как-нибудь

Дорогу в школу не забудь!

Максик так у нас читает,

Будто пулемет стреляет.

Максик, Максик не спеши,

Четвертый класс наш не смеши!

Как у нашего Димана

Вечно все ломается,

И во рту его замок

Никак не закрывается.

Мы мальчишек очень любим,

Никогда не позабудем:

Утром, вечером и днем,

Мы частушки им поем.

Мы частушки вам пропели.

Все старались от души.

Ведь мальчишки в нашем классе

Очень даже хороши.

-Спасибо! А теперь послушаем результаты жюри. К сожалению, нам придется в этом туре расстаться с …

(получает диплом и подарок)

3.Второй тур

-Объявляю начало второго тура.

-Внимание на экран. Перед вами буквы…

ОВЦИПСАЛО

-Вам за одну минуту предстоит составить как можно длинное слово. Это задание касается и наших зрителей. Звезду получит тот, кто составит длинное слово.

(Проверка и вручение звезд)

-Слово жюри. Нам придется расстаться с …

(получает диплом и подарок)

-Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия Христианства.

-Посмотрите на экран (кириллица). Здесь представлена кириллица (читается начало: от «аз» до «мыслите»)

Вопрос для зрителей:

-Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое , важное значение,  хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

- Как называется первая буква кириллицы?

-Не зря созданы пословицы:

Сперва аз да буки, потом и науки.

Аз, буки, веди, страшны как медведи.

4.Третий тур.

-Объявляю начало третьего тура – «Логические цепочки».

-В этом туре вам предстоит переставлять местами прямоугольниками, чтобы слова в прямоугольниках выстроились в пословицу. Вы должны будете поднимать две карточки, чтобы показать какие прямоугольники вы будете менять местами. Задание понятно?

-Тогда внимание на экран.

1.ум

2.как птица без крыльев

3.без книги

(3-2)

1.было да нет,

2.сказанное слово

3.а написанное век живет

(2-1)

1.а книга питает разум

2.питает тепло,

хлеб

(3-1)

1.золото добывают

2.знаниья с книги

3.из земли,а

(3-2)

-На этом тур окончен. Пока жюри подсчитывает результаты, а помощники развешивают звезды, мальчики с ответным выступлением к девочкам.

(на мотив «Хвастать милая не стану»)

Я признаюсь – врать не буду,

Всю вам правду говорю

Только лишь увижу Аню

Сердцем чувствую, горю!

Рассказать хочу я Наде,

К ней придвинувшись плечом,

О погоде, о футболе,

Да и мало ли о чем!

Маша есть –душа воспрянет,

Маши нет – унылый вид!

Меня к Маше так и тянет,

Чувств внушительный магнит.

Но как вдруг увижу Настю,

На других мне наплевать.

И по сути и по стати

Лучше Насти не сыскать!

Но когда пройдет Наташа,

Бросив взгляд на мой прикид,

Чувствую, мое сердечко

Все и колет и болит.

-Спасибо! Послушаем жюри. В финал у нас выходят семья …. и семья…

С семьей…. Мы прощаемся.

(получает диплом и подарок)

5.Финал.

-На экране сейчас высветится слово и в течение одной минуты должны составить как можно больше слов, переставляя буквы. Когда слова у детей закончатся, на помощь им могут прийти мамы. Задание ясно?

-Тогда все внимание на экран.

ПОГОВОРКА

-Итак, в нашей игре победила команда семьи ….

(получает диплом и подарок)

-Победитель подумает, что он может сказать в свой «звездный час», а мы с вами подытожим ваши результаты и проведем награждение

(поощрительные призы)

Выступление победителя.

-В этом, 2007 году, в нашем городе Коломна будет отмечаться широко праздник «Славянской письменности и культуры!

-Давайте еще раз поприветствуем наших участников (представление команд еще раз)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звездный час

Слайд 2

День с лавянской письменности и культуры

Слайд 3

1 2 3 4 5 6

Слайд 4

1 2 3 4 5 6

Слайд 5

1 2 3 4 5 6

Слайд 6

Звездный час

Слайд 7

ОВЦИПСАЛО

Слайд 9

УМ КАК ПТИЦА БЕЗ КРЫЛЬЕВ БЕЗ КНИГИ, 1 2 3

Слайд 10

БЫЛО, ДА НЕТ, СКАЗАННОЕ СЛОВО - А НАПИСАННОЕ ВЕК ЖИВЕТ 1 2 3

Слайд 11

А КНИГА ПИТАЕТ РАЗУМ ПИТАЕТ ТЕПЛО, ХЛЕБ 1 2 3

Слайд 12

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ ЗНАНИЯ С КНИГИ ИЗ ЗЕМЛИ, А 1 2 3

Слайд 13

Звездный час

Слайд 14

ПОГОВОРКА

Слайд 15

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Звездный час", 4 класс

Интеллектуальную игру можно прводить как внеклассное мероприятие или использовать во внеурочной деятельности.Цель: расширять кругозор учащихся; способствовать развитию любознательности, интеллекта; по...

Алфавит к учебнику ЗВЕЗДНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ 1 класс

Алфавит к учебнику ЗВЕЗДНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ 1 класс...

Тема классного часа: «Звезды Олимпиад. Звездный Челябинск» 2 класс.

Тема классного часа: «Звезды Олимпиад. Звездный Челябинск» Планируемые результаты: ü Личностные: развитие мотивов внеучебной деятельности,формирование ценностей и чувств;побуждать к участию ...

Рабочая программа к УМК "Звездный английский" 3 класс

Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю для учащихся 3 класса, изучающих английский язык на углубленном уровне  с помощью УМК "Звездный английский". В рабочую программ...

Конспект урока окружающего мира "Звездное небо" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием конструктора Лего...