"Когда следует обижаться?" Методическая разработка
методическая разработка (1 класс) по теме

Кулакова Анастасия Дмитриевна

Методическая разработка для учащихся начальной школы по теме "Когда следует обижаться?" (1класс) 

Разработано на основе книги Д.С.Лихачева "Письма о добром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_likhachyova.kogda_sleduet_obizhatsya.1klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

___________________________________________________________________________

197136, Санкт-Петербург,  ул. Плуталова, д.24;   тел./факс 498-17-59,  тел./факс 232-85-81       

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок – внеклассное чтение

1 класс

Образовательные  технологии:  проблемный диалог

Тема:  «Урок  Д.С.Лихачева. Когда следует обижаться?»

                                  Составила: учитель начальных классов

                                              Кулакова Анастасия Дмитриевна

                                           ГБОУ № 47 им. Д. С. Лихачева

Санкт - Петербург

2012/13 учебный год

Тема урока:

«Когда следует обижаться?»

Цели урока:

  • познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва;
  • воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как любовь к ближним, уважение к людям;
  • развитие речи, обогащение и активизация словаря.

                                                                                     

                                                                                                                         

                                                                                                   

        

             

                                 

Ход урока:

Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, активно отвечают на поставленные вопросы.

У.

  • Сегодня, на данном занятии, мы будем говорить об очень важных качествах человека. Но, для начала, я бы хотела обсудить с вами одну ситуацию, которая произошла с одним мальчиком Мишей.

(К Мишиному папе приехал из другого города старый, ещё школьный, товарищ.

Миша слышал как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трёх  

мушкетёров:

                                         Если придётся

                                         Выручить друга

                                         Из кабалы, из тюрьмы,

                                        Шпагой клянёмся, шпагой клянёмся,

                                        Шпагой клянёмся мы.

Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то

вечером, беседуя с папой, сказал:

  • Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.
  • А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо «не разлей вода», - удивился папа.
  • Дружить дружили. Да вот только он мне обещал диск послушать, а дал его Алёшке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!

     Папа доверительно-серьезным тоном начал говорить Мише:

  • Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и  

     понимания. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, научись не огорчаться по  

     пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он

    настоящий друг, таким, как он есть – со всеми его странностями и мелкими

    недостатками. И в конце концов, разве это главное, кто первый получит диск?)

  • Какое чувство испытывал Миша?
  • А что такое обида? Как вы понимаете это? Подберите синонимы к этому слову.

  • В словаре Даля значение трактуется так: «Обида – всякая неправда тому, кто должен переносить её; всё, что оскорбляет, бесчестит, порицает, причиняет боль».
  • Как вы это понимаете?

  • Почему обиделся Миша?
  • А стоило ли вообще обижаться, был ли повод для обиды?

  • А  разобраться в этой ситуации нам поможет одно из писем Д.С.Лихачёва, письмо № 9 «Когда следует обижаться?». Д. С. Лихачев написал замечательную книгу «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о цели и смысле жизни, о мудрости, совести, справедливости, верности, дружбе, любви, России, культуре, таланте. Замечательно, что теперь у вас появилась возможность пообщаться с удивительно мудрым и добрым собеседником.

        ( Письмо № 9. «Когда следует обижаться?»

        Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды -

случайность, то зачем же обижаться?

Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё.

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до неё следует наклониться, чтобы её поднять.

Если решили всё же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чём вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды всё, что к вам не относится. ….

В общем-то излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.)

  • Давайте  вспомним ситуацию с Мишей и ответим ещё раз на вопрос: «Стоило ли вообще обижаться? Был ли повод для обиды? Хотел ли Макс обидеть Мишу?»

  • Скажите мне, когда же можно обидеться?
  • Когда тебя хотят специально обидеть; когда тебе намеренно хотят сделать больно.

     -     Но даже в этом случае стоит хорошо подумать. Следует ли опускаться до обиды?

            Ведь обида находится где? Как говорит Д.С.Лихачёв?

  •  Обида. Это явление встречается в нашей жизни настолько часто, что хотелось бы остановиться на нём немного подробнее. Обижаемся мы… обижаются на нас…

Так что же такое обида? Почему она возникает?

Попробуем взглянуть на эту проблему с нескольких сторон.

Рассмотрим для начала простую ситуацию:

О вас сказали неправду. Точнее даже – полную чушь.

Ну, скажем: - «У тебя три ноги!»

Обидно? Нет. А почему не обидно?

Давайте рассмотрим другую ситуацию:

Человек в автобусе наступил вам на ногу, или задел вас. Вы на него обидитесь? Нет.

А теперь давайте вспомним случай на прогулке. Даша бежала и задела Леру. Что

сделала Лера? Лера «надулась» - обиделась на Дашу.

Почему в транспорте мы не будем обижаться на человека, который  нас задел, а на  

подружку - Дашу обидимся?

Т.е.,   выходит,  незнакомые задевают нас не специально, а наши друзья  делают

это намеренно?

Злые и нехорошие. Они так и стремятся сделать тебе больно. Они хотят довести

тебя до слёз. Они хотят тебя обидеть. Все вместе и каждый по отдельности. А тебе,

такому бедному и несчастному, остаётся только жаловаться на свою долю и

тихонько обижаться.

Но ведь, если хорошенечко подумать,  это не так.

Вообще, обижаются все люди. Нам это свойственно. Однако известно, что весь

негатив, всё плохое, что накапливается внутри, обязательно проявляется в виде

болячек. А разве мы этого хотим?

Но  если человек обижает тебя намеренно, специально?

Не обращай на  него внимания. Представь себе, что это просто муха жужжит, ну и

пусть себе жужжит. И ни в коем случае не принимай близко к сердцу его слова. Он

просто злится и хочет разозлить тебя.

А ещё можно попросить обидчика объяснить его обвинения. Почему он так

говорит? Как правило, если вас намеренно хотят разозлить, то обвинения не имеют

под собой  никаких оснований. Ну что же он сможет вам  объяснить? Обидчик

будет выглядеть смешно.

А если дня не проходит без твоей обиды? Значит, дело уже не в противных

окружающих, а тебе самом.

Слышали поговорку: «На обиженных воду возят»? Разве мы хотим прослыть

средством для перевозки жидкости. Поэтому пора избавляться от этой вредной

привычки – обижаться.

На Руси был старинный обряд – когда вы чувствовали обиду, вы должны были

закопать в землю косточку, и обида уходила.

Давайте, если мы очень сильно обижены, представим, что мы берём косточку

«обиды» и закапываем её в землю. И вся наша обида сразу уходит.

  • В конце нашей беседы, какие правила можно вывести, что бы наша жизнь была без обид?

       «Без обиды» :

1.Подумай, хотел ли человек тебя обидеть.

2.Всегда следи за тем, что ты говоришь, и как ты говоришь.

3. Если человек обижает тебя намеренно, не обращай на  него внимания, это просто

   муха жужжит. Не принимай близко к сердцу его слова. Он просто злится и хочет  

   разозлить тебя.

4.Открыто заявляй о том, что тебя обидели.

5.Если уж так случилось, что ты обиделся, постарайся поскорее избавиться от этого

   чувства. Не стоят обиды такого пристального внимания. Не следует  

   наклоняться, чтобы поднять обиду.

А нашу беседу я хотела бы закончить высказываниями мудрых людей, а вы

скажите мне, как вы их понимаете:

«Так же трудно заглушить обиду вначале, как помнить о ней по прошествии

нескольких лет.» - Ж.Лабрюйер

«Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел» - Индейская мудрость

«Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе»- П. Буаст

Не обижайте и не обижайтесь сами. Будьте умны! Как говорит Д.С.Лихачёв.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока математики по теме: «Сложение и вычитание числа 2. Плоские фигуры- графический след элементов объёмных фигур"-"

Использование элементов технологии информационно-категориального подхода. Информация представляется в виде системы заданий, результат выполнения которых ,овладение понятиями категорий  "модель", ...

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Следов войны не заметут столетья..." в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"

Данное мероприятие посвящено 200 -летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Оно способствует формированию у младших школьников  чувства гордости за свою Родину и благодарность великим л...

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

Рекомендации родителям по исправлению нарушений речи....

Методическая разработка учителя английского языка Моу № 76 Ермоян Шушан Арамовна "Почему не следует задавать вопроса :"Вы поняли?"

Очень часто, для того , что  бы узнать усвоен ли материал учениками, мы , учителя, задаём вопрос «Вам понятно?». Задавая такой вопрос ученику, учитель естественно получит ответ: «Да».Так как же н...

Разработка урока по литературному краеведению для 3 класса "По следам биографии А. П. Пырерко"

Пояснительная записка     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формиру...

Методическая разработка игры-викторины на тему "По следам войны 1812 года"

Игра-викторина расчитана на один урок. Представлена в виде презентации. Критерий оценивания разробатывает каждый учитель самостоятельно....

Брошюра для родителей "Когда следует обратиться к школьному логопеду?"

Материал предназначен для родителей учеников начальной школы. В брошюре дается информция о том, при каких трудностях в обучении стоит обратиться за помощью к учителю-логопеду....