Главные вкладки

    Классный час "Дети-герои"
    классный час (3 класс) на тему

    Светлана Татьянина

    Этот классный час познакомит учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны; расширит знания учащихся о Великой Отечественной войне. Будет  воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину. Выступления детей, с подготовленными сообщениями о детях-героях, может сопровождаться презентацией.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Кл. час "Дети-герои"48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час

    Дети – герои Великой Отечественной войны

    (классный час в 3-4 классах)

    Разработан: учителем начальных классов

    Татьяниной Светланой Александровной

    Цель: Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

    Задачи:

                - познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;

               - расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

              - воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему                поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

    Подготовка: несколько учащихся заранее готовят сообщения.

    Оборудование: мультимедиапроектор, ватман, ножницы, цветные карандаши.

    План классного часа:

    1. Вводная беседа.

    2. Объявление темы классного часа.

    3. Сообщения учащихся.

    4. Практическая работа.

    5. Подведение итогов.

    Ход занятия.

    1. Вводная беседа.

    Актуализировать  знания о празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)

    - Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны.

    Слайд №1 (название темы)

    1. Объявление темы классного часа.

    - Как вы думаете, кто участвовал в военных действиях? (ответы детей)

    - Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.

    Слайд №2

    Мы хотим напомнить вам их имена:

     - Леня Голиков

     - Марат Казей

     - Галя Комлева

    - Таня Савичева

     - Валя Котик

     - Зина Портнова

     - Толя Шумов

     - Боря Цариков

     - Люся Герасименко

     - Володя Щербацевич

     - Вася Коробко

     - Шура Кобер

     - Витя Хоменко

     - Вася Шишковский

     - Володя Дубинин и многие многие другие.

    Слайд №3

             Сообщение учащегося:  После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 года по январь 1944, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.

    Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

           Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…

           Таня Савичева родилась 25 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом, а выросла, как и её братья и сёстры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у неё было две сестры и два брата.

           Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:

     «Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.»

    «Бабушка умерла 25 января в 3. ч. дня 1942 г.»

    «Лека умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 г.»

    «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»

    «Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.»

    «Мама умерла 13 мая 1942 г.»

    «Савичевы умерли».

    «Умерли все».

    «Осталась одна Таня».

           Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё.   Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

    Слайд №4

            Сообщение учащегося Во время Великой Отечественной войны мать Марата, Анна Казей, прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь 1942 года).

        Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.

          Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.

            Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой

    Слайд №5

            Сообщение учащегося Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до  конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

    Слайд №6

          Сообщение учащегося Когда родное село Лени Голикова захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

       2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

    Слайд №7

         Сообщение учащегося Валя Котик – пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

            На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

    Слайд №8

          Сообщение учащегося Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу" Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

    Слайд №9

        Сообщение учащегося Надю Богданову  дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

    Слайд №10

         Сообщение учащегося Зоя Космодемьянская родилась в сентябре 1923 года в Тамбовской области. Два раза Зоя была в тылу врага. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области ее схватили немцы.

         Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года.

          16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присудили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей.

    Слайд №11

    - Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной Родины зажжен Вечный Огонь, в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас.

    Практическая работа.

    - Я предлагаю вам «зажечь» свой Вечный Огонь. (Ученики вырезают с помощью шаблона «язычки» пламени. Приклеивают на приготовленный за ранее лист ватмана)

    Слайд №12

    - Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)

    Подведение итогов:

    Наш сегодняшний разговор  закончен.  Что нового вы узнали сегодня?  О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа? (ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурс "Самый классный классный руководитель"

    В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

    Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

    Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

    Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

    Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

    Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

    Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

    Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

    Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....