классный час на тему "Оружие особого рода"
классный час (3 класс) на тему

Арасланова Эльвира Равиловна

Дети узнают о работе фронтовых кинооператоров в годы великой Отечественной войны. Классный час построен в форме устного журнала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_oruzhie_osobogo_roda.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Оружие особого рода» (устный журнал)

Вступление.

Ребята читают стихи об уходящих из жизни ветеранах. (по выбору учителя)

-Все меньше и меньше остается ветеранов – живых очевидцев и свидетелей Великой Отечественной войны. А как еще мы можем узнать о героическом прошлом нашей страны? (из книг, из фильмов, с фотографий)

-И сегодня наш устный журнал мы посвящаем людям, создававшим фильмы военных лет – фронтовым кинооператорам. А называется наш журнал «Оружие особого рода». Давайте вдумаемся в это название и попробуем объяснить значение этих слов, когда перелистаем страницы журнала.

1-я страница – «Арифметика жизни»

Дети называют числа и комментируют их значение

 

2-я страница – «Живые герои»

Эту страницу мы посвящаем одному из двух оставшихся в живых кинодокументалисту Семену Семеновичу Школьникову

Рассказывают Попова Кристина, Кобелев Данил, Волкоморова Анна, Андреев Артемий.

2008 году поступила в издательства вторая книга кинооператора: «Сквозь огонь и стужу» с подзаголовком «Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней». В последней книге от лица Алексея Камчатова Школьников ведёт рассказ о работе своих коллег — фронтовых кинооператорах.

-Послушайте отрывок из этой книги

— Война, как секирой, рассекла жизнь на две части — до и после.

Возле маленького дома на Красной Пресне толпа: все — с повестками «явиться немедленно». Подхожу к столу, за которым сидит плотный мужчина в военной форме, — глаза у него красные, воспаленные, пожалуй, со вчерашнего утра не спал.

— Я кинооператор, могу снимать военные действия.

Военком раскрывает толстый справочник и долго водит пальцем по страницам.

— Кинооператор. Такой воинской специальности нет.

— Я снимал с самолета, занимался аэрофотосъемкой.

— Хорошо, вот с этим направлением завтра явитесь в авиачасть, она расположена недалеко от станции Кубинка.

После напряженной, мятущейся Москвы Кубинка поразила меня тишиной и покоем.

На приемном пункте наши направления просматривал капитан авиачасти. Небольшого роста, одутловатый, он был чем-то явно раздражен. Когда очередь дошла до меня, он почему-то начал осмотр снизу, с модных, но грязных туфель. Не понравилась ему и моя рубаха — апаш с широким воротом, а особую злость вызвала шевелюра.

— Космы надо сбрить, — резко сказал он.- Аэросъемщики нам не нужны, фотографы тоже, будете маскировщиком. — Капитан чеканил слова, будто ножом обрезал каждую фразу.

— А что это такое? — спросил я.

— Получите швабру — узнаете.

Утром у парикмахерской выстроилась очередь. В маленькую комнату входили ребята, такие разные — светлые и темные, с буйной шевелюрой и с короткими «ежиками», а выходили все одинаковые — похожие друг на друга. Через несколько минут и я буду такой же.

Но как же я мог забыть? Во время съемок в воинских частях нашими консультантами были работники политотделов. Пока я не стал гологоловым, надо использовать последний шанс. Прибежав к политруку авиачасти, я начал торопливо и сбивчиво говорить. Он прервал мой поток слов.

— Успокойтесь, расскажите по порядку, что вас волнует.

Спокойный тон человека лет на десять моложе меня подействовал отрезвляюще.

— Информация о военных действиях, показ стойкости и смелости наших бойцов, героев — разве это ненужная на войне работа? В маскировщики вы можете взять любого из ребят. А кинооператоров мало.

— Но что я могу сделать? — сказал он. — Максимум — это дать вам увольнительную на два дня, объясните все в военкомате, а в случае неудачи возвращайтесь обратно.

Окрыленный, я помчался к станции. И снова Москва. До военкомата надо заскочить на студию — сдать ключи. Студия по-прежнему бурлила. Вверх и вниз по лестнице бегали режиссеры, операторы, администраторы. Меня встретили так, словно я выбежал на несколько минут за угол — попить квасу.

— Камера у тебя в порядке?

— Да.

— Можешь выехать завтра в пять утра?

— Куда?

На студии не принято было задавать такой вопрос. Если нужно, то тебе объяснят куда, зачем, насколько. А если молчат, то с вопросами не лезь. Но в этот раз для меня это было слишком важным.

— На фронт.

Это было единственно соответствующее моему желанию направление.

На следующее утро я уже трясся в кузове полуторки рядом со своими товарищами. Машина шла в штаб Западного фронта.

3-я страница – «Рядом с солдатом»

Кинооператоры работали в парах. Причем один из них снимал только крупные планы, а другой общие планы. Существовало негласное правило – если один участник группы умирал, другой несмотря ни нечто должен был продолжать снимать.
Каждой паре выделяли грузовик с печкой-буржуйкой и спальными местами. Так же им полагался «боевой» паек. В грузовике они зачастую жили, хранили аппаратуру и пленки.
Кинооператоры должны были тесно взаимодействовать с солдатами. А потому, так же как и они рисковать своей жизнью, снимая бои. Их часто подрывали, но в таких случаях кинооператор должен был всеми правдами и неправдами спасти отснятый материал.

Война унесла с собой много кинематографистов. Так, например, кинооператор Владимир Сущинский не много не дожил до светлого дня Победы. Он погиб при съемках штурма польского города-крепости Вроцлав. Кинооператор заснял собственную смерть, и уже находясь в бессознательном состоянии, на земле твердил «Кадры… кадры… в них вся история наших побед…». Отснятые им материалы легли в основу документального фильма «Фронтовой кинооператор».(Фильм)

4-я страница – «В объективе – блокада»

В современных фильмах очень широко используются кадры военной кинохроники. В этом вы убедились, когда смотрели фильм «Непокоренные» - к 70-летию снятия блокады Ленинграда. В своих сочинениях вы делились мыслями об увиденном. Послушаем несколько работ. (Харламов Миша, Агалаков Дима, Фуфачева Аксиния, Корякин Игнатий, Кузнецов Иван, Иртуганова Алина, Мамедов Тимур, Козлова Катя)

-Да, спасибо за ваши мысли. Такие события не могут оставить равнодушным ни одного человека. Меня удивило то, что в таких нечеловеческих условиях люди оставались людьми и пришли на концерт, чтобы послушать новую тогда симфонию Шостаковича.

(звучит отрывок)

 

-Итак, ребята. Мы с вами перелистали журнал с названием «Оружие особого рода». Как вы можете объяснить это название. Что вы поняли?

(выслушать мнение ребят и подытожить: см. слова слова на форзаце книги)

Звучит заключительная песня «Фронтовому кинооператору».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Земля, откуда мы родом»

Классный час   «Земля, откуда мы родом»Цель:  прививать любовь к родному краю:            прививать любовь к спорту...

Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»

Методическая разработка  тематического классного часа " Доброе сердце"  Интегрированный классный час учителя-дефектолога и учителя-логопеда....

Методическая разработка классного часа по теме:"Первый космонавт Земли- Ю.Гагарин"для обучающихся класса "Особый ребёнок"3-й год обучения.

Учитель знакомит детей с историей возникновения космонавтики и с первым космонавтом Земли.Сценарий мероприятия разработан с учетом психо-физических особенностей обучающихся с ОВЗ (класса "Особый ребен...

Классный час "Я хочу подарить тебе солнце. Просто так, без особых причин..."

Данный классный час о толерантном отношении окружающих и к окружающим. Воспитание трллерантого отношения среди одноклассников....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Классный час " У каждого дела запах особый"

Классный час " У каждого дела запах особый"...