Викторина по произведениям Н. Носова
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Кузьмина Галина Леонидовна

Цели: обобщить и систематизировать знания учеников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор; развивать артистические навыки, наблюдательность, смекалку, любознательность, умение работать в группах; воспитывать интерес  к книге, доброе, чуткое отношение друг к другу; способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_proizvedeniyam_n.nosova.docx372.85 КБ

Предварительный просмотр:

21 января 2014г.

Воспитатель ГПД: Кузьмина Г. Л.

I:\флешка2\фотографии школьников\викторина по творчеству Н.Носова\Носов 016.jpg

I:\флешка2\фотографии школьников\викторина по творчеству Н.Носова\Носов 038.jpg

I:\флешка2\фотографии школьников\викторина по творчеству Н.Носова\Носов 012.jpg

Цели: обобщить и систематизировать знания учеников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор; развивать артистические навыки, наблюдательность, смекалку, любознательность, умение работать в группах;

воспитывать интерес  к книге, доброе, чуткое отношение друг к другу; способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.

(слайд 1)

Воспитатель: - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в интересное и увлекательное путешествие. А вот куда, отгадайте сами:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.
Воспитатель:- Правильно, это книга.

Воспитатель:  «Кто много читает, тот много знает», - гласит пословица.

-Как вы понимаете эти слова?

Книга нам про всё расскажет,
Книга нам всё покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берёз.
Если книгу прочитаешь, 
Много интересного узнаешь.

Воспитатель:- И сегодня нашими попутчиками будут герои и персонажи самого любимого детского писателя.

Он писал весёлые, смешные поучительные рассказы для  детей. Со многими героями его рассказов мы с вами уже познакомились на наших литературных вечерах, а некоторые персонажи стали для вас любимыми.

- Кто из вас догадался, о каком детском писателе идёт речь? (о Носове)

- Давайте вспомним с вами имя и отчество писателя (Николай Николаевич )

(слайд 2)

- Кто из вас помнит, где он родился? Сразу ли он стал писателем?

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

(слайд 3)

Воспитатель: - Так как же Н. Носов стал писателем?

(Первые рассказы сочинял для своего сына)

-Кто из вас запомнил, как назывался журнал, в котором был опубликован первый рассказ Н. Носова?

(журнал «Мурзилка»)

(слайд 4)

И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках, читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Воспитатель: - Посмотрите, сколько замечательных книг написал Николай Николаевич Носов!

(слайд 5)

Воспитатель: Сегодня в наше путешествие отправляются две команды. Команда «Знайки» и команда «Фантазёры». Ну что ж, отправляемся в путь. И первое задание, которое ждёт путешественников – это разминка. Сейчас я буду задавать вопросы обеим командам, а вы должны быстро и правильно на них отвечать.

  1. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
  2. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
  3. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
  4. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
  5. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)
  6. Какое название детской игры является названием книги Н. Носова?(Прятки)
  7. Кто пришёл к Барбосу в гости? (Бобик)
  8. Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? («Приключение Незнайки и его друзей»)
  9. Кто оказался «живой шляпой»?
  10. Что сделал из телефона Мишка? (электрический звонок)
  11. Какой новой вещью хвастался Бобка? (штанами)
  12. Почему мальчики стали сами готовить кашу?
  13. Когда Костя и Шурик потеряли замазку? (когда смотрели кинофильм)
  14. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)
  15. Кто был главным героем в этом городе? (Незнайка)
  16. Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)

Воспитатель: - Молодцы! Все правильно и быстро отвечали на вопросы.

 Переходим к следующему заданию.

Назовите, из каких рассказов Н. Носова взяты эти отрывки?

  1. Мишка схватил ложку и стал её обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу («Мишкина каша»)
  2. – Послушай, у тебя пряник вкусный?

- Угу.

А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное растаял в кармане («Замазка»)

  1. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он меня потом выплюнул («Фантазёры)

        4.  Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошёл домой. На душе было радостно («Огурцы»)

 5. «Вот как нехорошо получилось! – подумал Виталик. - Теперь Мурзику из-за меня достанется    («Карасик»)

 6.  Бегали по комнате, прыгали, кричали: «Нам не страшен серый волк!» («Затейники»)

Воспитатель: - Молодцы! И с этим заданием справились. Внимание на экран.

 (слайд 6)

(прочитать что на экране)

Воспитатель: - Давайте вспомним, как называли маленьких человечков – друзей Незнайки? (коротышки)

- Почему их так называли? (были очень маленькие, с небольшой огурец)

Итак, следующее задание называется «Узнай человечка».

Все мы с детства любим книжки 
Про забавных коротышек 
Гуслю, Пончика, Незнайку… 
Кто есть кто – ты отгадай-ка! 

Он, конечно, самый главный 
Озорник-шалун забавный. 
Он в огромной синей шляпе 
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
*** 
Этот умный коротышка 
Прочитал уже все книжки 
Он и вправду много знает 
И девчат не обижает. (Знайка)
*** 
Этот очень любит кушать 
Булки, пряники, голушки… 
Он с Незнайкою летал – 
На Луне он побывал. (Пончик)
*** 
Это – друг Незнайки верный. 
Очень скромный он, наверно, 
Он отменный музыкант, 
У него большой талант. (Гусля)
*** 
Коротышка этот, дети, 
Очень удивительный. 
Всё всегда везде теряет 
Очень убедительно. (Растеряйка)
*** 

Этот очень-очень важный. 
Он с касторкою отважно 
На болезнь бросается 
Всех лечить старается. (Пилюлькин)
*** 
Эти двое малышей 
Механики отличные 
Все могут сделать и быстрей 
И лучше заграничного. (Винтик и Шпунтик)

Этот очень любопытный , 
В жажде знаний ненасытный. 
Он всегда везде спешит 
И друзей своих смешит. (Торопыжка)

Этот - мастер рисовать 
Красками и кистью. 
Может он нарисовать 
И портрет и листья. (Тюбик)
*** 
Этот парень очень славный 
Друг Незнайки самый главный. 
Они, бывает, ссорятся, 
Но дружба не расстроится. (Гунька)
Воспитатель: - Ну что ж молодцы, все мои загадки отгадали.

- А теперь посмотрите внимательно на доску. В этих буквах тоже спрятались имена человечков. Давайте отгадаем их.

Буквы для команды 1: ТВЦИКЕ; буквы для команды 2: УНВОРЧ

Этот славный коротышка 
Про девчонок и мальчишек 
Сочинит стихи-поэмы 
Ведь не зря он стал поэтом.  (Цветик)
*** 
Этот мальчик вечно хмурый, 
Он бубнит и сердится. 
Сладкой дать ему микстуры, 
Пусть улыбкой светится! (Ворчун)


(дети составляют имена)

Воспитатель: - Ну что ж молодцы, мы продолжаем наше путешествие. И впереди у нас необычный остров – поэтический. Значит, мы с вами превратимся в кого? (в поэтов)

- Вы помните, как Незнайка хотел стать поэтом и что из этого вышло? Давайте вспомним его весёлые стихи.

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через… овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил …утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит …сладкая ватрушка.    

- А теперь попробуйте и вы  подобрать рифму:

Утка – шутка.
Коржик – моржик.
Палка – галка.
Книжка – шишка.
Дружок – пирожок.
Стекляшка – фуражка.
Мышонок – лягушонок.

Воспитатель: - Молодцы, здорово получилось! Оказывается, вы можете быть замечательными поэтами и тоже сочинять стихи.

А теперь конкурс «Узнай героев и назови произведение».

- Из какого рассказа эти диалоги?

- Она жи-жи - живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шляпа.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

(«Живая шляпа»)

Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук!

- Кто-то стучит, - говорю.

- Кто же может стучать?

- А вот послушай.

(«Тук тук-тук»)

- А я раньше летать умел:

- А ну, полетели!

- Сейчас не могу: разучился.

(«Фантазеры»)

Давай верёвку.

 - А ее нет, верёвки.

- Где же она?

- Там.

- Где там?

- Ну,…в колодце.

- Так ты значит с верёвкой, ведро упустил?

- Ну да.

(«Мишкина каша»)

Воспитатель: - Ну а сейчас ребята покажут нам отрывок из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

(Инсценирование отрывка из сказки Н. Носова

«Незнайка в Солнечном городе»)

Воспитатель: - Спасибо, ребята! Вы настоящие актёры! Ну, а теперь пришла пора отдохнуть. Сделаем привал.

( Физминутка)

«Мы отлично потрудились»

Мы отлично потрудились

И немного утомились

Приготовьтесь, все ребятки!

Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши

(хлопки в ладоши)

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

(топаем ногами)

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

(удары по коленкам)

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

(руки вверх)

Наши ручки закружились,

(кружатся на месте)

Ниже опустились,

(руки вниз)

Завертелись, завертелись

(кружатся на месте)

И остановились.

Воспитатель: - Ну, что ж отдохнули. А теперь пора в путь. Нас ждут интересные и увлекательные задания. Итак, внимание на экран. Следующее задание: «Кто они и откуда?» (каждая команда по очереди отгадывает название рассказа и героев Н. Носова)

- Молодцы, вы всё правильно назвали. Были очень внимательны.

Воспитатель: - Продолжаем наше увлекательное путешествие. Перед нами небольшое препятствие. И чтобы его преодолеть, мы должны выполнить задание «Собери картинку». Каждой команде я даю карточки, из которых за 1 минуту нужно собрать картинку. Затем вы должны назвать произведение Н. Носова, к которому она относится. Та команда, которая быстро и правильно справится с заданием, побеждает. Итак, начинаем.

(картинки к рассказам «Мишкина каша», «Карасик»)

Воспитатель:- Молодцы, вы все хорошо поработали. Ну, и наконец, завершает наше путешествие последнее задание «Викторина от Незнайки». Внимание на экран (каждая команда по очереди отвечает на вопросы викторины).

Рефлексия:

- Итак, наше путешествие подошло к концу. Оно было очень интересным и занимательным. Давайте вспомним о произведениях Н Носова. Какие они? (интересные, смешные, забавные, весёлые, поучительные)

- Чему они учат нас? (доброте, дружбе, трудолюбию, вежливости, честности, правдивости, порядочности, смелости, отзывчивости, внимательному и чуткому отношению к окружающим).

 

- Что высмеивается в рассказах Носова? (грубость, трусость, лень, ложь, хвастовство, глупость)

- Вам понравилось наше путешествие?

- Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

- И напоследок Незнайка и все коротышки Солнечного города дарят вам картинки-раскраски с героями-коротышками. Я думаю, что в свободное время вы обязательно раскрасите их и вспомните ещё раз о нашем увлекательном путешествии. До скорых встреч!

А завершить наше занятие я хочу словами Сергея Владимировича Михалкова: «Все герои Носова «как живые», а их фантазии, их поступки и даже проделки учат добру…

(звучит песня «Дорогою добра»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова

Игра - викторина проводилась со второклассниками....

Викторина по произведениям Николая Носова

Викторина и презентация для учащихся начальной школы по произведениям Н.Н. Носова...

Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова к 105- летию писателя « Веселые фантазии»

Цель:·         Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.ЗАДАЧИ:·         Развивать навыки выразительног...

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

Данное мероприятие проводится во внеурочное время во 2 классе после прочтения книг, рекомендованных учителем для дополнительного чтения....

Викторина по произведениям Николая Носова

Вмкторина в игровой форме поможет учителю проверить знания учеников по прочитанному материалу....

Литературная викторина по произведениям Н. Носова.

Литературная викторина по произведениям Н. Носова....