Пути и средства формирования самостоятельности
статья на тему

Бутузова Валентина Павловна

 

  Проблема воспитания самостоятельности крайне актуальна и серьёзна. Несомненно, самостоятельность - самостоятельности рознь. Но если воспитанием заниматься систематически и разумно, то каких результатов можно достичь?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья30 КБ
Microsoft Office document icon Таблица51 КБ

Предварительный просмотр:

             

                Будь терпелива в ожидании

                                             чуда   и   будь  готова   для

                                             встречи с  ним  в  ребёнке

        Ш.А.Амонашвили

   

  Проблема воспитания самостоятельности - остаётся быть актуальной и серьёзной на протяжении многих лет.

Осуществляя воспитательное влияние на ребёнка, я должна бережно учитывать его психологические особенности, потребности, присущие ему в этом возрасте: стремление к развитию, к взрослению, к свободе, потребность в получении новых знаний, в общении.

 Прежде всего, формирование самостоятельности зависит от её организации,

от выбора средств и методов.

 Каковы же условия, способствующие развитию самостоятельности?

Первое – положительное отношение ребёнка к самостоятельности.

  Мотивы могут быть различными. Это и любознательность, поиск новых дел, стремление к овладению ими, а так же мотивы долга, необходимости добросовестного выполнения своих обязанностей.

 

  Чем более развивается самостоятельность у ребёнка, тем учитель (или родитель) должен меньше опекать его, тем самостоятельнее будут поступки

и действия ребёнка.

  Немаловажное значение для достижения полной самостоятельности имеет учёт и оценка деятельности учащихся.

   Контроль позволяет выяснить, не только кто недостаточно самостоятелен,

но и  выявить причины и своевременно помочь ребёнку. Помочь ребёнку можно только в сотрудничестве с родителями.

   

   Поиск путей сотрудничества с родителями натолкнул меня на  создание таблицы  (Приложение №2).

 

   Ребёнок выбирает «дело по душе» еженедельно, оценивается его деятельность еженедельно. За 4 недели он мог сменить 4 вида деятельности.      

   На классном часе ребята оценивают его. Я фиксирую в таблице.(Таблица только для учителя. Детям не показываю). В конце каждого месяца суммирую, фиксирую выявленные причины.    

  Совместно с родителями обсуждаем эти причины и находим пути их решения (с каждым родителем индивидуально), обговариваем сроки.  

  Фиксирую результат  работы каждого учебного месяца. Строю графики. Видя положительные результаты, родители сотрудничают охотно.  

   

  Систематический учёт при анализе его результатов позволяет видеть постепенное продвижение каждого ребёнка в самостоятельности его действий и осуществлять ненавязчивый индивидуальный подход.

 

   Такой мониторинг помогает при планировании учебного материала и подготовки к урокам, мероприятиям.

  Помимо этого, при объективной оценке  деятельности детей контроль служит одним из средств  их стимулирования.

 Дети стремятся быть самостоятельными в своих делах и оценках, думать и поступать так, как они считают нужными.

  В практике, выполняя разнообразные виды деятельности, дети сталкиваются с разными делами, поступками своих товарищей. А поступки бывают как хорошие, так и плохие.

 

 Ребята учатся внимательно относиться к каждому товарищу и его делам, видеть его трудности, находить пути - как помочь каждому. Таким образом,

происходит формирование более сплочённого, организованного коллектива.

   Успехи моих детей – это и мои успехи.

 

  Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную учебно–познавательную самостоятельную деятельность

всех и каждого.

  Моя задача  - создать для этого все условия.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

 класс

ФИО

сентябрь

№ недели

Объективные

причины

Вид работы по их устранению

Результат

 (уровень самостоятельности

уч-ся)

Обязанности

Оценка

учитель

родитель

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства формирования экологической культуры

В работе определены наиболее эффективные пути и средства формирования экологической культуры младших школьников...

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».Анализ текста как средство формирования самостоятельности мышления младших школьников.

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило:...

Пути и средства формирования и развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Для успешного решения задач по формированию здоровьесберегающей среды школы мы берем за основу познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного...