Классный час "Умей договариваться и понимать" для 3 класса
классный час (3 класс) на тему

Явонова Наталья Александровна

Классный час "Умей договариваться и понимать" для 3 класса. Цель урока: научить детей анализировать конфликтные ситуации, формировать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klas._chas_umey_dogovarivatsya_i_ponimat.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

 «Умей договариваться и понимать»

для учащихся 3 класса

Автор - составитель:

 Явонова Наталья Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки,

Самарская область

Самара 2014 г

Тема: « Умей договариваться и понимать»

Цели:

 - учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать   эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

- познакомить учащихся со способами выхода из конфликтных ситуаций.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

    Учит.: - Ребята, как вы понимаете тему нашего занятия? (Договариваться и понимать).  А для чего нам  ребята, нужны эти умения?

(Умения договариваться с людьми, понимать их, нам нужны для успешного общения). А кто из вас знает, что такое общение?

(Общение- это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную). А как вы думаете ребята, может ли человек прожить, ни с кем не общаясь? Почему для людей так важно общение? (Без общения человек не может.  Все люди связаны друг с другом: общаясь, мы передаем информацию, получаем её, договариваемся, объясняем, т. е. взаимодействуем, общаемся). А можно сказать, что, понимая речь человека, мы его понимаем? Его чувства,  его поступки?

( Выслушать ответы детей)

(Учитель предлагает послушать рассказ.)

Лучший друг

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.

Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему — сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

- Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг — Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

-Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

(Ю. Ермолаев)

(Далее беседа по содержанию)

- Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?

- Из-за чего рассердился Коля?

- Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что Вова взял без спроса его самокат?

- А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?

- Что вы чувствовали в этой ситуации?

- Что вам хотелось сделать?

- Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?

- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?

- Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?

Учит.: –Ребята, давайте разберем вот такую проблемную ситуацию…

  1. Проблемная ситуация.

     Приходит мальчик Антошка домой, он чем-то расстроен.

Мама обращает внимание на Антошку: - Что случилось? Ты чем-то расстроен? Антошка рассказывает маме свою историю.

Антошкина история

- Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.

- Можно мне с вами поиграть? - спросил я ребят. - Чур, буду убегалка!

- Нет уж, - ответили ребята, - если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.  Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...

- Но почему же ты грустишь? - Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.

 Учит.: - Давайте ребята разберем эту ситуацию. Как поступили бы вы?

- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?

- Какие советы дали бы вы ребятам в подобном случае?

(Учитель выслушивает высказывания детей)

3. Чтение рассказа В. Осеевой.

«Отомстила»

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

- Алеша! — закричала Катя. - Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

- Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

- Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

- Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. - Еще как заплачешь!

- Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх.

 - А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

- Алеша! — кричала она. - Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

- Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

- Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени.

 - Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

- Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

- Что, не можешь стоять? — спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.

- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

Учит.: - Из-за чего Катя обиделась на Алешу? Как Катя отомстила брату?

- К чему привело желание Кати отомстить брату?

- Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?

- Что чувствовал Алеша?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

(Учитель выслушивает детские мнения)

- Так что же значит правильно понимать?

- К чему может привести ситуация, когда  люди друг друга не понимают?

4. Открытие нового знания.

 Учит.: -Вернемся к нашему сюжету. Могла бы данная ситуация сложиться по- другому?  Как  нужно было поступить нашим героям? Они могли договориться друг с другом?

(Учитель выслушивает мнение детей)

Учит.: -Вы только что предположили, каким получилось бы общение, если бы Катя и Алеша понимали друг друга. Так что же значит «понимать других людей»?

(выслушать, войти  в его положение, объяснить, что хочешь ты, договориться и т. д.)

 Учит.: - Когда между людьми возникает  непонимание, это ведет к ссоре. Возможно, они больше не захотят общаться, но могут и прибегнуть к силе. Ссора может перерасти  в конфликт.

(Конфликт – столкновение, серьёзное  разногласие, спор)

5.Расширение нового знания

 Учит.: - Ребята, а можно ли обходиться без конфликтов? Чтобы понять это, я предлагаю вам игру «Трио».

Материалы:  пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

Учит.: - Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую , вы можете показать насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала мне понадобятся две тройки игроков. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит  посередине, ставит ноги в две пустые коробки  из-под обуви, одна коробка предназначена  для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит свою правую  ногу в одну коробку с его левой ногой.…Теперь все должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Учит.: - Что помогло добиться успеха?

- Смогли ли вы в своей команде  договориться  друг с другом?

  -Что было труднее всего?

(Дети приходят к выводу, что договариваться трудно, каждый настаивает на своем, не хочет выслушать другого, не хочет уступить)

     -Именно поэтому  нам  в жизни не всегда удается избежать конфликтов. И если конфликтующие стороны не могут договориться, может произойти и такое.

Компромисс 

- Молодцы ребята! Действительно  всё очень просто:

-нужно выслушать другого и постараться понять, что он хочет;

-объяснить, что хочешь ты.

     -Ребята, запомните главное правило:  спорщикам нужно успокоиться и выслушать друг друга  без оскорблений и драки, конечно.

6. Итог

 Учит.: - Ссоры и конфликты никогда не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. Всё зависит от каждого из нас, от того, как мы смотрим на мир. Только стремясь понять другого, мы научимся решать наши споры и правильно общаться. Это и есть тот золотой ключик, который открывает дверь в замечательную жизнь.

7. Рефлексия

Учит.: - Я предлагаю вам ребята,  уже сегодня,  воспользоваться  этим золотым ключиком: попробуйте каждый для себя составить несколько правил, как избежать конфликта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пора ужинать". 2 класс. Здоровьесбережение.

Классный час "Пора ужинать" для учащихся 2 класса по программе "Здоровьесбережение в начальных классах"....

Классный час : "День космонавтики", 3 класс

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики....

Классный час "Золотая осень" (1 класс)

Классный час "Золотая осень" является первым коллективным мероприятием для первоклассников и их родителей. Он особенно важен для сплочения как детского, так и родительского  коллектива. Утренник ...

Классный час для учащихся 1 класса по теме: «Прощание с первым классом»

Классный час для учащихся 1 класса  по теме: «Прощание с первым классом»...

Классный час «Знакомство с ВОВ», посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне. Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 класса.

Классный час «Знакомство с ВОВ»,посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне.Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В.,  для обучающихся 1 - 4 ...

Работа классного руководителя .Тематика классных часов в 3-А классе

в разработке представлена тематика класных часов классного руководителя Порчинской Н.А. для обучающихся 3-А класса на весь учебный год по месяцам, с формами проведения и обсуждаемыми вопросами...