Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.
статья (1 класс) по теме

Шайхивалиева Алия Алимовна

Воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. В данной статье рассмотрена работа над проектами, используемыми для воспитания гражданской позиции детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shaykhivalieva_a.a.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы гражданского воспитания на уроках окружающего мира

      Федеральным  Государственным Образовательным стандартом  определено, что воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент  социального заказа. Для будущего страны важно, не только, какие знающие специалисты будут создавать богатства страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская нравственная позиция.

      Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы.

     На уроках Окружающего мира по системе «Школа – XXI века» дети начинают знакомиться с такими понятиями, как  «Родина», «Отечество», «гражданин», «толерантность».

      Эти понятия довольно сложны для восприятия детей. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе активные и интерактивные методы, которые направлены на создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». Таким образом, интерактивные методы позволяют решать следующие задачи:

  • Активно вовлекать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышать познавательную мотивацию учащихся
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности
  • Развивать коммуникативные качества учащихся

    Одним из  интерактивных методов является метод проектов. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

        Остановлюсь на некоторых проектах, которые были осуществлены во 2 классе.

         Работая над темой «Все профессии важны» ставила цели:

  1. Учить детей ориентироваться в мире профессий.
  2. Способствовать формированию представления о том, что любая профессия важна и нужна.

      Предварительно обсудили с ребятами, кем они хотят стать. Почему? Потом спросила, знают ли они профессии своих родителей? Оказалось, не все дети могут ответить на этот вопрос. Затем предложила детям взять интервью у родителей об их профессиях. Вместе обсудили, какие вопросы будем задавать. В итоге дети решили спросить:

  1. Где работают родители?
  2. Кем?
  3. Почему выбрали эту профессию?
  4. Где учились?
  5. Чем интересна профессия?

        По итогам интервью дети составили рассказы о профессиях родителей. Приведу пример одного рассказ

Мои родители.

     Я брал интервью у папы и мамы. У них одинаковая профессия. Они врачи. Специальностей у врачей много, а мои родители – неврологи. Они лечат болезни нервной системы. И хотя специальность у них одна и та же, лечат они по-разному мама с помощью лекарств, а папа ещё и руками.

     И папа, и мама потомственные врачи, поэтому и они выбрали эту профессию.

      Мои родители долго учились в медицинском институте. Там они познакомились.

      Мои родители очень любят свою работу. От их знаний и опыта зависит жизнь и здоровье людей.

      Возможно, когда я вырасту, тоже буду врачом. Не знаю, каким именно, но таким же хорошим как папа и мама. Ещё мне понравилось брать интервью, может быть, я буду работать журналистом.

       Урок по теме «Города России» прошёл в форме урока – путешествия.

Работая над этим проектом, класс заранее был разделён на группы. В каждой группе дети выбрали город, о котором будут рассказывать. В группах распределили обязанности. Кто-то узнал, где находится город, нашёл его на карте, другие дети нашли материал о достопримечательностях города, стихи, песни о городе, третьи оформили собранный материал.

        И в итоге каждая команда презентовала свой проект в форме сообщений, компьютерных презентаций. Так дети рассказали о Пскове, Великом Новгороде, Кингисеппе, Кандалакше, Великом Устюге. В основном, дети выбирали для рассказа те города, в котором сами когда-то бывали.

      Творческим продуктом проекта «Россия – многонациональная страна» стал сборник кулинарных рецептов народов России, составленный ребятами класса.

     На классном часе, в ходе беседы о толерантном отношении друг к другу, выяснили, что в классе учатся дети разных национальностей. Есть украинцы, дагестанец, еврей, татарин, наполовину армянин, наполовину грузинка, на четверть гречанка, а у Милены - дедушка кубинец. Предложила детям узнать поподробнее о своих национальных корнях, что отличает одну национальность от другой. Дети подготовили сообщения, рассказали об обычаях, языке, культуре, кухне разных народов России.

      Родители детей приняли активное участие в этом проекте: помогали детям подбирать народные песни, поделились кулинарными рецептами, принесли в класс расшитые рушники, детали национальных костюмов, татары угостили ребят чак – чаком.

     Дети увидели, что все мы разные, у нас разные корни, и мы уважительно относимся культуре, традициям разных народов. Ведь все мы граждане одного многонационального  государства -  России.

       Таким образом, используя интерактивные методы ( в частности, метод проектов) на уроках Окружающего мира стараюсь закладывать  основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества, гражданином своего Отечества.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

Воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. В данной статье рассмотрены интерактивные методы ...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

Методы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основ...