Программа летнего оздоровительного лагеря "Радуга"
рабочая программа на тему

Скопина Елена Валерьевна

 

 

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

 

Цель программы: раскрывать способности детей на основе реализации их интересов.

Задачи:

  1. Обучающие:

- приобретение познавательного интереса;

- включение в познавательную деятельность;

- приобретение определённых знаний, умений и навыков;

- развитие мотивации к занятиям различными видами деятельности.

  1. Развивающие:

- развитие личностных свойств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратности;

- формирование потребности в самопознании и самореализации.

3. Воспитательные:

- формирование нравственных ценностей;

- социальной активности, гражданской позиции и патриотизма;

-  культуры общения и поведения в социуме;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_legerya_raduga.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 451

 Колпинского района Санкт – Петербурга

                                                                         Утверждаю          

                 Директор ГБОУ СОШ №451                      

 Ильина М. С._____________                                  ________________________

Программа

городского с дневным пребыванием оздоровительного лагеря «Радуга»

«Радуга собирает друзей!»

(для детей от 6,5  до 15 лет)

Сроки реализации программы: со 2  июня по 23   июля 2014 г.

Составители  программы:

1. Яковлева Л.М. – зам. директора по УВР, учитель начальных классов,

2. Скопина Е.В. – учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня.

г. Санкт – Петербург

2014 г.

Пояснительная записка

Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.

Правильная организация деятельности детей в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

С целью организации летнего отдыха детей на базе ГБОУ СОШ № 451 Колпинского района Санкт - Петербурга  организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей.

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования деятельности в период лагерной смены. Детям предоставлена свобода в выборе содержания их отдыха.  

Актуальность данной программы заключается в создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, в максимальном внимании развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов, неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, творческих и двигательных).

При планировании педагогической деятельности  лагеря «Радуга» и разработке программы мы опирались на признанные достижения современной  отечественной педагогики и в основу взяли следующие идеи:

  1. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
  2. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
  3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

В своей работе мы использовали опыт работы педагогов Корнеевой Н. Д. (программа «Радужное  творчество»), Григорьевой О.В. (программа «Весёлые ребята»).  

Для реализации педагогических идей нами была разработана новая игровая модель организации работы с детьми, цель  которой - «подарить краски Радуге». Современное материально – техническое обеспечение школы даст дополнительные возможности в использовании современных технологий.

Цель программы: раскрывать способности детей на основе реализации их интересов.

Задачи:

  1. Обучающие:

- приобретение познавательного интереса;

- включение в познавательную деятельность;

- приобретение определённых знаний, умений и навыков;

- развитие мотивации к занятиям различными видами деятельности.

  1. Развивающие:

- развитие личностных свойств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратности;

- формирование потребности в самопознании и самореализации.

3. Воспитательные:

- формирование нравственных ценностей;

- социальной активности, гражданской позиции и патриотизма;

-  культуры общения и поведения в социуме;

- формирование навыков здорового образа жизни.

1. Краткая характеристика участников

и сроки реализации программы

Статус программы: школьный. По продолжительности программа является краткосрочной (2 лагерные  смены).

Место проведения - ГБОУ СОШ №451 Колпинского района Санкт - Петербурга.

Количество смен – 2,

сроки:  1 смена с 2 июня  по 27 июня, 

             2 смена с 30 июня по 23   июля.

Продолжительность 1, 2 смены по 18 дней.

Общее число участников за смену:

1 смена – 155 человек,  2 смена – 50 человек.
Основной состав лагеря – это дети дошкольного возраста, учащиеся начальной школы и среднего звена  в возрасте от 6,5  до 15 лет, родители которых написали заявления.

При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

1 смена – 6 отрядов, 2 смена – 2 отряда.

Организация и содержание деятельности

  1. Пришкольный оздоровительный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся начальных и средних классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).
  2. В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
  3. Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
  4. В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.

Механизм реализации Программы

1 этап – подготовительный:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
  • подбор кадров;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Радуга»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • комплектование Лагеря.

2 этап – организационный:

  • формирование отрядов;
  • формирование законов и условий совместной работы.

3 этап – основной:

  • реализация плана работы;
  • выполнение режима дня; 
  • сплочение коллектива детей;
  • работа кружков (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования п. Металлострой)

4 этап – заключительный:

  • анализ рефлексии, анкет, отзывов;
  • подведение итогов смены (награждение самых активных ребят);
  • анализ результатов работы (аналитическая справка);
  • творческий отчёт (презентация, фото и видеоматериалы).

2. Педагогическая идея программы

Выбрана игровая модель организации работы с детьми, идея которой «подарить краски Радуге». Мотивацией для детского творчества, активности, деятельности выступает желание победить злого волшебника и собрать Радугу.

Лагерная смена проводится в форме игры, в сюжете которой злой волшебник отнимает у РАДУГИ её ЦВЕТА, и в начале смены вводится  игра – «Помоги РАДУГЕ собрать ЦВЕТА». Каждый ЦВЕТ – символ участия отряда в различных делах. Чтобы собрать РАДУГЕ ЦВЕТА, надо  проявить себя в деле и выиграть ЦВЕТ по итогам дня.

Игровая задача смены: собрать все ЦВЕТА РАДУГИ. В конце смены РАДУГА засияет всеми  СВОИМИ КРАСКАМИ. (На 1 этаже на стенде была оформлена Радуга без цвета, на которую ребята приклеивали кружки, выбирая цвет в зависимости от участия в делах и мероприятиях.)

Символ  участия отряда в мероприятиях, отрядных делах:

  1. Коллективный Красный  цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых    каждый ребенок принимает участие.
  2. Особый Оранжевый  цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
  3. Житейский Желтый цвет  - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений.
  4. Задорный Зеленый цвет   - смешные конкурсы, веселые мероприятия.
  5. Главный Голубой  цвет    -  мероприятия патриотического направления.
  6. Спортивный Синий цвет  - спортивные соревнования.
  7. Фантазийный Фиолетовый  цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей.

Для дальнейшей организации и планирования воспитательной работы (её коррекции) в конце дня  предусмотрена рефлексия. В каждом отряде на Радугу прилетает бабочка, на крыльях которой соответствующим цветом ребята отмечают своё настроение в уголке радужат.

Красный цвет

Оранжевый

Зеленый

Синий

классный день!

очень хороший день!

день как день

скучный день.

В течение смены проводить работу по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучать их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек (экран соревнований в отрядах). По итогам смены ребята, набравшие больше капитошек, получат за свою активность грамоты.

В основе организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря заложен троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Наполнение ежедневной деятельности  выражено:

  • активизацией умственной деятельности (интерактивные, познавательные игры, ежедневная рефлексия);
  • применением практической деятельности (экология, спорт, труд, кружки);
  • организацией досуговой деятельности (игры, увлечения, творчество, экскурсии).

Содержание планирования работы:

  • режимные моменты;
  • общелагерные ритуалы (утренняя линейка, зарядка);
  • общелагерные дела и мероприятия познавательной, трудовой, спортивной, творческой, развлекательной направленности, экскурсии;
  • организация самоуправления (принятие законов лагеря, создание творческих групп (редколлегия, дикторы, танцоры и т.п.);
  • время для отрядных дел.

3. Направления и формы организации деятельности

Организация духовно – нравственного развития и воспитания в ГОЛ «Радуга» осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма

Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. В современном понимании оно означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно – смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально – действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко- культурному наследию.

Работа направлена на формирование общечеловеческих, нравственных, патриотических установок и качеств личности.

2. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Работа направлена на развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни

Работа направлена на формирование чувства уважения к труду, творчеству; воспитанию таких качеств личности как целеустремлённость и настойчивость.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) направлено на:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе,
  • бережное отношение к растениям и животным.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Работа направлена на приобщение детей к доступной для их возраста деятельности в области искусства, воспитание у детей потребности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт, формирование художественно - эстетического вкуса, формирование интереса к чтению, произведениям искусства.

6. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Работа по формированию знаний и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья ребят. Пробуждение желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к своему здоровью).

Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:

  • полноценное питание;
  • гигиена приёма пищи;
  • режим дня;
  • рациональная организация труда и отдыха;
  • утренняя гимнастика на свежем воздухе;
  • организация мероприятий на свежем воздухе;
  • принятие солнечных и воздушных ванн.

В зависимости от вида деятельности использовать различные  формы  воспитательной работы:

1. Художественно-творческая деятельность: изобразительная деятельность (рисунки, мастер – классы), конкурсные программы, творческие конкурсы (инсценировки, конкурсы чтецов), игровые творческие программы к тематическим дням, концерты и праздники, фестивали, КТД  и др.

2. Досуговая деятельность: игры на знакомство, настольные и подвижные игры.

3. Образовательная деятельность по направлениям:

  • интеллектуальное (познавательные и логические игры);
  • познавательное (экскурсии, беседы  и презентации);
  • краеведческое (посещение школьного музея «История п. Металлострой);
  • художественно-творческое (ПМК «Орлёнок» - бисероплетение, мягкая игрушка, ДК им. В.В. Маяковского театральные мастер – классы, «Сказкотерапия»).
  1. Социальное партнёрство (Игротека. Участие в акциях).
  2. Деятельность гражданско-патриотической направленности: конкурс рисунков, стихов, песен,  радиопередачи и линейки, игра по станциям, конкурс детского рисунка на асфальте, экскурсия в школьный музей, виртуальная экскурсия, встреча с ветеранами ВОВ,  Торжественный митинг,  тематический день и др.

Учитывая количество участников,  мы выделили три формы организации деятельности.

Формы организации деятельности

Массовые

Групповые

Индивидуальные

праздники

конкурсы

экскурсии

спортивные соревнования

КТД

отрядные огоньки

беседы, КТД

работа кружков и секций

индивидуальные беседы

4. Принципы организации и содержания деятельности.

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Радуга» опирается на следующие принципы  организации и содержания деятельности:

1. Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 

2. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности – развитие доминирующих способностей, интересов и потребностей (интеллектуально – познавательные, художественно – творческие, организаторско – лидерские) детей, чему помогают выступления на концертных площадках, занятия в кружках, участие в различных мероприятиях, акциях.

3. Принцип творчества и свободы выбора – выбор различной познавательной деятельности, определение значимых досугово – развлекательных мероприятий, выбор и распределение роли участников коллективных игр, использование различных форм участия в оздоровительных программах.

4. Принцип социальной активности – включение ребят в социально – значимую деятельность при проведении разноплановых мероприятий (оздоровительных, спортивных, досуговых).

5. Принцип продуктивного взаимодействия педагогического и детского коллективов – согласованная деятельность по формирование временных групп для подготовки и проведения различных мероприятий на основе субъект – субъектных отношений участников процесса (принятие законов лагеря, создание творческих групп (редколлегия,  дикторы, танцоры и т.п.)

6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания – создание системы оздоровления ребёнка в условиях детского временного коллектива, организация воспитательной работы с учётом возрастных особенностей детей и применением здоровье – сберегающих технологий.

В программе предусмотрены принципы и особенности организации воспитания и социализации:

1. Принцип ориентации на идеал: Пётр 1, защитники земли русской, отдавшие жизнь за Родину, ветераны ВОВ, земляки (познавательная программа «Великие люди нашего Отечества», познавательная игра «Отголоски петровских времён», конкурс рисунков, стихов, песен к Дню России,  радиопередача  «День России», игра по станциям «Путешествие по России», конкурс Детского рисунка на асфальте  «Я люблю тебя, Россия, радиопередача «День памяти и скорби», виртуальная экскурсия  «Памятники ВОВ в Металлострое», экскурсия в музей «История посёлка Металлострой» «Металлострой в годы войны», встречи с художником Семеренко В.Н., герои литературных произведений, которым хочется подражать).

2. Принцип следования нравственному примеру (встреча с ветеранами, участие в Торжественном митинге, посвящённом Дню памяти и скорби).

3. Принцип диалогического общения со значимыми другими (социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования, приглашение родителей на мероприятия и праздники в лагере).

4. Принцип полисубъектности воспитания и социализации (активное вовлечение в жизнь лагеря, знакомство детей и родителей с местами проведения досуга в свободное время, получение информации о режиме их работы).

5. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности ребят в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач в лагере обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства;
  • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • духовной культуры и фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно - полезной, личностно - значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

5.Методическая основа программы

Программа согласно цели развивает способности детей с учётом их интересов и обогащает знаниями в определённой предметной области.

Предметная

область

Знания и качества, приобретаемые ребёнком

художественно- эстетическая                

- знакомство с понятиями пейзаж, натюрморт, композиция, умение изображать людей, животных и т.д.;

  -дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

спортивно– оздоровительная

- подвижные игры,   основные физкультурные элементы: ходьба, бег, прыжки;

- развитие физических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость;

- развитие у детей чувства ответственности, надёжности, заботливости, уважения по отношению к себе, другим людям, к порученному делу, а также чувства прекрасного и бережного отношения к окружающим;

- формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

экологическая

- деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу,

- разумность использования природных богатств и способов улучшения окружающей природной среды,

-  экология, природные ресурсы.

нравственная

- музыка, песня, танец;

- общение с книгой, природой, искусством.

трудовая

- минимум трудовых умений навыков, развития трудолюбия, бытовой самообслуживающий труд.

Перечисленные направления деятельности, дадут возможность ребёнку попробовать себя в той деятельности, которая ему наиболее близка и интересна. Через интересы ребёнка будут реализованы образовательные потребности в каждом направлении.

6. Содержание деятельности

Направления/

задачи

Мероприятия

Формируемые ценности

1.Воспитание гражданствен-

ности, патриотизма

Задачи:

1.Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье.

2.Формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития, интереса к изучению родного края.

- радиопередача «Говорим по – русски»,

-викторина «Великие люди нашего Отечества»,

-познавательная игра «Отголоски петровских времён»,

-конкурс рисунков, стихов, песен к Дню России,  

-радиопередача «День России»,

- игра по станциям «Путешествие по России»,

- конкурс детского рисунка на асфальте «Я люблю тебя, Россия,

- радиопередача «День памяти и скорби»,

 - экскурсия в школьный музей «История посёлка Металлострой»,

- виртуальная экскурсия   «Памятники ВОВ в Металлострое»,

- конкурс рисунков «Война глазами детей, встреча с ветеранами ВОВ,

- участие в Торжественном митинге, посвящённом Дню памяти и скорби,

- акция «Письмо с фронта»,

- конкурс рисунков  «Эхо войны и память сердца»,

-  мастер-класс «Ромашка.

-«Подарок для самых родных»,

-тематический день «Веселый Иван Купала»,

- экскурсия в музей Воды,

- экскурсия «Мистический Петербург», 

- игровая программа «Синее царство – морское государство»,

-военно – спортивная игра «Зарничка» и др.

любовь к Родине, своему народу, своему краю, правовое государство

2.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Задачи:

1.Возрождение нравственных, духовных ценностей семьи.

2.Поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

- Разобрать и принять совместно с ребятами законы лагеря и контролировать их соблюдение (см. ниже).

- игры на знакомство,

- викторина "Дружба! Какое чудесное слово!",

- беседы о дружбе, правилах этикета, культуре речи, толерантности  («Ежели вы вежливы», «Дружба крепкая», «Друг в беде не бросит», «С детства дружбой дорожить учат в школе…», «Твой внешний вид», «Особенности национального этикета»),

- конкурсная программа «Представления отрядов»,

-творческая программа «День именинника»,

-отрядные огоньки знакомств «Давайте познакомимся!»,

-досуговая  программа  «КИНДЕРСЮРПРИЗ»,  

-конкурсная программа для девочек «Свет мой, зеркальце, скажи....»,

-конкурсная программа «Настоящие мужчины»,

-КТД  «День именинника»,  

- познавательная программа «Шоколадное настроение»,  

-развлекательная программа «Украденный полдник»,

-конкурсы рисунков, посвящённый Всероссийскому дню семьи «Подарок для самых родных» и др.

нравственный выбор, справедливость, равноправие, ответственность и чувство долга, забота о старших и младших, представление о светской этике, уважение к другим

3.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни

Задачи:

1.Развития трудолюбия, других нравственных качеств.

2.Развитие эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

-викторины, игровые программы, знакомство с детскими книгами и журналами (библиотека п. Металлострой.),

- кружки «Вдохновение» (мягкая игрушка), «Радуга» (бисероплетение) (ПМК «Орлёнок»),  

- «Сказкотерапия»,

-интеллектуальные и развивающие игры, викторины: «Эрудит», «Танграм», «Игра в рифмы», викторины  «Умники и умницы», логическая интерактивная игра  «Ханойская башня», «Крестики – нолики»,  викторина «Знаете ли вы?», «Своя игра», «Самый умный», «Угадай слово», «Шарады»,

-турниры по домино,  

-интерактивная игра, посвящённая Дню российской почты «Пишите письма, друзья», «Своя игра»,

- турнир по бильярду,

-турнир по стрельбе в тире,

-фестиваль «Радуга талантов» и др.

труд, творчество и созидание, стремление к познанию, целеустремлённостьбережливость, трудолюбие, формирование навыков коллективной работы

4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Задачи:

1.Воспитать бережное отношение к природе. 2.Повысить уровень пропаганды здорового образа жизни.

3.Повысить уровень экологической культуры детей. 

-презентация и беседа «Красная книга России»,

-беседа  «Причины лесных пожаров»,

- конкурс рисунков  «Берегите лес от пожара»,

-радиопередача и фотовыставка, посвящённые Всемирному дню петербургских кошек и котов,

- радиопередача «Охрана окружающей среды»,

-познавательные викторины и игры, посвящённые  Дню охраны окружающей среды,

-конкурс рисунков «Вода – источник жизни»,

-беседы и презентации, посвящённые Всемирному дню океанов,

-познавательная викторина  «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»,

-экологический час «И тритоны, и лягушки – эти милые зверушки»,

-экскурсия в музей Воды,

-«Иван – травник» одна из станций в игре на День Ивана Купала и др.

родная земля, экологическое сознание, экологическая безопасность, экологическая ответственность

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Задачи:

1.Пробуждать в детях чувство прекрасного; 2.Формировать навыки культурного поведения и общения; 3.Прививать детям эстетический вкус. 

- игра «Путешествие  на остров Буян»,

-конкурс рисунков и викторины по сказкам А.С.Пушкина  «Что за прелесть эти сказки…»,  

-мастер – классы: «Театральный», «Бумагопластика»,

-экскурсии: обзорная  экскурсия в Летний сад, в г. Пушкин «Придворный экипаж»,  в Царское село с посещением Александровского дворца,

- встречи с  художником Семеренко В. Н.,

- конкурсы рисунков на тему «Семья и отдых моей семьи», «Мой любимый город», «ДК им. Маяковского – лучший ДК»,

-инсценировки, фестиваль «Радуга талантов»,

- досуговая программа «Волшебство анимации»,

-КТД «Конкурс рисованных фильмов» и др.

красота, гармония, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

6.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Задачи:

1.Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; 

2.Выработка и укрепление гигиенических навыков; 

3.Расширение знаний об охране здоровья. 

-весёлые старты,

-познавательная беседа «Мы идём в лагерь. Безопасный маршрут»,

-интерактивная игра «Движение пешеходов по улицам и дорогам»,

-акция «За здоровый образ жизни»,

-беседа «Здоровый образ жизни»,

- объектовые тренировки по ЧС,

- Спартакиада,

-радиопередача и линейка «Международный Олимпийский день»,

- презентация «Москва. Олимпийские игры»,

-соревнования «Спортивные рекорды в нашем лагере»,

- беседы и видеофильмы  по темам: «Огонь друг и враг», «Причины пожара и простейшие способы пожаротушения»,  «Правила поведения при стихийных бедствиях»,

-встречи с инспектором ГИБДД,

- интерактивная беседа «Действия воспитанников и правила поведения при авариях на химически опасных объектах», - познавательная викторина «Красный, жёлтый, зелёный»,

-практическое занятие «Знай и умей!» (средства индивидуальной защиты),

- беседа «Оповещение о ЧС»,

-экскурсия по Металлострою с Петей Светофоровым (виртуальная),

-интерактивная беседа «Помощь при поражениях и травмах»,

-игра  по станциям «Здоровому всё здорово!»,

-игра по станциям «Волшебная страна здоровья!»,

-игра - соревнование «Красный, желтый, зеленый»,

-соревнования в рамках военно-спортивной игры «Зарнички» (приёмы оказания первой медицинской помощи),

- игровая познавательная программа «Весёлый светофор»,

-спортивно – развлекательная программа «Зоологические забеги»,

-водно – сухопутные соревнования,

-игра «Дорожная азбука»,

-«Наш друг светофор» - агитбригада,

-беседа «Если в квартире пожар…» и др.

физическое, психическое, физиологическое, социально – психологическое, духовное здоровье и  жизнь ребёнка

      Законы лагеря

  • Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
  • Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье!
  • Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
  • Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
  • Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи; не надо мешать друг другу!
  • Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зелёным!
  • Закон «Правая рука». Если воспитатель поднимает правую руку, все замолкают!
  • Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
  • Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда.
  • Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
  • Закон «Мотор». Долой скуку!
  • Закон «Выносливость». Будь вынослив!
  • Закон «Дружба». Один за всех и все за одного. За друзей стой горой!
  • Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

7. План – сетка

        В сетке цвет символизирует  участие отрядов в мероприятиях, отрядных делах. Выбрано 7 цветов – цвета радуги, т.к. участие в мероприятиях помогает ребятам собрать цвета Радуги, что является задачей смены.

Цвет

Характеристика мероприятий

Направление организации работы

Коллективный Красный  цвет

  1. коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых    каждый ребенок принимает участие.

-воспитание гражданственности, патриотизма;

-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Особый Оранжевый  цвет

  1. такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни;

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

Житейский Желтый цвет 

такие мероприятия, в результате которых приобретается новый

   багаж знаний и умений.

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

Задорный Зеленый цвет  

смешные конкурсы, веселые мероприятия

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни;

Главный Голубой  цвет   

мероприятия патриотического направления.

-воспитание гражданственности, патриотизма;

Спортивный Синий цвет 

спортивные соревнования

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Фантазийный Фиолетовый  цвет

мероприятия, развивающие фантазию детей

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни;

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

План – сетка основных мероприятий 1 смена

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2 июня

Торжественное открытие смены «Радуга собирает друзей!»

Праздник ДК им. Маяковского

«Здравствуй Лето!»

Беседа «Правила нашего лагеря»

Беседы по ПДД

3 июня

 «Путешествие  на остров Буян»

Весёлые старты

Экскурсия по библиотеке «Путешествие в Читай – теремок»  

Беседы ПДД

4 июня

Радиопередача «Говорим по – русски»

Конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки…»

Объектовая тренировка по ЧС. Эвакуация во время пожара.

5 июня

Экологическая игра (викторина, Красная книга), посвящённая  Дню охраны окружающей среды

Беседы ППБ

6 июня

Пушкинский день России: конкурс рисунков по произведениям
А.С.Пушкина (подведение итогов)

Встреча с художником Семеренко В.Н.

Турнир по домино

9 июня

Радиопередача «Всемирный день петербургских кошек и котов»

Конкурс рисунков «Вода – источник жизни»

Игра «Отголоски петровских времён»

Викторина «Пословицы и поговорки о дружбе»

Великие люди нашего Отечества (познавательная программа)

10 июня

Конкурс рисунков, стихов, песен  к Дню России

Спартакиада

Творческая мастерская «Играем и мастерим вместе»

Беседы ЧС

11 июня

Радиопередача «День России»

Конкурс Детского рисунка на асфальте «Я люблю тебя, Россия!»

Путешествие по России (игра по станциям)

12 июня

День России

13 июня

выходной

16 июня

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

Викторина «От кота до триумфальной арки»

Практическое занятие «Знай и умей!»

17 июня

«В гостях у Радуги» (представление отрядов)

Турнир по домино

Беседы ЧС

18 июня

Радиопередача «Охрана окружающей среды»

Беседы ППБ

Конкурс рисунков и стихов о войне

19 июня

Экскурсионный день

Обзорная  экскурсия. Летний сад,

 г. Пушкин «Придворный экипаж»,  

Царское село с посещением Александровского дворца

20 июня

Радиопредача «День памяти и скорби»

Экскурсия в музей «Металлострой в годы войны» (шк.)

Виртуальная экскурсия «Памятные места п. Металлострой»

Встреча с ветеранами войны

Игра по станциям «Волшебная страна здоровья»

23 июня

Радиопередача «Международный Олимпийский день»

Спортивные рекорды в нашем лагере (23 июня - Международный Олимпийский день)

24 июня

Экологический час «И тритоны, и лягушки – эти милые зверушки»

Встреча с художником Семеренко В.Н.

Игра по станциям «Здоровому всё здорово!»

Беседа Безопасность

25 июня

Экскурсия по Металлострою с Петей Светофоровым (виртуальная)

Весёлые старты

26 июня

День именинника

Беседы ППБ

.

27 июня

Весёлые старты

Дископрограмма

Закрытие лагерной смены

План – сетка основных мероприятий 2 смена

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

30 июня

«Давайте познакомимся» отрядные огоньки знакомств

1 июля

«Лето в самом разгаре» праздник открытия 2 смены.

«КИНДЕРСЮРПРИЗ» досуговая программа

2 июля

Конкурсная программа «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Мастер – класс «Ромашка»

Конкурсная программа «Настоящие мужчины»

3 июля

Игровая познавательная программа «Весёлый светофор»

Спортивно – развлекательная программа «Зоологические забеги»

4 июля

Досуговая программа «Волшебство анимации»

КТД конкурс рисованных фильмов

7 июля

День Ивана Купала спортивно – творческий праздник

8 июля

«Подарок для самых родных» конкурс рисунков, посвящённый Всероссийскому дню семьи.

Спартакиада

9 июля

Спартакиада

10 июля

Экскурсия «Музей воды»

11 июля

«Шоколадное настроение» познавательная программа

«Шоколадная дискотека»

14 июля

Зарничка (военно – спортивная игра)

15 июля

«Пишите письма, друзья» интерактивная игра, посвящённая Дню российской почты

Украденный полдник

16 июля

Фестиваль «Радуга талантов»

17 июля

«Синее царство – морское государство» игровая программа, посвящённая Дню ВМФ

18 июля

«Краски лета» конкурс рисунков на асфальте

Праздник цветных карандашей

21 июля

День именинника

«Праздник воздушных шариков»

22 июля

«Красный, жёлтый, зелёный» игра

«Водно – сухопутные соревнования»

23 июля

Ярмарка аттракционов

Закрытие смены

Примерный распорядок  дня

1

8.30 – 9.00

Прием детей.

Солнышко встает – спать ребятам не дает.

2

9.00 – 9.15

Зарядка.

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

3

9.15 – 9.30

Линейка.

Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

4

9.30 – 10.00

 Завтрак.

Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво.

5

10.00 – 12.55

Работа по плану и кружковая работа.

Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы.

Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.

Лучше отряда нет места на свете – знают воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь сей отряду, будет всем весело, будут все рады.

Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются.

6

13.00 – 13.25

Обед.

Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

7

13.30 – 15.15

Тихий час.

К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

8

15.30 – 16.00

Полдник.

Вот уже в который раз повара встречают нас.

9

16.00 – 18.00

Культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей.

8. Условия и ход реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Планирование деятельности.
  3. Кадровое и методическое обеспечение программы.
  4. Материально-техническое обеспечение.
  5. Информационное обеспечение.
  6. Финансовое обеспечение.
  7. Методическое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение

Реализацию программы обеспечивает наличие квалифицированных кадров (педагогических, медицинских, работников пищеблока).

Дружный творческий коллектив работников 451 школы, усилия которого направлены на формирование духовно-нравственных и толерантных качеств у ребят, через приобщение детей в ходе запланированных мероприятий к базовым национальным ценностям: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество.

Организовано сотрудничество с учреждениями дополнительного образования посёлка Металлострой: СПб ГБУ «ДК им. В.В.Маяковского», библиотека п. Металлострой (ГУ ЦБС Колпинского района филиал №5), ПМК «Орлёнок», клуб спортивного домино «Пусто - шесть».

Методическое обеспечение программы

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение совещания для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Для воспитателей был организован семинар-практикум  «Что делать с детьми в пришкольном лагере». Где мы «повторили» игры на знакомство, игры на сплочение временного детского коллектива, как организовать игру на прогулке и в помещении, как быстро, без особых усилий и репетиций подготовить инсценировку, КТД, как поделить детей на команды, как выбрать ведущего и т.д. Одним словом, снабдили педагогов полезными советами, подсказками, материалами, необходимыми для организации интересных дел в отряде.

При подготовке к работе в лагере была создана папка «Методическая копилка», в которую вошли интересные и познавательные разработки мероприятий с учётом праздничных дат и дат этнокалендаря. (Международный день детей (День защиты детей), Международный день очистки водоемов, Всемирный день молока, Всемирный день охраны окружающей среды, Пушкинский день России (День русского языка), Всемирный день океанов, Всемирный день петербургских кошек и котов, Международный день друзей, День России, День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год), Международный Олимпийский день, Праздник Ивана Купалы у славян, Всероссийский день семьи, День российской почты, День ВМФ и др.).

Принципы планирования педагогической деятельности

1. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим и возрастным особенностям детей.

2. Принцип свободы выбора - открытость среды, когда участие детей в деятельности строится на свободе выбора её содержания и уровня овладения ими.

3. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: 

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; 

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; 

- активное участие детей во всех видах деятельности;

- организация такой деятельности и общения, когда интересы детей и взрослых не противоречат друг другу.

4. Принцип  творческой индивидуальности: создание условий, при которых ребёнок полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал в индивидуальном направлении. 

Материально – техническое обеспечение программы

ГОЛ «Радуга» был оформлен и готов к приёму детей со 2 июня 2014 г. При организации ЛОК школу посетили представители Роспотребнадзора, Пожнадзора и проведено визирование, где были учтены условия безопасного пребывания детей в лагере.

К лагерю были подготовлены:

  •         6 отрядных (1 смена) и 2 отрядных (2 смена) комнаты (оформлены в едином стиле) и 2 спальни (для мальчиков и для девочек), зоне пребывания детей установлены москитные сетки;
  • игровая зона (в  холле установлены по два игровых стола: бильярд, аэро-хоккей, футбол,  и  теннисный стол);
  • актовый зал, душевая кабина, комната гигиены;
  • спортивный зал с обновленным спортивным оборудованием;
  • обеденный зал и зона приготовления пищи;
  • медицинский кабинет;
  • организован питьевой режим;
  • для воспитателей предоставлено автоматизированное рабочее место (интерактивная доска,  компьютер, принтер, проектор);
  • на этажах - интерактивно – информационная зона;
  • спортивное оборудование и инвентарь (мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи и др.);
  • спортивная и игровая площадки на свежем воздухе;
  • настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры);
  • музыкальный центр, микрофоны, фотоаппарат;
  • призовой фонд (грамоты, дипломы, сувениры).

Для безопасного пребывания детей в ГОЛ: дежурство вахтёра, на всех этажах и территории видеонаблюдение, кнопка тревожной сигнализации на 1 этаже.

Финансовое обеспечение программы

Лагерь содержится за счёт городских бюджетных средств города, Фонда социального страхования, родительских средств.

Схема управления программой

9. Ожидаемые результаты

Главным результатом деятельности детского оздоровительного лагеря является развитие ребёнка, которое будет заключаться в:

- приобретение ребёнком познавательного интереса;

- активное включение детей в познавательную деятельность;

- приобретение детьми определённых знаний, умений и навыков, в зависимости от направления деятельности;

-  развитие мотивации к занятиям различными видами деятельности;

- развитие личностных свойств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и др.;

- формирование потребности в самопознании и самореализации;

- формирование нравственных ценностей;

- социальной активности, гражданской позиции и патриотизма;

-  культуры общения и поведения в социуме;

- формирование навыков здорового образа жизни.

10. Способы проверки ожидаемых результатов

В течение смены вести работу по:

- эмоциональному отклику детей (рефлексия),

- выявлению различных способностей и интересов ребят,

- изучению их личностных особенностей.

Диагностика 

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное   выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы в отрядах.

Коллективное планирование в отрядах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Тестирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

В конце смены провести  анкетирование  родителей.

Анкета для родителей

1. Понравилась ли Вам организация досуга детей в лагере?

А) да

Б) нет

2. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок снова пришёл в наш лагерь?

А) да

Б) нет

3. Мероприятия какого направления вызвали наибольший интерес у Вашего ребёнка?

А) спортивно – оздоровительного

Б) художественно – эстетического

В) патриотического

Г) экологического

Д) интересны все мероприятия

4. Владели ли Вы информацией о работе учреждений дополнительного образования нашего посёлка?

А) да

Б) нет

В) частично

Провести  тестирование и анкетирование  ребят

Тест  для ребят

1. Нравится ли тебе ходить в лагерь?

А) да

Б) нет

2. Ты ходишь по своему желанию или по настоянию родителей?

А) да

Б) нет

3. Понравилась ли тебе организация твоего времени в лагере?

А) да

Б) нет

4. Хотел бы ты  снова прийти в наш лагерь?

А) да

Б) нет

5. Понравились ли тебе мероприятия, проводимые в отряде, лагере?

А) да

Б) нет

6. Кем тебе больше нравилось быть на мероприятиях  (анализ выбранной роли)?

А) активный участник

Б) зритель и слушатель

7. Сотрудничество с какими учреждениями вызвало у тебя наибольший интерес?

А) ПМК «Орлёнок»

Б) библиотека

В) ДК им. В.В.Маяковского

8. Кем был для тебя воспитатель?

А) воспитатель – организатор

Б) воспитатель – помощник

В) воспитатель – друг

Анкета для ребят

1. Какие направления вызвали больший интерес?_____________

2. Самореализовал ли ты свои интересы в выбранном направлении?_______

3. Что особенно понравилось делать по выбранному напрвлению?________

4. Появились ли у тебя интересы в других направлениях?___________

5. Опиши свои впечатления о проведённой в лагере смене__________

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.

Для выполнения этих условиях разработаны  критерии эффективности программы.

Критерии эффективности программы

Формы подведения итогов:

1.Достижение поставленных в программе цели и задач.

  •  анализ итогов смены:
  • - отсутствие страховых случаев (мед.справка) – показатель соблюдения выполнения правил техники безопасности и ведения здорового образа жизни;

- частота детских заболеваний (мед. справка) – показатель правильной организации режима дня, разумного чередования нахождения ребят на воздухе и в помещении, правильного подбора одежды и правильного питания);

- рост активности участия детей в жизни лагеря (наблюдение);

2.Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.

  1. - мониторинг наличия конфликтных ситуаций и способов их разрешения;
  2. - отзывы детей и родителей об организации работы в лагере;

3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.

- анкетирование;

- рефлексия «Раскрась бабочку» (коррекция организации и планирования воспитательной работы)

4.Творческое сотрудничество взрослых и детей

-  наблюдение,

- анкета (выявление уровня детской активности, анализ выбранной роли),

 - анкета (определение, какая роль педагога в лагере ближе детям).

В ходе реализация программы ГОЛ «Радуга» предполагается использование разных форм и методов организации жизнедеятельности лагеря, обеспечивающих её эффективность.

10. Список литературы

  1. Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
  3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004. - 192с.
  4. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
  5. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
  6. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
  7. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
  8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
  10. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
  11. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
  12. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
  13. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
  14. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
  15. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
  16.  Источник. Интернет. Яндекс. Летний школьный лагерь tatschool1186.ru2011/0701letnijlagerx…
  17. План работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием...elanschool.ruleto-otdych/лето-2012…218…работы…
  18. АППО. Институт развития образования. Кафедра социально – педагогического образования. Разработка и реализация образовательных программ летних оздоровительных учреждений и организаций с учётом основных ценностно – смысловых ориентиров, заданных ФГОС. Методические рекомендации. СПб. 2014 г.

Анализ работы ГОЛ «Радуга»

Считаем, что проведённые в лагере мероприятия соответствовали поставленным целям и задачам:

  • отсутствие страховых случаев (нет травм) – показатель соблюдения  выполнения правил техники безопасности и ведения здорового образа жизни;
  • 97 % ребят старались не пропускать зарядку;
  • 98 % ребят не болели,  что говорит о разумном чередовании  нахождения ребят на воздухе и в помещении, правильном подборе одежды и правильном питании;
  • 96% ребят были очень довольны питанием в лагере;
  • 80 % ребят были активным участниками всех мероприятий, 20 % ребят выбрали роль зрителя и слушателя;
  • 97% ребят с большим удовольствием посещали лагерь;
  • Ежедневная рефлексия показала, что 90% ребят полностью удовлетворены своим пребыванием в лагере, 7% ребят отметили, что были дни, когда им чего-то не хватало (прогулки, творчества и др.) и 3%  - ответили, что хотели бы быть дома (у этих детей отмечались: трудности в коммуникации, неадекватное поведение, повышенная утомляемость)
  • 50% ребят 2 смены остались в лагере после 1 смены.

При планировании и организации работы мы учитывали, что в условиях летнего отдыха у детей не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Мы старались реализовать это стремление в других, отличных от уроков формах (изобразительная деятельность, конкурсные и познавательные программы, праздники, викторины, игры, мастер – классы, выставки, КТД и др.), в ходе которых дети смогли практически реализовать те знания, которые им дала школа, окружающая среда.

В лагере был создан благоприятный психологический климат, все участники процесса были заинтересованы в выполнении поставленных перед ними задач. Предложенные формы работы были разнообразны и подбирались с учётом возрастных особенностей детей. В ходе каждой беседы, мероприятия, мастер - класса устанавливалось творческое сотрудничество между взрослыми и детьми. Ребята с большим удовольствием ходили в лагерь, о чём свидетельствуют отзывы детей и родителей.

Считаем, что предполагаемые результаты реализации программы нами были получены.

         Мероприятия, запланированные в лагере, способствовали расширению детского кругозора, дали новые знания, формировали ЗОЖ, были направлены на сплочение детского коллектива, создание в лагере атмосферы веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, находящихся в лагере, было одним из приоритетных направлений при организации работы в ДОЛ «Радуга».

Чтобы в лагере сложился благоприятный, эмоционально-комфортный климат, взрослые грамотно отработали организационный период. Первые дни в лагерной смене – самые трудные. Быстро перезнакомить, подружить детей, вместе освоить правила жизни лагеря нам помогла игра. Это уникальное педагогическое средство, панацея от многих проблем, которые могут возникнуть в детском коллективе. Скоро мы заметили, что «Лапта», «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Собачка» и др. вытеснили планшеты и прочие электронные игрушки.

Уже на первой неделе смены выявилась инициативная группа детей, которая и стала организатором многих лагерных дел. Постепенно таких ребят становилось больше: кто-то предложил себя в качестве «рисовальщика» афиш и объявлений, кто-то – мастер придумывать конкурсные задания (очевидно, часто участвует в подобных мероприятиях в школе), кто-то с упорством, ежедневно вырезал листочки для дерева настроения. Мы с удовольствием заметили, что активность детей растёт, значит, им нравится то, что предлагают взрослые, а любое дело в лагере – пространство для самореализации. Предложенные формы работы были разнообразны и подбирались с учётом возрастных особенностей детей. В ходе каждой беседы, мероприятия, мастер - класса устанавливалось творческое сотрудничество между взрослыми и детьми. Ребята с большим удовольствием ходили в лагерь, о чём свидетельствуют отзывы детей и родителей, ежедневная рефлексия.  

При планировании работы   лагеря мы старались не повторяться в формах организации досуга детей.  Воспитателями были организованы коллективно-творческие дела, тематические дни, конкурсы, концерты, игры по станциям, ролевые и интеллектуальные игры, игры-импровизации, спартакиада, веселые старты («Зоологические забеги», вводно-сухопутные соревнования). Таким образом, главный акцент делался на организацию каждого дня как СО-БЫТИЯ (совместного творческого бытия детей и взрослых, когда взрослый не рядом, а вместе с детьми).

Всем работникам лагеря было приятно, что их труд был высоко оценен детьми и родителями, о чём было написано в книге отзывов и пожеланий. «Большое спасибо за хорошо организованную работу в лагере «Радуга». Особенно за его досуг!», «Ребёнок с огромным удовольствием каждый день приходит в лагерь в ожидании интересных и познавательных мероприятий…», «…Ребёнок с большим удовольствием посещает мероприятия. Ей нравится буквально всё!...»

 «Очень благодарна вся наша семья и ребёнок Максим Ермолов за все дни, проведённые в лагере. Большое спасибо за вкусное питание (т.к. наш ребёнок плохо кушает, а здесь хвалил и просил добавку). Очень хорошо организовано – все программы отдыха. Большое спасибо!!!» Максим Ермолов и его семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного учреждения при МОУ СОШ

Разработка  программы летнего оздоровительного учреждения,планы мероприятий на две смены летнего лагеря при образовательном учреждении...

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...