Рабочая программа внеурочной деятельности "Акварель" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Аксюк Галина Михайловна

Эстетическое  воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akvarel.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа №6  

«Согласовано»    

  «___»__________2014____г.          

Зам. директора

______________/Захарцева С.В./  

«  Утверждаю»

«___»_______ _2014___г. 

Директор МБОУ СОШ №6

_________________/Климова В.А./

                                                         

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Направление курса: художественно-эстетическое

«Акварель»

на 2014-2015 учебный год

Учитель Аксюк Г.М.

   г. Белая Калитва

Пояснительная записка

Эстетическое  воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Любой предмет, будь то математика, физкультура, окружающий мир, вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача программы  воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Театр, кино, музеи, выставки и всевозможные показы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений, и т.д. дает широкий спектр для реализации художественно-эстетического воспитания.

Критериями формирования художественно-эстетического отношения являются художественно-познавательный компонент

–  способность к осмыслению чувства прекрасного;

эмоционально-оценочный компонент  

– развитый художественно-эстетический вкус;

- осознание эстетических свойств произведений искусства;

- эмоционально-эстетическая оценка произведений искусства;

Одной из главных целей  становится это развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний и это является залогом развития способности сопереживания.

Внеурочная программа будет реализована через кружковую занятость детей.

Образовательная (модифицированная) программа внеурочной деятельности  «Основы изобразительной грамоты и рисование» составлена на основе:

  • Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006;
  • Интегрированной программы «Изобразительно искусство» 1-4 классы. Авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермоланская, Ю.Н. Протопопов. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  • Изобразительное искусство. 1-9 кл. (В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев,
    Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина)- М.: Просвещение, 1994.

Данная программа соответствует образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает гармоничное развитие у детей природных задатков и формирование способности воспринимать мир в художественных образах.

Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, воспитывает в детях критическое отношение к произведениям искусства. Важно научить детей отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью.

Цель программы: развитие у детей художественных способностей и эмоционально-ценностного и эстетического отношения к произведениям художественной культуры.

Основные задачи:

  1. обучить способам работы с акварелью в разных техниках;
  2. развить умения и навыки художественной деятельности;
  3. развить творческое воображение, пространственное мышление;
  4. усвоить знания о мире искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне), как способах эмоционально-практического освоения окружающего мира;
  5. сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
  6. воспитать у обучающихся эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, художественный вкус.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

  • тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
  • принцип наглядности;
  • принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
  • принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.

Внеурочная программа будет реализована через кружковую занятость детей.

Кружок  «Акварель» рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет. Срок реализации программы – 1 год. Полный объем программы составляет 34 часа.

Форма и режим обучения. Основной формой обучения является урок-занятие с группой обучающихся, продолжительность урока 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма контроля. Основной формой контроля выполнения программных требований является открытый просмотр работ обучающихся по полугодиям, выставки в школе, выставки к различным праздникам.

Критерии контрольных требований.

  • знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • уметь различать основные и составные теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть
    их авторов;
  • находить в прессе информацию о художественных выставках;
  • уметь использовать художественные материалы;
  • уметь применять средства художественной выразительности
    в изобразительной деятельности;
  • уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести экскурсию по ней.

Учебно-тематический план.

дата

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Что мы будем делать на занятиях. Инструменты и материалы для работы.

Вводная беседа. Знакомство с инструментами и материалами. Рисование на свободную тему

1

2

«Моё любимое время года»

Беседа по картинам русских художников. Тематическое   рисование.

1

3

Виды линий.  Пятно. Силуэт. Декоративное рисование. Узор в полосе из геометрических форм

Рисование с образца

1

4

Знакомство с творчеством художников.

Художник – кто он? Выставка из работ художников. (рисунки, плакаты)

1

5

Осенний день. Виды деревьев в этюде.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: И. И. Левитан. «Золотая осень»;

В. А. Серов. «Октябрь. Домотканово», И. И. Бродский. «Опавшие листья».
Рисование с натуры деревьев

1

6

Узор в круге из форм растительного мира. Виды листьев в декоративном рисовании

Рисование с образца

1

7

 Что такое портрет. Изображение  настроения.

Рисование по представлению весёлого или грустного человека

1

8

Иллюстрирование русской народной сказки

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

В. М. Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером

волке». Рисование иллюстрации к сказке «Три медведя»

1

9

 Кто такие анималисты.Узоры на крыльях бабочки.

Узор и бабочка. Рисуем свою бабочку. (Каждый ученик сам придумывает свой узор на крыльях бабочки.)

1

10

Природная красота.

Красивые рыбки . Рисуем различных рыбок.

1

11

Узор в полосе из форм животного мира

Рисование с образца  . Итоговый просмотр

1

12

Грузовик, троллейбус, автобус, трамвай

Рисование с натуры детских игрушек

1

13

Окно в комнате

Рисование по памяти или по представлению (акварель)

1

14

Народная игрушка (петушок, лиса и т. д.)

Рисование с натуры народных игрушек (карандаш, акварель)

1

15

Узор из геометрических форм (снежинка, снеговик)

Составление сюжетной аппликации по теме «Зима»или рисование на темном фоне

1

16

Новогодняя елка

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

А. А. Пластов «Первый снег».

Рисование на тему

1

17

Как мы провели зимние каникулы

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

К. А. Коровин «Зимой».

Рисование на тему (акварель)

1

18

Геометрические фигуры в наброске. Яблоко

Рисование с натуры

1

19

Как украшает себя человек.

Подбери себе или другим украшение. Рисование для себя или для родных и друзей какого – либо украшения.

1

20

Весна на улице

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

Рисование на тему

1

21

 Прилёт птиц  - это значит наступила  весна.

Птицы – наши друзья. Рисование птиц. Лепка птиц.

1

22

Кораблики на воде

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

И. Л Левитан «Весна – большая вода».

Рисование на тему  

1

23

Дизайнер  плаката, открытки. Праздник 9 Мая, 8 марта и др.

Рисование на тему

2

24

Что такое натюрморт. Рисование по представлению.

Ветка черёмухи. Рисование цветущей ветки черёмухи.

1

252

Полевые цветы

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства:

И И. Левитан «Березовая роща»,

И. И. Шишкин «Рожь».

Рисование с натуры (карандаш, акварель)

1

26

Узор в круге

Рисование из стилизованных форм растительного мира  .

1

27

Кто такой архитектор? Постройки в нашей жизни.

Какие бывают постройки. Рисование сказочного дома

2

28

Рисование по замыслу.

Красота наступающего лета. Рисуем летний пейзаж (или  сюжет рисунка учащиеся может выбрать по желанию)

2

29

Экскурсии, оформление выставок (по мере необходимости)

3

Итого:

34

К концу курса обучающиеся должны знать:

  • названия цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-коричневый, бледно-синий и т. д.;
  • порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых сочетаний (розовый, бледно-красный, бледно-оранжевый, бледно-зеленый, голубой, бледно-синий, сиреневый и т. д.).

К концу курса обучающиеся должны уметь:

  • отличать рисунок от живописи;
  • чувствовать и эмоционально реагировать на предметы и объекты изображения в действительности, в произведениях изобразительного искусства;
  • верно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет предметов;
  • правильно работать кистью: использовать наклонное положение кисти для получения широких полос и мазков и вертикальное положение – для рисования концом кисти;
  • разводить и смешивать акварельные краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
  • передавать резкий и плавный переход от темного к светлому и от светлого к темному;
  • определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, в центре, а не сдвинуто к одному из краев бумаги).
  • Уметь рассказать по своему рисунку тему и замысел.
  • Уметь рассказывать об известных ему картинах русских художников;
  • Организовывать тематические выставки работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...