Рабочая программа внеурочной деятельности "Акварель" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Эстетическое воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvarel.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано» «___»__________2014____г. Зам. директора ______________/Захарцева С.В./ | « Утверждаю» «___»_______ _2014___г. Директор МБОУ СОШ №6 _________________/Климова В.А./ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Направление курса: художественно-эстетическое
«Акварель»
на 2014-2015 учебный год
Учитель Аксюк Г.М.
г. Белая Калитва
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Любой предмет, будь то математика, физкультура, окружающий мир, вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача программы воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Театр, кино, музеи, выставки и всевозможные показы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений, и т.д. дает широкий спектр для реализации художественно-эстетического воспитания.
Критериями формирования художественно-эстетического отношения являются художественно-познавательный компонент
– способность к осмыслению чувства прекрасного;
эмоционально-оценочный компонент
– развитый художественно-эстетический вкус;
- осознание эстетических свойств произведений искусства;
- эмоционально-эстетическая оценка произведений искусства;
Одной из главных целей становится это развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний и это является залогом развития способности сопереживания.
Внеурочная программа будет реализована через кружковую занятость детей.
Образовательная (модифицированная) программа внеурочной деятельности «Основы изобразительной грамоты и рисование» составлена на основе:
- Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006;
- Интегрированной программы «Изобразительно искусство» 1-4 классы. Авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермоланская, Ю.Н. Протопопов. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Изобразительное искусство. 1-9 кл. (В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев,
Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина)- М.: Просвещение, 1994.
Данная программа соответствует образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает гармоничное развитие у детей природных задатков и формирование способности воспринимать мир в художественных образах.
Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, воспитывает в детях критическое отношение к произведениям искусства. Важно научить детей отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью.
Цель программы: развитие у детей художественных способностей и эмоционально-ценностного и эстетического отношения к произведениям художественной культуры.
Основные задачи:
- обучить способам работы с акварелью в разных техниках;
- развить умения и навыки художественной деятельности;
- развить творческое воображение, пространственное мышление;
- усвоить знания о мире искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне), как способах эмоционально-практического освоения окружающего мира;
- сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
- воспитать у обучающихся эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, художественный вкус.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
- тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
- принцип наглядности;
- принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
- принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
Внеурочная программа будет реализована через кружковую занятость детей.
Кружок «Акварель» рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет. Срок реализации программы – 1 год. Полный объем программы составляет 34 часа.
Форма и режим обучения. Основной формой обучения является урок-занятие с группой обучающихся, продолжительность урока 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма контроля. Основной формой контроля выполнения программных требований является открытый просмотр работ обучающихся по полугодиям, выставки в школе, выставки к различным праздникам.
Критерии контрольных требований.
- знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- уметь различать основные и составные теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть
их авторов; - находить в прессе информацию о художественных выставках;
- уметь использовать художественные материалы;
- уметь применять средства художественной выразительности
в изобразительной деятельности; - уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести экскурсию по ней.
Учебно-тематический план.
дата | № | Тема | Содержание | Кол-во часов | |
1 | Что мы будем делать на занятиях. Инструменты и материалы для работы. | Вводная беседа. Знакомство с инструментами и материалами. Рисование на свободную тему | 1 | ||
2 | «Моё любимое время года» | Беседа по картинам русских художников. Тематическое рисование. | 1 | ||
3 | Виды линий. Пятно. Силуэт. Декоративное рисование. Узор в полосе из геометрических форм | Рисование с образца | 1 | ||
4 | Знакомство с творчеством художников. | Художник – кто он? Выставка из работ художников. (рисунки, плакаты) | 1 | ||
5 | Осенний день. Виды деревьев в этюде. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: И. И. Левитан. «Золотая осень»; В. А. Серов. «Октябрь. Домотканово», И. И. Бродский. «Опавшие листья». | 1 | ||
6 | Узор в круге из форм растительного мира. Виды листьев в декоративном рисовании | Рисование с образца | 1 | ||
7 | Что такое портрет. Изображение настроения. | Рисование по представлению весёлого или грустного человека | 1 | ||
8 | Иллюстрирование русской народной сказки | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: В. М. Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Рисование иллюстрации к сказке «Три медведя» | 1 | ||
9 | Кто такие анималисты.Узоры на крыльях бабочки. | Узор и бабочка. Рисуем свою бабочку. (Каждый ученик сам придумывает свой узор на крыльях бабочки.) | 1 | ||
10 | Природная красота. | Красивые рыбки . Рисуем различных рыбок. | 1 | ||
11 | Узор в полосе из форм животного мира | Рисование с образца . Итоговый просмотр | 1 | ||
12 | Грузовик, троллейбус, автобус, трамвай | Рисование с натуры детских игрушек | 1 | ||
13 | Окно в комнате | Рисование по памяти или по представлению (акварель) | 1 | ||
14 | Народная игрушка (петушок, лиса и т. д.) | Рисование с натуры народных игрушек (карандаш, акварель) | 1 | ||
15 | Узор из геометрических форм (снежинка, снеговик) | Составление сюжетной аппликации по теме «Зима»или рисование на темном фоне | 1 | ||
16 | Новогодняя елка | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: А. А. Пластов «Первый снег». Рисование на тему | 1 | ||
17 | Как мы провели зимние каникулы | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: К. А. Коровин «Зимой». Рисование на тему (акварель) | 1 | ||
18 | Геометрические фигуры в наброске. Яблоко | Рисование с натуры | 1 | ||
19 | Как украшает себя человек. | Подбери себе или другим украшение. Рисование для себя или для родных и друзей какого – либо украшения. | 1 | ||
20 | Весна на улице | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему | 1 | ||
21 | Прилёт птиц - это значит наступила весна. | Птицы – наши друзья. Рисование птиц. Лепка птиц. | 1 | ||
22 | Кораблики на воде | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: И. Л Левитан «Весна – большая вода». Рисование на тему | 1 | ||
23 | Дизайнер плаката, открытки. Праздник 9 Мая, 8 марта и др. | Рисование на тему | 2 | ||
24 | Что такое натюрморт. Рисование по представлению. | Ветка черёмухи. Рисование цветущей ветки черёмухи. | 1 | ||
252 | Полевые цветы | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: И И. Левитан «Березовая роща», И. И. Шишкин «Рожь». Рисование с натуры (карандаш, акварель) | 1 | ||
26 | Узор в круге | Рисование из стилизованных форм растительного мира . | 1 | ||
27 | Кто такой архитектор? Постройки в нашей жизни. | Какие бывают постройки. Рисование сказочного дома | 2 | ||
28 | Рисование по замыслу. | Красота наступающего лета. Рисуем летний пейзаж (или сюжет рисунка учащиеся может выбрать по желанию) | 2 | ||
29 | Экскурсии, оформление выставок (по мере необходимости) | 3 | |||
Итого: | 34 |
К концу курса обучающиеся должны знать:
- названия цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-коричневый, бледно-синий и т. д.;
- порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых сочетаний (розовый, бледно-красный, бледно-оранжевый, бледно-зеленый, голубой, бледно-синий, сиреневый и т. д.).
К концу курса обучающиеся должны уметь:
- отличать рисунок от живописи;
- чувствовать и эмоционально реагировать на предметы и объекты изображения в действительности, в произведениях изобразительного искусства;
- верно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет предметов;
- правильно работать кистью: использовать наклонное положение кисти для получения широких полос и мазков и вертикальное положение – для рисования концом кисти;
- разводить и смешивать акварельные краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
- передавать резкий и плавный переход от темного к светлому и от светлого к темному;
- определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, в центре, а не сдвинуто к одному из краев бумаги).
- Уметь рассказать по своему рисунку тему и замысел.
- Уметь рассказывать об известных ему картинах русских художников;
- Организовывать тематические выставки работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...