Социальная структура общества
план-конспект урока на тему

Социальная структура общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sotsialnaya_struktura_obshchestva.docx65.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е.В. г. Чехов

                                                Социальная структура общества

Цели: дать представление о социальном устройстве общества, показать виды социальных групп, способствовать осмыслению опасности социальных конфликтов и пути их разрешения.

Задачи:

  • обеспечить активную позицию участников
  • способствовать формированию самостоятельных взглядов

Основные понятия: социальная структура,  социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, восходящая вертикальная мобильность, нисходящая вертикальная мобильность, социальная группа, социальный конфликт.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор.

Методы: словесные, наглядные, практические.

1.Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

Что такое общество?

Какие сферы деятельности входят в структуру общества?

Известно ли вам общество, в котором отсутствует социальное неравенство?

Почему люди объединяются в группы?

3. Сообщение темы и цели урока

Вы уже знаете, что одной из сфер жизни является социальная сфера. Взаимосвязь основных элементов в этой сфере и создаёт социальную структуру общества.

Социальная структура общества (от лат. Structura– строение, расположение, порядок) – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж .

Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный,   а понятие  структура означает  в переводе  строение, расположение, порядок.     Следовательно, в упрощённом варианте  -  социальная структура – это система построения общества.

Общество как из кирпичиков строится из социальных групп: классов, социальных слоёв, профессиональных групп и т.д.)

Группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшее,  среднее, низшие классы.

На данном уроке мы рассмотрим, каким образом дифференцируется общество, что такое «социальная стратификация» и по каким критериям причисляют людей к тем или иным социальным классам. Также мы поговорим о социальной мобильности и её видах. Мы выясним, что называют социальной группой, какова классификация социальных групп. Также коснёмся крайне важного вопроса: почему зарождаются социальные конфликты. Этот урок позволит вам сделать первый шаг в направлении ознакомления с социальной структурой общества.

 Социальная стратификация

Так сложилась система, которая позволила нам процесс структурирования общества также назвать термином, взятым из геологии – «стратификация». Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Говоря о внутреннем строении Земли, мы говорим о слоях, из которых состоит земная кора, а в случае с обществом мы упоминаем социальные прослойки. Человеческое общество, в целом, действительно напоминает слоёный пирог. Критерии отнесения людей к тому или иному социальному слою могут быть самыми разными, хотя основополагающими критериями являются материальные возможности людей и возможность управлять общественными структурами, иными словами, власть.

Человеческие общества могут выглядеть по-разному. Есть общества, которые похожи на пирамиду: небольшая группа очень богатых людей, чуть большая группа, представляющая средний класс, и огромная масса людей с очень низким уровнем дохода. Такое общество не будет благополучным. Те неимущие слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои насущные потребности, рано или поздно проявят своё недовольство и заберут те богатства, которые есть у вершины этой пирамиды, у наиболее обеспеченных граждан этого социума. Современные стабильные общества, хорошо развитые в экономическом плане, больше похожи на ромб, то есть всё та же небольшая часть обеспеченных людей,  широкая прослойка среднего класса, то есть людей, которые обеспечены достаточно для жизненного благополучия, и небольшая часть людей, находящихся за чертой бедности либо стеснённых материально. (показ слайдов)

C:\Users\Admin\Desktop\общество\image001 (1).gif

Но не только богатство является показателем структурирования общества, могут быть и другие факторы.  Таким фактором, «кодирующим показателем» может быть причастность к власти, возможность участвовать в управлении обществом: это могут быть как отдельные граждане, так и какие-то социальные группы. Либо же это возможность получать образование, ведь не во всех социальных системах граждане имеют равный доступ к среднему и высшему образованию. Если мы говорим о малоразвитых в экономическом смысле странах,  то там причастность к образованию означает социальный статус, и получить образование – значит проехаться на так называемом «социальном лифте». В дальнейшем мы ещё вернёмся к вопросу «социальных лифтов».

Социальная мобильность

Активность граждан внутри общества выражается в их социальной мобильности. Социальная мобильность – это способность отдельных людей или целых групп перемещаться внутри социальных слоёв либо вертикально, либо горизонтально. То есть мы говорим в данном случае либо о вертикальной мобильности, либо о горизонтальной мобильности. Примером горизонтальной мобильности может служить переезд из одного города в другой, при котором вы продолжаете сохранять все те социальные возможности, которые имели и ранее: аналогичную работу, материальный доход, сферу полномочий и т. д. В данном случае меняется только ваше окружение и место пребывания, что само по себе является важным социальным фактором, так как экономическая ситуация, уровень цен в городах может быть разной. Но всё-таки это лишь горизонтальная мобильность: вы не меняете свой статус.

Иная ситуация складывается, если вы перемещаетесь вертикально, то есть, допустим, вчера вы были сержантом Вооруженных сил, а завтра вам присваивается очередное воинское звание – старший сержант. То есть вы растёте в должности, постепенно получаете свой социальный статус, поднимаетесь по социальной лестнице. Это и есть вертикальная мобильность.(показ слайдов)

Типология социальной мобильности (П.Сорокин)

C:\Users\Admin\Desktop\общество\76412_html_m23e08986.png

Вертикальная мобильность: армия, церковь, школа, политические партии, профсоюзные организации, профессиональные организации, семья (заключение брака) и др

Социальные группы

Понятно, что если мы говорим об обществе, значит, мы не персонифицируем действия человека, потому что так или иначе действия каждого из нас в отдельности связаны с множеством действий других людей. Так создаются социальные группы. Социальная группа – это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. Групп в обществе мы можем выделять огромное количество, причём они могут быть как малыми (например, семья, друзья), так и большими. Например, можно выделять большие группы людей одного возраста (старшеклассники, причём не одной конкретной школы, а всей страны). Вместе с тем группы можно подразделять на формальные и неформальные. Под формальными группами понимают группы, определённые документально, созданные в результате каких-то необходимых действий, например, Вооруженные силы, ведь действие каждого из участников этого объединения регламентируется законом. Точно также мы можем говорить об ученике или о работнике на каком-то определённом предприятии. Иной вопрос, когда мы говорим о неформальных группах. Под неформальными группами понимают спонтанно возникшую группу людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальная группа является антиподом формальной группы, то есть данное объединение ничем не регламентируется. Но именно неформальных групп в любом обществе большинство, потому что люди часто проявляют какие-то связи, которые могут быть слабыми и незначительными, даже одномоментными, и, разумеется, никак не регламентированными. Неформальной группой являются пассажиры автобуса, которые ничем не связаны друг с другом, однако в данный момент они вместе перемещаются из пункта А в пункт Б. Эта группа распадается, как только автобус прибывает в пункт Б. Но если вдруг с пассажирами автобуса случатся какие-то события, реакция на них наверняка будет совместной, так как они коснутся каждого из членов этой малой группы. Примером неформального объединения могут также служить друзья, которые являются малой группой людей, объединённых общими интересами. Документально друзей ничто не связывает, они не пользуются специальным регламентом, общаясь друг с другом. Они объединены неформальными связями, так и живёт человеческое общество.

Социальные конфликты

Так или иначе, мы выявили, что общество – это какая-то весьма сложная система, и если мы начинаем присматриваться к нему с точки зрения неких оценок и характеристик, то можно поразиться, как люди, столь разные по своему экономическому благополучию, культурному уровню, по своим интересам и ценностям, могут жить сообща. Человек по натуре существо, в общем-то, достаточно агрессивное: мы не очень уживчивы, не так уж любим своих соседей, мы не поддерживаем дружеские отношения с большим количеством людей. И вот поэтому среди людей в обществе неизбежно возникают конфликты, социальные конфликты. Если эти конфликты касаются межэтнических, межконфессиональных отношений, они приобретают очень серьёзный характер. Такие конфликты могут превратиться в глобальные, общесоциальные, а это уже угрожающее социальное явление.

Поскольку вопрос социальной стратификации общества достаточно сложен и болезнен, может привести к социальным потрясениям, он требует тщательного изучения. На следующем занятии мы поговорим о социальных ролях как об одном из факторов социального структурирования. В этом сложном вопросе мы постараемся разобраться вместе.

Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.

Пример: после революции 1917 г. дворянство резко потеряло свои социальные позиции, а потом и вовсе перестало существовать.  В 90-е гг. престиж многих интеллектуальных профессий резко понизился.

Работа с учебником стр. 183 «Ситуация»

Конечно же все люди стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Как же это можно сделать?

  • Брак.
  • Образование
  • Вступление в правящую партию, активная работа и выдвижение на руководящею должность.

 Если мы говорим об обществе мы не выделяем,  действия отдельного человека.  Однако действия каждого человека связаны с другими людьми. Так создаются социальные группы.

Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль.

 Групп в обществе мы можем выделять огромное количество.

Виды групп:

  • Малой группы - семья – это люди, объединённые какими-либо интересами, узами родства, брачными отношениями.

Друзья – люди объединённые общими интересами.

  • Большие группы (Люди одного возраста – старшеклассники, не одной конкретно какой то школы)
  • Формальные – группы определённые как то документально. (Вооружённые силы. Ученике. Работнике предприятия и т.д.)
  • Неформальные – группы ни чем не регламентируются. Таких людей на много больше в нашем обществе.  (поездка в автобусе, друзья – объединения по интересам, т.к. ни что не связывает документально)

Работа с учебником стр. 187 «Документ»

 Так или иначе, общество – это крайне сложный механизм. И возникает вопрос как люди столь разные могут жить сообща? По своей сути человек крайне агрессивное. Мы не очень любим своих соседей, не желаем впускать в свой мир посторонних людей. И поэтому в обществе неизбежно возникают  социальные конфликты.

  • Бытовые конфликты
  • Религиозные конфликты
  • Национальные конфликты

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 189.

Задание: выписать в тетрадь виды конфликтов.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание на урок:  если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?

Домашнее задание.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.

В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....

Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.

Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...

Семья – социальная ячейка общества.

Научно - методическая статья...

Социальное партнерство в воспитательном процессе как условие развития и воспитания ребенка в современном обществе.

В этом материале расказывается как мне  помогает сотрудничество с различными организациями  нашего города. в воспитательном процессе....

"Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства."

Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила АнатольевнаСоциально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.Социально – трудовая подготовка п...

Доклад и презентация на ШМО кл. руководителей. Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Социальное направление помогает школьникам освоить разнообразные способы деятельности, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству Основными задачами являются: • -форм...