Статья
статья на тему

Гайнутдинова Раиса Михайловна

 

 Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие.

Данная тема интересна для применения, как на уроках русского языка и литературы, так и при проведении различных внеклассных занятий.

Коррекционно-развивающие упражнения несут практические умения, раскрывая перед детьми богатство и красоту языка; обогащая словарный запас, расширяя кругозор младших школьников, раскрывая нравственные нормы поведения.

Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью, учебных курса:

-Обучение грамоте, развитие речи.

-Литературное чтение и развитие речи.

-Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Основу всех этих курсов составляет развитие речи, которое придаёт всему процессу изучение языка, чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные по их возрасту и понимаю первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению.

Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков, органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной критически и конструктивно мыслящей личности.

Внеклассные мероприятия помогают раскрепостить ребенка, ведь дети учатся говорить перед сверстниками, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное, делиться наблюдениями, рассказывать о своих впечатлениях, тем самым развивая речевое общение.

Задачей коррекционно-развивающего обучения является охрана и укрепление физического и нервно-психологического здоровья детей, их социальная адаптация. Коррекционная работа направленна на компенсацию недостатков дошкольного развития в исполнении пробелов воспитания, преодолении негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности детей.

Особенно важно признание права ребенка на ошибку, как естественную и закономерную составляющую процесса учения.

Следует помнить, что успешность усвоения материала детьми, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний зависит не только от деятельности педагога, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.

Чтобы сформировать у учащихся данные мыслительные процессы необходимо включать в урок или внеклассное занятие продуктивные знания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, анализ, сравнение, обобщение.

Можно привести ряд заданий коррекционного плана:

- Запиши текст, вставляя пропущенные буквы.

- Найди ошибки в словах и употреби слова в речи правильно. Игра «Звук заблудился», «Буква спряталась».

- Раздели слова для переноса. «Не ошибись».

- Собери из частей пословицу. Работа с таблицами слов.

- Закончи фразу или предложение.

- «Отгадай» Работа с загадками.

- Говори правильно!

- Работа со словарями.

- Различные языковые эстафеты «Будь внимателен».

- «Проверь себя». Редактирование текста, предварительная проверка работы по развитию речи.

- Составь текст по опорным словам или словосочетаниям.

- Словесное иллюстрирование «Точка зрения».

- Узнай героя литературного произведения.

- Комментированное письмо, лексическое значение слова.

Занимательный материал к урокам русского языка и занятиям кружка, активизирует познавательную деятельность детей, способствует преодолению негативных явлений в личностном развитии ребенка.

На современном этапе обучения приоритетным направлением как раз является духовно-нравственное развитие ребенка. Особо выделяются такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество, сопереживание и взаимопонимание. На этом этапе очень важно проследить взаимодействие ребёнка с родителями, с близкими в семье.

Яркое составляющее и одновременно индикатор личности развития младшего школьника – его поведение.

Любые нарушения в развитии личности – неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённое представление о себе и своих возможностях – закономерно проявляются в поведении ребёнка. Усвоение детьми моральных норм и правил поведения создают необходимые условия для развития всех познавательных процессов.

«Обогащённая память и подвижная мысль – при мёртвом и слепом сердце – создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека!»

Следует учитывать проблему адаптации первоклассников к школе, можно провести курс коррекционно-развивающих занятий по следующим темам:

- «Знакомство»

- «Правила школьной жизни»

- «Школьник и дошкольник»

- «Для чего ходят в школу»

- «Учимся работать дружно»

- «Оценка»

-«Первоклассное путешествие»

Внешкольные занятия ориентированы на развитие у ребёнка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, готовности помогать другому, способности сопереживать.

Ребёнок развивается в процессе обучения, но развитие происходит ещё и на социально-общественном уровне, поэтому важно, как каждый выглядит в коллективе, какую позицию занимает среди сверстников. Проведение совместных мероприятий и праздников родителей и учащихся оказывает благоприятное воздействие на формирование детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...