доклад на педсовете
консультация (3 класс) на тему

Глазова Екатерина Николаевна

Уроки в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в коррекционной школе118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое урок в коррекционном пространстве нашей школы

Доклад Глазовой Е.Н. на педагогическом

совете школы февраль 2010 г.

Структура доклада

Через коррекционно-развивающее обучение к социализации и адаптации личности в обществе

Что такое коррекционная направленность

Структура урока в коррекционной школе

В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.

Опора на естественно-научные принципы при организации жизнедеятельности ученика может помочь в решении многих проблем современной школы. Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы  с одной стороны успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Современная школа – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Большую часть времени ребенок проводит в школе, значит, и развитие школьников во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебных кабинетах. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие мест для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от постоянного общения со сверстниками.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей, особенно, младшего школьного возраста.

Особенно это актуально в нашей школе, т.к. те проблемы, которые стоят перед другими школами, у нас особенно остры:

- ухудшение социального положения семей, а в нашей школе основная масса детей из таких семей,

- наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей

- невысокий уровень общей культуры в микросоциуме

И т.д.

Наша школа МСКОУ СКОШ VII и VIII вида – школа личностно-ориентированная, коррекционно-развивающего образования, в основе которой лежит дифференциация обучения.

Педагогический процесс ориентирован на преобразование всех сторон личности больного ребенка, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств – как необходимое условие для успешной социальной реабилитации и интеграции в обществе.

Миссия школы звучит так: ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ, т.к. в нашей школе обучаются дети, имеющие сложную структуру дефектов (умственная отсталость, аутизм, ДЦП и т.д.). Такая школа должна стать школой, где обеспечивается оптимальный уровень интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его задатков и возможностей, а именно:

- школа должна обеспечить образовательный уровень в соответствии с требованиями, определенными федеральными программами, с учетом психо-физических параметров личности обучающихся;

- создавать условия, обеспечивающие духовно-нравственное становление каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению;

- обеспечить сохранность здоровья каждого из детей;

- подготовить к свободному речевому общению путем формирования словесной речи учащихся, учитывая неодинаковую одаренность и неодинаковые возможности детей;

- организовать учебные и дополнительные занятия так, чтобы общественная сторона не парализовывала индивидуальных черт характера, ценных для каждого ребенка, а наоборот, развивала бы те оригинальные черты натуры, которые позволяют идти вперед по линии своих наклонностей.

Коррекционная направленность особо значима в нашей школе. Практически на всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти, речи учащихся. Коррекция физических недостатков – на ЛФК, уроках физического воспитания. На уроках ИЗО, пения, музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятие, пространственное восприятие. Т.е. любой урок в коррекционной школе должен активно содействовать формированию положительных качеств личности.

Необходимой составляющей любого урока является анализ процесса обучения, помогающий учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов. Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. Знания учащихся коррекционной школы оцениваются по тем же параметрам, что и в общеобразовательной школе, но с учетом психофизических особенностей учащихся. Объективная оценка знаний, умений и навыков достигается сочетанием различных видов проверки знаний.

В коррекционной школе оценка играет роль стимулирующего и развивающего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. При оценке знаний учащихся следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, не следует снижать баллы за помарки, небрежный почерк, неаккуратность ребенку, страдающему нарушением мелкой и крупной моторики. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания.

Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

Выделяются следующие общие элементы урока:

- организация начала урока занимает несколько минут. От организационного момента в коррекционной школе зависит эффективность последующих частей урока

- проверка домашнего задания – учитель проверяет, все ли выполнили домашнее задание, выясняет моменты, вызвавшие затруднения, определяет типичные ошибки, допущенные при выполнении работ.

- подготовка учеников к усвоению нового материала – если не было домашнего задания. Эта часть урока ориентируется на воспроизведение знаний, которые будут использованы в процессе объяснения. Смысл этой части урока состоит в проверке знаний и в подготовке к изучению нового материала.

- постановка цели и задачи урока активизирует внимание учащихся и способствует формированию первоначального интереса к изучаемому предмету.

- объяснение нового материала – важная часть урока. Логика научных доказательств должна быть доступной для наших детей и опираться на уже имеющиеся у них знания. Важна простая и убедительная форма изложения, использование при необходимости демонстрационных объектов. В коррекционной школе редко проводятся уроки, которые целиком посвящены объяснению и усвоению нового материала, новых знаний. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся коррекционной школы.

Кроме того, эти особенности познавательной и эмоционально-волевой  сферы учащихся предполагают, что целесообразно сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением.

- усвоение нового материала и его закрепление – этап, особенно сложный для детей, учащихся в нашей школе. Познавательная деятельность умственно отсталых детей характеризуется слабостью процессов анализа и обобщения. Им сложно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Очень часто дети запоминают несущественные детали, упуская основное, путают причину и следствие. Поэтому учителю необходимо заранее наметить план повторения материала. Для повышения эффективности процесса повторения необходимо разнообразить его формы.

- подведение итогов урока – в процессе данного этапа учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные и отрицательные моменты в работе учеников.

- сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к домашней работе – ответственный этап урока. Домашнее задание помогает детям научиться самостоятельному усвоению знаний, освоить и закрепить полученный на уроке материал. Главная задача этого этапа урока – помочь ученикам организовать свой домашний труд. Необходимо убедиться, что каждый ученик записал задание в дневник, понял способы его выполнения. После сообщения задания рекомендуется спросить нескольких учеников о том, насколько они поняли учителя.

Структура урока определяется дидактическими целями. Составные части (этапы) урока тесно между собой связаны и обуславливают друг друга. Однако их порядок может меняться, не все они могут входить в один урок. Однако они присущи большинству уроков (например, математики) в коррекционных школах. Остановимся на их кратких характеристиках.

  1. Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы учащихся корр. Школы, а именно повышенную возбудимость одних, заторможенность и инертность других, учитель должен организовать начало урока так, чтобы собрать внимание учащихся, отвлечь их от той деятельности, которой они были заняты во время перемены, переключить их внимание на учебную деятельность. Спокойным, но требовательным тоном он должен привлечь внимание всех к себе, а затем и к тому материалу, который будет изучаться на уроке. Иногда в начале урока следует сообщить план работы на уроке, а в конце урока подвести итог выполнения плана. Такой прием в работе учителя организует учащихся, воспитывает их ответственность. Учащиеся приучаются к планированию своей деятельности, что помогает им ориентироваться во времени, у них развивается критическое отношение к собственной деятельности и деятельности товарищей по классу.

Но сообщение темы и плана работы в начале урока не всегда целесообразно, так как это снимает элемент неожиданности. На отдельных уроках тема объявляется после объяснения нового материала. Можно в начале урока создать определенную жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую задачу и попросить найти ее решение. Это позволит быстро вовлечь учащихся в учебную деятельность.

  1. Проверку домашнего задания учитель осуществляет на уроке по-разному. Если задание было на закрепление нового материала, то из всего д.з. необходимо выбрать типичные примеры, упражнения, проверить их с подробным объяснением хода решения, дать возможность остальным ученикам сверить свой ответ с ответом этого ученика, который отвечает. Если задание является новым для учащихся, то целесообразно провести не выборочную проверку, а проверить всю работу.

Правильность выполнения домашнего задания проверяется и оценивается учителем ежедневно. При этом учитель детально анализирует типичные ошибки, трудности у учащихся всего класса и индивидуальные трудности и ошибки у каждого ученика и намечает работу по ликвидации этих трудностей с такими учениками на следующем уроке.

  1. Актуализация опорных знаний и своего опыта с целью повторения пройденного на уроке служит связующим звеном между ранее усвоенными знаниями и новым материалом или способствует закреплению материала, изученного на прошлых уроках. На этом этапе урока закрепляются, например, вычислительные, измерительные умения и навыки, повторяются теоретические знания (правила, определения, и т.д.). Повторение, как правило, проходит в виде фронтальной работы с классом; в этот этап урока включается нередко и опрос учащихся. На уроках математики следует осуществлять подведение учеников к восприятию нового путем подбора таких упражнений, которые позволят использовать прошлый опыт учеников, их знания, умения и навыки и тем облегчить восприятие нового, включение новых знаний в систему уже имеющихся. Следовательно, на этом этапе урока надо воспроизвести в памяти учащихся те знания, которые помогут учащимся лучше усвоить новый материал.

Например, новым для учащихся является сложение чисел с переходом через разряд в пределах 20 вида 9+2, 9+3 и т.д. Для усвоения этого материала необходимо включить повторение состава чисел первого десятка, упражнения на дополнение однозначного числа до круглого десятка, а также решение примеров вида 9+1+1, 9+1+3 и вида 10+2, 10+3. Такого рода упражнения помогут учащимся более осмысленно и меньшими трудностями усвоить новый вычислительный прием сложения с переходом через разряд.

  1. Сообщение новых знаний включается в большинство уроков в коррекционной школе, но на каждом уроке новый материал преподносится небольшими порциями. При объяснении учитель опирается на уже имеющиеся знания, т.е. на прошлый опыт школьников. На этом этапе урока учащиеся знакомятся с новыми правилами, законами, решениями новых видов задач, с нумерацией чисел, их свойствами, с новыми законами физики, химии, т.е. получают новую информацию. На этом этапе они слушают, наблюдают, делают доступные для себя обобщения, выводы, выполняют под руководством учителя и с комментариями своих действий упражнения, т.е. осмысливают новый материал. Объяснение ведется теми методами, которые учитель считает на данном этапе целесообразными. Это может быть и метод изложения знаний в сочетании с наблюдениями и демонстрацией, беседа, метод практических работ. При объяснении важно правильно выбрать наглядные средства и умело их использовать. Целесообразно, чтобы после объяснения учителя сильный ученик еще раз воспроизвел его рассказ. Это необходимо сделать потому, что многие  дети с первого объяснения не могут усвоить новый, например, вычислительный прием и использовать его при решении примеров, не могут запомнить какие-то правила правописания, свойства фигур, способы решения задач.
  2. Для закрепления нового материала используются методы практических работ, работу с учебником. Все задания выполняются под руководством учителя, при его строгом контроле, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала. Учитель на этом этапе требует от учащихся подробного комментирования своих действий, старается, чтобы учащиеся включали в свою речь новые термины. Далее закрепление знаний происходит в различных ситуациях, привлекается и разнообразный наглядный и дидактический материал. Например, если объяснение нумерации происходило на палочках, то закрепление проводится и на счетах, и в работе с монетами, линейкой         и т.д. На этом этапе урока может использоваться и самостоятельная работа по учебнику, по карточкам, по записям на доске. В процессе самостоятельной работы учитель осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень усвоения нового учебного материала, темп работы каждого ученика.  Повторение и обобщение знаний требует достаточного количества упражнений, которые выполняются учащимися как под руководством учителя, так и в самостоятельной деятельности. Большое место отводится самостоятельной работе. Учитель подбирает виды самостоятельной работы с учетом возможностей каждого ученика класса, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приемы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают у них инициативу, смекалку. Этому во многом способствуют поиски например рациональных приемов вычисления, решение нестандартных задач, составление выражений, сравнение, сопоставление, выделение главного и т.д. Учитывая быстрое забывание учащимися знаний, на этом этапе урока важно постоянно воспроизводить главное из ранее пройденного материала.
  3. Задание на дом целесообразнее всего задавать в конце урока, но можно это делать и раньше. Домашнее задание должно быть небольшим и доступным для самостоятельного выполнения всеми учащимися без исключения. Это требование возможно выполнить при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Домашнее задание надо давать до звонка. Необходимо, чтобы учащиеся не только записали в дневник задание, но и успели посмотреть, что задано на дом. Иногда требуется и дополнительное разъяснение того, как нужно выполнить домашнее задание.
  4. При подведении итогов урока важно добиваться от учащихся выделения того главного, что было на данном уроке. Этому помогают вопросы учителя. Он спрашивает, что нового узнали на уроке: какое новое правило, свойство и т.д. Если в начале урока учитель знакомил учащихся с планом урока, то в конце урока он проверяет, все ли выполнено, что предусматривалось планом. На этом этапе урока выставляется и поурочный балл отдельным учащимся, дается обоснование поурочному баллу каждого ученика.

Основные задачи коррекционной школы – это максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, подготовка их к участию в труде, социальной адаптации. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курсы всех предметов, и математики в частности,  должны дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни сведения и факты, полученные на уроках, применять имеющиеся знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

Практика и исследования показывают, что часто учащиеся коррекционных образовательных учреждений, имея сформированные, с точки зрения программных требований к предмету, знания, умения и навыки, не обладают элементарными навыками применения их в социуме. Проблема находит разрешение в организации уроков в СКОШ 7 и 8 вида в следующих подходах:

- Использование восстановительных психологических, педагогических задач (игровые моменты в процессе выработки того или иного практического навыка, акцент на коммуникацию, развитие познавательных умений, повышение социальной компетентности.. Например, на уроке истории, вместо скучных, с точки зрения детской психологии слов: «выстроившись КАРЕ войска противника двинулись вперед», можно этот же материал проиграть, выстроив на столах солдатиков, игрушечное войско в том же порядке, объяснив преимущества и недостатки такого способа поведения войска, дать возможность раскрыться детской фантазии, представить, чем все это может закончиться, подправляя ход мыслей учащихся специально подготовленными наводящими вопросами.

- Поиск и построение «обходных» путей, использование специфических средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое, развивающее обучение, с опорой на чувственный опыт ребенка. Например, урок ИЗО в начальных классах. Необходимо подобрать палитру и выполнить работу, а ребенок не знает названий цветов. Предложить ему выбрать те же или иные цвета с опорой на имеющийся жизненный опыт, например – зеленый. Как трава, желтый как солнышко, красный как губы, флажок и т.д.

- Организация специальной реабилитационной среды с максимальным расширением реабилитационного пространства за пределами школы. Это и видеоуроки, уроки-экскурсии, комбинированные уроки. Так, уроки окружающего мира, природоведения, географии, изучающие ориентировку на местности, целесообразно было бы закончить именно ориентировкой на местности с использованием специального оборудования (например, компаса, карт), так и может быть даже каких-то примет.

Уроки истории, те или иные исторические события запомнились бы более четко, если в процессе их прохождения использовались бы видеофильмы, или даже может быть – отрывки из художественных фильмов, освещающие эти исторические события.

Благодаря такой организации уроков обеспечивались бы не только формирования понятий, выработка умений и навыков умственной и практической деятельности, но и шло бы комплексное развитие учащихся, обогащение чувственного познания окружающего мира, ориентировка в нем.

Практика работы коррекционных школ показывает, что учащиеся, хорошо успевающие по математике, как правило, лучше справляются с практическими заданиями по другим предметам. Умственно отсталые школьники не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах. Задача учителя любого учебного предмета, в том числе и математики, показать, что знания, полученные по какому-либо предмету, обогащают дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть широко использованы.

Знание дат исторических событий, протяженность границ нашей страны, длины рек, высоты гор может служить прекрасным материалом для составления арифметических задач и примеров, сравнения и анализа чисел и для других упражнений на уроках математики. На уроках труда учащиеся вырезают из бумаги, лепят из пластилина дидактический материал для уроков математики, одновременно закрепляя навыки счета. Они обводят и вырезают геометрические фигуры, учатся различать и называть их. В изготовляемых поделках из бумаги, глины они учатся видеть основные геометрические фигуры (домик, снеговик). Тесная связь должна существовать между уроками математики и ИЗО. Органической основой этой связи является общность задач, которые решаются на этих уроках в школе. В процессе обучения этим предметам ставятся задачи развития пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, развития глазомера, формирования понятий геометрической формы и размеров. На уроках труди и ИЗО учащиеся закрепляют, уточняют представления о геометрических фигурах, учатся их изображать.

На уроках математики в 7 классе учащиеся получают знания о симметричных фигурах, об оси симметрии. А подготовительная работа к усвоению этих знаний ведется уже на уроках рисования в 3-4 классах при изображении плоских предметов симметричной формы с применением осевой линии: детская лопатка, бабочка, ракета и т.д.

На уроках географии при изучении масштаба или темы «План», учитель широко может использовать знания математики (при определения периметра, площади).

На уроках истории учитель расширяет и уточняет временные представления учащихся, а также использует их умения в решении задач на время для вычисления продолжительности и удаленности исторических событий. Последние приобретают большую конкретность для учащихся, лучше соотносятся с определенным временем.

Своеобразна связь обучения математике (и не только математике) с русским языком. На уроках математики учитель решает задачу развития математической речи учащихся, обогащения ее математическим словарем (математическими терминами, выражениями). Опыт и наблюдения показывают, что точность, лаконичность математической речи положительно влияют на усвоение математических понятий, а умение описать ход решения задачи, числового выражения способствует сознательному выполнению действий. Учитель математики следит не только за правильностью решения задач и примеров, но и за грамотностью письма, правильным стилем при построении предложений.

Учитель  следит за правильностью речи учащихся. Он должен поддерживать контакт с логопедом, учитывать работу логопеда, направленную на коррекцию дефектов речи,  произношения, работать над автоматизацией поставленных звуков. В противном случае ученик будет считать, что следить за своей речью, за правильным произношением звуков и слов надо только на логопедических занятиях, а на других учебных предметах это делать необязательно.

Педагогические и психологические исследования показывают, что умственно отсталые школьники, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач, у них не возникает ассоциаций между определенными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций.

Учитывая дефекты познавательной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы, необходимо прежде всего развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность детей. Развивая эту деятельность, учитель ставит и решает более сложную задачу – развивает их инициативу, творческую деятельность, учит использовать полученные знания сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения новых задач. Это возможно лишь при учете не только особенностей их познавательной деятельности, но и личностных качеств, их отношения к процессу познания, учению.

Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, необходимо создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается созданием ситуации, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи. Например, прежде чем познакомить учащихся с вычислением площади прямоугольника, учитель спрашивает у учащихся: «Представьте себе, что нам нужно определить площадь вашего класса, где стоят тяжелые шкафы, столы и т.д. Чтобы измерить эту площадь наложением квадратных метров, надо все вынести из мастерской. Это потребует много сил и времени. А как еще можно определить площадь класса?» Учащиеся готовы слушать объяснение учителя, при этом учитель как правило, использует метод рассказа или изложения знаний.

При объяснении учитель связывает новый материал с пройденным, включая его в систему знаний, устанавливая связи и взаимозависимость между уже имеющимися у учащихся знаниями и приобретаемыми вновь. В установление этих взаимосвязей учитель вовлекает учащихся, воспроизводя имеющиеся знания, опираясь на них. При этом он может широко использовать наглядность – предметные пособия, иллюстративные таблицы, раздаточный материал, схемы, чертежи и т.д.

Слова учителя сочетаются с наблюдениями учащихся. В процессе изложения знаний учитель выделяет существенные признаки, варьируя несущественные, ведет учащихся к выводам, правилам, обобщениям.

Объяснения нового материала в коррекционной школе не должно быть продолжительным. Новый материал следует разбить на небольшие, логически завершенные порции. На одном уроке излагается небольшой по объему материал. Изложение учитель может иногда прерывать вопросом, обращенным к учащимся: «Как вы думаете, что нужно делать дальше?» или «Где нужно подписать десятки при сложении в столбик?» Вопросы ставятся для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Вопросы активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание.

Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. В коррекционной школе следует отдать предпочтение таким методам обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, включают их в поиски путей решения поставленных вопросов. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической.

Долгое время основное внимание учителей было приковано к первой функции методов – усвоению знаний. Вторая же их функция – развитие познавательных способностей – осталась в тени. В результате в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде.

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.

Для правильной научной организации учебного процесса учителю необходимы знания не только теоретических основ физики (например) и методики ее преподавания, но и общих психологических закономерностей процесса обучения и усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития мышления.

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний:

«Я предлагаю вам ответить на вопрос, используя имеющийся ваш жизненный опыт. «Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое» Что показал этот опыт, благодаря необычно построенному вопросу: учитель постарался вовлечь каждого присутствующего в эвристическую беседу с целью приобретения новых знаний, опираясь на уже имеющиеся. Благодаря собственным усилиям и вопросам учителя, может быть получен результат самим школьником.

Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска.

Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: <Что такое..?>, <Что характеризует.. ?> и т.д. Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.

Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки.

В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.

Метод эвристической беседы может и должен применяться как на первой ступени изучения физики, так и на второй настолько, насколько это необходимо для максимальной эффективности обучения. Различными же на разных ступенях являются цели применения данного метода. В VIII классах основной целью применения метода эвристической беседы является поддержание устойчивости внимания, а в IX классах на первое место выходит развитие мышления учащихся.

Для применения метода эвристической беседы учитель должен обладать довольно высоким уровнем мастерства, чтобы вовлечь в беседу весь класс.

Стоит ли учителю продумывать каждый вопрос, связь между ними, все возможные варианты ответов, подсказок при подготовке к уроку или беседу можно проводить экспромтом? Это также зависит от уровня мастерства учителя. Если учитель только начинает осваивать данный метод, то, конечно, подетальное, подробное планирование просто необходимо.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому пониманию учащимися изучаемого материала, умению применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических задач.

Положительная роль интеллектуальной активности сказывается не сразу после обучения, а через некоторый промежуток времени. Из-за этого оценка эффективности данного эксперимента, проведенного в столь короткие сроки, становится практически невозможной.

Важно помнить, что как бы ни хорош был этот метод, метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы.

Беседой учитель пользуется тогда, когда учащиеся имеют определенный запас представлений для формирования на их основе новых знаний, понятий. Он готовит систему вопросов, с помощью которых не только воспроизводится усвоенный ранее учащимися материал, но организуются наблюдения учащихся. Учитель управляет восприятием, помогает выделить главное, установить взаимоотношения между изучаемыми фактами, свойствами объектов, явлений, их обусловленностью и ведет учащихся к обобщениям, выводам, выбору действий при решении задач. Беседа активизирует учащихся, будит мысль.

Вопросы, которые ставит учитель в беседе, должны быть тщательно продуманы заранее. Необходимо соблюдать их логическую последовательность. Они должны быть сформулированы четко, кратко, доступно по содержанию, учитывать запас знаний и жизненный опыт учащихся. Недопустимы сдвоенные вопросы, они не помогают учащимся усваивать знания, а наоборот рассеивают их внимание. (Как образуется число 6 и из каких чисел оно состоит?). Следует и избегать и неопределенных вопросов.  (к каким фигурам относится квадрат?).

Организуя фронтальную работу с классом, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. К ответу на более простые вопросы следует привлекать наиболее слабых учащихся.

При ознакомлении с новым материалом в условиях коррекционной школы особенно в старших классах используется метод работы с учебником.

Однако надо помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми учащимися. Для первоначального ознакомления с новой темой учащимся, которые могут самостоятельно разобраться в тексте учебника, предлагается тщательно отобранный учителем необходимый материал. Чтобы усвоить ту же тему, более слабые ученики слушают объяснения учителя или более сильного ученика, источником знания для которых служил учебник. Естественно, что этот метод можно применять лишь тогда, когда в учебнике материал изложен достаточно подробно, с правильно подобранными примерами-образцами. Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы.  Если учитель расчленяет материал на небольшие порции, то усвоение какой-то промежуточной порции возможно и при самостоятельной работе некоторых школьников.

Процесс формирования знаний не ограничивается их сообщением учащимся. Знания необходимо закрепить, раскрыть их новые стороны, привести в систему, научить учащихся использовать их для решения практических задач, формировать умения и навыки.

Достижению этих целей служит использование целого ряда методов, в том числе и некоторых из тех, которые применялись при сообщении новых знаний (метод беседы, метод самостоятельных работ, метод работы с учебником).

Метод беседы чаще всего используется для закрепления теоретических знаний (свойств, например, геометрических фигур, правил, законов арифметических действий и т.д.). Метод самостоятельных работ используется для закрепления умений и навыков.

В одних случаях самостоятельная работа требует от учащихся использования лишь репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Например, в математике, при закреплении и повторении табличных случаев сложения и вычитания, таблицы умножения и деления и т.д.

В других – в самостоятельную работу входят задания, упражнения, активизирующие мысль, связанные с применением знаний в сходной ситуации (решения примеров, аналогичных тем, на которых происходило знакомство с теми или иными арифметическими действиями).

Закрепления и повторение математических знаний невозможны без упражнений.

Упражнения используются для формирования навыков счета, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи и т.д. Количество и разнообразие упражнений должно также определяться индивидуально для каждого ребенка, но быть достаточно большим. Это необходимо для формирования у учащихся прочных навыков. Упражнения должны быть посильны учащимся.  Именно во время самостоятельной работы можно успешно реализовать принцип дифференцированного подхода – учащиеся получают варианты заданий с учетом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы и т.д.

Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию элементов программированного обучения. Опыт использования элементов программированного обучения в процессе преподавания математики показал, что целесообразнее использовать его при закреплении знаний и особенно при выработке вычислительных навыков, решении задач и т.д.

Программированные задания составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задание самостоятельно, находил ответ и сравнивал его с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию. Если задание выполнено неверно, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.

Например, учащиеся кроме задания решить примеры, получают ответы с указанием шифра. Ответы располагаются от меньшего числа к большему (или наоборот). Ученик, решив первый пример, сверяет ответ с данными ответами. Найдя, он пишет ответ и рядом против решенного примера ставит шифр. Если ученик ошибся, то не найдя ответа, ему снова придется решать пример до тех пор, пока он не решит его правильно. Так, решив первый пример, ученик получает ответ 961, а шифр 4 пишет тут же, или на полях тетради, против примера. Учителю легко проверить по шифру эту работу.

Другая форма контроля знаний.

Тестовая форма заданий. На карточке записывается программированное задание и несколько возможных ответов к нему. Учащийся должен выбрать правильный ответ из всех возможных ответов. Эта форма контроля требует вмешательства со стороны учителя в случае неверного выполнения, так как здесь нет немедленного подкрепления правильности выполнения задания. Недостаток этой формы – возможность не решения, а угадывания ответа.

Наблюдения показывают, что учащиеся с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Этот метод позволяет быстро выявлять затруднения учащихся при выполнении заданий и оказывать им необходимую помощь.

Психологические исследования и наблюдения за процессом усвоения знаний учащимися показывают, что новые понятия лучше усваиваются и дифференцируются учащимися, если они изучаются в сопоставлении или противопоставлении. Сходных и противоположных понятий в математике очень много. Например, противоположные - больше – меньше, увеличить – уменьшить, сложение – вычитание и т.д. Сходные – увеличение числа на несколько единиц, увеличение числа в несколько раз, то же самое для уменьшения числа. При использовании сравнения имеется возможность выделить существенные признаки одного понятия и сравнить их с существенными признаками другого, подчеркиваЯ черты сходства и различия

Выбор методов обучения обуславливается целым рядом факторов. Выбор методов на определенном этапе урока зависит от целей, которые решаются на этом этапе. Например, если на данном этапе ставится цель познакомить учащихся с алгоритмом письменного умножения, то в качестве метода обучения целесообразно выбирать изложение знаний. В данном случае не надо использовать беседу, так как учащиеся не располагают прошлым опытом, на который можно было бы опираться, нецелесообразно использовать и работу с учебником, так как большинство учащихся не сможет вычленить главного, существенного при знакомстве с новым алгоритмом. Кроме того, ученики должны получить образец стройного последовательного изложения алгоритма умножения, наблюдая правильную запись этого действия в столбик.

Выбор методов определяется содержанием учебного материала. Например, если на уроке решается задача, то как правило, ее решение осуществляется с помощью беседы. Если идет закрепление табличных случаев сложения или вычитания, то выбирается метод самостоятельной работы, подбираются упражнения, которые бы требовали воспроизведения в памяти табличных случаев. Если учитель располагает моделями геометрических фигур, то может организовать на уроке практическую работу: обводку, моделирование сложных фигур, дидактические игры. Если имеется диафильм, соответствующий теме урока, то надо воспользоваться при объяснении демонстрацией фильма и беседой по его содержанию.

В заключении я хотела бы сказать об использовании интерактивной доски. Это конечно очень большая тема и в данных рамках трудно сказать обо всем, что касается этой формы обучения.

Использование современных технических средств дает учителю возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а следовательно, и продуктивным. Отличным помощником в этом для учителя является Инт.д.

Уроков с использованием Инт д. дети ждут с нетерпением, а материал усваивается на  таких уроках лучше. Интерактивные средства обучения нового поколения выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Каждый урок – это определенная система знаний, которая ведет ученика к овладению теми или иными понятиями, умениями, навыками. От того, какие задания подбирает учитель для урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение цели, а также степень активности и самостоятельности учащихся в процессе познания. Средства интерактивной доски позволяют адаптировать любой готовый учебный материал под индивидуальные особенности учителя. И это дает возможность придать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.

Использование интерактивной доски на уроках в корр. Школах позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися основных вопросов курса, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, направленной на формирование соответствующих умений, увеличить долю информации, представлений в зрительных образах, кроме того, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, служит развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества.

Разнообразие цветов, доступных интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличия и демонстрировать ход размышлений. (например, в биологии, работа со схемой ДНК и РНК).

Возможность делать записи, позволяет дополнять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране.

Аудио и видеовложения значительно усиливают подачу материала.

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно копировать, вырезать, стирать с экрана, вставлять, а действия – отменять или возвращать.

Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено.

Интерактивная доска делает занятие интереснее, развивает мотивацию. Учащиеся легче усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Интер. Доска позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаться к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать творчески, становясь увереннее в себе.

Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса, делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования.

Одним из направлений модернизации отечественного образования является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Наличие затруднений в обучении, обусловленных недоразвитием сложных форм деятельности говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в коррекционной школе.

Данные по психическим и соматическим заболеваниям детей обуславливают возможность, даже необходимость введения и дальнейшего совершенствования здоровьесберегающих технологий, а также организацию плодотворного взаимодействия работников школы между собой.

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность необходима и требует качественного сближения профессиональных интересов медиков, педагогов, психологов.

Здоровьесберегающая образовательная среда концептуально направлена на сохранение, укрепление и развитие здоровья, профилактику заболеваний, контроль состояния предболезни, а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья с использованием системы ресурсов, интегрирующих свой потенциал.

В учреждении проводится большая работа как по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий,  так и по совершенствованию мероприятий, направленных на охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Взаимодействие специалистов – необходимое условие успешного внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Принципиальным в работе педагогов является умение работать в контакте «учитель-логопед-психолог-мед.работник-дефектолог»; умение вырабатывать единые педагогические требования, определение зоны ближайшего развития ребенка.

Психологическое сопровождение детей осуществляют психологи, работающие по своему утвержденному годовому плану, который включает в себя: работу с детьми, работу с пед.коллективом, методическую работу.

Совместная работа психолога с дефектологом и педагогами заключается в обсуждении планов работы и результатов обследования детей, взаимопосещение занятий, обсуждения создания оптимального педагогического и психологического климата для полноценного развития личности ребенка.

В заключении, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать так: здоровьесберегающая среда представляет собой сложноорганизованную систему, состоящую из совокупности санитарно-гигиенических, психолого-педагогических и коррекционных условий, обеспечивающих приоритет здоровья учащихся и позволяющих развиваться коррекционной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет

доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...

Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Доклад к педсовету

Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....

Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".

Доклад можно использовать на педсовете....

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...