Комплексная программа профильного лагеря дневного пребывания «Радуга» Эколого-краеведческой направленности «Край родной»
рабочая программа на тему

программа летнего лагеря дневного пребывания для детей 1-4 класов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2014_leto.docx92.28 КБ

Предварительный просмотр:

_____________________________________________________

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33 для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  III-IV вида»

634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 А, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66

Email: 33internat@mail.ru, http:// 33internat.tomsk.ru

Комплексная программа профильного лагеря дневного пребывания

«Радуга»

Эколого-краеведческой направленности

«Край родной»

Авторы программы:

 Зам. директора по ВР -  Хакимова Г.М.

                                                                            Зам.директора по УР – Курьянович    

                                                                            Воспитатель -  Яковлева О.Б.


Паспорт программы

1. Название программы

Профильная эколого-краеведческая программа «Край родной» летнего лагеря с дневным пребыванием детей.

2. Цель и задачи программы

Цель программы:  заложить основы гуманной, социально-активной личности школьника через чувственное отношение к культурным ценностям нашего края, чувственное отношение к окружающей природе. Программа позволяет развивать индивидуальные, творческие способности детей.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего края;

Воспитательные задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование толерантности и толерантного поведения ;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

Оздоровительные:

  • Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
  • Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
  • Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

3. Направление деятельности

Основные: экологическое и краеведческое;

Дополнительные: спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, культурно – досуговое;

4.Краткое содержание программы

       Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, повысить экологическую культуру детей.

5. Ожидаемые результаты

В процессе коллективного общения, проведенный совместных творческих дел, соревнуясь и играя, дети приобретут новые навыки коллективной деятельности, проявят внимание и интерес друг к другу, обретут новые формы взаимодействия, взаимовыручки, взаимоуважения, укрепят свое здоровье, закаляться, наберутся новых сил, знаний для начала очередного учебного года.

6. Содержание программы

Программа работает по 2 направлениям:, экологическое и  краеведческое. По каждому направлению – блоку, разработаны мероприятия. Формируются 2 отряда, они выбирают для себя направление, за которое будут отвечать. Им присваиваются названия: « Краеведы» и «Экологи». В первый день ребятам предлагается выбрать девиз отряда и оформить свое отрядное место. В каждом отряде намечается план мероприятий по определенному направлению. По нему работает данный отряд, вовлекая всех детей лагеря. Таким образом, все дети лагеря работают по двум направлениям, но являются ответственными только за определенное направление. Также проводятся еще тематические дни, которые являются общими для всех. Объявления о мероприятиях вешаются в уголке лагеря в рубриках «Сегодня», «Завтра». В конце лагерной смены происходит отчет отрядов о проделанной работе. Оформляются фото-страницы в дневнике лагеря. Награждаются лучшие.

7. Кадровое обеспечение и структура управления ЛДП

В течение смены по штатному расписанию лагеря работают:

  • Начальник лагеря
  • Воспитатели                              
  • Работники столовой  
  • Технический персонал
  • Инструктор по физическому воспитанию
  • Медики

8. Сроки и этапы реализации.

Пришкольный лагерь «Радуга» расположен в  здании ТОГКОУ школы-интерната №15

Длительность смены …. день.

Сроки  работы смены  - c 2 июня по 23 июня 2014 года

Режим работы с 8-00 ч. до 18-00 часов

9. Оценка эффективности

Диагностическое обеспечение на входе и на выходе

10. Материально-техническая база ЛДП

При работе летнего оздоровительного лагеря используется территория ТОГКОУ школы-интерната №15, спортивная площадка, а также:

  • Классные комнаты (игровые)
  • Коридор 1 этажа
  • Столовая

11. Авторы программы

Зам. директора по ВР -  Хакимова Г.М.

Зам. директора по УР – Курьянович Т.В.  

Воспитатель -  Яковлева О.Б.

12. Основные участники и исполнители программы

Учащиеся  1- 4 классов, педагоги школы.

13. Образовательное учреждение, предоставившее программу

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

№ 33 для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья  III-IV вида»

14.  Руководитель

Начальник лагеря Хакимова Г.М.

15. Адрес, телефон.

634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 А, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66

16. Место реализации

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе ТОГКОУ школы-интерната №15

                                 

Название программы.

«Край родной »

Пояснительная записка.

Нельзя любить то, чего ты не знаешь

Ф.М. Достоевский  

При составлении программы летнего лагеря дневного пребывания детей   необходимо помнить, что данная деятельность есть логическое продолжение образовательного процесса. Ведь отдых детей в летние месяцы – это не просто прекращение учебной деятельности, – это поправка здоровья, восстановление израсходованных сил, развитие творческого потенциала, развитие личностных способностей, время новых открытий и приключений.  Поэтому программа должна быть направлена на организацию  необходимых условий для укрепления здоровья, отдыха, рационального использования каникулярного времени у ребят. Также одновременно необходимо направлять усилия педагогов для формирования общей культуры у детей, навыков здорового образа жизни, создание максимально комфортных условий для социальной адаптации с учетом их возрастных особенностей.

Актуальность темы

 Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации детей, как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской и правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

По планете огромными шагами идет научно-технический прогресс, облегчая человеческую жизнь, развивая цивилизацию и открывая путь к новым вершинам культуры. Данный процесс создает новые человеческие ценности, расставляет иначе жизненные приоритеты. Однако по пути, к сожалению, часто теряются старые, как кому-то покажется, ненужные вещи, мысли,  чувства. Житель современного мегаполиса, скорее всего,  с трудом  вспомнит что-то из истории родного края, вряд ли расскажет хоть одну старинную легенду, с сомнением опишет местонахождение памятных и ценных мест. Нельзя сказать, что люди перестали интересоваться историей и не любят тот край, где они живут. Слишком быстрый темп жизни не дает нам задуматься о вечных ценностях и о необходимости любить и оберегать ту землю, где мы живем. Но для того, чтобы любить, нужно еще в детстве учить этому многогранному чувству. «Нельзя любить то, чего ты не знаешь» - слова великого писателя Ф.М. Достоевского  подсказывают нам  метод работы с подрастающим поколением. Именно знание истории и развития родного края способно развить в душе человека привязанность и любовь сначала к малой родине, чтобы перерасти в чувство патриотизма и любви к Родине большой.

        Так как именно в школьном возрасте процесс приобщения детей к истории и культуре родного края идет достаточно легко, необходимо включать в образовательный процесс программы, развивающие умения понимать и ценить богатство родной природы, произведения искусства, памятники истории. Данная программа как раз направлена на развитие указанных выше компетенций, а также дополнительно развивает у детей  познавательную активность, творческие способности, наблюдательность и инициативность. Данные качества необходимы любому современному человеку. А экологическое воспитание с малых лет поможет сохранить нашу планету для будущих поколений. Ведь именно бережное отношение к окружающей среде и понимание жизненных процессов стимулирует грамотное развитие человечества без ущерба для его среды обитания.

Данная программа, «Край родной» разработана для  формирования экологической культуры, получения и расширения знаний в области краеведения  у ребят разновозрастной группы,  получивших первоначальные знания на уроках окружающего мира и занятий в группе продленного дня.

Цель программы: формирование гуманной, социально-активной личности школьника через чувственное отношение к культурным ценностям нашего края и к окружающей природе.

Образовательные задачи:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • познакомить с историей и современной жизнью родного края;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
  • формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • развивать индивидуальные, творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

  • формировать духовно-нравственные качества личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины;
  • формировать позитивно-сберегающее отношение к окружающей среде и социально-ответственное поведение в ней;
  • формировать экологическое миропонимание;
  •  способствовать воспитанию любви к родному краю;

Оздоровительные:

  • создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
  • вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
  • обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

Принципы реализации программы

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  2. Принцип индивидуализации: воспитание требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности; раскрытие потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации.
  3. Принцип сотрудничества: определение общих целей педагогов и детей, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Принцип мотивации деятельности: учет пожеланий детей при включении их в какую-либо деятельность; наличие цели – доступной, понятной, осознанной; доверие ребёнка при выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  5. Принцип вариативности: создание условий для выбора ребятами форм деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

Участники:

  1. Учащиеся школы (1 - 4классы)
  2. Педагогические и медицинские работники;

Схема взаимодействия с социумом

Сроки реализации:  программа реализуется в период летних каникул 1 смена 02.06 – 23.06 2014 г.

Формы и методы реализации программы:

Любая деятельность  в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.

  • беседы
  • экскурсии
  • посещение музеев
  • конкурсы
  • презентации
  • проектная деятельность

Основное содержание программы:

 Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, повысить экологическую культуру детей.

Программа работает по 2 направлениям:, экологическое и  краеведческое. По каждому направлению – блоку, разработаны мероприятия. Формируются 2 отряда, они выбирают для себя направление, за которое будут отвечать. Им присваиваются названия: « Краеведы» и «Экологи». В первый день ребятам предлагается выбрать девиз отряда и оформить свое отрядное место. В каждом отряде намечается план мероприятий по определенному направлению. По нему работает данный отряд, вовлекая всех детей лагеря. Таким образом, все дети лагеря работают по двум направлениям, но являются ответственными только за определенное направление. Также проводятся еще тематические дни, которые являются общими для всех.

  • День независимости России;
  • День ПДД;
  • День здоровья.

Объявления о мероприятиях вешаются в уголке лагеря в рубриках «Сегодня», «Завтра». В конце лагерной смены происходит отчет отрядов о проделанной работе. Оформляются фото-страницы в дневнике лагеря. Награждаются лучшие.

        

Этапы программы:

  1. Подготовительный (май):
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (программа, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • подбор кадров;
  • проведение теоретических и практических занятий с воспитателями;
  • подготовка методических материалов;
  • подготовка материально-технической базы.

  1. Организационный этап ( 1 день смены):
  • формирование отрядов;
  • знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
  • проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей;
  • оформление уголков отрядов.

  1. Основной этап:
  • экологические и краеведческие мероприятия по плану;
  • работа творческих мастерских по плану;
  • спортивно - оздоровительный мероприятия по плану;
  • досуговые мероприятия;

  1. Заключительный этап (14 день смены):
  • сбор отчетного материала;
  • выпуск фотодневника лагеря.
  • анализ реализации программы, корректировка
  • итоги диагностик.
  • закрытие смены;

Ожидаемые результаты освоения программы:

В процессе коллективного общения, проведенный совместных творческих дел, соревнуясь и играя, дети приобретут новые навыки коллективной деятельности, проявят внимание и интерес друг к другу, обретут новые формы взаимодействия, взаимовыручки, взаимоуважения, укрепят свое здоровье, закаляться, наберутся новых сил, знаний для начала очередного учебного года.

 

В случае успешной реализации программы ребёнок получает:

знания:

  • расширение знаний о себе и окружающем мире;
  •  способов сохранения и укрепления физического  здоровья;
  •  способов и приемов общения со сверстниками и взрослыми на основе норм  общечеловеческого проживания и деятельности;
  •  организаторских знаний и умений;
  •  расширение знаний  по экологии и краеведению;
  •  основы экологической культуры.

умения:

  • работать с информацией;
  • взаимодействовать в команде;
  • выслушать и принять чужое мнение;
  • жить по принципам экологической  культуры.

Формируются и совершенствуются качества и индивидуальные способности ребенка –

нравственные:

  • ответственность за порученное дело, сделанный выбор, собственные поступки;
  • потребность в духовном развитии;
  • соотнесение своих желаний, целей с желаниями и целями других;
  • уважение к чужому мнению;
  • экологическую ответственность;
  • потребность в самосовершенствовании – самоанализе своих качеств, черт характера, поступков;

коммуникативные:

  • уверенность, открытость, доброжелательность;
  • эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;
  • инициативность в общении;
  • находчивость и мобильность;
  • отзывчивость;

интеллектуальные:

  • потребность в культурном и интеллектуальном развитии;
  • открытость в восприятии новой информации, опыта других людей;
  • расширение экологических знаний;
  • расширение знаний по краеведению.

эмоционально-волевые:

  • увлечённость и заинтересованность в достижении поставленной цели;
  • самостоятельность;
  • уверенность в себе;
  • умение владеть собой в разных ситуациях;
  • психологическая готовность  личности к оказанию помощи окружающим.

По итогам лагерной смены планируется получить следующие виды продуктов деятельности детей и воспитателей:

  • газеты-отчеты  по эколого-краеведческой деятельности лагеря;
  • проекты   детей по эколого-краеведческой работе;
  • просветительско-оздоровительные и досуговые методические
    разработки по организации эколого-краеведческого лагеря.

Формы контроля и учёта достижений детей:

  • викторины
  • выставки
  • защита проектов
  • ведение дневника отряда
  • ежедневные листовки - отчеты о проделанной работе

Факторы риска

Фактор риска

Меры профилактики

низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике  в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости педагогов. Индивидуальная работа с педагогами по коррекции содержания работы.

Критерии и показатели эффективности реализации программы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Критерии

Показатели

Методы

Сохранение и укрепление здоровья

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Сбалансированное питание.
  3. Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.
  4. Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей посетивших оздоровительные процедуры, бассейн.

 

  1. Анкетирование.
  2. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.
  3. Качество питания.
  4. Собеседование.
  5. Отсутствие травм.
  1.        Развитие коммуникативных навыков и толерантности

Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля

  1. Умение слушать и  слышать собеседника (толерантность).
  2. Бесконфликтное общение.
  3. Рефлексия.
  4. Навыки психологической защиты, самоконтроля.
  5. Самооценка.
  6. Коммуникабельность.
  7. Формирование ценностных ориентаций.
  8. Эмоциональная устойчивость.
  9. Наличие мотивации на познавательную деятельность.
  10. Отсутствие конфликтов.
  1. Анкетирование.
  2. Наблюдение.
  3. Сюжетно – ролевые игры.
  4. Социально – психологическое консультирование.
  5. Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).
  6. Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

Девиз лагеря: «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!»

Правила поведения в лагере:

– Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 8.30. Уходить по разрешению воспитателя.

– Обязательно иметь головной убор.

– Подчиняться требованиям воспитателей.

– Соблюдать технику безопасности.

– Беречь имущество.

– Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.

– Соблюдать правила гигиены.

Законы лагеря:

Закон “ноль-ноль” (закон точности).

Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).

Закон земли (охрана природы)

Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).

Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).

Закон доброго отношения.

Закон здорового образа жизни.

Закон свободы слова.

Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.

Права учащихся:

Права безопасности жизни. Право свободного общения

Права уважения личности. Право на информацию

Право творческого созидания. Право на инициативу

Право познания. Право быть счастливым

Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.

Список используемой литературы.

1. Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. Школьный  летний   лагерь. Москва  «ВАКО» 2004 г.

2. М.Е.Сысоева. Организация  летнего  отдыха детей. ГИЦ «Владос». М.2003 г.

3. Организация детского отдыха. Нормативно-правовые документы.    ТЦ Сфера.          

4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база /сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006.

5. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.

6. Внеклассная работа в начальной школе «Калейдоскоп увлекательных мероприятий» Авторы-составители: Е.М. Елизарова, Г.Н. Решетникова: «Учитель» Волгоград – 2005 г.

7. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - Волгоград: Учитель, 2008. – 132с.

8. С.П.Афанасьев, С.В.Коморин. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ «ВАриант, 2002. – 112с.

9. Как помочь детям адаптироваться в лагере: психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации / авт.-сост. Т.В.Молоканова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 139с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"

Данная программа будет полезна учителям начальных классов, учителям-предметникам и всем, кто участвует в организации пришкольных летних оздоровительных лагерей дневного пребывания....

Программа оздоровительного лагеря дневного пребывания "Патриот"

Детский оздоровительный  лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и  ...

Программа работы лагеря дневного пребывания детей

Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко".  Ребята в ходе игры-путешествия  «Космическое путешествие»побывают на разных планетах.  Планет  в городе 18. Кажд...

ПРОГРАММА деятельности лагеря дневного пребывания детей «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

Деятельность лагеря основывается на путешествии в волшебный мир сказок и народных промыслов с целью формирования с их помощью мотивации к здоровому образу жизни и продолжения знакомства детей с окружа...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «Радуга»

СодержаниеПояснительная записка.           Цели и задачи организации работы лагеря   Положение о школьном оздоровительном лагере. ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Лагеря дневного пребывания детей при МОУ «СОШ № 16» «Радуга»

Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена  на основе Примерной рабочей программы воспитания....

Программа лагеря дневного пребывания "Радуга"

Цели Программы: - обогащение социального опыта; - развитие творческих способностей детей и подростков; - возможность самовыражения для каждого ребенка; - пропаганда здорового образа жизни, профилактик...