Методическая разработка
методическая разработка (4 класс) на тему

Чуличенко Наталья Евгеньевна

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанный с акцией "Покормите птиц зимой!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zimuyushchikh_ptits.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

«День зимующих птиц»

Объяснительная записка

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с проведением акции «Покормите птиц зимой!».

        Повсюду: в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу,  мы видим и слышим птиц, в любое время года - осенью и зимой, весной и летом.  Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Весной отовсюду слышатся переливы тихих и громких голосов, звонкие трели, посвисты, писк. Летом становится меньше песен. А осенью и зимой птиц почти не слышно. В зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь. Нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм. Наибольшую опасность для зимующих птиц представляет недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка. Это занятие способствует формированию бережного отношения к природе, обращает внимание детей на трудное существование птиц зимой. Подобные  мероприятия - это прекрасная возможность открыть для себя удивительный мир пернатых, получить новые познания об окружающем мире природы, и главное, осознать, как он хрупок и как его будущее зависит от нас.В ходе занятия выявляются познавательные интересы детей и развиваются их творческие способности.

Цели:

  • расширить знания детей о птицах;
  • обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
  • вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

Для достижения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  • обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
  • развивать в детях ответственность за охрану хвойных насаждений.

Используемые методы:

  • словесный: выступления ведущего, участников мероприятия, агитбригады;
  • наглядный: использование плакатов, фотографий, рисунков, репродукций на данную тему;
  • практический: игровые задания, загадки.

Возраст обучающихся: младший  школьный, 8-9 лет.

Оборудование:

1.Фонограмма с голосами птиц.

2. Рисунки детей о зимующих птицах.

3. Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии, рисунки, плакаты.

4. Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных кормушек.

5. Блюдо с «угощениями» для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

План мероприятия:

  1. Организационный момент (вступление в тему).
  2. Основная часть мероприятия:
  1. Об изменениях в природе зимой.
  2. Об изменениях в жизни птиц.
  3. О значении птиц.
  4. О зимующих птицах.
  5. Игра «Угадай птицу».
  6. Игры: «Какая птица как поет?»; «Вспомни пословицу»; «Прилетели птицы».
  1. Итог мероприятия. «Рефлексия».

Содержание мероприятия:

  1. Организационный момент (вступление в тему).

На фоне фонограммы М.Свиридова «Метель» ведущий читает стихотворение:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки,

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь дети!

Ведь в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

 Кормите нас! Согрейте!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки-

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья,

И пропоют чирикая;

«Спасибо вам, великое».

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами поговорим  о птицах и поиграем. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.

 Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Звучит запись птичьих голосов.

-     Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

- А теперь отгадайте загадку.

- О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины

Разукрасил все витрины? (зима)

  1. Основная часть мероприятия:

  1. Об изменениях в природе зимой

-Давайте поговорим об этом времени года.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом).

- Снег защищает землю от мороза и только хвойные деревья стоят зеленые.

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (нет)

  1. Об изменениях в жизни птиц

- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку:

Снится ночью пауку, чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла:

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это: (птица).

  1. О значении птиц

Ведущий:

- А что вы знаете о птицах?

1-й ученик:

- Птицы - дети воздуха.

2-й ученик:

- Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

3-й ученик:

- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.

4-й ученик:

- Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.

Ведущий:

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм?

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.

- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)

- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и к ним они вернутся весной.

К.Кулиев "Не разоряйте птичьего гнезда".

Ученик:

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Ученик:

Храните дерево от топора -

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Ученик:

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

  1. О зимующих птицах

Ведущий:

- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? (зимующие)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, свиристели, поползни, чижи, щеглы, пищухи, совы, филины, голуби, лазоревки, чечётки.

- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.

  1. Игра «Угадай птицу»

Ведущий:

- Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.

-Узнайте ее, отгадав загадку:

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это: (снегири)

Ученик:

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца снегиря.

Ученик:

-Снегири очень красивы в своих ярко - красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.

Ведущий:

- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Ученик:

Очень трудно прокормиться

Юрким, маленьким синицам.

Ты зимой суровою

Сделай им столовую.

Ученик:

- Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.

Ведущий:

- Посмотрите, какую сценку приготовили ребята.

Сценка "Воробей и Синица"

1-й ученик:

- Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

2-й ученик:

- Ружьё!

1-й ученик:

- Нет, не угадала.

2-й ученик:

- Пушка!

1-й ученик:

- Опять не угадала.

2-й ученик:

- Какое же тогда, Воробей?

1-й ученик:

- Рогатка! Из пушки по воробьям не стреляют, а вот из рогатки только успевай отскакивай. Я- то стреляный воробей.

Ведущий:

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе –

Птичка, ты её не бей!

Эта птичка… (воробей).

- Воробей также прилетел к нашей кормушке.

Ученик:

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Скачет на снегу, резвится

Не орёл, но всё же птица.

Ведущий:

- А вон новый гость.

Ученик:

Вот новость: у клестов

Появилось пять птенцов!

А метель метет, метет,

А отец себе поёт:

Что нам холод, что нам снег,

Что деньки студеные.

Ребятишки у меня

Очень закаленные!

Ученик:

- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.

Ведущий:

- А это что за птица?

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (Дятел)

Ученик:

"Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах. Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик - " кли - кли - кли, который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове, то это я - черный дятел " желна".

Ведущий:

-Угадайте, какие еще птицы прилетели к нашей кормушке.

Ученик:

Хитровата, воровата –

Знаете меня, ребята?

Верещунья, белобока,

А зовут меня…(сорока).

Ученик:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её…(ворона).

Ученик:

           И в лесу, заметьте, дети,

           Есть ночные сторожа.

           Сторожей боятся этих,

           Мыши прячутся дрожа!

           Очень уж суровы

           Филины и … (совы)

Ведущий:

- Возле нашей кормушки собралось много пернатых друзей и давай мы поиграем с ними.

  1. Игра "Какая птица как поет?"

Ведущий:

- Кто стрекочет? (сорока)

-А что делает воробей? (чирикает)

- Какие звуки издает ворона? (каркает)

- Ухает кто? (филин)

- А какие звуки издает дятел? (стучит, кли-кли-кли).

Игра "Вспомни пословицу о птицах"

Ведущий:

- В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы и пословицы. Продолжите пословицу:

  • Слово не воробей: (вылетит не поймаешь).
  • Где птица не летает: (свое гнездо знает).
  • Птицу узнаешь в полете, а: (человека в работе).
  • Всякая птица: (своим клювом сыта).
  • Лес без птиц и птицы без леса: (не живут).

Игра «Прилетели птицы».

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы... (Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки -

Вот спасибо шутке!

Ведущий:

- Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих. Посмотрите на рисунки на нашей выставке и узнайте еще каких зимующих птиц можно встретить в наших местах.

С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом и насыпать корм в кормушки.

Ведущий:

- Известны кормушки для птиц разнообразных форм и типов, каждый может стать изобретателем собственной кормушки. Любая зимняя птичья столовая – это спасение от голода для зимующих птиц.

А тем птицам, которые остаются зимовать с нами, приходится нелегко: как найти пищу, если все покрыто снегом? И не от мороза гибнут пернатые в холода, а от голода. Не случайно в предзимье возле наших жилищ появляются такие лесные обитатели, как синицы, снегири и даже поползни, надеясь найти какую-нибудь пищу. Им можно помочь, соорудив специальные кормушки. При устройстве кормушек не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц.

Для синиц можно смастерить простую кормушку из пластиковой бутылки с отрезанным боком или из бумажной коробочки из-под молока или кефира. Кормушку можно укрепить рядом с форточкой или повесить на дерево. Важно, что она была удобно для птиц и из-за непродуманной конструкции не стало западней. Кормушка должна быть полной, особенно в сильный мороз, снегопад, в ветреную погоду. Птицы быстро привыкают к местам кормежки и посещают их с завидным постоянством. Если кормушка устраивается из года в год в одном и том же месте и в ней всегда достаточно корма, зимой возле нее будут держаться десятки и даже сотни птиц.

А. Яшин "Покормите птиц зимой"

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Ученик:

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Ученик:

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 Ведущий:

- Запорошенные снегом, тихие и сонные стоят леса и сады зимой. Не слышно в них веселого щебетания, да и самих птиц поубавилось: многие улетели в южные края. Там тепло и сытно. Многие насекомоядные птицы не улетают от нас на зиму – это синица, поползень, пищуха, дятлы, королек.    

       - Какое же угощение приготовить нашим пернатым друзьям?

Просо – любимый корм овсянок, едят его и многие другие птицы, даже синицы. Овес охотно едят воробьи и овсянки, семечки - снегири, голуби, (для синиц раздавленном виде). Арбузные, тыквенные и дынные  семена очень любят синицы и поползни и др. птицы. Сырое мясо  охотно едят синицы, а сырое сало – любимый корм для синиц, поползней и дятлов. Хлебные крошки - лакомство для воробьев и синиц. Семена  ясеня  едят снегири, репейник – щеглы, рябину - многие птицы: дрозды - рябинники; особенно любят ее снегири и свиристели, семена лебеды - многие зерноядные птицы, а больше других – чечетка,  семена крапивы –снегири, чижи, чечетки, охотно ест их синица лазоревка.

        - А знаете ли вы, что у птиц есть свои праздники? (Ответы детей)

        - Правильно, 12 ноября празднуется День встречи зимующих птиц («Зиновий-синичник»), с 20 декабря по 21 января – Рождественские учёты зимующих птиц (включая 21 января – общеевропейский учёт зимующих водоплавающих птиц). Кроме того, 15 января в экологическом календаре отмечается как День зимующих птиц России.

  1. Итог мероприятия

Ведущий:

-Сегодня мы с вами вспомнили о зимующих птицах, о том, какие кормушки им сделать, какими кормами покормить пернатых друзей. Давайте мы вместе поможем им выжить холодную, суровую зиму. Не забывайте их покормить, чем больше птиц, тем больше пользы принесут они людям и окружающему. Пережив благодаря нашей помощи зиму, до весны доживет намного больше птиц. Подумайте, что для синички долгая зимняя ночь может стать последней. Возможно, насыпанная вами в кормушку горсть корма спасет жизнь, какой–нибудь маленькой птичке. А за вашу заботу птицы отблагодарят вас весёлой песней.

«Рефлексия»

        -Наше мероприятие подходит к концу и я вам предлагаю выразить свое отношение к празднику: на столе стоят вазочки с перьями трех цветов, рядом лежат жетоны. Положите жетон  в одну из вазочек: в красную, если вам очень понравился наш праздник, в желтую- если настроение после праздника у вас хорошее, и в синюю – если мероприятие понравилось «так себе».  Удачи вам!

Под фонограмму птичьих голосов дети уходят из актового зала, выразив свое отношенеи к празднику с помощью жетонов.

        

Список литературы

  1. Борисенко М.Г, Лукина Н.А. Перелётные и зимующие птицы. 2001.
  2. В мире животных: Журнал. 2004. № 1, 3.
  3. Муравейник: Журнал. №9, 11, 12/2003. №1-3/2004.
  4. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – 2002.
  5. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Издательство: «Просвещение». -2010.
  6. Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Разработку подготовила Чуличенко Н.Е.

 учитель начальных классов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...