"Здоровый образ жизни младшего школьника"
статья на тему

Федотова Светлана Сергеевна

Чтобы понять, на чем должно строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, мы должны четко представлять, какие факторы могут оказать негативное влияние на его здоровье?

 1.Высокие учебные нагрузки, которые становятся особенно выраженными, начиная со 2-3 класса. Учебная программа порой подразумевает прохождение объемной темы за два-три дня, которых явно не хватает среднему ученику для ее усвоения, и, пытаясь закрепить материал, учитель задает большие по объему домашние задания.

2.Необходимость ношения тяжелых портфелей, в которые по современной учебной программе укладываются не только учебники, но многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия.

3.Дополнительные занятия: обучение рисованию, музыке, рукоделию, театральные кружки и т.п. 

4.Стрессы: требование отвечать у доски, порицание перед всем классом, плохие отметки, неблагополучные отношения с одноклассниками могут стать для ребенка глубокой психологической травмой. 

5.Уменьшение двигательной активности, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонностью к пассивному отдыху – просмотру телевизора, игре на компьютере.

5.Повышенная нагрузка на орган зрения может привести к развитию дальнозоркости 

6.Уменьшение контроля со стороны родителей хоть и является нормой в этом возрасте и способствует самостоятельности, однако неподготовленный к этой самостоятельности ребенок зачастую неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи несчастных случаев на дороге и другие травмы, в отсутствии родителей дети склонны изменять на свое усмотрение пищевой рацион (на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки, а полноценный обед игнорируется) и т.п.

Однако все это лишь факторы, справиться с которыми в большинстве случаев вполне по силам. Например, дополнительные занятия в кружках только тогда становятся неполезными, когда нарушен режим дня и нагрузка не соответствует возможностям. При правильном же подходе творческие занятия только пойдут на пользу, способствуя самовыражению ребенка как личности и гармоничному развитию его психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovyy_obraz_zhizni_mladshego_shkolnika.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни младшего школьника.

Известно, каким образом воспитывается ребенок в младшем возрасте, от этого и зависит его дальнейший жизненный путь. Нужно донести до малыша понимание важнейших жизненных ценностей, моделей поведения в обществе, воспитания патриотических чувств. Важное направление в этой работе является здоровый образ жизни школьников. Ведь привычки, привитые с ранних лет, отражаются в дальнейшем будущем. Поэтому очень важно проводить постоянные двусторонние (подразумевается дом-школа) беседы на тему здоровый образ жизни младших школьников.

 К сожалению, в наше время на воспитание ребенка влияют не только основные социальные институты, такие как семья и учебное заведение. Кроме этого, ребенка воспитывают Интернет, телевидение, журналы, улица и т.д. Проблема избежание прямого воздействия на учащихся этих факторов остается актуальной. Как можно видеть, пропаганда факторов, негативным образом влияют на организм человека, заставляет постоянно настораживаться. Ведь здоровый образ жизни младших школьников означает не только исключить традиционные вредные привычки курения или употребления алкоголя. Сюда также можно включить здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, умственные и физические нагрузки.

Отправляя детей в школу, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, научился продуктивно общаться со сверстниками и учителями, становился самостоятельным. И порой мы совсем забываем о здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания.

Поступление в школу – один из сложнейших переходных периодов в жизни человека. К первокласснику предъявляются уже совсем не те требования, что раньше: в его обязанности входит учеба, дополнительные занятия дома, посещение секций, музыкальной или художественной школы. К тому же сами по себе школьные уроки представляют собой нечто совершенно новое для него: необходимо тихо сидеть, слушать учителя и не отвлекаться, отвечать перед всем классом. Необходимость соблюдать дисциплину даже на переменах также может восприниматься как трудновыполнимое требование.

В дополнение к внешним условиям в возрасте 6-8 лет в организме ребенка происходит серьезная физиологическая перестройка. Снижается активность вилочковой железы, увеличивается продукция гормонов половых желез, гипофиза, надпочечников. Интенсивное развитие нервной системы с преобладанием процессов возбуждения затрудняет усидчивость и объясняет высокую эмоциональность. Нередко именно в этот период характер ребенка может неожиданно измениться как в лучшую, так и в нежелательную сторону. 

Все вышеперечисленное и составляет суть переходного периода младшего школьного возраста, и при неправильном подходе столь высокая нагрузка на нервную систему может существенно повредить здоровью ребенка.

Чтобы понять, на чем должно строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, мы должны четко представлять, какие факторы могут оказать негативное влияние на его здоровье?

 1.Высокие учебные нагрузки, которые становятся особенно выраженными, начиная со 2-3 класса. Учебная программа порой подразумевает прохождение объемной темы за два-три дня, которых явно не хватает среднему ученику для ее усвоения, и, пытаясь закрепить материал, учитель задает большие по объему домашние задания.

2.Необходимость ношения тяжелых портфелей, в которые по современной учебной программе укладываются не только учебники, но многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия.

3.Дополнительные занятия: обучение рисованию, музыке, рукоделию, театральные кружки и т.п. 

4.Стрессы: требование отвечать у доски, порицание перед всем классом, плохие отметки, неблагополучные отношения с одноклассниками могут стать для ребенка глубокой психологической травмой. 

5.Уменьшение двигательной активности, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонностью к пассивному отдыху – просмотру телевизора, игре на компьютере.

5.Повышенная нагрузка на орган зрения может привести к развитию дальнозоркости 

6.Уменьшение контроля со стороны родителей хоть и является нормой в этом возрасте и способствует самостоятельности, однако неподготовленный к этой самостоятельности ребенок зачастую неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи несчастных случаев на дороге и другие травмы, в отсутствии родителей дети склонны изменять на свое усмотрение пищевой рацион (на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки, а полноценный обед игнорируется) и т.п.

Однако все это лишь факторы, справиться с которыми в большинстве случаев вполне по силам. Например, дополнительные занятия в кружках только тогда становятся неполезными, когда нарушен режим дня и нагрузка не соответствует возможностям. При правильном же подходе творческие занятия только пойдут на пользу, способствуя самовыражению ребенка как личности и гармоничному развитию его психики.

Как предотвратить воздействие негативных факторов?

Высокие учебные нагрузки

Конечно, вряд ли заботливые родители будут игнорировать требование выполнения домашнего задания – для усвоения учебного материала это просто необходимо. Однако грамотно организовав сам процесс обучения, можно создать такие условия, при которых эта нагрузка не станет чрезмерной и не вызовет расстройств здоровья.

Постарайтесь придерживаться правила чередования нагрузок. Для младшего школьного возраста рекомендуется каждые 20-40 минут умственной деятельности (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей) прерываться на активный отдых. Позвольте ребенку побегать, поиграть, потанцевать, выполнить разминку. Физические упражнения приведут к активации кровообращения, устранению застоя в органах таза и нижних конечностях и, в конце концов, повышению общего тонуса.

Тяжелые портфели

От необходимости носить в школу учебники и тетради никуда не денешься. Однако тяжелый портфель – это не проблема сама по себе. Проблема начинается тогда, когда:

1.портфель неудобен;

2.мышцы спины и ног у ребенка слишком слабы;

3.портфель не просто тяжелый, а чрезмерно тяжелый.

В последнем случае проблему, возможно, придется решать с учителем: постарайтесь договориться об отказе ношения дополнительных пособий. Если сформулировать проблему правильно, в большинстве случаев удается договориться «полюбовно», без конфликтов – наверняка учитель просто не задумывался об этой проблеме, а его требования носить два учебника по каждому предмету, рабочие тетради и многочисленные пособия обусловлены стремлением сделать усвоение материала более доступным.

А вот проблема со слабостью мышц должна решаться заранее, не забывая позаботиться о достаточной физической нагрузке еще в дошкольном возрасте.

Кружки, секции, дополнительные занятия

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать при планировании дополнительных занятий. Во-первых, старайтесь выбирать кружок вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения и способности. Если занятия в кружке будет приносить ребенку удовольствие, то и уставать от них он практически не будет. Во-вторых, в большинстве случаев ребенку вполне достаточно дополнительных занятий по 2-3 часа 3-4 раза в неделю: более интенсивные нагрузки требуют высокой выносливости. В-третьих, не стремитесь заполнить кружками абсолютно все свободное время: у ребенка должно оставаться личное время, которое он сможет занять так, как ему хочется. В-четвертых, если дополнительные занятия – это не спортивная секция, то обязательно выделите время на подвижные игры на воздухе.

Стрессы

Стрессы являются постоянным спутником нашей жизни и сами по себе закаляют: человек учится находить выход из трудных ситуаций, искать решения, справляться со своими эмоциями. Однако когда интенсивность стресса превышает индивидуальный порог выносливости, наступает болезнь. У младших школьников она может проявляться в утомляемости, приступах раздражения и агрессии, депрессии, невротических симптомах (выдергивание волос, сосание пальцев, обгрызании ногтей и т.п.).

Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является повышение стрессоустойчивости. Этого можно добиться адекватными физическими нагрузками, закаливанием и правильным воспитанием. Не стоит стремиться создать для ребенка «тепличные» условия: стремитесь к тому, чтобы он мог самостоятельно преодолевать трудности (по детским силам), знал свои достоинства и слабости, умел правильно себя вести, был способен к самокритике и стремился к самосовершенствованию.

Недостаток двигательной активности

О пользе физических упражнений сказано невероятно много, и тем не менее мы не можем пройти мимо этой темы. Ребенок, получающий достаточную физическую нагрузку крепок и вынослив, его тело гармонично развивается, он не склонен к неврозам. Поэтому организации физической нагрузки стоит уделять первостепенное внимание. Выделяйте время на прогулки, выезжайте всей семьей на природу, играйте вместе в подвижные игры, запишите ребенка в спортивную секцию – наряду с правильным питанием движение становится основой здорового образа жизни младшего школьника.

Занятия в спортивных секциях дают, пожалуй, наиболее адекватную нагрузку на организм. При этом интенсивно развивается скелетная мускулатура и дыхательная система, совершенствуется координация движений, оттачиваются навыки владения собственным телом, сердце получает столь нужную ему тренировку. Кроме телесной пользы физкультура и спорт оказывают влияние на становление психики человека: целеустремленность, способность переносить неудобства и контролировать свои желания – вот те качества, в достижении которых спорт может стать главным помощником.

Повышение нагрузки на орган зрения

Чтобы избежать ухудшения зрения, следует соблюдать достаточно простые, но эффективные правила.

 1.Следите за тем, чтобы ребенок не читал лежа и в транспорте.

2.Оборудуйте своему школьнику удобное рабочее место: освещение должно быть достаточным и равномерным, а стул подходящим по высоте. Кстати, это поможет и в профилактике сколиоза.

3.Для учеников 1-2 класса подбирайте по возможности книги с крупным шрифтом.

4.Не покупайте детям дешевые затемненные очки: солнцезащитные очки должны приобретаться в оптике и иметь специальную маркировку. 

Здоровый образ жизни младшего школьника – это основа гармоничного развития личности, поэтому не жалейте усилий на создание оптимальных условий для вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Культура здорового образа жизни младшего школьника.

Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...