Программа воспитательной работы "Открой свой мир"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа расчитана на 3 года: 2, 3,4 классы. Даны цели, задачи. разработана план - сетка воспитательных дел класса. Широко представлена работа с родителями. В программе можно найти мониторинг эффективности работы воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospit_raboty_otkroy_svoe_okno.docx | 44.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы
«Открой свой мир»
(2009-2012 .)
Классный руководитель:
Семенова Н.А.
МОУ Казаковская СОШ.
Пояснительная записка
Без надлежащей поддержки любому ребенку трудно сориентироваться в себе и в системе отношений между людьми, трудно выработать критерии, по которым он сможет определить свое место среди окружающих. А неправильная ориентировка может привести к деформации личности. Мы намерены развивать и направлять ребенка на создание положительного образа “Я” , на стимулирование поиска ребенком самостоятельного решения своих проблем, на формирование уверенности детей. На достижение цели будут направлены разнообразные формы работы: игровые, экскурсии, творческие работы, презентации для класса и родителей, беседы и дискуссии, конкурсы, викторины.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда всегда при этом возникает вопрос – а что именно имеется ввиду?
Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос бы ответили – “всестороннее развитие личности ребенка”. Вот результат! И, на первый взгляд, тут не поспоришь. Но давайте зададим себе несколько простых вопросов. Всестороннее развитие личности... Сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этого результата? Да и вообще – достижим ли он в широкой практике воспитания?
А если ребенок никогда не сможет достичь той “планки воспитанности”, какую установили педагоги школы? И не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств? Он невоспитанный? Не слишком ли жестокий приговор?
На наш взгляд, недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом – “один лучше, другой хуже” (такое сравнение, кстати, как раз и предполагается введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – “ты плохой” или “ты хороший”. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в школьной среде;
2.Формирование положительной Я – концепции;
3.Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
4.Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
5.Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
6.Развитие навыков рефлексивных действий.
Программа рассчитана на 3 года: 2 класс, 3 класс, 4класс.
Ожидаемый результат после реализации программы
Реализация этой программы позволит детям безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.
При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.
Программа рассчитана на 3 года обучения ребенка в начальной школе. В ней заложены принципы толерантности, воспитания самостоятельности и саморазвития ребенка в условиях концепции “Я - человек”.
В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.
К концу обучения в начальной школе все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.
Учитель должен создать условия, при которых бы максимально проявлялась самостоятельность и ответственность детей при принятии решений. Дети должны усвоить, что от каждого члена коллектива зависит, какой будет атмосфера в классе, как сложится их учеба в пятом классе и в дальнейшей школьной жизни.
Основные положения работы по программе “Открой свой мир”.
1. Во втором классе формируются группы – тройки по желанию детей. У каждой группы в классном уголке есть свое окно, которое является отражателем работы группы. Один из учеников, который не является лидером в классе, называет группу детей, с кем бы ему хотелось работать. В течение года можно перейти из одной группы в другую, хотя это не приветствуется: надо стараться найти общий язык со всеми участниками игры в этой группе.
2. Каждая группа выбирает себе командира, который работает 3 месяца. По истечении срока, группа дает характеристику своему командиру. Таким образом, каждый из детей побывает в роли командира и подчиненного, ему надо научиться командовать и подчиняться.
3. Группы выбирают себе поручение, которое выполняют в течение недели, а потом отчитываются о проделанной работе. Если класс считает, что они работу выполняли в полном объеме, самостоятельно и качественно, то группа имеет право повесить в окно листок, который является их символом( например: облачко, самолетик и т.д.)
4. За выполненные дела, не связанные с недельным поручением (конкурсы, викторины, общешкольные дела и т.д.), группа имеет право повесить в окно дополнительный знак – звезду. Учитывается и участие родителей
5. Если кто-то из членов группы грубо нарушил школьные правила, то один лист с окна снимается.
6. В конце учебного года подсчитываются символы на окнах.
Группа, набравшая наибольшее число листочков, объявляется победителем. Ее отмечают грамотой от имени совета класса.
Основные разделы реализации программы.
- Здоровье
- Взаимодействие.
- Нравственность.
- Интеллект
- Досуг
- Семья
Содержание деятельности см. Приложение .
Виды работы с родителями
- Диагностика
- Тестирование
- Информирование родителей об успеваемости
- Привлечение родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях.
- Работа с родительским комитетом.
- Педагогическое просвещение родителей на собраниях.
- Индивидуальная работа.
Содержание работы см. Приложение .
Индивидуальная работа с детьми по вопросам(см. приложение):
- Работа с дневником
- Сбор портфолио
- Дисциплина в классе
- Участие в конкурсах
- разное
Изучение эффективности воспитательного процесса в классе по вопросам:
(см. приложение)
1.Уровень сформированности детского коллектива
2.Межличностные отношения в классе
3.Позиция родителей по вопросам нравственного воспитания детей
4.Изучения уровня нравственной воспитанности
Перспективный план работы по программе «Открой свой мир»
Направление деятельности | 2010 – 2011 уч.год 2011 -2012 уч.год |
1.здоровье |
|
2.взаимодействие |
|
3.нравственность |
|
4.интеллект |
|
5.досуг |
|
6.семья |
|
1 Раздел – 2оо9 – 2010 учебный год.
Список класса.
Поручения
1.Дежурство по классу.
2.Организация перемен.
3.Работа с учителем: связь с библиотекой, проверка дневников и учебников, оформление и другое.
Группы класса
Характеристика класса.
Во 2 классе 10 человек: 2девочки и 8 мальчиков. Класс активный, с высоким познавательным интересом, яркий, очень подвижный. Этому способствует и то, что в классе большинство мальчиков. Дети по-разному развиты психологически, разный уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Путем наблюдения, бесед мы оценили уровень некоторых особенностей учащихся: быстрое переключение внимания, Усидчивость, активность, навыки самоорганизации, активность, любознательность, лидерство.
Все родители активно участвуют в жизни класса, регулярно посещают родительские собрания, следят за ведением дневника.
Анализ работы за прошлый год
В 2008 – 2009 учебном году в классе было 11 человек. Никто из детей не занимается в кружках и секциях.
В начале года была поставлена цель: помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к школьной жизни, сделать первые шаги по сплочению детского коллектива.
На наш взгляд, цель достигнута. Год выдался трудным для всех: и для родителей, и для учителя, и, конечно, для ребят. По мнению родителей(опрос итогового родительского собрания) видно, что ребята класса не утратили интереса к учебе и школе. У большинства ребят представления о школе совпали с реальностью. Это основывается на том, что они активно принимали участие во всех классных и школьных мероприятиях. В некоторых конкурсах занимали призовые места.
К концу года дети сами уже могли предложить, как можно решить поставленную перед ними ту или иную задачу.
В классе выделились активная группа учащихся, которая ведет за собой остальных: Саша Волкова, Максим Барышников, Кирилл Аверьянов. В основном, пока, распределяет поручения и предлагает инициативу учитель, но иногда дети сами выносят предложения о дальнейшей жизни в классе.
За прошедший год дети усвоили обязанности дежурного, приняли правила поведения в школе, в столовой.
Ребята в классе доброжелательные. Крупных ссор за год не было. Вовремя замечено и устранено негативное отношение некоторых ребят к чужим неудачам. Класс достаточно организован.
Мероприятия особенно, понравившиеся детям:
- Классные огоньки в конце каждой четверти
- Праздник «Масленица»
- Акция «Помоги птицам зимой»
- Рождественские колядки
- Поездка в ТЮЗ
- Поход по деревням к 9 мая
Ребята приняли участие в следующих конкурсах вместе с родителями:
- Интеллектуальный марафон
- Из отходов в доходы
- Новогодний серпантин
- Красный, желтый, зеленый
- Я и вселенная
- Классные истории
Помощниками классного руководителя являются родители. Благодаря им класс смог принять участие во многих делах. Принципиальных разногласий с родителями не было. Все активно посещали родительские собрания и индивидуальные беседы.
Разнообразные формы и методы работы с детьми позволили добиться ожидаемого результата. Была заложена база для дальнейшего развития классного коллектива.
Исходя, из анализа воспитательной работы можно поставить воспитательную цель на новый учебный год
Цель: продолжить формирование детского коллектива, способного организоваться под контролем учителя.
Задачи:
1.Воспитывать в детях умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
2.Развивать творческую активность детей, положительные качества личности: доброту, отзывчивость, ответственность.
3.Вести работу по формированию здорового образа жизни.
4.Оргнизовывать отдых детей и родителей.
Ожидаемый результат(1 раздел)
В результате воспитательной работы в течение учебного года ребята смогут закреплять свои навыки в умении в искусстве общения с другими детьми и взрослыми, будут учиться прислушиваться к мнению других. Дети расширят свои знания о способах оформления различных материалов, будет закладываться умения планировать свою работу вместе с другими. И вся эта деятельность будет проходить в рамках направления взаимодействие.
Мероприятия по направлению «Здоровье» позволят детям закрепить знания ПДД, пожарной безопасности. Ребята получат новый заряд бодрости в результате прогулок и спортивных состязаний, закрепят навыки личной гигиены.
Поднять свой нравственный уровень помогут дела в направлении «Нравственность». Ребята постараются решить важную для себя задачу: как правильно и вежливо общаться с другими людьми.
В работе направления «Интеллект» дети ближе узнают о « братьях наших меньших, профессиях людей. Пройдет проба творческих сил, принимая участие в различных конкурсах.
Мероприятия в направлениях «Досуг» и «Семья» решат проблему отдыха детей и сблизят детей и родителей, позволят ребятам легче адаптироваться к школьной жизни.
Приложение 1
Содержание деятельности.
Месяц направление | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1. здоро вье | Кл.час: Светофор – наш лучший друг, правила пожарной безопасности. Конкурс рисунков «Безопасность каждый день». | 1.Веселые старты с 1 классом. 2.Мероприятия по утеплению класса. 3.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 4.День здоровья 5.Инструктаж на осенние каникулы по ГО и ЧС, ПДД | 1.Беседа «Путешествие в овощную страну» 2.Кл.час «Единый день борьбы со СПИДом» 3. Инструктаж на зимние каникулы по ГО и ЧС, ПДД | Строим поделки из снега: конкурс снежных городков | 1.Кл.час: «Как уберечься от простуды». 2.Неделя физкультуры 3.Лыжные гонки | 1.Кл.час: «Вредные привычки». 2. Инструктаж на весенние каникулы по ГО и ЧС, ПДД | 1.ПДД «Где можно играть?. 2. Международный день здоровья 3.Безопасное колесо | 1.Беседа «Светофор – мой лучший друг» 2.ПДД «Правила движения для велосипедистов». 3.Инструктаж на лето по ГО и ЧС, ПДД | |
2.Взаимо действие | Работа с дневником. Деление на группы. Определение способа взаимодействия. | 3.Благоустройство школьной территории. | Игровая программа: «Здравствуйте шефы». | 1..Акция: украшаем класс и школу. Выпускаем рисунки к Новому году. | Рождественские колядки в нашем селе | Кл.час: «Где учиться мне потом, чем заниматься?» | Подготовка и участие в школьном концерте. | Акция: «Сделаем Школьный двор чище». | Акция: хлеб – наше богатство. Выпуск рисунков. |
3.Нравствен- ость | Беседа: «Правила поведения в школе. Обязанности дежурного». | Беседа : «Трудился ли ты вместе со всеми на огороде?». 2.День пожилого человека: концерт в клубе | Кл. час: «В дружбе сила» | Кл.час: «Как быть прилежным и старательным». | Кл.час: Волшебники добра». | Беседа: «Правила общения с окружающими». | 1.Кл.ча: «Правда и ложь» | Акция к 9 мая Поход в Д. Терпишка | |
4.Интеллект | 1.Практический кл.час: «Тренировка внимания». 2.Беседа: «День народного единства | 1Кл.час - беседа «День Конституции». | 1.Кл. час: «Мы и домашние животные» | КВН «Пословицы и поговорки» | 1.Школьные олимпиады 2. Беседа – игра по ПДД «Праздник в академии дорожных наук» | Игра – путешествие: откуда пришла книга. | 1Конкурс: «Безопасное колесо». 2.Родительский турслет | ||
5. Досуг | 1.КТД «Осенняя сказка» 2.Классный огонек: «Осенние посиделки». | Поездка на новогоднее представление в г. Павлово | К Дню защитника Отечества: Встреча с бывшими учащимися школы, пошедшими службу в армии. Классный огонек. | Кл.час: «Волшебные сказки». | 1.Экскурсия «Весна, весна и все ей радо…». 2.Уровень нравственной воспитанности | ||||
6. Семья | Беседа: «Я внимателен к своей семье?» | Районный конкурс | 1.Поездка в театр г.Павлово. 2.Конкурс «Мамочка милее всех» 4.День матери | Новый год шагает по планете(Утренник, чаепитие). | Спортивный семейный праздник «Русская зима» | Конкурс творческих работ: «Красный желтый зеленый» | Праздничная программа для мам и пап. | Огонек вместе с родителями. |
Работа с родителями
сроки | Вид работы |
| |
2.Тестирование
| |
3.Информирование родителей 1 раз в четверть об успеваемости детей. | |
4.Привлечение родителей к совместным классным и общешкольным мероприятиям.
| |
5.Работа с родительским комитетом
| |
6.Педагогическое просвещение родителей на собраниях по темам:
| |
6. Индивидуальная работа
|
Индивидуальная работа с детьми
Вид работы | сроки | ответственные |
1.Проверка дневников. 2.Сбор портфолио 3.Подготовка к школьным и районным олимпиадам 4.Участие в конкурсах. | Сентябрь В течении года 3 четверть в течении года |
Изучение эффективности воспитательного процесса в классе
Предмет изучения | Методы и приемы | Сроки изучения | ответственные | результаты |
1.уровень сформированности детского коллектива | Психологические игры, наблюдения | апрель | ||
2.межличностные отношения в классе | тестирование | февраль | кл.рук. | |
3.Позиция родителей по вопросам нравственного воспитания детей | анкетирование | декабрь | кл.рук | |
4.изучение уровня воспитанности | Тестирование, наблюдение | Октябрь, май | кл.рук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Проектируем свою математику"2-4 класс
Составленный мной курс «Проектируем свою математику» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2-4 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала пос...
Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена по военно - патриотическому направлению воспитания учащихся....
Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....
Рабочая программа "Тропинка к своему Я"
Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....
Программа кружка "Сами своими руками"
Проектный предметный курс технологии...
Программа воспитательной работы "Мультфильм своими руками"
программа для работы с детьми от 7 до 14 лет...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...