Программа воспитательной работы "Открой свой мир"
рабочая программа (2 класс) на тему

Семенова Наталья Алексеевна

Программа расчитана на 3 года: 2, 3,4 классы. Даны цели, задачи. разработана план - сетка воспитательных дел класса. Широко представлена работа с родителями. В программе можно найти мониторинг эффективности работы воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospit_raboty_otkroy_svoe_okno.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы

«Открой свой мир»

(2009-2012 .)

Классный руководитель:

Семенова Н.А.

МОУ Казаковская СОШ.

Пояснительная записка

Без надлежащей поддержки любому ребенку трудно сориентироваться в себе и в системе отношений между людьми, трудно выработать критерии, по которым он сможет определить свое место среди окружающих. А неправильная ориентировка может привести к деформации личности. Мы намерены развивать и направлять ребенка на создание положительного образа “Я” , на стимулирование поиска ребенком самостоятельного решения своих проблем, на формирование уверенности детей. На достижение цели будут направлены разнообразные формы работы: игровые, экскурсии, творческие работы, презентации для класса и родителей, беседы и дискуссии, конкурсы, викторины.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда всегда при этом возникает вопрос – а что именно имеется ввиду?

Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос бы ответили – “всестороннее развитие личности ребенка”. Вот результат! И, на первый взгляд, тут не поспоришь. Но давайте зададим себе несколько простых вопросов. Всестороннее развитие личности... Сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели  этого результата? Да и вообще – достижим ли он в широкой практике воспитания?

А если ребенок никогда не сможет достичь той “планки воспитанности”, какую установили педагоги школы? И не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств? Он невоспитанный? Не слишком ли жестокий приговор?

На наш взгляд, недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. Некоторые дети не могут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств. Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом – “один лучше, другой хуже” (такое сравнение, кстати, как раз и предполагается введением стандарта воспитанности). Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка – “ты плохой” или “ты хороший”. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

 В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.

Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Задачи программы: 

     1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в школьной среде;

2.Формирование положительной Я – концепции;

3.Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

4.Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

5.Воспитание духовно–нравственных качеств личности;

6.Развитие навыков рефлексивных действий.

Программа рассчитана на 3 года: 2 класс, 3 класс, 4класс.

Ожидаемый результат после реализации программы

Реализация этой программы позволит детям безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.

При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на 3  года обучения ребенка в начальной школе. В ней заложены принципы толерантности, воспитания самостоятельности и саморазвития ребенка в условиях концепции “Я - человек”.

 В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.

 К концу обучения в начальной школе все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.

 Учитель должен создать условия, при которых бы максимально проявлялась самостоятельность и ответственность детей при принятии решений. Дети должны усвоить, что от каждого члена коллектива зависит, какой будет атмосфера в классе, как сложится их учеба в пятом классе и в дальнейшей школьной жизни.

Основные положения работы по программе “Открой свой мир”.

1. Во втором классе формируются группы – тройки по желанию детей.  У каждой группы в классном уголке есть свое окно, которое является отражателем работы группы. Один из учеников, который не является лидером в классе, называет группу детей, с кем бы ему хотелось работать. В течение года можно перейти из одной группы в другую, хотя это не приветствуется: надо стараться найти общий язык со всеми участниками игры в этой группе.

2. Каждая группа выбирает себе командира, который работает 3 месяца. По истечении срока, группа дает характеристику своему командиру. Таким образом, каждый из детей побывает в роли командира и подчиненного, ему надо научиться командовать и подчиняться.

3. Группы выбирают себе поручение, которое выполняют в течение недели, а потом отчитываются о проделанной работе. Если класс считает, что они работу выполняли в полном объеме, самостоятельно и качественно, то группа имеет право повесить в окно листок, который является их символом( например: облачко, самолетик и т.д.)

4. За выполненные дела, не связанные с недельным поручением (конкурсы, викторины, общешкольные дела и т.д.), группа имеет право повесить  в окно дополнительный знак – звезду. Учитывается и участие родителей

5. Если кто-то из членов группы грубо нарушил школьные правила, то один лист с окна снимается.

6. В конце учебного года подсчитываются символы на окнах.

Группа, набравшая наибольшее число листочков, объявляется победителем. Ее отмечают грамотой от имени совета класса.

Основные разделы реализации программы.

  1. Здоровье
  2. Взаимодействие.
  3. Нравственность.
  4. Интеллект
  5. Досуг
  6. Семья

Содержание деятельности см. Приложение .

Виды работы с родителями

  1. Диагностика
  2. Тестирование
  3. Информирование родителей об успеваемости
  4. Привлечение родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях.
  5. Работа с родительским комитетом.
  6. Педагогическое просвещение родителей на собраниях.
  7. Индивидуальная работа.

Содержание работы см. Приложение .

Индивидуальная работа с детьми  по вопросам(см. приложение):

  • Работа с дневником
  • Сбор портфолио
  • Дисциплина в классе
  • Участие в конкурсах
  • разное

Изучение эффективности воспитательного процесса в классе по вопросам:

(см. приложение)

1.Уровень сформированности детского коллектива

2.Межличностные отношения в классе

3.Позиция родителей по вопросам нравственного воспитания детей

4.Изучения уровня нравственной воспитанности

Перспективный план работы по программе «Открой свой мир»

Направление деятельности

2010 – 2011 уч.год

2011 -2012 уч.год

1.здоровье

  • день здоровья
  • беседы, праздники, викторины по безопасности жизнедеятельности
  • дни подвижных  игр
  • прогулки, экскурсии, походы в лес, на пруд.

2.взаимодействие

  • благоустройство школьной территории
  • помощь библиотеке «Книжкина больница»
  • совместные КТД с шефами
  • семейные утренники, участие в конкурсах с членами своих семей

3.нравственность

  • Беседы по правилам поведения в школе, в общественных местах, «Обязанности дежурного»
  • Классные часы на темы: «О лени», «Как быть прилежным и внимательным», «Кто такие друзья», «Поговорим о жадности».
  • Акции ко «Дню пожилых людей», 9 мая.
  • Кл.часы ко Дню независимости, Дню Конституции.

4.интеллект

  • Экологические викторины
  • Дискуссии на темы: «Я и моя профессия», «Какова важность денег», «Зачем человеку учиться».
  • Игры «Брейн – ринг», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон»
  • Участие в школьных и районных олимпиадах, конкурсах

5.досуг

  • Огонек «Осенины»
  • Новогодний утренник
  • Семейный праздник «Мамин день»
  • Вемелое шоу ко Дню смеха
  • Классный огонек в конце года

6.семья

  • Спортивные семейные праздники»Веселые старты»
  • Поездки в г. Павлово, Н.Новгород
  • Участие в «Дне матери»
  • Семейный  турслет

1 Раздел – 2оо9 – 2010 учебный год.

Список класса.

Поручения

1.Дежурство по классу.

2.Организация перемен.

3.Работа с учителем: связь с библиотекой, проверка дневников и учебников, оформление и другое.

Группы класса

Характеристика класса.

Во 2  классе 10 человек: 2девочки и 8 мальчиков. Класс активный, с высоким познавательным интересом, яркий, очень подвижный. Этому способствует и то, что в классе большинство мальчиков. Дети по-разному развиты психологически, разный уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Путем наблюдения, бесед мы оценили уровень некоторых особенностей учащихся: быстрое  переключение внимания, Усидчивость, активность, навыки самоорганизации, активность, любознательность, лидерство.

Все родители активно участвуют в жизни класса, регулярно посещают родительские собрания, следят за ведением дневника.

Анализ работы за прошлый год

                  В 2008 – 2009 учебном году в классе было 11 человек. Никто из детей не занимается в кружках и секциях.

                    В начале года была поставлена цель: помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к школьной жизни, сделать первые шаги по сплочению детского коллектива.

                  На наш взгляд, цель достигнута. Год выдался трудным для всех: и для родителей, и для учителя, и, конечно, для ребят. По мнению родителей(опрос итогового родительского собрания) видно, что ребята класса не утратили интереса к учебе и школе. У большинства ребят представления о школе совпали с реальностью. Это основывается на том, что они активно принимали участие во всех классных и школьных мероприятиях. В некоторых конкурсах занимали призовые места.

                 К концу года дети сами уже могли предложить, как можно решить поставленную перед ними ту или иную задачу.

В классе выделились активная группа учащихся, которая ведет за собой остальных: Саша Волкова, Максим Барышников, Кирилл Аверьянов.  В основном, пока, распределяет поручения и предлагает инициативу  учитель, но     иногда дети сами выносят предложения о дальнейшей жизни в классе.

За прошедший год дети усвоили обязанности дежурного, приняли правила поведения в школе, в столовой.

Ребята в классе доброжелательные. Крупных ссор за год не было. Вовремя замечено и устранено негативное отношение  некоторых ребят к чужим неудачам. Класс достаточно организован.

Мероприятия особенно, понравившиеся детям:

  • Классные огоньки в конце каждой четверти
  • Праздник «Масленица»
  • Акция «Помоги птицам зимой»
  • Рождественские колядки
  • Поездка в ТЮЗ
  • Поход по деревням к 9 мая

Ребята приняли участие в следующих конкурсах вместе с родителями:

  • Интеллектуальный марафон
  • Из отходов в доходы
  • Новогодний серпантин
  • Красный, желтый, зеленый
  • Я и вселенная
  • Классные истории

Помощниками классного  руководителя являются родители. Благодаря им класс  смог принять участие во многих делах. Принципиальных разногласий с родителями не было. Все активно посещали родительские собрания и индивидуальные беседы.

Разнообразные формы и методы работы с детьми позволили добиться ожидаемого результата. Была заложена база для дальнейшего развития классного коллектива.

Исходя, из анализа воспитательной работы можно поставить воспитательную цель на новый учебный год

          Цель: продолжить  формирование детского коллектива, способного организоваться под контролем учителя.

Задачи:

1.Воспитывать в детях умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.

                           2.Развивать творческую активность детей, положительные качества личности: доброту, отзывчивость, ответственность.

3.Вести работу по формированию здорового образа жизни.

4.Оргнизовывать отдых детей и родителей.

Ожидаемый результат(1 раздел)

В результате воспитательной работы в течение учебного года ребята смогут закреплять свои навыки в умении  в искусстве общения с другими детьми и взрослыми, будут учиться  прислушиваться к мнению других. Дети расширят свои знания о способах оформления различных материалов, будет закладываться  умения планировать свою работу вместе с другими. И вся эта деятельность будет проходить в рамках направления взаимодействие.

          Мероприятия по направлению «Здоровье» позволят детям закрепить знания ПДД, пожарной безопасности. Ребята получат новый заряд бодрости в результате прогулок и спортивных состязаний, закрепят навыки личной гигиены.

           Поднять свой нравственный уровень помогут дела в направлении «Нравственность». Ребята постараются решить важную для себя задачу: как правильно и вежливо общаться с другими людьми.

        В работе направления «Интеллект» дети ближе узнают о « братьях наших меньших, профессиях людей.  Пройдет проба творческих сил, принимая участие в различных конкурсах.

      Мероприятия в направлениях «Досуг» и «Семья» решат проблему отдыха детей и сблизят детей и родителей, позволят ребятам легче адаптироваться к школьной жизни.

Приложение 1

Содержание деятельности.

Месяц

направление

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1. здоро

вье

Кл.час: Светофор – наш лучший друг, правила пожарной безопасности.

Конкурс рисунков «Безопасность каждый день».

1.Веселые старты с 1 классом.

2.Мероприятия по утеплению класса.

3.Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

4.День здоровья

5.Инструктаж на осенние каникулы по ГО и ЧС, ПДД

1.Беседа «Путешествие в овощную страну»

2.Кл.час «Единый день борьбы со СПИДом»

3. Инструктаж на зимние каникулы по ГО и ЧС, ПДД

Строим поделки из снега: конкурс снежных городков

1.Кл.час: «Как уберечься от простуды».

2.Неделя физкультуры

3.Лыжные гонки

1.Кл.час: «Вредные привычки».

2. Инструктаж на весенние каникулы по ГО и ЧС, ПДД

1.ПДД «Где можно играть?.

2. Международный день здоровья

3.Безопасное колесо

1.Беседа «Светофор – мой лучший друг»

2.ПДД «Правила движения для велосипедистов».

3.Инструктаж на лето по ГО и ЧС, ПДД

2.Взаимо

действие

Работа с дневником.

Деление на группы.

Определение способа взаимодействия.

3.Благоустройство школьной территории.

Игровая программа: «Здравствуйте шефы».

1..Акция: украшаем класс и школу. Выпускаем рисунки к Новому году.

Рождественские колядки в нашем селе

Кл.час: «Где учиться мне потом, чем заниматься?»

Подготовка и участие в школьном концерте.

Акция: «Сделаем Школьный двор чище».

Акция: хлеб – наше богатство.

Выпуск рисунков.

3.Нравствен-

ость

Беседа: «Правила поведения в школе. Обязанности дежурного».

Беседа : «Трудился ли ты вместе со всеми на огороде?».

2.День пожилого человека: концерт в клубе

Кл. час: «В дружбе сила»

Кл.час: «Как быть прилежным и старательным».

Кл.час: Волшебники добра».

Беседа: «Правила общения с окружающими».

1.Кл.ча: «Правда и ложь»

Акция к 9 мая

Поход в

Д. Терпишка

4.Интеллект

1.Практический кл.час: «Тренировка внимания».

2.Беседа: «День народного единства

1Кл.час - беседа «День Конституции».

1.Кл. час: «Мы и домашние животные»

КВН «Пословицы и поговорки»

1.Школьные олимпиады

2. Беседа – игра по ПДД «Праздник в академии дорожных наук»

Игра – путешествие: откуда пришла книга.

1Конкурс: «Безопасное колесо».

2.Родительский турслет

5. Досуг

1.КТД «Осенняя сказка»

2.Классный огонек: «Осенние посиделки».

Поездка на новогоднее представление в г. Павлово

К Дню защитника Отечества: Встреча с  бывшими учащимися школы, пошедшими службу в армии. Классный огонек.

Кл.час: «Волшебные сказки».

1.Экскурсия «Весна, весна и все ей радо…».

2.Уровень нравственной воспитанности

6. Семья

Беседа: «Я внимателен к своей семье?»

Районный конкурс

1.Поездка в театр г.Павлово.

2.Конкурс «Мамочка милее всех»

4.День матери

Новый год шагает по планете(Утренник, чаепитие).

Спортивный семейный праздник «Русская зима»

Конкурс творческих работ: «Красный желтый зеленый»

Праздничная программа для мам и пап.

Огонек вместе с родителями.

Работа с родителями

сроки

Вид работы

  1. Анкетирование.
  • Экспресс – прогноз состава родительского коллектива.
  • Время на подготовку д/з
  • Каким был учебный год?
  • Нужна ли в школе группа продленного дня.
  • Уровень воспитанности у детей.
  • Любят ли дети читать? (детям и родителям).

2.Тестирование

  • Оцениваем уровень внимания.

3.Информирование родителей 1 раз в четверть об успеваемости детей.

4.Привлечение родителей к совместным классным и общешкольным мероприятиям.

  • Новогодний праздник
  • День 8 марта
  • День матери
  • Общешкольные родительские собрания
  • Участие в акциях и конкурсах

5.Работа с родительским комитетом

  • Организация поездок и классных огоньков

6.Педагогическое просвещение родителей на собраниях по темам:

  •  Безопасный путь домой. (1 четверть)
  • Как готовить домашнее задание. (1 четверть)
  • Разговор о правильном питании(2 четверть)
  • Чтение – вот лучшее учение!.(3 четверть)
  • Перелистывая страницы учебного года…(4 четверть)

                                             6. Индивидуальная работа

  • Реакция ребенка на критику
  • Режим дня, обследование у детского врача 
  • Условия в доме для самоподготовки ученика 

Индивидуальная работа с детьми

Вид работы

сроки

ответственные

1.Проверка дневников.

2.Сбор портфолио

3.Подготовка к школьным и районным олимпиадам

4.Участие в конкурсах.

Сентябрь

В течении года

3 четверть

в течении года

Изучение эффективности воспитательного процесса в классе

Предмет изучения

Методы и приемы

Сроки изучения

ответственные

результаты

1.уровень сформированности детского коллектива

Психологические игры, наблюдения

апрель

2.межличностные отношения в классе

тестирование

февраль

 кл.рук.

3.Позиция родителей по вопросам нравственного воспитания детей

анкетирование

декабрь

кл.рук

4.изучение уровня воспитанности

Тестирование, наблюдение

Октябрь, май

кл.рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Проектируем свою математику"2-4 класс

Составленный мной курс «Проектируем свою математику» направлен на расширение и углубление математических представлений учащихся 2-4 классов, развитие их личности и раскрытие творческого потенциала пос...

Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена по   военно - патриотическому направлению воспитания учащихся....

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Рабочая программа "Тропинка к своему Я"

Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....

Программа кружка "Сами своими руками"

Проектный предметный курс технологии...

Программа воспитательной работы "Мультфильм своими руками"

программа для работы с детьми от 7 до 14 лет...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...