Кукла Вербница
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Красникова Галина Ивановна,

Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании.

Тема: «Кукла – закрутка Вербница».

Цель – прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Задачи:

  • Познакомить с традициями и символикой Вербницы;
  • Содействовать развитию, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
  • Обучать традиционным приёмам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалом;
  • Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.

Материалы

Для воспитателя: иллюстрации, образы изделий, схемы изготовления.

Для детей: плотная ткань размером 15+10см, лоскут красного материала 15+15см, синтепон, вата, цветной лоскут размером 10*10,нитки, тесьма, ножницы.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

2.Вводная беседа.

Воспитатель. Как вы думаете, девочки, как давно появилась кукла?

Ответы детей.

Воспитатель. Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Детская игрушка, предмет ритуала, произведение искусства, олицетворение божества, врач и помощник. Она не дорожила  собственной сущностью и легко меняла обличье, характер и даже судьбу, лишь бы послужить своему спутнику – человеку.

Кукла встречает человека на самом пороге его жизни, помогает понять мир и войти в него. Кукла фиксирует накопленные модели окружающей действительности.

Как же кукла проникла в мир детства? Обратимся к её истории.

Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не оказались от этой игрушки!  Так кукла спасла человека. Среди первых славянских кукол были: Коллодия, Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько, ставшие игрушками для богов. Чуть позже появились куклы-обереги из тряпок, глины, дерева, кости, соломы, ниток. Однако у всех славянских кукол-оберегов не было лица. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в неё вселится злой дух. Позже кукла стала предметом игр детей, а к началу 19 века окончательно превратилась в детскую игрушку.

  Кукла это отвлеченное изображение человека. В бедной деревенской семье ребёнок, не имея куклы с фарфоровой головой, играл с дощечкой, но точно так же, как и настоящую куклу, завертывал её, нянчил, одевал. Таким образом, на самой кукле окружающая жизнь отражалась мало. Больше всего она влияла на то, как играл ребёнок этой куклой, что заставляло её делать, как «пережевать».

Воспитатель. Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла?

Ответы детей.

Воспитатель. Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы. Болезней и прочих несчастий. Куклу-оберег делали обязательно безликой, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную  куколку-берегиню делали своими руками. А как вы думаете, кто их делал?

Дети делают предположения относительно того, кто изготавливал игрушки.

Воспитатель. Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла. Тем способнее в рукоделье её хозяюшка.

  На этом занятии и мы попробуем смастерить куклу-оберег Вербницу.

Кукла бытовала в Калужской губернии. Её делали для детей, с ней они ходили за вербой перед Вербным воскресеньем – считалось, что кукла освящает вербу. Какое-то время дети играли ею, а после убирали в свои сундучки. Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

   Вербное воскресенье всегда отмечалось в христианском календаре как светлый праздник. Известно, что верба священна в России, это одно из первых красиво цветущих весной деревьев. Кроме того, она считалась целебным средством от различных болезней. Освященная в храме верба, по мнению верующих, обладает магической силой. Люди глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезней, прогнать всякую хворь.

    В народной культуре верба – символ быстрого роста, умножения, иного плодородия. Первые остриженные волосы у маленького ребёнка клали на вербу, чтобы волосы быстро росли.

   Восточные славяне, стегая друг друга вербными ветками в Вербное воскресенье, среди прочего желали:»Будь здоров, как вода, расти, как верба».

Анализ предстоящей практической работы.

Из каких материалов выполняется кукла?

Из каких деталей она состоит?

Как детали соединены между собой?

Воспитатель. Делалась кукла Вербница на Вербное воскресенье или Пасху из Красного материала. Она символизировала женщину, идущую в церковь с веточкой вербы и узелком с куличом и яйцами.

Для изготовления Вербницы необходимы четыре прямоугольных (разных размеров) лоскута яркой ткани, нитки, тесьма.

Практическая работа.

1.Делаем скрутку из плотной ткани размером 15*10см.

Сверху накладываем комочек синтепона или ваты.

2.Лоскут размером 15*15см красного цвета сворачиваем по диагонали и помещаем в центр квадрата голову куклы. Формируем голову, обматывая у шеи красной ниткой.

3. Чтобы получилась грудь куклы, подкладываем кусочек синтепона и снова отделяем нитками.

4. Перевязываем талию, грудь крест-накрест тонкой красивой ленточкой или нитками.

5. Кончики свободных концов(рук) подгибаем вовнутрь на 1см и, отступив от краев по 0,5 см , закрепляем двмя-тремя витками белой нити.

6.Цветную юбку – лоскут размером 10*10см подвязываем выворотным способом наизнанку на уровне пояса.

7. Выворачиваем юбку на лицевую сторону.

8.Таким же способом надеваем передник, подпоясывая пояском из скрученных ниточек. На голову подвязываем ленточку, сверху платок  Вставляем веточку вербы и в руке привязываем узелок. Кукла готова.

Итог занятия

С какими материалами работали на занятии?

Что вы запомнили из рассказа о кукле Вербнице?

Выставка  и анализ работ.

Что  чувствовали при выполнении работы?

Какая кукла понравилась, почему?

Есть ли в ней настроение, характер?

Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"

Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной ...

Театральная кукла. Кукла- марионетка.

Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....