Классный час "Мир без нацизма"
классный час по теме

Хананеева Елена Михайловна

Данный материал можно использовать на классном часе, на уроке окружающего мира при изучении тем о Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_bez_natsizma.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цели:

  • формировать у обучающихся отношение ко Дню Победы, как к значимому празднику в жизни граждан России и семьи каждого ученика.
  • приобщать  детей  к общечеловеческой ценности «Отечество», формирование гражданской ответственности за судьбу своей Родины.
  • воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа. 

Задачи:

  • воспитание подрастающего поколения в духе здорового патриотизма и толерантности, восприятия себя  как гражданина своей страны, представителя какой-либо национальности и веры.
  •  предупреждение формирования в умах молодежи стереотипов, дезинформации и отторжения «чужого», которые приводят к проявлениям расизма и дискриминации.
  • формирование авторитетного общественного мнения, способного позитивно влиять на гармонизацию межэтнических, межконфессиональных отношений, снижение уровня агрессии и вражды в обществе.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация «Концлагеря»;
  • магнитофон, фонограммы, музыка.

Ход мероприятия:

 
Учитель:

Ребята, на днях  наша страна будет отмечать славный праздник 69-й годовщины со дня Победы Советского народа над фашистской Германией. Великую Победу одержал наш народ в годы войны 1941 -1945 годов. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. Кто потерял сына. Кто отца или мать, кто сестру или брата, друга. Поэтому в этот день  в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений и поздравляют тех, кто прошел войну, кто после войны налаживал мирную жизнь. Идет время, к сожалению все меньше остается ветеранов. Поэтому мы с вами должны        знать, помнить о        войне.
Сегодня наш урок посвящается жертвам нацизма в годы ВОВ, жертвам фашистского террора, людям прошедшим        ад.        
Урок памяти, посвящённый Героям Великой Отечественной войны, разрешите считать открытым.


 ( Звучит гимн России)


Учитель:
Война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которую только знало человечество. Германское командование готовило чудовищный план массового уничтожения и порабощения народов СССР. План предусматривал уничтожение, разобщение, выселение и превращение в рабов славянских народов. Гитлер заявлял: « Мы обязаны истребить население – это входит в нашу миссию охраны германской нации. Я имею право уничтожить миллионы людей из низшей        расы…»
Эта война, по замыслам Гитлера, должна была стать «блицкригом» - молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно и страшно прошедшие по Европе, были уверены в легкой и быстрой        победе         на        востоке.
Не по статьям и книгам, а из рассказов людей, прошедших эту войну, люди старшего поколения знают,        что        несла        идеология        нацизма.
Это была не просто война на поле боя. Сотнями тысяч угоняли из нашей страны юношей, девушек, детей в Германию. И сейчас ещё в музеях Германии сохранились перчатки, сделанные из человеческой кожи. В детских концентрационных лагерях над детьми проводили страшные опыты, апробируя новые лекарства, обескровливая детей для того, чтобы перелить кровь раненным фашистам.
Нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне близких, погибших в боях с фашистами или умерших от голода и холода. Поэтому каждый гражданин нашей огромной страны, тогда называвшейся Советским Союзом, хорошо знал, что: 


«Бой        идёт        святой        и        правый
  Смертный бой не ради славы, -
  Ради жизни на земле!»


Чехословацкий журналист Юлиус Фучик писал:
«Об одном прошу тех, кто переживает это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь честно и мужественно помогал нам в самые тяжёлые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня».

К концу войны, в 1945 году на территории одной Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тысяч узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных ими странах - Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии… Оторванных от Родины, от близких и родных узников фашисты использовали на непосильных работах - в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключённые гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания.


Бухенвальд – лагерь смерти на территории Германии. За период с 16 марта 1937 года по 31 марта 1945 года через его застенки прошло 238 980 человек, из них 56 545 человек были убиты, около21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года. Около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.

Равенсбрюк – самый большой женский лагерь, построенный на территории Германии. Предназначался для заключённых женщин всех национальностей. 92 700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли здесь себе могилу.

Майданек – лагерь массового уничтожения на территории Польши. В нём было истреблено 1,5 миллиона        человек.

Освенцим   так же был создан на территории Польши. Этот лагерь ( вместе с Треблинкой) - самый большой концентрационный лагерь и являлся комбинатом по уничтожению людей с использованием достижений техники. За годы его существования там было уничтожено более 4 миллионов человек – граждан СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии, Франции и других стран.


Учитель:
Освенцим. Разве можем мы быть равнодушными к злу?
Страшный призрак я вижу сквозь смрадную мглу:
Чёрным прахом дымятся на страшных кострах
Миллионы людей, превращённых в золу.

Слышу голос я жалобный, памятный мне,
Показалось на миг - наяву иль во сне? –
Стонет, плачет и кличет на помощь меня
Брат мой, ставший золой в этом адском огне.

Безуспешно полячка над пеплом стоит…
Нет любимого… Кто ей его возвратит?...
Льются слёзы, и пепел тускнеет седой,
Будто дождь ледяной его хмуро кропил.
В этой страшной, угрюмой, седой тишине
Образ брата погибшего видится мне!


Саласпилс – лагерь смерти в Литве. Из 600 тыс. узников, замученных и уничтоженных в 25 концлагерях, расположенных на территории Латвии, 100 тысяч погибло в Саласпилсе, из них – около 7        тысяч        детей.

Заксенхаузен - лагерь смерти, где 9 лет - с 1936 по 1945 – зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945годов - 33 тыс. Заключенных в начале весны 1945 года предполагалось уничтожить путём затопления барж в море. «Однако, - как в последствии признавались эссэсовские главари, - оставшиеся 45 тысяч заключённых не были утоплены, потому что быстрое продвижение Красной Армии помешало нам это сделать».

Ясиновац – концлагерь, который находился на территории Югославии; за время его существования в нём было замучено. Истреблено и уничтожено 70 тыс. человек.


Маутхаузен - название этого небольшого безвестного ранее австрийского городка стало синонимом массовых убийств. С лета 1938 г. по май 1945 г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122 767 человек было расстреляно, замучено, заживо сожжено.

 

Кроме этих зарегистрированных жертв десятки тысяч заключённых были расстреляны или задушены в газовых камерах сразу после доставки в лагерь без регистрации. 
«Плен – это страшная трагедия войны, но пока идёт война на Родине, мы должны бороться здесь, за колючей проволокой!» Эти слова принадлежат генералу Советской Армии Дмитрию Михайловичу Карбышеву. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года в лагере Маутхаузен он героически погиб от рук фашистских        палачей. Взбешённые от бессильной ярости палачи бросили отважного патриота в самый страшный лагерь - Маутхаузен. Но и там он не сдался, возглавил движение солидарности среди русских пленников, поддерживал истощенных и павших духом узников. От лица тысяч предъявлял требования палачам. В феврале 1945 года фашисты поняли, что война проиграна ими бесповоротно. В бессильной злобе они решили расправиться с генералом…
Его и ещё 700 узников, раздетых донага, палачи выстроили в ряд у так называемой «стены стонов», в самом отдалённом конце лагеря. Неподвижно стояли они три дня на трескучем морозе, каждый три часа палачи поливали их ледяной водой из шлангов. Трудно придумать пытку более жестокую, смерть более лютую. День за днём, час за часом ледяная корка сковывала тела, заживо превращая людей в ледяную глыбу. Так погиб Дмитрий Михайлович Карбышев….
Памятник «Непокоренный» - запечатлённый в мраморе призыв ко всему населению мира: « Люди! Будьте бдительны! Маутхаузен, Освенцим, Бухенвальд, Дахау не должны повториться! Никогда и нигде!»



  Звучит        «Песня         узников        концлагерей»         (Марк        Бернес)

Стихотворение «Минута молчания» (Пётр Давыдов)

 Ученик:
Минута величья и славы,

Минута признанья и слез…
Пусть будут ушедшие правы,
Пусть хватит им праздничных звезд! 

В молчании много печали.
У каждого счеты свои.
Мы помнить о Вас не устали!
Примите признанья в любви…

Мудрее на новом этапе
Смирились с далекой войной.
И я вспоминаю о папе,
Который вернулся домой.

С годами все кажется ближе,
Все стало ценнее вдвойне.
Спасибо за то, что ты выжил
На той беспощадной войне.



Фашистские застенки убили 11 миллионов жизней. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, заживо погребённых объявляется Минута молчания…


  Минута        молчания

Учитель:

Как же нужно, чтобы молодое, подрастающее поколение бережно относилось ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. «Особенно важно помнить: среди нас живут военные люди, относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами, не забывайте о них в сутолоке жизни… Помните: редкий из военных не ранен, все они лежали в промерзлых окопах, по многу дней не знали горячей пищи, по многу ночей не спали… Бывший солдат не станет вам жаловаться, не та закваска характера. Будьте сами предупредительными, не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за всё, что они сделали        для        вас…» ( из обращения к молодому поколению четырежды Героя Советского Союза Маршала Г. К. Жукова. Составлено по книге И. Комендантова «Рождённые побеждать» стр.        78).

Пусть дети встречают рассвет

Улыбкой ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе:

«Нет! Нет – грабительским войнам!

                 Нам нужен мир- тебе , и мне.

                 И всем на свете детям.

                 И должен мирным быть рассвет,

                 Который завтра встретим.

                                            Нам нужен мир, трава в росе,

                                            Улыбчивое детство.

                                            Нам нужен мир, прекрасный мир,

                                            Полученный в наследство.

Песня «Солнечный круг» в исполнении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Мир без нацизма"

Открытый урок "Мир без нацизма"...

Открытый урок "Мир без нацизма"

Данный урок был проведен в рамках Всероссийского конкурса "Мир без нацизма" Участниками этого урока могут стать учащиеся начальной школы. В данном случае ученики 1- 3 классов. В разработке использован...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...