Классный час «Путешествие в Страну Опрятности» (этическая игровая программа)
классный час (2 класс) на тему

Обросова Наталья Геннадьевна

Классный час «Путешествие в Страну Опрятности» (этическая игровая программа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mm4.rar14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Обросова Наталья Геннадьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

Классный час

«Путешествие в Страну Опрятности»

(этическая игровая программа)

Из опыта работы

Обросовой Натальи Геннадьевны,

учителя начальных классов

Губкин 2006

Цели:

- воспитание этических норм поведения;

- развитие потребности в аккуратности, в соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды.

Оборудование: карта путешествия

Ведущие: Опрятинка (девочка) и Аккуратинка (мальчик). Шестиклассники - бывшие ученики.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Игровая ситуация

«Знакомство с Аккуратинкой и Опрятинкой»

Появляются два аккуратно одетых ученика.

Аккуратинка: Рад сегодня повстречаться, С вами, милые друзья,                     О культуре пообщаться,                                                                       К этикету приобщаться,                                                       Ведь, наверное, не зря,                                                Аккуратным звать меня.

Опрятинка:    Ну а я - его подружка,                      Как с иголочки всегда.                Ведь опрятность - не игрушка, Знаю твердо я, друзья.                       И поэтому не зря                      Звать Опрятинкой меня.

Аккуратинка: Приглашаем вас в страну,   Где законы на посту. Аккуратным быть обязан, С этикетом будешь связан, Чтоб увидел за версту.

Опрятинка: Уважаемые и распрекрасные! Приглашаем вас побывать в нашей необычной Стране Опрятности. Только у нас в Стране вы узнаете о культуре одежды, внешнего вида, чистоте тела и этикете поведения. Будьте внимательными и взаимовежливыми. Отправляемся в Страну Опрятности.

Аккуратинка: Но перед тем как перейти Гигиеническую улицу нашей Страны, давайте проверим готовность к путешествию.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Дорогие ребята! Сейчас я буду называть стихотворные поговорки, а окончания их вы должны ответить хором. Готовы?

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый ...»   (день).
  • Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь... («Здравствуйте!»).
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого... («Спасибо!»).
  • Когда бранят за шалости, говорим: «Прости (пожалуйста)».
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы... («Спасибо!»).
  • И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь... («До свидания!»).
  • Всем вам с большой любовью желаю крепкого... (здоровья).

Опрятинка: Спасибо всем за игру. Так незаметно мы подошли к первой улице нашей страны Опрятности. Как она называется? Если вы были внимательными, то название этой улицы уже упоминалось, а если не помните, то догадаетесь из нашего разговора.

Игровая этическая ситуация

«По улице Гигиенической»

Аккуратинка: Посмотрите на ваши руки. Немытые руки одного человека - это признак недостаточной культуры и угроза его личному здоровью.

Немытые руки многих - настоящее бедствие, болезни, эпидемии. И как не согласится с известным высказыванием: «Чем больше издерживает человек по утрам мыла и воды, не ограничиваясь только лицом и руками, тем во многих отношениях он будет чувствовать себя счастливее в течение дня...».

Опрятинка: Человек может не употреблять никаких духов и косметических эссенций, которые могут быть названы весьма спорным и сомнительным предметом роскоши, но не следует щадить мыла и воды...

Гигиена есть, на самом деле, ветвь этики, или даже ее сестра. Как тело трудно отделить от души, так трудно гигиену отделить от этики.


Аккуратинка: Итак, будем чистыми, потому что это залог здоровья, потому что нечистоплотность - проявление пренебрежения к другим людям и оскорбление их эстетического чувства, потому что невозможно неопрятному и грязному человеку уважать себя.

Опрятинка: Есть ли при вас носовой платок? Достаньте его: так ли он безупречно чист, как следует? (Ответы учеников).

-        Вспомните, в прихожей вашей квартиры или дома стоит обувь, в
которой вы или ваши родственники вернулись с улицы. Приведена ли она
в порядок, или вы это сделаете после нашей встречи, когда придете домой
из школы?
(Ответы учеников).

-        Припомните, пожалуйста, сегодня утром вы мыли шею и уши?
(Ответы).

Аккуратинка:

  • Если сейчас, сию минуту, вас пригласят в кабинет врача для осмотра, не испытаете ли вы неловкость за свое белье? (Ответы).
  • Как вы думаете, подходит ли к воротникам и манжетам вашей блузки или рубашки эпитеты: «белоснежные», «абсолютно чистые», «свежие»?

Аккуратинка: Наверное, достаточно. На эту тему даже неудобно разговаривать, настолько тут все ясно и бесспорно. Ее можно было бы не затрагивать, если бы кое-кто из ребят не относился к вопросам чистоты и гигиены с некоторым пренебрежением.

Пройдет время, мальчики, допускающие сейчас особое невнимание к чистоте своего тела, рук и шеи, в большинстве своем станут опрятными и аккуратными людьми.

И все же, не забывайте, что только сейчас мы перешли улицу...

(ученики должны назвать - «Гигиеническую») Страны Опрятности.

Игровая ситуация

«В парке Красивой Одежки»

Опрятинка: Ой, ребята, мы подошли к моему любимому парку Красивой Одежки. Давайте погуляем по нему. Есть такая точка зрения: человек стал одеваться, чтобы оградить свое тело от действия стихий - холода, жары, солнца, воды, ветра, пыли и т.д. Казалось бы, абсолютно верно. Оказывается, кроме задачи защищать тела своих владельцев, одежда имела и другое значение: она рассказывала о своем хозяине (добычливый ли он охотник, каково его общественное положение, богат ли он и многое другое). Но вот перед нами одежда совсем простых людей: холщевая рубаха украинского пахаря, крестьянина, может быть даже крепостного, и кухлянка короля-оленевода, у которого оленей то своих не было, он пас стадо шамана. На рубахе - национальная вышивка, кухлянка красиво отделана мехом, замшей, бисером. Спрашивается: может быть, вышивка делает рубаху прочнее и долговечнее? Или красивый узор утепляет кухлянку? Нет, конечно. Тогда для чего же народные мастерицы так много труда и времени вкладывали в простую одежду?

Аккуратинка: У одежды есть и третья задача, третья функция -испокон веков она украшает человека. Именно поэтому, кроме серого холста, люди придумали шелк, батист, ситец, штапель, бархат, парчу, шифон и много других тканей. Всех цветов, оттенков, сочетаний. Костюм идущего по улице человека не всегда откроет нам, кто этот человек, как он работает, а поведает о другом: есть ли у него вкус, достаточно ли высок уровень его общей культуры.

А теперь посмотрим в зеркало на себя. Если нас будут так же внимательно и придирчиво рассматривать, интересно, что скажет о нас наша одежда, какие черты и качества характера она раскрывает окружающим.

Опрятинка: Давайте всегда помнить начало известной русской пословицы: «Встречают по одежке, провожают - по уму».

Ум, духовное богатство - главное.

Но встречают-то по одежде!

Аккуратинка: А теперь немного отвлечемся, ведь в парке Красивой Одежки не только все аккуратно одеты, они еще и все вежливые. Давайте поиграем в небольшую игру, которая так и называется «Привет». Я буду читать стихотворение, а вы дружно повторять слово «Привет!». Только надо быть внимательными:

Кричите там, где это нужно,

Кричите громко, дружно, дружно!

  • Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему... Привет!
  • С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой... Привет!
  • При встрече через много лет вы крикнете друзьям... Привет!
  • И улыбнуться вам в ответ от слова доброго... Привет!
  • И вы запомните совет: дарите всем друзьям... Привет!
  • Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы... Привет!

Опрятинка: Молодцы! А теперь мы подходим к переулку Пяти правил об одежде. Переулок всегда сложно переходить. Так и в нашей Стране Опрятности это надо сделать особенно внимательно. Приготовились?

Игровая ситуация

«Переулок Пяти правил об одежде»

 Учитель: Ребята, я внимательно следила за вашим путешествием по стране Опрятности. Вы правильно себя вели. Теперь я хочу помочь нашим гостям и вместе с вами угадать эти пять правил. Давайте сформулируем первое правило, которое никогда не забывают люди с хорошим вкусом и здравым смыслом:

1. Не может быть красивым то, что может нанести ущерб своему здоровью.

Следующее правило тесно связано с первым и звучит так:

2. Одежда должна соответствовать своему назначению.

Чтобы убедиться, правильно ли вы поняли это правило, решите, пожалуйста, простую задачу:

… Соседскому мальчику купили чудесный спортивный костюм, эластичный, с трехцветным кантом, весь в застежках и карманах. Товарищ пригласил мальчика на день рождения. «Пойду в олимпийке!» - заявил он дома. Мать не позволила. Разозлился и вообще не пошел. Кто, по-вашему, прав? {Ответы учеников).

Очень распространенное заблуждение, будто дома можно ходить в чем угодно, хоть в костюме, который с огородного пугала снят.

Запомни: по назначению, одежду можно делить на три вида: домашняя, рабочая и нарядная. Многие, и взрослые в том числе, считают: главное -  заботиться о нарядной одежде. За рабочей тоже надо следить, все-таки на работе люди тебя видят. А дома в чем хочу, в том и хожу, мое дело. Неправильно! Основное дело нашей жизни - работа. Одежда должна быть удобной и красивой, тогда работаться будет очень хорошо. Рабочей одежде - главная забота.

Большую часть своего времени мы проводим дома. Здесь живут наши близкие, которых мы любим и которые нас любят. Почему же они должны видеть нас некрасивыми? Проведите такой опыт: в воскресенье с утра наденьте старенький, рваный, без пуговиц халат или костюм, босые ноги засуньте в шлепанцы. Уверяю вас, весь день пройдет шиворот-навыворот. И, наоборот: с утра причешитесь, как следует, наденьте свежее домашнее платье или выглаженные джинсы со старенькой, но чистой рубашкой, носки или гольфы, аккуратные, не стоптанные тапки... Совсем другой день получится.

После рабочей одежды, домашняя - на втором месте.

О нарядной одежде, конечно, тоже надо заботиться. И вот тут-то мы довольно часто сталкиваемся с двумя типичными ошибками. Кое-кто, чаще всего девочки, относятся к своим нарядам прямо как к музейным реликвиям: примеряют, любуются, подружкам показывают, а надевают редко-редко, как говорят, «на выход». В будние дни ходят в затрапезном виде, прямо по пословице: «В праздник белоличка, в будний день «чумичка». А другие, наоборот, не успели им купить одежду покрасивее, сразу облачились и пошли. На субботник, так на субботник, на кросс, значит на кросс, гулять, так гулять, даром, что на улице дождь и грязь. А то и вовсе на диване валяются или на кухне посуду моют в новом костюме. Неразумно и небережливо!

А теперь сформулируем третье правило.

3. Одежда должна соответствовать возрасту.

Объясните, пожалуйста, как вы понимаете это правило?

(Учитель выслушивает рассуждения учащихся).

Следующее правило гласит:

4. Одежда должна соответствовать индивидуальным особенностям человека.

Объясните и докажите, почему надо одеваться «по возрасту», а не надевать в школу туфли на каблуке старшей сестры?

(Учитель выслушивает рассуждения учащихся).

И, наконец, последнее правило:

5. Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.

Посмотрите по сторонам. Вот девушка идет в легком и нарядном платье со спортивной сумкой. Сумка тоже часть костюма. Платье предназначено для вечера, для праздника, а сумка - для спортивных тренировок. Эти части костюма не соответствуют друг другу по назначению. Правило нарушено. Теперь посмотрите на этого парня. Лакированные ботинки, черные бархатные брюки, клетчатая ковбойка и джинсовая кепка с большим козырьком. Правило нарушено.

Вообразите себе девочку в зеленой юбке, желтой блузке и красной косынке. Нравится вам ее костюм? А теперь мысленно представьте себе, что вы смотрите на нее через три круга, вырезанных на листе бумаги. На что похоже? Правильно, на светофор. Части костюма плохо, грубо подобраны по цвету. Правило нарушено.

Вывод: все предметы и части костюма должны соответствовать и сочетаться друг с другом, по назначению, по цвету, по ткани, по стилю.

Вот, пожалуй, и все. О разных тонкостях вы узнаете, когда станете старше. А эти пять правил, наверное, можно считать той почвой, на которой вырастает умение одеваться по вкусу.

Опрятинка:    Мы прошли по всей Стране,                                                    Побывали мы везде,                                                                                                    Грязным быть, мои друзья,                                                                             Нежелательно всегда.

Аккуратинка: За одеждой последите,

На других всегда смотрите. Аккуратным быть всегда Призываем вас, друзья.

Опрятинка:           Время быстро пролетело,

Нам пора в другое дело.

Расстаемся. Все! Пока!

К новым встречам, детвора!

Аккуратинка: Вам понравилась Страна? Отвечайте дружно... Да!

Подведение итогов классного часа

Ребята, какие вы знаете пять правил об одежде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час Путешествие в страну чистоты и порядка

Классный час учит детей быть всегда чистыми и аккуратными, дружить с мылом, расчёской и зубной щёткой....

Классный час "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....

Классный час "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....

Путешествие в страну Опрятности и Аккуратности

Сценарий праздника на основе здоровьесберегающих технологий...

Классный час: Путешествие в страну "Здоровья".

Материал - презентация, которую можно использовать на классном часе "Здоровый образ жизни"...

Программа внеурочной деятельности классного руководителя "Путешествие по стране Фантазия"

Данная программа рекомендуется для обучающихся 1-4 классов. Цель программы: организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося....