Коррекционное занятие «Дорога в космос»
план-конспект занятия на тему

Дашко Оксана Николаевна

Данное мероприятие проводилось в рамках празднования Дня российской космонавтики. Занятие проходило в форме игры-путешествия. Цель: приобщение учащихся к техническому творчеству, занятиям техническим моделированием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_korrektsionnoe_zanyatie_doroga_v_kosmos.docx175.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат III – IV вида г. Армавир Краснодарского края

Коррекционное занятие

«Дорога в космос»

Разработала:

Дашко О.Н.

Армавир

2014 г.

Цель: приобщение учащихся к техническому творчеству, занятиям техническим моделированием.

Задачи:

  • Расширение знаний обучающихся о космонавтике;
  • Развитие познавательного интереса, любознательности, фантазии, смекалки, творческих способностей учащихся;
  • Воспитание чувства взаимопомощи  и умения работать в коллективе;
  • Дать первоначальные знания о космической ракете, об устройстве и назначении;
  • Корригировать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие, мышление и воображение;

Материалы и оборудование: плакат с изображением карты путешествия, кроссворд, викторина, образцы моделей ракет(для двух команд), полоски из гофрокартона, клей. Карточки с разрезанными словами. Музыкальное сопровождение занятия. ТСО (компьютер, колонки). Слайд-фильм о космосе. Макеты ракет для гимнастики для глаз, смайлики. Толковый словарь.

Ход занятия.

1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к занятию, объявление темы занятия)

- Здравствуйте, ребята, Здравствуйте,  уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем коррекционном занятии.

12 апреля наша страна отмечает одну знаменательную дату. Какую? (День космонавтики.)

- 53 года со дня первого полета Ю. А. Гагарина в космос. 

Ученик 1:

Сказал "поехали" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.

Махмуд Отар-Мухтаров

Слайды о космосе

Ученик 2: Издавна человечество стремилось к звездам. С незапамятных времен люди мечтали о полетах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далеким таинственным мирам.  И постепенно их мечты становились  реальностью.

Слайд «К.Э Циолковский»

Ученик 1: В начале 20 века  Константин Эдуардович Циолковский высказал идею о том, что в скором времени человек проникнет в космос. Он так же сформулировал идею создания космических околоземных станций, состоящих из нескольких космических кораблей.

Слайд « Ю.А.Гагарин»

Ученик 2: 12 апреля в 1961 году советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет  в космос на космическом корабле «Восток», он за 1 час 48 минут облетел земной шар и вернулся на Землю. Своим героическим подвигом Ю. А. Гагарин обозначил важнейшую дату космической эры – начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос. Космический корабль «Восток» сконструировал конструктор Сергей Павлович Королев.

Слайды с изображениями космоса, ракет и т.п.

Ученик 1: Этот день стал у нас днем всенародного ликования. Миллионы людей приветствовали первого космонавта Земли, как национального героя.

Ученик 2:

Прошли годы. В космос уже не только нашей страной, но и некоторыми другими государствами были запущены искусственные спутники и множество  космических кораблей.

Ученик 1:

Бороздя космическое пространство, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты других стран.

И не раз космонавтам задавали вопрос: «С чего начиналась дорога в космос?» И ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив. 

- Именно такие ребята собрались сегодня: любознательные, настойчивые, трудолюбивые.

2. Основная часть.

Ребята, сегодня у нас свами необычное занятие – мы отправимся в путешествие.

- Давайте немного помечтаем. Представьте себе, что это не классная комната, а это огромный космодром, а вы космонавты.

- И сейчас нам с вами предстоит совершить космический полёт. В полёт отправляются 2 космических корабля со своими экипажами. (Дети делятся на 2 команды)

Вам надо выбрать капитана, который поведёт ваш экипаж к далёким планетам и придумать название своей команде. (выбираются капитаны)

А на чем мы отравимся, вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (приложение)

- Какое слово получилось по вертикали? (Ракета). Правильно!

Отправимся в полет мы на ракете (прикрепляю ракету на карту) Это карта нашего путешествия.

- Итак, нам предстоит совершить полет на планету «Мастерилка», где каждый из вас почувствует себя настоящим конструктором. Но, чтобы добраться до планеты «Мастерилка», нам надо посетить еще 2 планеты.

- Экипажи готовы совершить космический полет? Наши корабли отправляются в полёт.

Даю команду! На старт! Стартовая готовность 5 секунд.

Пять, четыре, три, два, один! Поехали!

Звук, имитирующий полет ракеты.

Мы взлетели! Итак, первая -  планета «Почемучка».

На этой планете все слова перепутались, давайте поможем ее жителям собрать слова. Соберите за 3 минуты  из частей слова.

- Какие у вас получились слова? (Скафандр, луноход, комета, иллюминатор, спутник).

Объяснение значений слов.

- Ребята, если вы затрудняетесь с ответом, то можете воспользоваться толковым словарем. (В словаре сделаны закладки для облегчения поиска значений слов, ответы  сопровождаются показом слайдов)

- Что такое скафандр? Луноход? Комета? Иллюминатор? Спутник? (ответы детей).

- Молодцы, справились с заданием, а на пути у нас следующая планета – «Всезнайка» Вам необходимо ответить на вопросы викторины.

Викторина. (Приложение)

Физкультминутка.

Руки ставим все в разлет

Отправляемся в полет.

Раз – на цыпочки подняться,

Надо всем друзья размяться

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза 3

3 – руками помахали

Наши рученьки устали.

На 4 –руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза 2,

6 – за дело нам пора.

3. Практическая часть.

- Молодцы, и с этим  справились с заданием, Ребята, посмотрите, мы на планете «Мастерилка».

 Чтобы вернуться на Землю, Вам предстоит изготовить модель ракеты из гофрополосок в технике квиллинг (бумагокручиние). Бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

- Внимательно рассмотрите модель ракеты. Что же такое космическая ракета?

 Это летательный аппарат с реактивным двигателем, его задача – доставлять груз в космос (спутник, космический корабль (пассажирский или грузовой)).

- Кто может назвать части ракеты? (обтекатель, корпус, стабилизаторы).

Груз размещен на самом верху ракетоносителя, где находится головной обтекатель – часть, защищающая корабль от раскаленного воздуха. Он сделан из прочного материала, воздух обтекает его со всех сторон и корабль не сгорает. Следующая часть ракеты – корпус. Стабилизаторы – специальные приспособления, чтобы ракета держалась в полете ровно и устойчиво. Таково устройство ракеты.

- Давайте повторим  части ракеты.

Обратите внимание, приступая к выполнению задания, соблюдайте технику безопасности. На столах соблюдайте порядок. 1. Для работы  нам понадобиться клей ПВА либо клей "Титан", гофрированные полоски, а также нам понадобиться клеевой горячий пистолет, палочка для склеивания деталей и немного терпения. Готовы? Тогда за работу!

2. Сначала мы сделаем корпус ракеты. Берём длинные гофрированные полоски коричневого, синего, зеленого и желтого цветов. Они уже склеены между собой. Таких склеенных полосок у вас должно быть 8.

3. Далее, скручиваем полоски в таблеточки (или роллы). Старайтесь крутить их туго, что бы они не раскрутились, конец приклеивайте клеем. Вот так должно получиться! (показ)

4. Сначала мы сделаем корпус ракеты. Для корпуса надо3 ролла коричневого и 3 ролла синего (зеленого)цвета. Приступаем к сборке корпуса. Теперь роллы  надо склеить одна на другую, как башенку.

5.Приступаем к изготовлению носовой части нашего корабля (обтекателя) и двигателя, который находится в нижней части корабля. Для этого берем в руку желтую  таблетку. Обхватываем таблетку пальчиками, а большие пальцы заводим внутрь таблетки и начинаем аккуратно выдвигать таблетку по спирали.

Лучше всего начать выдвигать таблетку для носа мизинчиком. Придерживайте  таблеточку, что бы она не выскочила из рук. Не спешите, таблетка может распуститься, тогда придётся заново её скручивать.

6. А вот носовая часть корабля должна быть острой, но помните, нельзя спешить. Делайте всё аккуратно!

Нижняя часть должна быть тупой.  Вот так постепенно у вас выдвинется нос корабля! ( Показ) А вот и носовая часть корабля. (Показ)

- Посмотрите, это сопло главного двигателя, через него будет вырываться огонь во время работы двигателя. Его конец тупой. А основание должно быть устойчивым, чтобы держать наш корабль в вертикальном положении.

- Обратите внимание на то, что если не проклеить детали внутри, сделав лучики клеем, то таблетка может собраться обратно в исходное положение, или распуститься. Поэтому её обязательно внутри зафиксируем  горячим клеем. В этом нам помогут наши помощники. Изготовив детали, подойдите к ним для приклеивания.

7. Следующий этап сборки ракеты.  Наш корабль при посадке на планету должен уметь планировать, как самолёт. Поэтому он оснащен  крыльями.

Надо из более коротких желтых полос скрутить таблетки.

- Теперь необходимо придать форму крыльям! Берём таблетку пальцами одной руки до середины, а большим и указательным пальцами второй руки зажимаем или вытягиваем таблетку. Похоже на капельку.

- А теперь берём таблетку-капельку за острый вытянутый носик и начинаем прищипывать с двух сторон таблетки-капельки углы. Вот так!

8. Приступаем к сборке ракеты.

Приклеиваем носовую часть и нижнюю часть. Смазываем стороны крыльев клеем и приклеиваем к корпусу.

9. Осталось только сделать иллюминаторы. Каждую такую узкую полоску скручиваем в тугой ролл и приклеиваем к корпусу. Наш корабль готов!

(Звучит тихая музыка при выполнении практической работы.) 

Гимнастика для глаз.

- Космонавты сильные, смелые, здоровые. Хотите быть такими же?

Выполняем зарядку для глаз: берём в руки маленький макет ракеты и по команде выполняем несколько упражнений для глаз.

Итак, ракеты готовы! Получились отличные модели, и мы возвращаемся на Землю.

Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на Землю приземлились. Наш полет прошел успешно.

4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Что нового узнали на сегодняшнем коррекционном занятии?

- Что больше всего понравилось?

- Если путешествие вам понравилось, прикрепите на свою ракету веселый смайлик, если нет-грустный.

- Будущее приближается к нам не только стрелками наших часов. Огромное количество людей прикладывает к этому титанические усилия. Какой станет техника в 2050 году, можно только предполагать. Правда, кое-что можно предсказать довольно уверенно: ясно, что поезда пойдут гораздо быстрее, искусственные спутники Земли будут крупнее, а компьютеры - мощнее.

- Наше занятие окончено. Всем спасибо. До свидания.

 

Приложение

Кроссворд.

  1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках.(Ковер-самолет)
  2. Летит птица, а внутри народ сидит. (Самолет)
  3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка)
  4. Заворчу, заверчу, в небеса улечу. (Вертолет)
  5. Первый искусственный космический аппарат Земли. (Спутник)
  6. Летательный аппарат Бабы Яги. (Ступа)

         Смело в небе проплывает,

Обгоняя туч полет

Человек им управляет,

Что же это...? (самолет)

Поглядишь и сам не веришь

Самолет не самолет

Крыльев нет, вверху пропеллер,

Что же это...?  (вертолет)

Викторина.

1) Назовите самую дальнюю планету Солнечной системы.

а) Марс

б) Плутон

2) Кто изобрёл первый летательный аппарат для освоения космоса?

а) К. Э. Циолковский

б) Леонардо да Винчи

3) В каком году Ю. А. Гагарин совершил полёт в космос?

а) 1959г.

б) 1961 г.

4) Первая женщина-космонавт:

а) Светлана Савицкая

б) Валентина Терешкова

5) «Комета» в переводе с греческого означает:

а) «хвостатая»

б) «носатая»

6) Созвездия – это группы звёзд, которые образуют

а) рисунок

б) надпись

7) Главным конструктором космического корабля «Восток» был:

а) Сергей Королёв

б) Юрий Гагарин

8) На Луне до сих пор сохранились следы американских астронавтов, которые там побывали, потому что:

а) Луна лишена атмосферы и там нет ни ветра, ни дождя.

б) у луны есть атмосфера, а следы астронавтов сильно заморожены.

9) Полярная звезда называется так, потому что:

а) она находится над Северным полюсом (поэтому в северном полушарии по ней могли ориентироваться моряки)

б) над Южным полюсом

10) Самые горячие звёзды

а) белые и голубые

б) жёлтые и красные

11) Солнце – это:

а) красная звезда

б) жёлтая звезда

12) Как звали героиню произведений писателя-фантаста Кира Булычёва?

а) Агата

б) Алиса

13) Полярное сияние можно увидеть:

а) на экваторе

б) на Северном полюсе

Физкультминутка.

Руки ставим все в разлет

Отправляемся в полет.

Раз – на цыпочки подняться,

Надо всем друзья размяться

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза 3

3 – руками помахали

Наши рученьки устали.

На 4 –руки в боки,

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза 2,

6 – за дело нам пора.

Иллюминатор - застеклённое,  круглое, окно летательных аппаратов. Круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. 

Спутник - небесное тело, обращающееся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта (например, планеты) в космическом пространстве, под действием гравитации. Различают искусственные и естественные спутники.  

Скафандр - специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека от внешней среды. Части снаряжения образуют оболочку, непроницаемую для компонентов внешней среды. Скафандры в основном подразделяются на водолазные, авиационные и космические.

Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид, обращающееся вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.

«Луноход» - серия советских дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов для исследования Луны.

Смайлики для рефлексии

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/Smiley.svg/800px-Smiley.svg.png             Смайлик '8             

Литература.

1. 2002 г. Всемирная энциклопедия космонавтики. М., Военный парад, т.1, 504с.

2. 2006 г. Успенский Г.Р. Космическая хроника. М., Инвестиция, 213с.

3. http:// Nashivkosmose.ru

4. http://ru.wikipedia.org/

5. http://www.kocmoc.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дорога в космос

Классный час во 2 классе, посвященный дню космонавтики...

Дорога в космос начинается с мечты...

Интерактивная игра для учащихся 3 - 4 классов. Можно сделать два мероприятия: рассказ о первом космонавте Ю.Гагарине и о ближайших "соседях" нашей планеты....

Исследовательская работа "Ракета-дорога в космос"

Исследовательская работа ученика 2 класса "Ракета-дорога в космос"...

Мероприятие СВОЯ ИГРА "По дороге в космос"

Мероприятие посвящено 50-летию полёта в космос Валентины Терешковой....

Мероприятие СВОЯ ИГРА "По дороге в космос"

Мероприятие посвящено 50-летию полёта в космос Валентины Терешковой....

Конспект открытого занятия-викторины "Дорога в космос"

Занятие подготовлено группой студентов МПГУ Дефектологического факультета кафедры инклюзивного образования Институт детства под руководством Шуваловой Л.Н....

Конспект коррекционного занятия по теме "Космос" ЗПР 1 класс

Конспект занятия на +/- 15 минут по теме "Космос" для детей с ОВЗ (в данном случае - ЗПР)...